Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культурные практики, оказывающие влияние на поведение полов




В этом разделе более подробно рассматриваются различные аспекты влияния куль­туры на поведение полов, которое коротко упоминалось в предыдущих разделах данной главы: положение женщины, разделение труда по половому признаку, ре­лигиозные установки и ценности, экономические факторы и участие в политиче­ской деятельности.

Положение женщины

Этнографические данные говорят о том, что положение женщины включает мно­жество параметров, среди которых — экономические показатели, социальный авто­ритет, автономия, престиж и идеологические параметры (Mukhopadhyay & Higgins, 1988; Quinn, 1977). Детерминанты асимметричности статуса мужчины и женщи­ны включают роль женщины при продолжении рода, вторичные половые призна­ки, более высокий уровень силы и агрессивности мужчин, разделение труда по половому признаку, сложность общественных отношений (Веггу, 1976; Ember, 1981), социализацию, образование и религиозные верования.

Разделение труда по половому признаку

В том, что считается свойственным мужчине, а что — женщине, возможны культур­ные вариации, однако в литературе отмечаются два момента, которые можно считать культурными универсалиями: в какой-то мере, любое общество связывает опреде­ленные черты и определенные виды работ с принадлежностью к определенному полу (R. H. Munroe & Munroe, 1975/1994); ни в одном обществе женщина не имеет более высокого статуса, чем мужчина, а обратное явление достаточно широко распростра­нено (Hoyenga & Hoyenga, 1993; Population Crisis Committee, 1988; Whyte, 1978). Д'Андрад (D'Andrade, 1966) проанализировал этнографические сведения, касающи­еся выполняемой работы, по 244 обществам и обнаружил, что мужчины занимаются охотой, работой с металлом, изготовлением оружия и дальше удаляются от дома, тогда как женщины отвечают за припасы и приготовление пищи, ходят за водой, за­ботятся об одежде и изготавливают вещи, которые используются дома. Женщин])! участвуют в деятельности, связанной с воспитанием детей и уходом за ними (Brown, 1970; Segal, 1983), а мужчины берут не себя обязанности, связанные с воспитанием детей лишь в 10 % из 80 обследованных культур (Katz & Konner, 1981).

Снижение детской смертности и рождаемости уменьшили долю времени, кото­рую в жизни женщины занимает воспитание детей. Стало возможным разделить рождение и воспитание детей (Huber, 1986), что позволило женщинам работать вне дома. Однако работа по найму не исчерпывает экономический вклад женщины в семейную жизнь (Dixon, 1978).

Занимаясь исследованием тенденций по 56 странам в период с. 1960 по 1980 год, Джейкобе и Лим (Jacobs & Lim, 1992) обнаружили, что женщины испытывают со­кращение профессиональных возможностей и рост сегрегации. Любопытно, что рост валового национального продукта на душу населения и повышении образова­тельного уровня женщин обнаруживает позитивную связь с сегрегацией по поло­вому признаку, а доля женщин в общей численности работающего населения и уровень рождаемости обратно пропорциональны. По сравнению с мужчинами, женщины, как и прежде, подвергаются экономической дискриминации и получают более низкую зарплату, чем их коллеги-мужчины, которые занимают аналогичные должности (Ottaway & Bhatnagar, 1988). Женщины предпочитают традиционно женскую работу, а также такую, которая обеспечивает более широкие возможно­сти общения с людьми, тогда как мужчины предпочитают более высокооплачива­емую работу, которая открывает перспективы продвижения по службе (Loscocco & Kalleberg, 1988; Mullet, Neto & Henry, 1992).

Даже в обществе, в котором женщины представляют собой значительную часть общей рабочей силы, не произошло соразмерного снижения доли обязанностей женщин по ведению домашнего хозяйства (Population Crisis Committee, 1988). В США, Швейцарии, Швеции, Канаде, Италии, Польше и Румынии основная часть домашней работы выполняется женщинами, безотносительно к требованиям, ко­торые предъявляет к ним профессиональная деятельность (Calasanti & Bailey, 1991; Charles & Hopfinger, 1992; Lupri, 1983; Vianello et al., 1990; Wright, Shire, Hwang, Dolan & Baxter, 1992). Наличие детей и большого дома связывается с уменьшением доли мужского участия в работе по дому, Тем не менее во всех странах представите­ли «синих воротничков» придерживаются более традиционных взглядов на разде­ление труда между полами. Это значит, что более эгалитарные взгляды появляются при более высоком образовательном и социальном статусе (Vianello et al., 1990).

Неравенство полов, однако, не исчезает полностью с расширением возможно­стей женщин при выборе работы или с повышением уровня образования. В четы­рех западных странах (США, Великобритании, Германии и Австрии) Н. Дэвис и Робинсон (N. J. Davis & Robinson, 1991) обнаружили, что люди с достаточно высо­ким уровнем образования и женщины, у которых были работающие мужья, оказа­лись менее расположены к тому, чтобы предпринимать усилия для уменьшения неравенства между полами, чем население с более низким уровнем образования и женщины, которые не имели мужчины-кормильца.

