Кто проживает негативный опыт?
Следует помнить о том, что большинство ученых, изучающих околосмертные переживания, сходятся во мнении о том, что не более 1% умирающих имеют негативные переживания. По данным П. М. Х. Атуотер[39], лишь одна личность из семи с околосмертными переживаниями испытала негативный опыт. Исследователь цитирует психиатра Брюса Грейсона, который является признанным авторитетом в области феноменов смерти: «Мы никогда не пытались зафиксировать негативные околосмертные переживания потому, что не хотели об этом ничего знать». Далее автор пишет, что, опрашивая пациентов, она «обнаружила существенное различие между райскими и инфернальными околосмертными переживаниями... в случае негативных переживаний, которые мне встречались, люди редко описывали что-нибудь горящее или раскаленное. Большинство жаловались на холод, чувство пустоты, тусклый свет или туман». До сих пор не установлено, ни как часто встречаются негативные околосмертные переживания, ни какие именно личности (например, религиозные или закоренелые грешники) чаще получают негативный опыт. Самоубийцы тоже далеко не всегда сообщают об инфернальных переживания. Напротив, чаще они описывают приятные переживания.
Личность до и после околосмертного переживания Согласно статистике, люди, пережившие клиническую смерть, или те, кто оказался к ней очень близко, в 35–40% имели околосмертное переживание. Эту среднюю величину в 35–40% мы получили, проанализировав различные статистические данные[40]. Не стоит пренебрегать этой процентной составляющей. Перейдем к рассмотрению решающих факторов этих переживаний, если они имеются, и отследим их воздействие на дальнейшее развитие личности.
Важные факторы Рассмотрим, способствуют ли такие различные факторы, как религиозность, образование, происхождение, пол, профессия и так далее переживанию близкой смерти. Или же они оказываются важными для содержания околосмертного переживания. Не будем исследовать статистические данные, а сразу обратимся к результатам. Начнем с религиозности. Религиозность, вера, частота посещения церкви не имеют значения для появления околосмертного переживания. Как верующий, так и неверующий имеет равный шанс получить опыт одного или нескольких переживаний близкой смерти. Верующие люди склонны к тому, чтобы придавать своим переживаниям выраженную религиозную структуру. Это не означает, что атеист не может испытать околосмертное переживание, если он не верит в Бога. Тот факт, что некто осведомлен о возможности околосмертных переживаний, не повышает его шанс на то, чтобы пережить подобный опыт. Как раз возможно обратное: подобное знание уменьшает вероятность околосмертного переживания. То же самое можно сказать о возрасте и поле, происхождении, уровне доходов, образовании, профессии, месте рождения (городе или стране) и дома, в котором живет человек. Если в будущем некоторые данности и изменятся, то они никак не будут увязаны с частотой переживания близкой смерти. Они не оказывают влияния и на содержание переживаний. Не выявлено и определенного типа личности, которому проще пережить подобный опыт. Также К. Озиз и Э. Харальдссон не смогли установить никакого различия между представителями разных этнических групп[41]. По-видимому, феномен околосмертного переживания, настоящий «стержневой опыт», является значимым и сильным и проявляется независимо от культуры, свойств личности и демографического фактора.
Воздействие околосмертного переживания на личность Люди, которые пережили подобный опыт, говорят о позитивном его влиянии на их личность и дальнейшую жизнь. Околосмертное переживание, очевидно, качественно воздействует на всю структуру личности. Может усилиться общее позитивное отношение к жизни, повышается целеустремленность, уверенность в себе.
