Пятый этап: вхождение в свет
Это переживание было у 10% людей. На пятом этапе умирающие входят в лучи света, приближаются к источнику, из которого берет он начало. Согласно различным описаниям, на этом этапе умирающие находятся уже фактически в ином мире, полном метафизической красоты. Мир был насыщен незабываемыми красками. Люди говорят о совершенно необычайно красоте пейзажа, чудесных лужайках, по которым они могли гулять. На этом этапе часто происходят встречи с умершими родственниками. Люди видят прекрасные цветы, слышат необыкновенную, чудесную музыку. Один мужчина рассказывал следующее: «Я видел кристальные озера. Ангелы парили вокруг меня, как чайки. Кругом росли самые прекрасные цветы в мире таких оттенков, каких никогда не увидеть на Земле». На этом этапе самое замечательное — существа, которых встречает умирающий. Чаще всего это души любимых людей, которые давно умерли, и появляются словно бы для того, чтобы приветствовать «вновь прибывших». Иногда души радостно встречают умирающего, иногда советуют ему вернуться обратно, так как тому предстоит еще многое сделать. Эти встречи всегда захватывающи и незабываемы. «Я увидел мою бабушку и девочку, которую знал по школьным временам, а также многих других своих родственников и друзей. Я видел преимущественно их лица и ощущал их присутствие. Все они производили на меня самое радостное впечатление. Это была настоящая искренняя радость, и у меня было чувство, что они здесь для того, чтобы защитить меня и сопроводить. Это было похоже на то, как если бы я вернулся домой после долгого отсутствия, и мои близкие высыпали на порог сказать мне „добро пожаловать“», — приводит еще одно свидетельство Р. Моуди.
Почти все, кто пережил этот этап, сожалеют о своем возвращении на землю. Умирающие прошли сквозь мистическое переживание, возвращение к земной жизни огорчает их. Рассказывая о своих ощущениях, они используют только радостные слова. Некоторые, наоборот, избегают говорить об этом, даже в компании друзей предпочитают не упоминать о своем опыте, так как думают, что их сочтут сумасшедшими. Все пять этапов строго не разграничиваются. Не всегда личность строго последовательно все проходит все пять стадий. Умирающий человек может сразу ощутить себя на втором или третьем этапе. Итак, первый этап начинается со всеохватывающего чувства счастья. В этом экстатическом состоянии человек не испытывает ни боли, ни каких-либо других телесных ощущений. На втором этапе умирающий видит с некоторого расстояния свое тело. Он понимает, что происходит вокруг и следит за разговорами присутствующих. Его зрение и слух обостряются, повышается умственная активность. На третьем этапе человек словно бы парит в темноте, при этом у него преобладает ощущение покоя и защищенности. На четвертом этапе умирающий видит свет. Личность не воспринимает происходящее в терминах пространства и времени, пересматривает прежнюю жизнь и должна решить, возвращаться ли ей или «умереть». Этот этап плавно переходит в следующий, в котором золотой свет излучает огромную притягательную силу. Едва оказавшись в круге этого света, умирающий человек ощущает необыкновенную теплоту и любовь.
Органы восприятия Посмертное переживание начинается с того, что исчезает боль. Поэтому страдавшие до того люди становятся совершенно невозмутимыми. Когда душа покидает тело, усиливается зрительное и слуховое восприятие, обостряется мышление. Полностью пропадают вкус и запах. Зрение и слух иногда сохраняются до конца посмертного переживания, но в дальнейшем исчезают и они. Когда умирающий понимает, что подходит к границе смерти, или что он уже умер, остается только «мышление».
Зачастую люди слышат, или, точнее сказать, различают мужской голос. «Ясный голос, который я слышал, шел как бы из громкоговорителя». Нечто подобное происходит и со зрением. Человек словно бы различает, ощущает окружающее. «Я узнал свое тело, это был я». Когда эти инструменты восприятия исчезают, остается только способность мыслить. Мышление в совокупности с постепенно отходящими органами восприятия придает переживанию смерти его субъективную действительность.
