Проблемы и задачи будущих исследований
Вопрос о различиях полов десятилетиями привлекал внимание специалистов по общественным паукам, а при наличии все возрастающего интереса к культуре можно с уверенностью предположить, что проблемы, связанные с объединенным воздействием данных переменных будут по-прежнему интересовать исследователей. Несмотря на тот факт, что мужчины и женщины в биологическом плане имеют больше сходства, чем различий, как представители традиционного общества, так и те, кто принадлежит к-современному обществу с развитой промышленностью, за- кономерно предполагают наличие качественных особенностей жизни человека в зависимости от его половой принадлежности. А значит, психологи и дальше будут заниматься исследованием причин этих различий как в рамках одной культуры, так и в кросс-культур ном аспекте. Теории и методы тендерных исследований Будущие исследования, касающиеся взаимодействия пола и культуры, будут нуждаться в убедительных теориях и новых методологиях для комплексного изучения тендерных проблем в различных социокультурных системах. В США современные теории, которые обращаются к атрибутам маскулинности или феминпнности, становятся многофакторными (Ashmore, 1990; Spence, 1993), при этом эмпирические исследования подтверждают правильность такого подхода, выявляя отсутствие взаимосвязи между различными тендерными аспектами или же связи несущественного характера (Twenge, 1999). К настоящему моменту многофакторный подход еще не прошел апробацию на других культурных группах, что позволило бы проверить, насколько взаимосвязь различных тендерных аспектов, таких как личностные особенности, предпочтения, связанные с выбором профессии, виды досуга, а также взаимоотношения личного и социального характера находятся под влиянием культуры.
Перспективные новые методики оценки личности могли бы способствовать исследованию тендерных представлений в разных культурных группах. Пятифактор- ная модель личности (McCrae & Costa, 1990, 1997) предполагает, что наиболее существенные особенности человеческой личности можно объяснить, используя пять основных характеристик: экстраверсия, согласие, сознательность, эмоциональная устойчивость и открытость. Данная модель успешно применялась в различных обществах (Church & Lonner, 1998) и недавно была использована для изучения тендерных стереотипов в 27 странах (Williams et al., 1999; Williams, Satter-white, Best & Inman, 2000). Данную модель действительно можно использовать для исследования и других тендерных представлений, таких как проблемы эго и идеального Я мужчин и женщин, представлений об идеальной жене, идеальном муже, отце или матери. Использование методов исследования личности общего характера при изучении тендерных понятий позволяет установить связи с существующими теориями и обеспечивает возможность сравнения разных исследований и разных концептуальных доменов. Другим методом, нашедшим широкое применение в разных концептуальных сферах, который использовался на 23 языках в 23 культурных группах, является семантический дифференциал Остуда и его коллег (Osgood, May, Miron, 1975; Osgood, Suci & Tannenbaum, 1957). Данная методика оценивает аффективное или коннотативное значение, связанное с определенным объектом (человеком, понятием, событием, предметом), и позволяет определить показатели, связанные с оценкой (привлекательность), потенциальными возможностями (сила) и деятельностью. И, наконец, Контрольная таблица прилагательных (Gough & Heilbrun, 1980), в которой собраны 300 прилагательных, используемых при описании личности, и которая была переведена более чем на 20 языков, была использована Уильямсом и Бест (Williams & Best, 1990a, 1990b) в исследовании, которое было описано
выше [2]. Данный метод широко применялся для кросс-культурного сравнения тендерных представлений. Оценка культурных факторов Отдельные культуры, как и отдельные личности, уникальны, нет двух культур, которые были бы точным подобием друг друга. Выходя за пределы простого описания или конкретных гипотез, традиционная наука не слишком хорошо справляется с этой уникальностью, предпочитая сосредоточить свое внимание на моментах общности, таких как системы классификации. Чтобы изучить влияние культуры как предпосылки или независимой переменной, исследователи распределили общества по категориям на основе множества признаков. Общества классифицировались в соответствии с моделями проживания (например, патрилокальные, неолокальные), культурными ценностями (например, индивидуализм-коллективизм по Хофстеде — Hofstede, 1980; автономия-устойчивость, иерархия-господство по Шварцу — Schwartz, 1990) и межличностными отношениями (например, горизонтальные/вертикальные по Триандису — Triandis, 1995). При использовании таких классификаций культура может рассматриваться как всеобъемлющая объяснительная схема для множества феноменов или как набор ценностей, норм или установок. В том и в другом случае предполагается, что культура оказывает прямое или опосредованное влияние на поведение (Lonner & Adamopoulos, 1997). Различные системы классификации подвергались критике за то, что носили чрезмерно общий характер и не принимали во внимание ситуационные переменные. Например, в определенных ситуациях человек может вести себя как индивидуалист (на работе), а в других — как коллективист (в семье), что иллюстрирует важность ситуации. Мацумото и его коллеги (Matsumoto, Weissman, Preston, Brown & Kupper-busch, 1997) учли это обстоятельство, сочетая исследование культуры с исследованием ситуации, при оценке поведения индивидов в отношении индивидуализма/ коллективизма в четырех различных социальных контекстах. Подобные тонкости при определении культуры необходимы для более глубокого осмысления того, как культура и конкретные культурные практики влияют на поведение.