Женщина, выжившая после попытки самоубийства, сообщает: «Я не могу это объяснить, но теперь я чувствую уважение к другим людям. Я радуюсь природе и вообще всему красивому в жизни...» Одна пациентка чувствовала во время высокой температуры, как с ней говорил Бог. После того, как ей удалось преодолеть температурный криз, она рассказала: «Я радуюсь жизни каждый день снова и снова. И смерти я больше не боюсь, для меня ничего не значило бы, если бы мне сообщили, что утром я должна умереть». Женщина, которая чудом выжила в дорожно-транспортном происшествии, и у которой был глубокий «стержневой опыт», когда она лежала в коме, описывает следующим образом свои ощущения: «После того случая я чувствую большую радость от общения с людьми. Я теперь гораздо чаще использую возможность побывать на свежем воздухе. Природа, и особенно цветущие весной деревья доставляют мне особенное удовольствие. Все вокруг как будто заново начинает жить и наполняет меня радостью. Я люблю весну, когда все расцветает, это действительно прекрасно». Молодой мужчина, у которого во время высокой температуры было переживание близкой смерти, стал ощущать радость от своего одиночества и одновременно извлекать из этого пользу. Раньше он не мог прожить без общества друзей. «Мне теперь нравится быть одному. Я научился ценить то время, когда я один». Другим людям, перенесшим подобный опыт, легче стало строить отношения, выказывать понимание окружающим, они стали альтруистичнее сами по себе и, главное, научились отличать существенное от несущественного. Люди поняли, как важна любовь, безусловная любовь. Их жизнь приняла «новое направление». Пережившие околосмертный опыт чувствуют, что их «растормошили», им был дан «второй шанс». Некоторые смогли выйти из многолетней депрессии и обрести смысл жизни. После околосмертного переживания они осознали, что жизнь им дана для того, чтобы просто жить, «и почему они не могут что-то в ней менять?»
Кто-то так объясняет произошедшую в нем перемену: «Я знаю, что теперь мое самое большое желание — познавать мир... Я чувствую, что стал рациональнее. Я верю, что к чему-то приближаюсь, чего-то достигаю». У многих появляется настоящая религиозность, вера в посмертное существование. Действительно религиозные люди сильнее стали развивать свои «духовные интересы». При этом они не религиозны в догматическом смысле, формы строгой религиозной жизни их не интересуют. Некоторые говорят после своего переживания о «живом присутствии Бога» и склоняются к установке «Бог в тебе». Поэтому некоторые могут отказываться от внешних признаков религиозности, но внутри быть наполнены глубоким религиозным чувством. Одна женщина призналась мне после своего переживания близкой смерти: «Единственное чувство, которым я теперь наполнена — это любовь... Я теперь не могу представить, как можно ругаться с мужем или спорить с детьми». «Я не буду отрывать себе ногу, чтобы сделать кого-то счастливым», — сказал один опрошенный. «Раньше я прямо-таки разрывался от желания доставить кому-то удовольствие...» или «Я чувствовал себя всегда неуверенно, сейчас меня это не беспокоит»[42]. Люди теряют интерес к накоплению материальных благ. Их интересы становятся совсем другого рода. Они наполняются жаждой знания, у них появляется желание внести свой вклад в улучшение международных отношений. М. Сабом установил, что у тех, кто пережил околосмертное переживание, страх перед смертью сильно уменьшается или вообще пропадает. Напротив, у личностей, у которых не было переживания близкой смерти, не отмечалось уменьшения страха. Страх перед смертью исчезает не сразу после околосмертного переживания, иногда лишь спустя месяцы и даже годы. Один больной, который перенес операцию на открытом сердце, объяснил после своего выздоровления, что видел сияющий свет, своих родных и друзей, которые ему посоветовали «возвращаться», так как его время еще не пришло. Как сообщала его жена, он до конца жизни был уверен в том, что все, что увидел, было совершенно реальным. Его жена рассказала также, что до операции он не читал о подобных вещах. Когда три года спустя настал его смертный час, его жена была удивлена, как хорошо он подготовился к своей смерти.
Когда новое отношение к смерти и «загробной жизни» занимает свое место в жизни личности, тогда она становится внимательнее к каждому дню и каждой минуте проживаемой жизни. Те, кто лежит при смерти, обращают свое внимание только на происходящее «здесь и сейчас» и больше не мучаются страхом перед неизвестностью. Мы хотим дать еще один пример позитивного воздействия околосмертного переживания на личность человека. Некоторые авторы посвятили этому воздействию целые книги. Кто-то пишет о «метаморфозах» личности, другие, напротив, о мистических опытах. Вероятно, правильную формулировку дал К. Г. Юнг: «Мы не должны ничего делать; если бы мы могли понимать Космос только разумом, но мы познаем его также благодаря нашим чувствам. Следовательно, суждение, которое берет начало в нашем разуме, в лучшем случае состоит из правды лишь наполовину».