Обзор жизни Вспомним работу швейцарского профессора геологии Альберта Хейма «Заметки о смерти в результате падения с горы», мы писали о ней в начале книги. Хейм, переживший падение с одной из альпийских вершин, после этого инцидента проинтервьюировал других счастливчиков, которым повезло выжить, сорвавшись с горы. Он также провел беседы с людьми, которые были ранены в результате военных действий, и с теми, кто выжил после несчастных случаев. В рассказах этих людей часто встречается феномен обзора всей жизни перед вероятной кончиной. Самое большое число позитивных ретроспекций приходится на людей, которые случайно избежали смерти в автоавариях и тех, кто едва не утонул. Неожиданная смерть позволяет позитивно оценить прожитую жизнь. Решающим фактором здесь является внезапность момента и неожиданность смерти для человека. В это мгновенное и наблюдается феномен ретроспекции. Жизнь индивидуума уплотняется в одно мгновение. Субъективное время в момент возможной смерти сжимается до секунды при объективном рассмотрении. Это означает, что практически нельзя измерить. Психиатр Дэвид Росс записал рассказы о своих переживаниях восьми неудавшихся самоубийц, которые собирались спрыгнуть с моста в Сан-Франциско. Он сообщает, что некоторые из этих людей испытали позитивные «стержневые переживания». У других, однако, не наблюдалось феномена ретроспективного взгляда на жизнь. Отметим, что все эти люди не принимали перед попыткой самоубийства никаких медикаментов и имели твердое намерение спрыгнуть с моста. Вопросы и выводы. Мы убедились в том, что на третьем этапе посмертного переживания осуществляется переход в другие сферы и области действительности. В главе «Выход из тела» мы подробно разобрали то, что происходит на первых двух этапах. То, что видели и слышали умирающие, смогли им подтвердить окружавшие их близкие и медицинские работники. Находясь в глубокой бессознательности, в стадии клинической смерти, люди видят и слышат все происходящее в деталях. Два первых этапа можно описать как земные, поскольку душа отделяется от тела и, находясь неподалеку, наблюдает за тем, что с ним происходит, слушает разговоры, которые ведутся во время реанимации. Первые этапы относятся к жизни «здесь», но связаны с последними этапами, которые касаются жизни «там». Следует задать себе вопрос, если первые два этапа могут быть фактически подтверждены, то стоит ли сомневаться в реальности последующих этапов? Не доказывают ли они реальность посмертного бытия? Какие выводы благодаря этим посмертным переживаниям можно сделать о жизни после смерти? Эти вопросы будут занимать нас и дальше, и мы увидим, какие факты оказываются в нашем распоряжении.
Время и пространство Чтобы лучше осмыслить посмертное переживание, мы должны иметь в виду, что в «загробном мире» не существует ни времени, ни пространства. Выходя за пределы земного мира, умирающий преодолевает и привычные рамки пространства и времени. Люди с рождения впитывают в себя понятия времени и пространства, и человеческому разуму сложно от них отказаться. Однако восприятие реалий иного мира невозможно без понятия безвременного измерения. Допустим, некто рассказывает, что когда он лежал при смерти, рядом с ним находились его умершие родители. Сразу встает вопрос: как могло произойти, что его отец и мать оказались рядом? Находились ли они поблизости или просто возникли в нужном месте? Исчезает космическое пространство, теряет свои границы Вселенная, но все еще имеется время. Известный американский писатель Роберт Монро попытался картографировать область, которая лежит за пределами естественного мира[27]. Он записал «маршрут», который прокладывает душа, покидая физическое тело. Исследователь отметил все «входы», «выходы» и другие пункты, которые часто встречались в рассказах о посмертном опыте. Более подробно мы рассмотрим работы Р. Монро в главе о внетелесных путешествиях. На исчезновение пространственно-временных границ в измененном состоянии сознания под влиянием мескалина (относится к той же категории препаратов, что и ЛСД) еще в 1954 году указал писатель-исследователь Олдос Хаксли[28]. Оригинальную теорию на понятия пространства и времени дает в своей книге «Краткая история времени» (A Brief History of Time) астрофизик Стивен Хокинг. Нас интересует практическое и клиническое понимание времени, и мы к этому еще вернемся.