Вопросы, связанные с развитием Будущие исследователи тендерных представлений в различных культурных группах должны обратиться к вопросу, каким образом социальные связи и социальное поведение меняются с возрастом. Маккоби (Maccoby, 1990) говорит о том, что в ША мальчики в возрасте 2 года 9 месяцев не реагируют на устные запрещения своих товарищей-девочек. Она высказывает предположение, что общение с невосприимчивыми партнерами вызывает неудовольствие девочек, поэтому они избегают мальчиков. Это ведет к тому, что представителям собственного пола отдается предпочтение при выборе товарищей по играм, причем данные о таком предпочтении были выявлены во множестве разных культурных групп (R. L. Munroe et al., 2000). Тем не менее причины такого предпочтения до сих пор не исследовались в кросс-культурном контексте. Кроме того, Маккоби (Maccoby, 1990) говорит о том, что социальные группы, состоящие из представителей мужского пола, в большей степени интересуются проблемами лидерства и проникнуты духом соперничества, при этом мальчики часто используют угрозы, командуют и хвастаются своей силой. Девочки, напротив, в большей степени склонны к выражению согласия, они готовы промолчать, чтобы дать своему партнеру возможность высказаться. Маккоби полагает, что процессам, происходящим в семье, придавалось слишком большое значение в формировании соответствующих аспектов поло-ролевого поведения, и подчеркивает при этом значимость влияния групп сверстников. Диапазон вариаций и многообразие взаимоотношений*в семье и отношений со сверстниками, которое наблюдается в разных культурных группах, дает исключительную возможность изучения формирования социально-ролевых тендерных установок. Специалисты по кросс-культурным исследованиям только приступают к исследованию данных вопросов, связанных с формированием социального поведения детей в других обществах. Выводы Ввиду количества и разнообразия материала, рассмотренного в данной главе, любые итоговые замечания должны носить самый общий характер. Наибольшее впечатление производит открытие того, что панкультурное сходство в половых и тендерных вопросах является гораздо более ощутимым, чем культурные различия. В самом деле, структуры взаимоотношений мужского и женского пола в разных социальных группах удивительно схожи. Относительно незначительные биологические различия между полами могут усиливаться или смягчаться в ходе культурных практик и социализации, в результате тендерные различия в ролевой ориентации и повелении обычно носят умеренный характер, однако в некоторых случаях являются культурно значимыми. Прибегая к спортивной метафоре, можно сказать, что тендер не создает новой игры в мяч в каждой культуре, однако вносит относительно незначительные изменения в правила очень старой игры в мяч. Следовательно, есть основания говорить о панкультурной модели с некоторыми вариациями, которые определяются влиянием конкретной культуры.