Интерпретации околосмертных переживаний Есть научная интерпретация переживаний близкой смерти. Околосмертное переживание происходит всегда одинаково, его этапы следуют один за другим. Как начинается это переживание? Находится ли объяснение этому в функциях мозга? Есть ли фармакологическое объяснение? Некоторые приписывают переживания полному кислородному голоданию (аноксии) мозга, другие — повышенному содержанию углекислого газа в крови. Пытались объяснить околосмертное переживание высвобождением эндорфинов в организме. Кроме фармакологического, физиологического или неврологического объяснений (например, одна из форм эпилепсии, височная эпилепсия) имеется также психологическое объяснение вроде теорий деперсонализации, принятия желаемого за действительное и так далее. Мы изучим все возможные интерпретации в надежде пролить свет на тайну околосмертного переживания. Ведь именно интерпретация определяет большей частью значение этого опыта. Мы уже рассмотрели, что такое смерть, и что мы понимаем под «клинической смертью». Мы определили медицинские состояния, когда больной теряет сознание и подходит к границам смерти, которые часто переходят в необратимую биологическую смерть. Так случается, если не проводится срочное медицинское вмешательство и, в особенности, если не принимаются меры для реанимации. Потеря сознания относится к промежутку времени, в котором индивидуум теряет какое-либо объективное понимание о своем окружении и себе самом. Потеря сознания — это, собственно, субъективное состояние или соответствующая оценка индивидуума, который его испытывает. Постороннему наблюдателю личность может казаться полностью бессознательной в тот момент, когда она приближается к границам естественной смерти, и мы при данных обстоятельствах (например, при остановке сердца) можем предполагать, что она фактически потеряла сознание. Как можно быть уверенным во время реанимации в том, что больной точно описывает свой околосмертный опыт? Возможно ли, чтобы он слышал разговоры окружающих, находясь в полубессознательном состоянии? Мы не должны забывать, что слуховое восприятие отключается последним, перед тем, как человек полностью потеряет сознание. И тогда возникает еще один вопрос: откуда мы знаем, что люди, которые сообщают о своих околосмертных переживаниях, не выдумывают этот опыт осознанно?
От нашего внимания не должно уклониться то, что околосмертное переживание состоит из цепи последовательностей, даже если прекращается на первом или втором этапе (чувство мира и покоя), личность слышит и наблюдает все, и воспринимает окружающее особенно ясно. Иногда душа сразу переходит к превосходящей стадии (сияющий свет и другие проявления); иногда человек переживает последовательно все пять этапов. Помимо последовательных стадий, о невыдуманности опыта свидетельствуют следующие факты: 1. Многие люди до своего собственного опыта никогда не слышали о переживаниях близкой смерти. 2. Большинство околосмертных переживаний регистрировались до того, как этот вид переживаний вообще стал известным, до выхода нашумевшей книги Р. Моуди «Жизнь после смерти» (Life After Death) (1975). Следовательно, средства массовой информации не располагали сведениями о таких переживаниях. 3. Личности, которые знали о существовании переживаний близкой смерти, обращали внимание на то, что их опыт в деталях отличается от уже описанных другими. Следующим существенным фактором является то, что для того чтобы пережить околосмертный опыт, человек должен перенести клиническую смерть или другое угрожающее его жизни состояние. И если личность подсознательно чувствует «потребность в защите» (защитный механизм «Я»), тогда она должна иметь околосмертные переживания всякий раз, когда ее жизни угрожает серьезная опасность. В действительности, разумеется, этого не происходит. М. Сабом упоминает в своих исследованиях, что многие личности часто оказывались в опасной ситуации, но позже смогли вспомнить только об одном околосмертном переживании. К этому нужно прибавить, что в ситуации, которая была связана с переживанием близкой смерти, иногда речь шла о менее серьезной опасности, чем та, что существовала в других случаях. Займемся исследованием различных толкований этого феномена.