Во время Второй мировой войны американскому солдату Джорджу Ритчи было двадцать лет. Он был тяжело ранен, и его околосмертное переживание длилось девять минут. За эти девять минут Ритчи испытал самые разнообразные чувства. Он словно бы пролетел над всеми штатами США, познакомился со множеством людей, пересек космическое пространство и встретил Бога. Много лет спустя Ритчи опубликовал книгу о том, что увидел и испытал, находясь в состоянии клинической смерти[29]. В настоящее время он ведет психиатрическую практику в Вирджинии. Чтобы попытаться осознать глубинный смысл околосмертного переживания, мы должны избавить свое мышление от категорий времени, равно как и от понятия о силе тяжести. «Я ощущал себя невесомым, как облако. Я выскользнул из тела и летел сквозь пространство и время с огромной скоростью»[30]. Во внетелесном опыте понятия о времени не существует. Когда переживших такой опыт спрашивают, как долго длилось их путешествие, большинство людей отвечает: «Я не знаю. Оно могло длиться как одну минуту, так и 10 000 лет». Человек, подошедший к границе между жизнью и смертью и вернувшийся в тело, утверждает, что в тот момент время остановилось. Потеряли свое значение и время, и пространство. Все это просто исчезло. Умирающий находился в таком состоянии сознания, когда теряет всякий смысл привычное восприятие и знание. Привычные границы пространства и времени пропадают. Каким-то необъяснимым пока образом все это происходит одновременно, в один и тот же момент. Новое состояние сознания прекрасно воспринимает действительность, в которой не имеют значения привычные представления о времени и пространстве. Условности, воспринятые нашим сознанием, начиная с момента нашего появления на свет, исчезают.
Клинические случаи Лучшими доказательствами подлинности внетелесных переживаний являются реальные клинические случаи. Далее мы рассмотрим некоторые особенно интересные и характерные истории, переживания в которых будут соответствовать определенным этапам околосмертного опыта. Речь пойдет о девочке, которая «прожила другую жизнь», о путешествиях известного психоаналитика Карла Густава Юнга, о внетелесном переживании психолога Марго Грей и об опытах Жанны, которые имеют особенное значение в контексте рассматриваемой нами темы.
Обратимся к рассказу одной девочки, который записал детский врач Мелвин Морс[31]. Этот рассказ вошел в книгу Морса, в которой он представил результаты своих обширных исследований. Автор книги убежден в том, что «дети не лгут», за исключением отдельных моментов, связанных с учебой в школе. Существенно также и то, что личность ребенка еще не испытывает в полной мере воздействия массовой культуры. Дети мало что знают о рае или об аде. Другим словами, дети более искренни и гораздо ближе к истинному пониманию мира, чем взрослые.
«Я прожила другую жизнь» Е. сорок четыре года, она замужем и у нее тринадцатилетний сын. В возрасте четырнадцати лет она перенесла околосмертное переживание. Когда она жила в Кирении и как-то раз плавала в море, случилось так, что ее нога застряла на глубине между камнями. Девочка никак не могла освободиться. Она была еще в сознании и подумала о том, что пришел ее конец. Никто не видел, как она нырнула. Вдруг Е. очутилась в «ином мире» вместе со своей матерью, которая в реальном мире умерла в возрасте 73 лет от рака. Перед глазами девочки пронеслись все события ее детства, она вспомнила о крещении младшей сестры, о том времени, когда ее родители были вместе. Мать Е. внешне выглядела как ее бабушка. Е. рассказывает, что в тот момент не чувствовала свое тело. Она увидела яркий свет, который ее успокоил. Когда Е. пришла в сознание, она лежала уже на берегу. В то время поблизости рыбачил профессиональный водолаз, который случайно и заметил то, что девочка не вынырнула. Без сознания Е. находилась от 15 до 20 минут. Много лет эта женщина живет с желанием еще раз повторить свой необычайный опыт и снова увидеть свою мать. Общение с матерью всегда придавало ей душевные силы до тех пор, пока она не создала свою собственную семью. Испытав то, что она испытала, едва не утонув, Е. больше не боится смерти и чувствует себя гораздо свободнее. У этой женщины далеко непростая жизнь, но воспоминание о том опыте придает ей силы на протяжении многих лет. Каждый умирающий встречает в «том» мире своих друзей и родственников по-своему. Одна женщина увидела своего покойного мужа с нимбом над головой, восстающим из зеленых вод. Кто-то может почувствовать присутствие любимого человека, не воспринимая при этом его зрительно. Общение может происходить голосом, «ясным и сильным». Часто встречаются также упоминания о телепатическом общении, но еще чаще пережившие опыт близкой смерти и встречу с родственниками в ином мире сообщают о сочетании сразу нескольких видов коммуникации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|