Религиозные убеждения и ценности

Религиозные убеждения и свойственные культуре взгляды на репутацию семьи также оказывают влияние на взгляды женщин и их работу за пределами дома,Rapoport, Lomski-Feder & Masalia, 1989). Латинская Америка и Ближний Восток имеют много общего в'отношении идеалов, связанных с личной репутацией и ре-

путацией семьи, и эти идеалы увязывают мужественность мужчины с сексуальной чистотой женщины и оказывают влияние на полоролевую ориентацию и разделе­ние труда в семье (Youssef, 1974). В обеих культурах замужняя женщина, прини­мающая участие в общественном труде, вызывает негодование, а если женщины и работают, их контакты с мужчинами при этом должны быть сведены к минимуму. Несмотря на примерно одинаковый уровень экономического развития, доля жен­щин в общей рабочей силе значительно выше в Латинской Америке, чем на Ближ­нем Востоке. Развитая структура расширенной семьи, которая опирается на муж­чин, на Ближнем Востоке, строго контролирует участие женщин в труде за преде­лами дома, однако в Латинской Америке власть родственников-мужчин смягчается за счет весьма значимой роли священников (Youssef, 1974). Тем не менее образо­вание, которое открывает дорогу к престижным должностям, помогает женщинам в обеих культурах преодолеть стоящие перед ними преграды.

Экономические факторы

Экономические факторы, судя по всему, оказывают влияние на культурные прак­тики, связанные с тендерными проблемами. Выкуп за невесту представляет собой разновидность компенсации за экономические потери семьи, которая теряет воз­можность использовать труд дочери (Heath, 1958), и встречается чаще там, где тру­довой вклад дочери является ощутимым. Приданое невеста получает в тех культу­рах, где доля ее труда в семье относительно невысока.

В соответствии с теорией Кронка (Cronk, 1993), когда родители имеют высо­кий социально-экономический статус, преимуществами в семье пользуются сыно­вья, а когда этот статус низок, расположением пользуются дочери. Например, му-когодо в Кении занимают самое низкое положение в региональной иерархии бо­гатства, престижа и, следовательно, в возможности вступить в брак и оставить потомство. Из-за низкого социально-экономического статуса для мужчин мукого-до весьма проблематично найти себе невесту, поскольку у них нет средств, чтобы заплатить за нее выкуп. Поскольку мужчина может иметь столько жен, сколько по­зволяют его средства, женщины всегда в дефиците, поэтому женщины мукогодо легко находят себе мужей, часто из более обеспеченных и обладающих более высо­ким социальным статусом соседей.

Экономические условия могут привести и к тендерным предубеждениями в отношении родителей к детям. Соотношение рождений мальчиков и девочек у мукогодо является обычным, но перепись населения 1986 года показала, что на 98 девочек в возрасте до 4 лет приходится только 66 мальчиков. Хотя данные об уничтожении младенцев мужского пола отсутствуют, очевидно, что более высокий уровень смертности мальчиков связан с предпочтением, которое оказывается де­вочкам. По сравнению с мальчиками, девочек дольше не отнимают от груди, обыч­но лучше кормят и чаще показывают врачу. Родители больше вкладывают в тех Детей, на которых возлагают больше надежд на улучшение материального положе­ния или продолжение рода (Trivers & Willard, 1973).

У кочующих в Пакистане и северной Индии каньяр женщины обеспечивают более половины дс&ода большинства семей, занимают доминирующее положение в общественной жизни и при решении вопросов личного характера (Cronk, 1993).

Выкуп за невесту весьма высок, и нетрудно понять, почему рождение девочки стано­вится праздником, а появление на свет мальчика встречает куда меньший энтузиазм. Культурные практики такого рода представляют собой полную противополож­ность тому, что происходит в других традиционных культурах (таких, как Индия, Китай, Турция, Корея), где мальчики высоко ценятся в семье и их рождение — большая радость (Kagitcibasi, 1982). Убийство младенцев женского пола (Krishna-swamy, 1988), избиение жен (Flavia, 1988) и сожжение невест (Ghadially & Kumar 1988) представляют собой культурные практики, свидетельствующие о пренебре­жительном отношении к женщинам в ряде традиционных индийских культур. Предпочтение, которое оказывается мальчикам, по-прежнему достаточно ощути­мо в США (Oakley, 1980; Pooler, 1991), а также в незападных странах (Hammer, 1970), несмотря на то что многие религиозные традиции и экономические условия, в связи с которыми сформировалось это предпочтение, уже не имеют отношения к современной культуре.

Участие женщин в политике

В кросс-культурном аспекте мужчины принимают в политике более активное учас­тие и имеют в этой связи большие возможности, чем женщины (Ember, 1981; Masters, 1980; Ross, 1985,1986). При исследовании выборки из 90 обществ, не имеющих раз­витой промышленности, было обнаружено, что участие женщин в политической жизни выше при наличии острых внутренних конфликтов и напряженности в об­ществе, но при невысокой вероятности внешних конфликтов и войн (Ross, 1986).

Издавна существующие стереотипные представления о дихотомии обществен­ного/мужского и частного/женского предполагают, что мужчина находится на виду у общества, он активен в бизнесе, политике и культуре, в то время как жен­щины остаются дома и заботятся о доме и семье (Peterson & Runyan, 1993). Одна-ко.кросс-культурные исследования не подтверждают наличие такой дихотомии, поскольку женщины активно работают и участвуют в общественной жизни за пре­делами дома, а мужчины занимаются среди прочего и семьей (Vianello et al., 1990).

Действительно, Гиббоне и его коллеги (Gibbons et al., 1991,1993) показали, что в соответствии с представлениями подростков, которые принадлежат разным куль­турам, роль женщины предполагает как выполнение обязанностей по дому, так и работу за пределами дома. Представления подростков о роли женщины отражают изменения в условиях жизни и в отношении к женщине во всем мире.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...