В определенном отношении удивительно, что многие кросс-культурные исследования, касающиеся тендерных проблем, не имеют теоретической базы, хотя существует несколько исследований, согласующихся с различными гипотезами, которые являются производными существующих теорий. Для дальнейшего совершенствования тендерных представлений будущие исследования должны рассмотреть теоретические вопросы, связанные с влиянием культуры на поведение. Лонгитюдные исследования обществ, которые находятся в состоянии стремительного социально-экономического развития, могут быть посвящены вопросу о том, будут ли тендерные представления трансформироваться в том направлении, которое прогнозирует теория. И наконец, исследования в различных сферах общественной науки и науки, занимающейся изучением поведения, часто проводились в отрыве друг от друга. Немногие исследователи занимались изучением взаимосвязи между культурными практиками, такими как обряды инициации (тема, характерная для антропологов) и развитием личности (тема, которая, как правило, изучается в рамках психологии). В стремлении понять воздействие культуры на поведение антропологи и психологи должны больше учиться друг у друга. Возможно, развивающаяся куль- турная психология вместе с кросс-культурной психологией поможет навести мосты между разными дисциплинами, признав, что культура функционирует одновременно как независимая и как структурирующая переменная. Примечания 1. Хотя теория психоанализа и оказала существенное влияние на первые кросс-культурные исследования тендерных различий (см. Burton & Whiting, 1961; Freud, 1939; Mead, 1949; Munroe & Munroe, 1994; R. L. Munroe, Munroe & Whiting, 1981), в последнее время ей уделялось мало внимания, и она не рассматривается в данной главе.
2. Запросы, связанные с переводами Контрольной таблицы прилагательных можно прислать на имя Деборы Бест, Deborah L. Best, Department of Psychology, Box 7778, Wake Forest University, Winston-Salem, NC 27109 или по электронной почте best@wfu.edu.
Часть III Культура и личность ГЛАВА 12 Культура и контроль Сузуму Ямагучи Каким образом индивид контролирует себя, окружающих и свое окружение в процессе повседневной жизни ~ один из центральных вопросов индивидуальной психологии. Всамомделе, как следует из содержания данной главы, исследования традиционной психологии определенно подтверждают, что первичный личный контроль результатов собственной деятельности тесно связан с автономией, индивидуальностью, Я-концепциями и самоуважением. Процессы контроля также весьма важны для Я-конструирования и тесно связаны с основными социальными и культурными ценностными ориентациями, которые имеются в жизни каждого и являются для нас руководящими жизненными принципами. В этой главе Ямагучи дает великолепный анализ проблемы контроля. Он выходит далеко за рамки элементарных представлений о контроле, обычно излагаемых в традиционной психологии, рассматривая не только непосредственный личный контроль (разновидность контроля, которой, как правило, занимается традиционная психология), но также и три другие разновидности контроля: непрямой контроль, контроль через представителя и коллективный контроль. Ямагучи предполагает, что эти разновидности контроля преобладают в культурах, в которых гармония межличностных отношений ценится выше, чем автономия и индивидуальность. Он утверждает, что доминирующие в культуре ценностные ориентации способствуют формированию и использованию различных стратегий контроля при стремлении индивида адаптироваться к условиям окружающей среды. Ямагучи говорит также о двух разных типах объектов контроля — первичных и вторичных — и четырех подвидах каждого из них. В соответствии с его описанием при первичном контроле объектом контроля являются внешние реалии, существующие в физическом и социальном окружении индивида. При вторичном контроле объектом контроля становится сама личность. Раньше в литературе бытовало мнение, что выходцы из Восточной Азии по сравнению с американцами прибегают к первичному контролю реже, чем к вторичному. Однако, по мнению Ямагучи, хотя с теоретической точки зрения это не вызывает сомнений, имеющиеся исследования не подтверждают эти предположения. Ямагучи переосмысливает данные представления и высказывает предположение о том, что первичный контроль имеет функциональное преимущество перед вторичным контролем лишь в том случае, когда индивид нуждается в срочном удовлетворении биологических потребностей или если в рамках определенной культуры психо- В данную часть книги