Чувство собственного достоинства
Хотя отнесение себя к определенному полу осуществляется сходным образом, судя по всему, девочки меньше удовлетворены тем, что они девочки, чем мальчики тем, что они мальчики (Burns & Homel, 1986), к тому же мальчики считают себя более знающими, чем девочки (van Dongen-Melman, Koot & Verhulst, 1993). Однако неудовлетворенность девочек не всегда выражается в более низкой самооценке (Calhoun & Sethi, 1986). По сравнению с мальчиками девочки-подростки в Непале, на Филиппинах и в Австралии считают себя менее способными к физике и математике, но девочки из Австралии и Нигерии полагают, что они лучше успевают по чтению (Watkins & Akande, 1992; Watkins, Lam & Regmi, 1991). Мальчики из Нигерии считают, что они умнее девочек (OIowu, 1985). - Подводя итог, можно сказать, что различия между мальчиками и девочками в проявлении заботы о младших, агрессивности и мобильности носят устойчивый характер и последовательно обнаруживаются в разных культурах (Ember, 1981), в то время как различия в самооценке носят менее последовательный характер. Культура формирует социальное поведение детей, определяя круг людей, в котором они находятся, и виды деятельности, которыми они занимаются. Опыт, связанный с этими обстоятельствами, может обострить, сгладить или даже устранить различия между полами в социальном поведении. Тендерные роли и стереотипы Тендерные роли формируются в контексте стереотипных культурных представлений о различиях между мужским и женским полом. Исследования в США показывают, что в первые два года жизни у детей складываются стереотипы, связанные с мужским и женским началом (Thompson, 1975; Weinraub et al., 1984), а в возрасте 3-4 лет дети используют данные стереотипы, верно определяя соответствующую категорию для игрушек, различных видов деятельности и профессий (Edelbrook & Sugawara, 1978; Guttentag & Longfellow, 1977).
Сходные тендерные стереотипы, связанные с игрушками, обнаружены в Африке, где девочки играют с куклами, а мальчики конструируют машины и оружие (Bloch & Adler, 1994). В возрасте 4-5 лет деревенские дети из Шри-Ланки демонстрируют в процессе игры тендерные различия, аналогичные различиям, обнаруженным у английских детей (Prosser, Hutt, Hutt, Mahindadasa & Goonetilleke, 1986). Мальчики чаще склонны к негативному поведению, а в их играх чаще находится место для воображаемых объектов, тогда как игры девочек чаще включают воображаемых людей. Несмотря на то что содержание игр определяется культурными факторами, по-видимому, лишь немногие формы поведения культуро-специфичны. Формирование стереотипных представлений о тендерных чертах характера Проводимые в США исследования говорят о том, что дети усваивают знания, связанные со стереотипными представлениями о мужских и женских чертах характера, позднее, чем стереотипы, связанные с игрушками и родом занятий (Best et al., 1977; Reis & Wright, 1982; Williams & Best, 1990a). Было проведено исследование американских детей европейского происхождения, в процессе которого использовалась Система оценки тендерных стереотипов для анализа представлений детей о стереотипах взрослых. В процессе исследования была обнаружена устойчивая схема расширения представлений, начиная с детского сада и до старших классов школы, сходная с обычной кривой научения. Наиболее значительный скачок в расширении представлений о стереотипах происходит в начальной школе, а окончательно эти представления складываются в юности. Показатели детей афроамери-канцев также свидетельствовали о расширении представлений по мере взросления детей, однако были ниже, чем соответствующие показатели европейско-американских детей, что, возможно, отражало субкультурные вариации в представлениях о стереотипах.