Психологические объяснения 1. Деперсонализация Эта теория была выдвинута Нойсом и Клетти, которые верили, что у человека в опасной для его жизни ситуации психика бессознательно выводит на передний план механизм деперсонализации. Деперсонализация в случае угрожающей жизни человека ситуации проявляет себя потерей чувства времени, ускорением мышления, ощущением дестабилизации тела, отсутствием чувства реальности, ощущением мира и гармонии, панорамным обзором жизни и мистическим «переходом». Включается защитный механизм «Я», чьей задачей становится защита индивидуума от болезненной реальности, которая стремится к его уничтожению. Авторы считают, что человек ясно осознает опасную для его жизни ситуацию, и затем включает механизм деперсонализации. Это значит, что люди психологически должны быть уверены в том, что их жизни грозит опасность. Это убеждение является фактором, высвобождающим механизм деперсонализации. Иногда личность не понимает, что ее жизнь находится в большой опасности, как, например, в случае внезапной остановки сердца, при болезни Стокса-Адамса. И все же у этих людей тоже происходит типичное околосмертное переживание. Были описаны и другие случаи, когда люди избежали смертельной опасности, но не восприняли ее всерьез, и все же получили классический опыт околосмертного переживания. Нужно упомянуть, что в сравнении со всей реальностью переживания близкой смерти личность во время деперсонализации иначе себя ощущает. В этом месте мы хотим привести потрясающее свидетельство. Личности, у которых было околосмертное переживание, встретили в своем путешествии родственников, которых они считали живыми. Это сообщила женщина, чья тетя умерла в больнице от сердечного приступа, в то время как она сама в тот же момент находилась в состоянии клинической смерти. Когда больная пришла в сознание, ей сообщили о смерти тети. Пациентка во время своего околосмертного переживания встретила тетю и общалась с ней. К. Ринг сообщает о подобном случае, о котором ему рассказывали лично. Отец одной женщины лежал при смерти, и у него было околосмертное переживание. Он увидел обоих своих братьев, из которых одного уже несколько лет не было в живых, а другой умер за два дня перед этим, факт, о котором мужчина еще ничего не знал. Он решил «вернуться назад», когда услышал, как его зовет жена. Сразу после этого он получил известие о внезапной смерти своего брата. Нойсу и Клетти не удалось объяснить, почему экстремальная стрессовая ситуация (не являющейся смертельной угрозой) становится высвобождающим фактором для околосмертного переживания. И как личность действует в состоянии трансцендентных действительностей (например, при встрече с умершими родственниками)? Здесь наблюдается высшее измерение сознания, а не только символическая форма иллюзий, которые основываются на механизме вытеснения.
2. Благочестивое принятие желаемого за действительное Согласно этой теории, личность хочет вернуться в бесконечное пространство смерти, где все спокойно, отсутствуют боль и страдания. Такие люди «видят» события дальнейшей небесной жизни. Не будем раскрывать все детали этой теории. Она не может объяснить встречу с умершими, о смерти которых личность, которая переживает околосмертный опыт, не знала. Как заметила Кюблер-Росс, маленькие дети, по теории благочестивого принятия желаемого за действительное, главным образом должны представлять своих любимых родителей, которые являются важнейшими людьми в их жизни. Тем не менее, дети не говорят о своих родителях в околосмертных переживаниях, разве только если те оба не умерли. Напротив, дети видят родственников, которых больше нет в живых, или религиозные образы. Упоминаются даже случаи, когда выжившие встречали в своих переживаниях умершего родственника, которого никогда не видели в реальной жизни. Слишком невероятно, чтобы такая встреча являлась нереализованным желанием личности. Люди с благочестивым желанием умереть едва ли могут иметь подобные желания, принимая во внимание их веру в жизнь после смерти. И все же околосмертное переживание у всех происходит последовательно по одинаковому образцу, с той же последовательностью этапов. Этот факт не зависит от культуры, образования, пола и так далее. Это касается даже личностей, которые не являются религиозными или предприняли попытку самоубийства. Имеется психологический фактор, который способствует принятию желаемого за действительное. Это ожидание предстоящей смерти. Для начала околосмертного переживания этот фактор не играет решающей роли. Верующие люди ждут смерти потому, что это соответствует их религиозному воспитанию. Разумеется, околосмертные переживания случались у людей независимо от их веры. Переживание близкой смерти испытывают как верующие, так и неверующие.