включены четыре главы, которые посвящены фундаментальным вопросам, объединенным темой личности. На самом деле, однако, многие из проблем, которые рассматриваются в этих главах, выходят за пределы рамок, определенных разделом, включая обсуждение многих базовых психологических процессов, а также вопросы социального характера. Поэтому читателю не стоит искать в этих главах (как и в любых других главах этой книги, если уж речь зашла об этом) материал лишь по одному-единственному направлению психологии. В главе 12 Ямагучи представляет уникальный глубокий анализ проблем, связанных с контролем, широко понимая его применимость и сферу использования в культурах, в которых автономия и первичный, прямой, личный контроль, возможно, не являются предпочтительным методом контроля. Переосмысливал проблемы контроля, Ямагучи предполагает, что различные культуральные ценности могут приводить к использованию разных стратегий контроля, каждая из которых ведет к достижению психологического благополучия с точки зрения конкретного человека. Значение этих идей для будущих теоретических изысканий и исследований, касающихся личности в различных культурах, огромно. В главе 13 Пенг, Эймс и Ноулс рассматривают три основных теоретических подхода, которые определили пути развития кросс-культурных исследований умозаключений, и дают обширный обзор исследований в данной области. Они предлагают интегрированную модель, которая является результатом синтеза трех подходов и представляет собой единую универсальную модель влияния культуры на умозаключения, и говорят о потребности интеграции подхода и метода в будущем, если исследования в данной сфере будут развертываться и дальше. В главе 14 Танака-Мацуми дает подробный обзор кросс-культурной литературы, касающейся психических расстройств и рассматривает эту область исследований в исторической перспективе. Приводя данные, полученные в рамках etic- и emic- подходов и обсуждая преимущества и недостатки каждого из них, она выступает за интеграцию обоих подходов в рамках будущих исследований в области концепций, теории и методики. Она также выступает за то, чтобы культура рассматривалась с точки зрения функционирования в определенном контексте, что будет способствовать развитию кросс-культурной научно-исследовательской работы в данном направлении. В главе 15 Ли и Сью говорят о монокультурном характере традиционных подходов клинической психологии, несмотря на все более глубокое понимание важности фактора культуры при оценке, в психопатологии и в процессе лечения. Сделанный ими обзор проблем, касающихся тестирования и лечения, — единственный в своем роде, при этом они выступают за интеграцию и сближение подходов и дисциплин в ходе дальнейшей работы в данной области с целью более глубокого понимания важности и разностороннего характера фактора культуры в клинической психологии. Можно лишь повторить, что эти главы дают великолепное представление о перспективах дальнейшей эволюции кросс-культурной психологии и направлениях совершенствования и пересмотра методологических подходов, который необходим для достижения этих перспектив. ГЛАВА 12 Культура и контроль Сузуму Ямагучи Каким образом индивид контролирует себя, окружающих и свое окружение в процессе повседневной жизни — один из центральных вопросов индивидуальной психологии. Всамомделе, как следует из содержания данной главы, исследования традиционной психологии определенно подтверждают, что первичный личный контроль результатов собственной деятельности тесно связан с автономией, индивидуальностью, Я-концепциями и самоуважением. Процессы контроля также весьма важны для Я-конструирования и тесно связаны с основными социальными и культурными ценностными ориентациями, которые имеются в жизни каждого и являются для нас руководящими жизненными принципами. В этой главе Ямагучи дает великолепный анализ проблемы контроля. Он выходит далеко за рамки элементарных представлений о контроле, обычно излагаемых в традиционной психологии, рассматривая не только непосредственный личный контроль (разновидность контроля, которой, как правило, занимается традиционная психология), но также и три другие разновидности контроля: непрямой контроль, контроль через представителя и коллективный контроль. Ямагучи предполагает, что эти разновидности контроля преобладают в культурах, в которых гармония межличностных отношений ценится выше, чем автономия и индивидуальность. Он утверждает, что доминирующие в культуре ценностные ориентации способствуют формированию и использованию