Консульские привилегии и иммунитеты
Консульские привилегии и иммунитеты в отличие от дипломатических носят ограниченный функциональный характер. Консульские должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетом с момента прибытия в страну пребывания и до момента покидания этой страны или дисмисла.В двухсторонних консульских конвенциях консулам могут предоставляться точно такие же привилегии и иммунитеты, как и дипломатам. К привилегиям консульского учреждения относятся: · право устанавливать консульский щит и поднимать флаг представляемого государства на здании консульства; · право беспрепятственно иметь сношения со своим правительством, с дипломатическим представительством и консульскими учреждениями своей страны, находящимися на территории государства пребывания и на территории третьих стран, посредством обычных средств связи, шифрованных депеш, дипломатической почты и консульских курьеров (с согласия государства пребывания консульское учреждение может установить радиопередатчик и пользоваться им); · освобождение от любых видов налогов, сборов и пошлин всех консульских помещений и жилищ консульских должностных лиц и сотрудников консульских учреждений; · освобождение консульских сборов от всех налогов и пошлин. Иммунитеты консульского учреждения предусматривают прежде всего: · неприкосновенность консульских помещений, доступ в которые допускается только по просьбе или с согласия главы консульского учреждения или главы дипломатического представительства представляемого государства. Венская конвенция о консульских сношениях (1963 г.) допускает, что в случае пожара или др. стихийного бедствия такое согласие может предполагаться. Неприкосновенность консульских помещений, обеспечиваемая на основе взаимности, в то нее время не дает права использовать их в целях, несовместимых с функциями консульского учреждения.
· Консульские помещения, предметы их обстановки, имущество консульского учреждения, а также его средства передвижения пользуются иммунитетом от любых видов реквизиции. · Консульские архивы и документы неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Более детальные правила о неприкосновенности консульских помещений определяются двусторонними консульскими конвенциями. Иммунитеты консульских должностных лиц включают их личную неприкосновенность, они не могут быть подвергнуты аресту или предварительному заключению, иначе как на основании постановлений органов судебной власти в случае совершения этими лицами тяжких преступлений. Консульские должностные лица и сотрудники консульств не подлежат юрисдикции государства пребывания в том, что касается их служебной деятельности (это положение не применяется в отношении некоторых гражданских исков). В случае отказа консульского должностного лица, вызванного в суд в качестве свидетеля, давать показания, к нему не могут применяться никакие меры принуждения со стороны государства пребывания. Государство пребывания предоставляет консульским должностным лицам и сотрудникам консульства, а также членам их семей льготы в виде освобождения от налогов, сборов и пошлин, выполнения личных повинностей, досмотра личного багажа, уплаты таможенных пошлин. Иммунитет персонала консульства зависит от его категории. Консульские должностные лица — лица, которые выполняют консульские функции. Консульские служащие — лица, выполняющие административные или технические обязанности. Работники консульства выполняют функции обслуживающего персонала. Консульские должностные лица обладают личной неприкосновенностью. Они не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению. Исключение составляют случаи совершения тяжких преступлений. Но и в этих случаях ограничение личной свободы возможно лишь на основе вступившего в силу приговора суда. В случае возбуждения уголовного дела против консульского должностного лица оно должно явиться в компетентные органы. В таком случае, а также при задержании должностного лица власти страны пребывания немедленноуведомляют консульство.
Государства зачастую заключают двусторонние консульские конвенции, предоставляющие консульским должностным лицам полный дипломатический иммунитет. В таких случаях их уголовное преследование возможно лишь в случае отказа от иммунитета. Как сами консулы, так и консульские служащие обладают иммунитетом от местной юрисдикции в отношении действий, совершенных ими при выполнении служебных обязанностей. Это положение не применяется в отношении гражданского иска третьей стороны за вред, причиненный транспортным средством. Персонал консульства может вызываться в суд для дачи свидетельских показаний. Консульские служащие и обслуживающий персонал не могут отказаться от дачи показаний. Если от дачи показаний отказывается консульское должностное лицо, то к нему не должны применяться меры принуждения. Консульские должностные лица и служащие, а также члены их семей освобождаются от всех налогов и сборов. Обслуживающий персонал освобождается от налогов на заработную плату. Консульские должностные лица освобождаются от таможенных пошлин и досмотра. Личный багаж должностных лиц может быть досмотрен лишь в случае, если есть серьезные основания полагать, что в нем содержатся предметы, запрещенные к вывозу или ввозу. Такой досмотр должен производиться в присутствии консульского должностного лица.
