Культурные практики, оказывающие влияние на поведение полов
В этом разделе более подробно рассматриваются различные аспекты влияния культуры на поведение полов, которое коротко упоминалось в предыдущих разделах данной главы: положение женщины, разделение труда по половому признаку, религиозные установки и ценности, экономические факторы и участие в политической деятельности. Положение женщины Этнографические данные говорят о том, что положение женщины включает множество параметров, среди которых — экономические показатели, социальный авторитет, автономия, престиж и идеологические параметры (Mukhopadhyay & Higgins, 1988; Quinn, 1977). Детерминанты асимметричности статуса мужчины и женщины включают роль женщины при продолжении рода, вторичные половые признаки, более высокий уровень силы и агрессивности мужчин, разделение труда по половому признаку, сложность общественных отношений (Веггу, 1976; Ember, 1981), социализацию, образование и религиозные верования. Разделение труда по половому признаку В том, что считается свойственным мужчине, а что — женщине, возможны культурные вариации, однако в литературе отмечаются два момента, которые можно считать культурными универсалиями: в какой-то мере, любое общество связывает определенные черты и определенные виды работ с принадлежностью к определенному полу (R. H. Munroe & Munroe, 1975/1994); ни в одном обществе женщина не имеет более высокого статуса, чем мужчина, а обратное явление достаточно широко распространено (Hoyenga & Hoyenga, 1993; Population Crisis Committee, 1988; Whyte, 1978). Д'Андрад (D'Andrade, 1966) проанализировал этнографические сведения, касающиеся выполняемой работы, по 244 обществам и обнаружил, что мужчины занимаются охотой, работой с металлом, изготовлением оружия и дальше удаляются от дома, тогда как женщины отвечают за припасы и приготовление пищи, ходят за водой, заботятся об одежде и изготавливают вещи, которые используются дома. Женщин])! участвуют в деятельности, связанной с воспитанием детей и уходом за ними (Brown, 1970; Segal, 1983), а мужчины берут не себя обязанности, связанные с воспитанием детей лишь в 10 % из 80 обследованных культур (Katz & Konner, 1981).
Снижение детской смертности и рождаемости уменьшили долю времени, которую в жизни женщины занимает воспитание детей. Стало возможным разделить рождение и воспитание детей (Huber, 1986), что позволило женщинам работать вне дома. Однако работа по найму не исчерпывает экономический вклад женщины в семейную жизнь (Dixon, 1978). Занимаясь исследованием тенденций по 56 странам в период с. 1960 по 1980 год, Джейкобе и Лим (Jacobs & Lim, 1992) обнаружили, что женщины испытывают сокращение профессиональных возможностей и рост сегрегации. Любопытно, что рост валового национального продукта на душу населения и повышении образовательного уровня женщин обнаруживает позитивную связь с сегрегацией по половому признаку, а доля женщин в общей численности работающего населения и уровень рождаемости обратно пропорциональны. По сравнению с мужчинами, женщины, как и прежде, подвергаются экономической дискриминации и получают более низкую зарплату, чем их коллеги-мужчины, которые занимают аналогичные должности (Ottaway & Bhatnagar, 1988). Женщины предпочитают традиционно женскую работу, а также такую, которая обеспечивает более широкие возможности общения с людьми, тогда как мужчины предпочитают более высокооплачиваемую работу, которая открывает перспективы продвижения по службе (Loscocco & Kalleberg, 1988; Mullet, Neto & Henry, 1992). Даже в обществе, в котором женщины представляют собой значительную часть общей рабочей силы, не произошло соразмерного снижения доли обязанностей женщин по ведению домашнего хозяйства (Population Crisis Committee, 1988). В США, Швейцарии, Швеции, Канаде, Италии, Польше и Румынии основная часть домашней работы выполняется женщинами, безотносительно к требованиям, которые предъявляет к ним профессиональная деятельность (Calasanti & Bailey, 1991; Charles & Hopfinger, 1992; Lupri, 1983; Vianello et al., 1990; Wright, Shire, Hwang, Dolan & Baxter, 1992). Наличие детей и большого дома связывается с уменьшением доли мужского участия в работе по дому, Тем не менее во всех странах представители «синих воротничков» придерживаются более традиционных взглядов на разделение труда между полами. Это значит, что более эгалитарные взгляды появляются при более высоком образовательном и социальном статусе (Vianello et al., 1990).
Неравенство полов, однако, не исчезает полностью с расширением возможностей женщин при выборе работы или с повышением уровня образования. В четырех западных странах (США, Великобритании, Германии и Австрии) Н. Дэвис и Робинсон (N. J. Davis & Robinson, 1991) обнаружили, что люди с достаточно высоким уровнем образования и женщины, у которых были работающие мужья, оказались менее расположены к тому, чтобы предпринимать усилия для уменьшения неравенства между полами, чем население с более низким уровнем образования и женщины, которые не имели мужчины-кормильца. Религиозные убеждения и ценности Религиозные убеждения и свойственные культуре взгляды на репутацию семьи также оказывают влияние на взгляды женщин и их работу за пределами дома,Rapoport, Lomski-Feder & Masalia, 1989). Латинская Америка и Ближний Восток имеют много общего в'отношении идеалов, связанных с личной репутацией и ре- путацией семьи, и эти идеалы увязывают мужественность мужчины с сексуальной чистотой женщины и оказывают влияние на полоролевую ориентацию и разделение труда в семье (Youssef, 1974). В обеих культурах замужняя женщина, принимающая участие в общественном труде, вызывает негодование, а если женщины и работают, их контакты с мужчинами при этом должны быть сведены к минимуму. Несмотря на примерно одинаковый уровень экономического развития, доля женщин в общей рабочей силе значительно выше в Латинской Америке, чем на Ближнем Востоке. Развитая структура расширенной семьи, которая опирается на мужчин, на Ближнем Востоке, строго контролирует участие женщин в труде за пределами дома, однако в Латинской Америке власть родственников-мужчин смягчается за счет весьма значимой роли священников (Youssef, 1974). Тем не менее образование, которое открывает дорогу к престижным должностям, помогает женщинам в обеих культурах преодолеть стоящие перед ними преграды.