различных стратегий контроля при стремлении индивида адаптироваться к условиям окружающей среды. Ямагучи говорит также о двух разных типах объектов контроля — первичных и вторичных — и четырех подвидах каждого из них. В соответствии с его описанием при первичном контроле объектом контроля являются внешние реалии, существующие в физическом и социальном окружении индивида. При вторичном контроле объектом контроля становится сама личность. Раньше в литературе бытовало мнение, что выходцы из Восточной Азии по сравнению с американцами прибегают к первичному контролю реже, чем к вторичному. Однако, по мнению Ямагучи, хотя с теоретической точки зрения это не вызывает сомнений, имеющиеся исследования не подтверждают эти предположения. Ямагучи переосмысливает данные представления и высказывает предположение о том, что первичный контроль имеет функциональное преимущество перед вторичным контролем лишь в том случае, когда индивид нуждается в срочном удовлетворении биологических потребностей или если в рамках определенной культуры психо- логическое благополучие во многом зависит от сознания собственной независимости. В частности, вторая иллюстрация к главе показывает, насколько различные пути могут вести к психологическому благополучию в разных культурах. Нет необходимости говорить о том, насколько уникален, интересен и глубок анализ Ямагучи. Представляя собственные идеи и модели, Ямагучи выступает за пересмотр важнейших психологических концепций, таких как самоува -жение, Я-концепция и Я-конструирование в рамках модели, учитывающей культурное многообразие. Он определяет различные пути понимания сути бытия, которые зависят от культурного контекста и фундаментальных психологических ценностных установок, связанных с данным контекстом, и показывает, каким образом личность избирает один или несколько таких путей в зависимости от культуры и ценностных установок. Такое переосмысление весьма существенно для переоценки и перестройки всей научно-исследовательской работы, связанной с пониманием личности и психологического благополучия в разных культурах, в том числе таких тем, как самосовершенствование, самоэффективность и т. д. Сформулированные с учетом различий между Востоком и Западом, представленные модели и идеи применимы к разным культурам. Идеи Ямагучи способствуют также появлению в будущей эмпирической работе важных инноваций. Так, его предложения по тестированию коллективной самоэффективности требуют методов, позволяющих запланировать и оценить коллективные действия и обеспечить критерии оценки влияния коллектива на показатели индивида, то есть сделать то, что не удается сделать при помощи существующих психологических методов и аналитических методик. Его идеи также вынуждают нас пересмотреть определения автономии, благополучия и самоэффективности и, врезультате, возможно, приведут к изменениям в проведении исследований данных конструктов. Как утверждает Ямагучи, две линии поведения, которые он приводит в качестве примера на второй иллюстрации, не являются несовместимыми или вза -имоисключающими. Для любого индивида есть возможность совмещения этих и иных путей, причем в разных культурах и контекстах люди различным образом сочетают в своем поведении множество разнообразных подходов. Такая точка зрения предвещает пересмотр нашего понимания эго и личности в разных культурах и означает решительный шаг в направлении создания панкуль-турной психологии, что созвучно центральной теме данной книги. В пятнадцать я открыл свое сердце учению. В семьдесят я следовал желанию своего сердца, не переступая черту. Конфуций (Confucians, 1979, р. 63) Конфуцианский идеал предполагает, что личность может легко адаптировать-ся к окружающей среде. Конфуцианство рассматривает человека как неотъемлемую часть организованного космоса, при этом он обладает нравственностью, позволяющей сохранять гармонию, В соответствии с таким подходом зрелая личность, подобная Конфуцию, может безмятежно существовать, избегая конфликтов между внутренними потребностями и желаниями и внешним миром, что и представляет ценностную ориентацию Востока на поддержание гармонии с внешним миром. В американской культуре самостоятельность и независимость личности ценятся выше, нежели гармония с внешним миром (Sampson, 1977, 1988). Личность, сориентированная на американскую систему ценностей, стремится обрести способность овладеть общественными и материальными ресурсами до такой степени, чтобы для собственного удовольствия стать независимой и самодостаточной. Таким