Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Негативные (адские) околосмертные переживания




Почти все авторы или исследователи, занимающиеся темой околосмертных переживаний, говорят о позитивном опыте. Самые авторитетные исследователи, такие как Э. Кюблер-Росс, Р. Моуди, М. Сабом и М. Морс, подтверждают факт существования подобных переживаний почти всегда только позитивным опытом. Лишь Моуди описывает в своей книге «Жизнь после жизни» (Life After Life) негативный опыт. В следующей своей работе, которая вышла два года спустя (в 1977 году) он больше к этому не возвращается. О негативных околосмертных переживаниях пишут кардиолог Морис Роулингс и психолог Марго Грей. Особенное значение в связи с этим принимают наблюдения Роулингса. В книге «За порогом смерти» (Beyond Death’s Door), которая была опубликована в 1978 году, он пишет следующее:

 

Перед тем, как заняться сбором материала для этой книги, я считал переживания близкой смерти лишь фантазией пациентов. Известные мне случаи я относил к типичным галлюцинациям, возникающим в истощенном кислородным голоданием мозгу. В 1977 году я реанимировал пациента, который, очнувшись, рассказал мне, что побывал в аду. Он умолял меня избавить его от ада и не дать умереть. Его искренний ужас заставил испугаться и меня. Следующий случай с адскими переживаниями пробудил во мне уверенность, что я должен безотлагательно приступить к написанию этой книги. Я убежден, что есть жизни после смерти, равно как и в том, что она не всегда прекрасна.

 

Один из пациентов Роулингса прошел через четыре околосмертных переживания. Детали этих переживаний побудили Роулингса написать свою книгу. В случае негативного опыта люди, согласно Роулингсу, видели сцены ада с огромными кипящими озерами, змеями, дикими зверями, чертями и тому подобным. Кто-то перенес два-три околосмертных переживания, из которых одно было негативным, а два других позитивными.

Согласно Роулингсу, свои впечатления от подобного опыта запоминала пятая часть пациентов, подразделяя их на негативные и позитивные образы. Причиной того, что большинство умирающих забывали свои негативные переживания, Роулингс называет механизм отрицания и вытеснения. Люди используют этот психологический прием, когда не желают помнить тревожную для них информацию.

Работа М. Роулингса вызывает определенные сомнения. Наиболее ярым его критиком выступает К. Ринг, который считает, что Роулингс использует адские переживания, в частности, для того, чтобы обращать людей в христианство. Все, кто высказывается против Роулингса, приводят в пример другого кардиолога: М. Сабома, который в своей работе «Воспоминания о смерти» (Recollections of Death) ни разу не упоминает о негативных внетелесных переживаниях своих пациентов. При этом следует учесть, что у кардиологов самые большие возможности наблюдать пациентов во время реанимации. Однако рассмотрим подробнее аргументы касательно негативных переживаний.

Психолог Марго Грей, детально исследовавшая околосмертные переживания, считает, что имеются такие негативные переживания, о которых человек может вспоминать в течение долгого времени после собственно происшедшего события.

М. Роулингс пишет, что он наблюдал больных сразу после реанимации, когда они могли многое вспомнить из своих переживаний. Пациент, с которого началась книга Роулингса, имел множество негативных переживаний. Однако в памяти его остались лишь приятные околосмертные опыты. По мнению Роулингса, это в порядке вещей: негативные опыты могут переходить в позитивные. Роулингс приводит один такой случай, который фактически не объясняет. Его пациентом был убежденный приверженец христианской веры, который организовал воскресную школу и давно посвятил свою жизнь церкви. Этот человек перенес три сердечных приступа, трижды его объявляли клинически мертвым. В момент первой клинической смерти он испытал негативное переживание, однако последующие оба околосмертных переживания характеризовались эйфорическими ощущениями. Вскоре больной умер от рака кишечника.

То, что Роулингсу рассказывали больные, он описывает как хороший репортер. По-видимому, его сильно испугал первый случай встречи с адскими околосмертными переживаниями. Позднее Роулингс обратился к религии и, очевидно, сделал своей целью обратить как можно большее число людей в христианство. Роулингс встал на путь христианской веры («заново родился», как пишет он сам), но все же неправы те, кто говорит, будто он использует науку для того, чтобы обратить людей к религии. Его главные доказательства — рассказы пациентов. В книге Роулингса имеется целый ряд описаний адских переживаний больных, которые пережили клиническую смерть. В конце своей работы он заключает: «У меня нет причины сомневаться в опыте моих больных, которые утверждают, что жизнь продолжается после смерти, и что тело умирает только тогда, когда его покидает дух».

 

Другие исследователи

Немногие ученые посвятили свою жизнь исследованию негативных околосмертных переживаний.

Те, кто многие годы своей жизни занимается изучением феномена смерти, сосредотачиваются в большей степени на позитивных околосмертных переживаниях. Верно и то, что, как пишет Роулингс, больные со временем «забывают» свои негативные переживания, вытесняя их из своего сознания. Разумеется, так происходит, тем не менее, не всегда.

Показателен тот факт, что кардиолог М. Сабом в своем во многом выдающемся исследовании[38] не упоминает ни одного негативного околосмертного эпизода. В его книге речь идет о случаях, которые были изучены самим Сабомом и его группой. Сразу же после того как реанимация успешно завершалась и человек приходил в себя, Сабом задавал ему соответствующие вопросы. Данное исследование во всем мире считается одним из самых валидных, которые были проведены врачами-кардиологами. Интервью перепроверялись Сарой Кройтцигер, кандидатом социологических наук, которая уделила этому исследовательскому проекту огромное внимание. Если бы ей удалось, повторно задавая пациентам вопросы, выявить какой-либо случай негативного переживания, она обязательно бы о нем упомянула.

Написав свою книгу «Жизнь после жизни», Р. Моуди еще целый год дожидался ее публикации. В этот период времени он собирал дальнейший материал, который привел в эпилоге книги.

Моуди собрал случаи людей, которые предприняли попытку самоубийства, пытаясь вырваться из круга проблем и неудавшихся отношений. Их околосмертные переживания оказались неутешительными. Все они пришли в итоге к решению никогда более не предпринимать попыток суицида и не посягать на жизнь других людей.

Моуди опубликовал свою первую книгу в 1974 году, следующий труд под названием «Размышления о жизни после жизни» (Reflections on Life After Life) вышел в свет в 1977 году. Здесь уже проблема негативных околосмертных переживаний не рассматривалась. К тому моменту Моуди опросил более 300 людей. Из них только шесть подтвердили свой интерес к реинкарнации, контактам с духами, астрологии и телепатическим феноменам. Самому юному из опрошенных им пациентов было три года, самому старому — семьдесят пять. Характер их околосмертных переживаний фактически не зависел от возраста.

В своей книге «После жизни» (After Life) Арчи Мэтсон выражает мнение многих о том, что все мы встретимся в раю, куда приведут ранее ушедшие из жизни родственники и друзья. Мэтсон описывает даже такие детали будущей жизни, как, например, секс, брак и так далее.

С отдельными случаями негативных околосмертных переживаний сталкивалась Марго Грей. По ее мнению, подобные негативные переживания могут провоцировать испытываемые в тот момент чувства (например, гнев или злость). Гнев может, допустим, вылиться в образ дикого льва, готового растерзать умирающего.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...