3. Сны или галлюцинации Различие между снами и галлюцинациями и околосмертным переживанием совершенно отчетливое. Личности, испытавшие подобные переживания, совершенно убеждены в этом различии. Околосмертное переживание «действительно» случилось. Пережившие его указывают на абсолютную реальность ощущений. По Фрейду, недостаток действительности в сновидениях имеет целью защиту спящего, чтобы тот мог продолжать спать. Как мы знаем, сон выражает желания или комплексы личности. Р. Моуди подчеркивает, что люди, у которых были околосмертные переживания, отличались здоровой психикой: «Я знал их как эмоционально уравновешенных, здоровых людей, действующих, как полезные члены общества. Они имели работу... были долгое время женаты, заботились о своей семье и друзьях».
4. Бред отрицательного двойника Этот малоизвестный синдром, по некоторым данным, могут испытывать около 2% населения земного шара. Характеризуется он тем, что больной словно бы смотрится в зеркало, везде ему мерещится его двойник, который также одет, у него те же жесты и мимика. Некоторые ученые видят в этом состоянии редкую форму эпилепсии, депрессию или шизофрению. Зачастую этот синдром сопровождает опухоль мозга, кровоизлияние в мозг и мигрени. Сообщается, что Авраам Линкольн, президент Соединенных Штатов Америки, когда лежал на софе после очередного приступа мигрени, видел перелетающую мимо копию своего тела. Бред отрицательного двойника — это ложное восприятие, которое проецируется личностью в реальность. Для этого состояния характерно то, что больной воспринимает отображение своего лица или верхней половины тела или же всего своего тела, которое проецируется на небольшом расстоянии от него самого. Эти симптомы кардинально отличаются от переживаний близкой смерти. В околосмертном переживании личность находится вне своего тела, обычно в углу под потолком комнаты, откуда наблюдает каждую подробность, которая происходит в окружающем ее тело пространстве.
5. Повторное переживание пренатальных ощущений Была предпринята попытка объяснить околосмертные переживания как воспоминание об ощущениях, испытанных человеком в момент своего рождения. Нам известен феномен «родовой травмы». Однако он, как правило, несет в себе негативный опыт. Огромную работу по исследованию пренатальных переживаний провел в Греции в период с 1960 по 1980 годы Атанассиос Кафкалидес[43]. В своей работе он использовал известные в то время психоделические препараты ЛСД-25 (диэтиламид d-лизергиновой кислоты), мескалин и тому подобные, но главным образом — ЛСД-25. Кафкалидес давал этот медикамент невротикам и проводил общие «заседания», целью которых являлось самопознание. Под влиянием ЛСД-25 больные могли заново пережить все, что они перенесли в момент своего рождения. Выяснилось, что проходящий через родовые пути ребенок ощущает этот процесс как «пытку», а матку воспринимает как «раскаленную металлическую печь». А. Кафкалидес придерживается мнения о том, что материнские отрицательные раздражители становятся нейромедиаторами, которые через кровь попадают в пуповину и оказывают возбуждающее действие на нейроны плода. То же самое можно утверждать и о позитивных раздражителях «принимающей матки», которые образуют соответствующие нейромедиаторы. О нейромедиаторах мы подробнее поговорим, когда будем анализировать роль эндорфинов. Отметим, что ЛСД не всегда вызывает одно и то же изменение сознания. Чаще всего этот препарат приводит к изменению восприятия собственного тела, возникновению причудливых картин и образов. Люди, принимающие ЛСД, прекрасно осознают, для чего они употребляют этот наркотик: чаще всего для того, чтобы оторваться от действительности. То же самое можно сказать и о кетамине. Опыт, который получали личности под кетамином, сильно отличается от околосмертных переживаний. Кетаминные опыты похожи, скорее, на эффект зеркала.