образом, идеальные взаимоотношения между личностью и окружающим миром в США принимают совершенно иные формы по сравнению с теми, которые проповедует философия конфуцианства (Kim, 1994; Triandis, 1994). Отсюда основная задача данной главы — понять, каким образом различия в основных ценностных ориентациях между США и Азией могут повлиять на то, как личность строит свои отношения с окружающим миром. Перед тем как приступить к подробному рассмотрению влияния культуры на установки личности, связанные с контролем, мы немного отклонимся от темы и докажем, что жители Восточной Азии действительно придают большее значение гармонии с окружающим миром, нежели автономии, в то время как представителям западных культур свойственна диаметрально противоположная позиция. Гармония и автономия Шварц (Schwartz, 1992), делая обзор системы ценностей, показывает, что социальная гармония (то есть конформизм, защищенность, традиция) ценятся выше в коллективистском обществе, таком, например, как Тайвань, чем в обществе, построенном на договорной основе, например в Новой Зеландии. В свою очередь, ценность власти, определяемой как «активный контроль социального окружения путем самоутверждения» (Schwartz, 1994, р. 103), в США выше, чем в странах Восточной Азии. Кван, Бонд и Сингелис (Kvvan, Bond & Singelis, 1997) показали, что гармоничные отношения — более значимая детерминанта для самооценки студента колледжа в Гонконге, чем в США. Жители Восточной Азии не просто высоко ценят гармонию, сохранение гармонии служит одним из важнейших руководящих принципов в повседневной жизни, что проявляется в обучении, уважении к родителям, рекламных объявлениях, дискуссиях и способах разрешения конфликтов. Шигаки (Shigaki, 1983) обнаружил, что наиболее важной ценностной установкой воспитателей детских садов в Японии является поддержание гармоничных взаимоотношений. Сунг (Sung, 1994) сравнивает мотивацию взрослых детей, ухаживающих за пожилыми родителями, в Корее и Америке. Для корейцев гармония в семье — важная мотивация заботы о пожилых родственниках, однако американцы не упоминают о ней. Хан и Шэвитт (Han & Shavitt, 1994) обнаружили, что рекламные объявления в журналах США затрагивают моменты, касающиеся личной выгоды и индивидуальных предпочтений, тогда как рекламные объявления в Корее обращаются к моментам, связанным с преимуществами для группы, гармонией и целостностью семьи. С помощью дополнительных экспериментов они доказали также, что реклама, которая делает акцент на благе семьи или группы, в США менее убедительна, чем в Корее. Пранти, Клопф и Иши (Prunty, Klopf & Ishi, 1990a, b) обнаружили, что студенты университетов в Японии меньше стремились к спорам, выше ценили гармонию отношений в группе и чаще избегали полемики, чем американские студенты. Согласно Трубиски, Тинг-Туми и Лину (Trubisky, Ting-Toomey & Lin, 1991) тайваньские студенты предпочитают разрешать конфликты, возникающие в группе, прибегая к «любезности (например, соглашаясь с предложением члена группы)», «избеганию (например, воздерживаясь от полемики с членом группы)», «объединению (например, принимая совместное решение или учитывая подход другого члена группы)» и «идя на компромисс (то есть пытаясь найти золотую середину и избежать крайностей, чтобы выйти из тупика)». Перечисленное отличает их подход от поведения американских студентов. - Лейнг и Линд (Leung & Lind, 1986) показали, кроме того, что студенты последнего курса в США предпочитают разрешать конфликты в процессе состязательной процедуры, нежели улаживать их без полемики, тогда как китайским старшекурсникам не свойственен такой подход. Подобное обнаружили Обучи, Фукушима и Тедеши (Ohbuchi, Fukushima & Tedeschi, 1999), когда просили американских и японских студентов вспомнить какую-нибудь конфликтную ситуацию из собственной жизни и оценить ее с точки зрения целевой ориентации, достижения цели и тактики при разрешении конфликта. Японские студенты стремились избежать конфронтации с противной стороной, в то время как американские студенты настойчиво отстаивали свои притязания. Кроме того, исследователи обнаружили, что наиболее значимой целью для японских студентов было сохранение позитивных 'отношений с противной стороной, тогда как для американцев самым существенным моментом было восстановление справедливости. Лейнг (Leung, 1988) показал, что китайцы из Гонконга в меньшей степени стремятся к конфликту, когда их потенциальный оппонент принадлежит к той же группе, что и они сами, по сравнению с американцами. Так