Кросс-культурные данные Уильяме, Бест и их коллеги (Williams & Best, 1990a) применили «систему оценки тендерных стереотипов II» при изучении 5-, 8-, и 11-летних детей в 25 странах. Во всех странах процент стереотипных ответов поднимался от уровня приблизительно 60 % у пятилетних до уровня приблизительно 70 % у 8-летних. Прилагательные «сильный, агрессивный, жестокий, грубый, безрассудно смелый* последовательно связывались с мужским полом обеими возрастными группами, а «слабый, благодарный, добрый, нежный, кроткий» соответственно ассоциировались с женским полом. Показатели мальчиков и девонек были особенно высоки в Пакистане и относительно высоки в Новой Зеландии и в Англии. Показатели были очень низкими в Бразилии, на Тайване, в Германии и Франции. Хотя между странами существуют различия в темпах научения, существует общая возрастная схема, в соответствии с которой усвоение стереотипов начинается ранее 5-летнего возраста, темп его нарастает в начальной школе, а завершается в юности. Мальчики и девочки усваивают стереотипы в одинаковом темпе, хотя существует тенденция к усвоению черт, связанных со стереотипом мужчины, несколько раньше, чем стереотипно-женских черт. В 17 из 24 обследованных стран момен- ты, связанные со стереотипом мужчины, были более общепризнанными, чем те, которые связывались со стереотипом женщины. Единственной страной, в которой составляющие женского стереотипа были более общепризнанными, чем мужской стереотип, была Германия. Стереотипы, связанные с женским полом, усваивались раньше стереотипов мужского пола в романских/католических культурах (Бразилия, Чили, Португалия, Венесуэла), где стереотип взрослой женщины обладает большей определенностью, чем стереотип мужчины (Neto, Williams & Widner, 1991; Tarrier & Gomes, 1981). В странах, где доминирует ислам, пятилетние связывают черты с одним из двух полов, проводя более четкие разграничения, при этом в таких странах стереотипы (главным образом, мужские) усваиваются в более раннем возрасте, чем в странах не исламской культуры. В христианских странах дети усваивают первичные представления о стереотипах в более позднем возрасте, что, вероятно, отражает менее четкие разграничения этих стереотипов взрослыми; в первую очередь это касается католических стран.
Используя объединенные критерии, включающие характерные черты и ролевые установки, Альберт и Портер (Albert & Porter, 1986) исследовали тендерные стереотипы детей в возрасте or 4 до б лет в США и Южной Африке и обнаружили, что представления о стереотипах расширяются с возрастом. Дети из Южной Африки имели более четкие представления о стереотипной роли мужчины, в отношении роли женщины между странами не было выявлено различий. Дети из Южной Африки, получившие христианское или иудейское воспитание либерального толка, имели менее четкие представления о стереотипах, чем дети из более консерва-' тивных религиозных групп. В США религиозные убеждения не влияли на формирование стереотипов. Изучая детей старшего возраста (от 11 до 18 лет), Интонс-Петерсон (Intons-Peterson, 1988) обнаружил, что шведские дети приписывают женщинам больше важных качеств, чем американские дети. Стереотипные представления о представителях мужского и женского пола в Швеции ближе между собой, чем в США, что, вероятно, в определенной степени отражает философию шведской культуры. Любопытно, что в Швеции при этом предпочтения мужчин и женщин при выборе профессии не совпадают; молодые шведки стремятся получить профессии, связанные.' преимущественно с предоставлением услуг, таких как служащий аэропорта, работник больницы, няня, в то время как молодые шведы заинтересованы в занятиях бизнесом. В США же, напротив, предпочтения мужчин и женщин, связанные с выбором профессии, частично совпадают, причем обе группы перечисляют профессии врача/стоматолога/адвоката и руководящего работника как наиболее престижные и желанные. Принимая во внимание черты сходства, обнаруженные в разных странах и при применении различных критериев оценки, можно сказать, что тендерные стереотипы, очевидно, носят универсальный характер, при этом культура оказывает влияние на темпы их усвоения и отдельные несущественные аспекты содержательного характера. Эти данные согласуются с общей панкультур-ной моделью тендерных стереотипов, о которой шла речь выше, и говорят о том, что пан культурные стереотипы могут рассматриваться как универсалии, проявляющиеся в различных формах (Lonner, 1980).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|