6. Неограниченные возможности сознания Сознание обладает неограниченными возможностями. Может ли оно расшириться до такой степени, чтобы прийти в соприкосновение с архетипическими представлениями и образами коллективного бессознательного? Похоже, что возможности человеческого сознания безграничны. Индивидуум, занимаясь самопознанием, может соприкоснуться со своим архетипичным бессознательным и расширить сознание до небес и рая. В таком состоянии человек воспринимает открытые пространства, сияющие небесные тела вроде Солнца или звезд, «видит» экзотических птиц, плоды и так далее. В подобном опыте индивидуум превосходит свою самость, разрушает границы пространства и времени, достигая состояния экстаза и чувства единения со всем бытием, и, кроме того, испытывает глубокое чувство почтения и любви к творению в целом. Естественно, что человеческое сознание может достичь и абсолютно противоположного состояния. В своей книге «Путешествие в поисках себя» (The Adventure of Self Discovery) (1988 год) Станислаф Гроф приводит богатый фактический материал и дает методы расширения сознания. В этой области Гроф признан авторитетом. В вышеупомянутой книге он описывает пренатальные воспоминания человека, то, как индивидуум идентифицирует себя с эмбрионом, или даже со спермой или яйцеклеткой в момент зачатия. Гроф уверен, что человек может погрузиться еще дальше в исторические воспоминания и пережить мгновения из жизни своих предков и прапредков. Мы приведем один пример, взятый из книги Грофа. Это случай молодой женщины, которая принимала участие в семинаре по холотропному дыханию в Стокгольме. Девушка приехала из Финляндии. Во время сеанса она пережила одну за другой сцены битв, убийств и военных действий. Одна из этих сцен особенно ей запомнилась. Она ощутила себя молодым человеком, солдатом, который принимал участие в одной из битв во время Второй мировой войны. Эта сцена состоялась за четырнадцать лет до ее зачатия. Внезапно девушка поняла, что это был ее отец, и она видит картину боя его глазами. Она полностью идентифицировала себя с его личностью, восприняла его тело, чувства и мысли. Девушка имела ясное представление о том, что происходит вокруг нее. В какой-то момент она спряталась за деревом, как раз вовремя, чтобы ее/его не задела пролетевшая пуля. Данное переживание было для нее исключительно живым, настоящим, и она не понимала, как оно пришло к ней и что означает. Девушка знала, что ее отец принимал участие в военных действиях между Финляндией и Советским Союзом, но она была совершенно уверена в том, что отец никогда не рассказывал ей подробности того, как воевал. Наконец, женщина пришла к выводу, что она выдумала это «воспоминание» отца, и чтобы окончательно удостовериться в том, решила ему позвонить. На следующий день она пришла в группу испуганной и возбужденной. Когда девушка пересказала отцу то, что она пережила, тот был очень удивлен. Так как событие, описанное его дочерью, случилось с ним на самом деле в годы войны. Девушка смогла описать всю картину той перестрелки в лесу. Отец уверил ее, что никогда ни с кем из членов семьи не говорил об этом событии, поскольку оно казалось ему несущественным. Сознание выходит в трансцендентность, когда преодолевает пространство, время и само себя. Существует совершенная трансцендентность и экстатическая свобода от «игр» поведения. Понятие «игра» употребляют Тимоти Лири и другие исследователи[44], подразумевая под ним поведение, в котором расписаны роли и правила, имеются свои церемонии, цели, определенный смысл, стратегия, язык, значение, признаки времени и пространства, а также специальные двигательные стереотипы. Любой вид поведения, в котором нет этих девяти признаков, рассматривается как «неигровое» поведение. Лишая поведение этих признаков (особого языка, значения, пространственно-временных категорий и так далее) можно включать естественные рефлексы, спонтанную игру и получать трансцендентное знание, считает Лири. Кратковременный выход в трансцендентное измерение сознания дает нам представление о «сознании» или «душе», позволяет научно исследовать этот тематический комплекс. Он показывает, что наука занимается не только исследованием причинно-следственных связей. Изучение субъективных элементов сознания дает новый значимый фактор, стимул для дальнейшего исследования состояний сознания человека. Тем не менее, изучая измененные состояния сознания и его трансцендентные свойства, мы все же не находим в них ничего от околосмертных переживаний. Переживание близкой смерти является автономным, отдельным феноменом. Околосмертные переживания всегда одинаково начинаются и определенным образом оканчиваются.