Экономические факторы Экономические факторы, судя по всему, оказывают влияние на культурные практики, связанные с тендерными проблемами. Выкуп за невесту представляет собой разновидность компенсации за экономические потери семьи, которая теряет возможность использовать труд дочери (Heath, 1958), и встречается чаще там, где трудовой вклад дочери является ощутимым. Приданое невеста получает в тех культурах, где доля ее труда в семье относительно невысока. В соответствии с теорией Кронка (Cronk, 1993), когда родители имеют высокий социально-экономический статус, преимуществами в семье пользуются сыновья, а когда этот статус низок, расположением пользуются дочери. Например, му-когодо в Кении занимают самое низкое положение в региональной иерархии богатства, престижа и, следовательно, в возможности вступить в брак и оставить потомство. Из-за низкого социально-экономического статуса для мужчин мукого-до весьма проблематично найти себе невесту, поскольку у них нет средств, чтобы заплатить за нее выкуп. Поскольку мужчина может иметь столько жен, сколько позволяют его средства, женщины всегда в дефиците, поэтому женщины мукогодо легко находят себе мужей, часто из более обеспеченных и обладающих более высоким социальным статусом соседей. Экономические условия могут привести и к тендерным предубеждениями в отношении родителей к детям. Соотношение рождений мальчиков и девочек у мукогодо является обычным, но перепись населения 1986 года показала, что на 98 девочек в возрасте до 4 лет приходится только 66 мальчиков. Хотя данные об уничтожении младенцев мужского пола отсутствуют, очевидно, что более высокий уровень смертности мальчиков связан с предпочтением, которое оказывается девочкам. По сравнению с мальчиками, девочек дольше не отнимают от груди, обычно лучше кормят и чаще показывают врачу. Родители больше вкладывают в тех Детей, на которых возлагают больше надежд на улучшение материального положения или продолжение рода (Trivers & Willard, 1973).
У кочующих в Пакистане и северной Индии каньяр женщины обеспечивают более половины дс&ода большинства семей, занимают доминирующее положение в общественной жизни и при решении вопросов личного характера (Cronk, 1993). Выкуп за невесту весьма высок, и нетрудно понять, почему рождение девочки становится праздником, а появление на свет мальчика встречает куда меньший энтузиазм. Культурные практики такого рода представляют собой полную противоположность тому, что происходит в других традиционных культурах (таких, как Индия, Китай, Турция, Корея), где мальчики высоко ценятся в семье и их рождение — большая радость (Kagitcibasi, 1982). Убийство младенцев женского пола (Krishna-swamy, 1988), избиение жен (Flavia, 1988) и сожжение невест (Ghadially & Kumar 1988) представляют собой культурные практики, свидетельствующие о пренебрежительном отношении к женщинам в ряде традиционных индийских культур. Предпочтение, которое оказывается мальчикам, по-прежнему достаточно ощутимо в США (Oakley, 1980; Pooler, 1991), а также в незападных странах (Hammer, 1970), несмотря на то что многие религиозные традиции и экономические условия, в связи с которыми сформировалось это предпочтение, уже не имеют отношения к современной культуре. Участие женщин в политике В кросс-культурном аспекте мужчины принимают в политике более активное участие и имеют в этой связи большие возможности, чем женщины (Ember, 1981; Masters, 1980; Ross, 1985,1986). При исследовании выборки из 90 обществ, не имеющих развитой промышленности, было обнаружено, что участие женщин в политической жизни выше при наличии острых внутренних конфликтов и напряженности в обществе, но при невысокой вероятности внешних конфликтов и войн (Ross, 1986). Издавна существующие стереотипные представления о дихотомии общественного/мужского и частного/женского предполагают, что мужчина находится на виду у общества, он активен в бизнесе, политике и культуре, в то время как женщины остаются дома и заботятся о доме и семье (Peterson & Runyan, 1993). Одна-ко.кросс-культурные исследования не подтверждают наличие такой дихотомии, поскольку женщины активно работают и участвуют в общественной жизни за пределами дома, а мужчины занимаются среди прочего и семьей (Vianello et al., 1990). Действительно, Гиббоне и его коллеги (Gibbons et al., 1991,1993) показали, что в соответствии с представлениями подростков, которые принадлежат разным культурам, роль женщины предполагает как выполнение обязанностей по дому, так и работу за пределами дома. Представления подростков о роли женщины отражают изменения в условиях жизни и в отношении к женщине во всем мире.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|