же Лейнг (Leung, 1987) продемонстрировал, что, по ощущениям жителей Гонконга, посредничество и переговоры могут снизить уровень враждебности между оппонентами и что гонконгцы прибегают к этим процедурам чаще, чем американцы. Краткий обзор, приведенный выше, показывает, что в Восточной Азии превыше всего ценится сохранение гармонии, а не автономия. Хотя и сохранение гармонии, и автономия важны в любой культуре, при столкновении ценностных ориентации жители Восточной Азии обычно придают большее значение гармонии, нежели автономии. Поэтому основная задача этой главы — осмысление установок, связанных с контролем, и сопоставление подходов к контролю у народов, которые, подобно жителям Восточной Азии, превыше всего ценят гармоничные отношения с социальным и физическим окружением, с подходами тех, кто ценит автономию больше, чем гармонию, как жители Северной Америки. Более подробно я останавливаюсь на том, как две системы ценностных ориентации влияют на выбор личностью того, кто выступает в качестве агента контроля. Им не обязательно должен быть сам индивид. Это может быть другой человек или коллектив, к которому он принадлежит, Например, починить машину человек может тремя разными способами, в зависимости от того, кто выполняет работу. Во-первых, владелец может в авторемонтную мастерскую. Во-вторых, можно обратиться в авторемонтную мастерскую. В-третьих, можно отремонтировать машину совместными усилиями с помощью родственников и друзей. В следующих разделах я доказываю, что выбор агента контроля определяется двумя ценностными ориентациями, о которых я говорил выше. Объектом контроля для людей могут быть как они сами, так и окружающая среда (Rothbaum, Weisz & Snyder, 1982). Ученые утверждают, что жители Восточной Азии пытаются в первую очередь изменить себя, а не окружающий мир, в то время как представители западных культур стараются изменить существующие реалии (например, Weisz, Rothbaum & Blackburn, 1984). Я анализирую с концептуальной точки зрения взгляды Ротбаума и Вайса и привожу обзор соответствующей литературы. Затем я представляю программу будущих исследований. Понятие контроля Хотя концепция контроля представляется достаточно простой, исследователи не могут прийти к консенсусу в его дефиниции (см. обзор в работе Skinner, 1996). Например, Томпсон определяет его с когнитивной точки зрения (Thompson, 1981) как веру в то, что в распоряжении человека имеется реакция, которая может предотвратить нежелательный ход событий (р. 89), тогда как Скиннер, Чэпман и Болте (Skinner, Chapman & Baits, 1988) определяют контроль как степень, в которой агент может обеспечить желаемый результат (р. 118). Скиннер (Skinner, 1996) завершает детальное рассмотрение конструктов, связанных с контролем, выводом о том, что прототипом контроля является личный контроль, при котором агент контроля — эго. Поэтому большинство исследователей, работающих в данном направлении, возможно, имеют в виду именно личный контроль, когда упоминают просто контроль. Тем не менее поскольку агентом контроля может быть не только эго, про-тотигшчность личного контроля может отражать ценностную ориентацию культуры на предпочтительность личного контроля по сравнению с другими его видами, поскольку именно он способствует автономии личности. Поэтому, говоря о контроле, я имею в виду просто «достижение намеченного результата» (Weisz et al., 1984, p. 958), поскольку данное определение не связано с ценностными ориентациямп культуры. Агент контроля Агентом контроля в настоящем контексте называется человек или коллектив, который способствует достижению конкретного результата. В качестве агента могут выступать: индивидуум, обладающие определенными возможностями другие люди или коллектив, например группа или организация. Я рассматриваю вопрос о том, каким образом соображения, связанные с автономией и гармонией, могут повлиять на выбор агента. Личный контроль Непосредственный личный контроль Вероятно, люди, ценящие автономию, предпочтут личный контроль, в рамках которого в качестве агента выступает сам индивид. Когда данная функция выражена явным образом, индивид чувствует свою самоэффективность особенно глубоко, что, в свою очередь, позволяет максимально ощутить собственную автономию. Я определяю данный вид контроля как непосредственный личный контроль, который можно противопоставить непрямому личному контролю, предполагающему скрытый характер агента или занижение его роли (табл. 12.1). Таблица 12.1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|