Фармакологические объяснения 1. Анестезирующие средства Средства, используемые для наркоза, теоретически могут вызывать феномены, которые подобны околосмертным переживаниям. Но могут ли они быть фактором, провоцирующим переживание близкой смерти? Вероятно, так как анестетики повышают содержание углекислого газа (СО2) в крови. Если наркозное средство применяется должным образом, то оно не оказывает особенного влияния на содержание СО2 в крови. К этому можно добавить, что в случае остановки сердца во время операции подача наркоза прекращается и пациенту вкачивают кислород. Имеются также свидетельства о том, что средства наркоза нейтрализуют околосмертное переживание, так что человек уже не может вспомнить о таких опытах. Моуди упоминает случай одной женщины, которая «умерла» дважды и в первый раз не имела переживания близкой смерти, которое было у нее во второй клинической смерти. Женщина считает, что в первый раз не пережила ничего особенного потому, что использовались анестезирующие средства, которые не применялись во второй раз. Есть также исследования, которые доказывают, что больные, к которым применялась общая анестезия, редко потом что-либо вспоминают. Как бы то ни было, околосмертное переживание легко отличить от других похожих феноменов. Следует еще раз упомянуть о том, что все те люди, которые сообщали о типичных околосмертных переживаниях, не получали в тот момент никаких анестетиков, а в некоторых случаях оставались совсем лишенными медицинской помощи. Следовательно, мы делаем вывод о том, что применение наркозных средств не объясняет появления околосмертных переживаний, несмотря на то, что оно не исключает феномены, которые могут быть связаны с подобными переживаниями близкой смерти.
2. Аноксия — кислородное голодание мозга Аноксия — это физиологическое последствие феномена близкой смерти. Физиологическое кровообращение в мозгу нарушается, и следуют изменения в психических функциях. Полное прекращение кровообращения, которое наступает при остановке сердца, уже через секунду приводит к коматозному состоянию, а через пять минут — к прогрессирующему отмиранию клеток мозга. Непосредственно перед коматозным состоянием, вызванным возрастающей аноксией, люди могут пережить определенные феномены, которые могут быть охарактеризованы как признаки изменения сознания. В 1920 году врачи Й. Хендерсон и Х. В. Хаггард провели исследование психических и физиологических реакций на аноксию. В ходе опыта испытуемые сидели в воздушной камере, из которой постепенно откачивался кислород. Результаты исследования показали, что возрастающее уменьшение кислорода нарушает физические и психические способности людей. Некоторые испытуемые в итоге получали эпилептический приступ и переживали остановку дыхания. При этом феноменов, подобных околосмертным переживаниям, зафиксировано не было. В 1930 году другой врач, Р. А. Мак-Фарланд, продолжил исследования по изучению последствий кислородного голодания мозга. Свои опыты он ставил на горных высотах в Чили, будучи участником международной экспедиции. Мак-Фарланд выяснил, что чем больше альпинист нуждается в кислороде, поднимаясь на все большую высоту, тем больше усилий ему приходится прикладывать для подъема. Мак-Фарланд наблюдал при этом психическую медлительность, появление раздражительности, трудности с концентрацией внимания, замедление мышления и нарушения памяти. Результаты всех этих исследований доказывают, что при возрастающем недостатке кислорода в мозгу наблюдаются соответствующие нарушения психических и мыслительных способностей. Этот факт оказывается в резком противоречии с ясностью психических функций и восприятия, которые описываются людьми, у которых были околосмертные переживания. Более того, в случае прогрессирующего кислородного голодания вплоть до момента наступления коматозного состояния наблюдалось нарушение связи событий, что абсолютно не характерно для переживаний близкой смерти. Имеются и другие теории, построенные на аноксии мозга. Однако они носят лишь теоретический характер. Многие исследователи считают, что аноксия связана с физиологической или психологической угрозой смерти, и подобное состояние вызывает те же субъективные механизмы, что и в случае околосмертного переживания. Что якобы запускается тот же самый механизм, и индивидуум оказывается в трансцендентной действительности. Фактом, однако, является то, что околосмертный вид переживаний у людей с аноксией мозга не упоминается. И как возможно, к примеру, объяснить то, что люди, пережившие околосмертный опыт, иногда встречались в «ином» мире с друзьями или родственниками, о чьей смерти они не знали?
3. Повышенное содержание углекислого газа (гиперкапния) Повышенное содержание углекислого газа (СО2) в крови может приводить к изменению состояния сознания. СО2 является конечным продуктом обмена веществ в клетках головного мозга. Поток крови приносит в мозг кислород и одновременно выводит углекислый газ, который выдыхают в окружающую среду легкие. Нарушение кровообращения, которое происходит при остановке сердца, очень быстро ведет к повышению количества углекислого газа в мозге. Ладислас Медуна, психиатр из Иллинойского университета, исследовал результаты воздействия на человека различных концентраций СО2 в атмосфере в надежде открыть способ терапии углекислым газом. Он подверг тестированию 150 человек, страдающих неврозами. В контрольную группу вошли 50 здоровых личностей. Опыт заключался в том, что Медуна давал испытуемым подышать через маску смесью, состоявшей из 30% углекислого газа и 70% кислорода. При этом нужно заметить, что воздух в пространстве лаборатории не содержал СО2, процентное соотношение же кислорода составляло 21%. Число вдыханий у каждого испытуемого было разное. Медуна описывает различные субъективные переживания, вызванные вдыханием углекислого газа, некоторые из них обнаруживают сходство с околосмертными переживаниями. Его испытуемые упоминали сияющий свет, чувство освобождения от тела, внезапный пересмотр событий прошлого, телепатические контакты с религиозными образами и экстатические чувства. Хотя Медуна исследовал самых разных больных с различными эмоциональными потребностями, он установил, что люди, которым он давал вдохнуть смеси с повышенным содержанием СО2, демонстрировали некую общность реакций. Медуна сделал вывод, что в случае его испытуемых начинает функционировать «субъективная психологическая функция структуры мозга», которая не зависит от личности и типа ее психологических проблем. Возникает вопрос, не были ли вызваны переживания, о которых сообщали испытуемые Медуны, и которые можно сравнить с околосмертными опытами, повышенным содержанием углекислого газа или же их следует приписывать другому механизму, который лишь находится в связи с СО2. Но все это теоретические объяснения, а не доказательства. В своих исследованиях М. Сабом упоминает одного пациента, который перенес остановку сердца. В то время как этот человек переживал околосмертный опыт, Сабом провел измерение содержания СО2 в его крови. Пациент находился на первом этапе околосмертного переживания (он был без сознания), но при этом «увидел», как врач взял на анализ кровь из артерии на его ноге. Лабораторные исследования подтвердили повышенное содержание кислорода в артериальной крови (это часто происходит у больных, которым во время реанимации подводится кислород). Артериальное содержание СО2 было ниже физиологической нормы. Тот факт, что пациент «визуально» отметил момент забора крови, означает, что это произошло с ним, когда началось его околосмертное переживание. Данный случай доказывает, что ни низкое содержание кислорода, ни повышенное углекислого газа не оказывает влияния на факт появления околосмертного переживания.
4. Другие медикаменты Перечислим наиболее часто употребляемые медикаменты, которым приписывается свойство вызывать околосмертное переживание. Наверняка, кроме них, имеются и другие препараты, не такие известные, которыми мы заниматься не будем. Ниже мы суммируем некоторые общие наблюдения, которые касаются всех медикаментов. Итак, первое: очень часто личности, у которых было околосмертное переживание, вообще не принимали никаких медикаментозных препаратов. В действительности, вследствие разных причин медикаменты скорее затрудняют, чем облегчают появление «стержневых» опытов. Имеются клинические доказательства того, что личности, испытавшие околосмертное переживание, могут его с уверенностью отличить от тех чувств и впечатлений, которые вызываются наркотиками и анестетиками. По данным К. Ринга, 67% неудавшихся самоубийц, принимавших медикаментозные препараты, в итоге не смогли вспомнить ничего. Исследователи Озиз и Харальдссон проявляли особенный интерес в своих опытах к появлению на пятом этапе околосмертного переживания зрительных образов. Личности, состояние которых было вызвано употреблением медикаментов, практически не испытывали околосмертных переживаний. Напротив, люди, внезапно пережившие клиническую смерть, в 80% случаев видели зрительные образы, которые совершенно точно не были следствием употребления лекарств. «Стержневые» опыты никак нельзя объяснить с пози<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|