Почетные консулы
Почетный консул работает в большинстве случаев на общественных началах и при этом может не являться гражданином того государства, которое представляет, т.е. распространенным является случай, когда почетным консулом иностранного государства в РФ является гражданин РФ. Не являются штатными консульскими служащими и содержатся за счет сборов, а не представляемого государства.
Правовые акты, определяющие правой статус почетных консулов иностранного государства в РФ: 1. Международные правовые акты. Наибольшее значение в этой группе имеет Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года. Также значение имеют двухсторонние международные консульские договоры (конвенции), которые заключила Российская Федерация. 2. Правовые акты принимающей стороны (России). При этом российское законодательство не содержит ни одного специального акта, который был бы посвящен данному вопросу (институту почетного консульства). Имеются лишь отдельные нормы в некоторых нормативных актах, которые опосредуют применение норм, содержащихся в международных правовых актах. Однако имеется Положение «О почетном консуле Российской Федерации» (утверждено Приказом МИД РФ от 13.10.1998), которое само по себе не регулирует правовое положение почетных консулов иностранных государств, однако может служить критерием для определения отношения официальных властей Российской Федерации к институту почетного консульства. 3. Правовые акты представляемого государства. Основные личные консульские привилегии и иммунитеты почетного консула в соответствии с Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 года: 1. Защита почетных консулов (ст. 64): Россия как государство пребывания обязана предоставлять почетному консулу такую защиту, какая может потребоваться в связи с занимаемым им официальным положением. 2. Личная неприкосновенность: почетный консул пользуется иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства пребывания в том, что касается его служебной деятельности. Согласно ст. 43 почетный консул не подлежит юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых им при выполнении консульских функций, за исключением двух случаев: 1) когда к нему предъявляется гражданский иск, вытекающий из договора, заключенного консулом, по которому он прямо или косвенно не принял на себя обязательств в качестве агента представляемого государства;
2) когда к нему предъявляется гражданский иск третьей стороны (физического или юридического лица) за вред, причиненный несчастным случаем в России, вызванным транспортным средством. Почетный консул не может быть подвергнут задержанию или аресту иначе, как в случае преследования за совершение тяжкого преступления или исполнения вступившего в законную силу приговора суда. 3. Право на незамедлительное уведомление об аресте, предварительном заключении или судебном преследовании (ст. 42): в случае ареста или предварительного заключения какого-либо работника консульского персонала или возбуждения против него уголовного дела российские власти незамедлительно уведомляют об этом почетного консула. Если почетный консул сам подвергается таким мерам, российские власти уведомляют об этом представляемое им государство через дипломатические каналы. 4. Особое положение консула при привлечении его к уголовной ответственности (ст. 63): если против почетного консула возбуждается уголовное дело, он должен явиться в компетентные органы. Однако при производстве дел ему должно оказываться уважение ввиду его официального положения и – за исключением случаев, когда он арестован или задержан, – должно ставиться как можно меньше препятствий выполнению им консульских функций. 5. Свобода сношений и контактов с гражданами представляемого государства (ст. 36): почетный консул может свободно иметь сношения с гражданами представляемого государства и иметь доступ к ним. Граждане представляемого государства имеют такую же свободу в том, что касается сношений с консулом представляемого государства и доступа к нему. Почетный консул имеет право посещать гражданина представляемого государства, который находится в тюрьме, под стражей или задержан, для беседы с ним, а также имеет право переписки с ним и принимать меры к обеспечению ему юридического представительства. Он также имеет право посещать любого гражданина представляемого государства, который находится в тюрьме, под стражей или задержан в их округе во исполнение судебного решения. 6. Свобода сношений с органами государства пребывания (ст. 38): при выполнении своих функций почетный консул может обращаться: 1) в компетентные местные органы своего консульского округа; 2) в компетентные центральные государственные органы России в той степени, в какой это допускается существующими российскими законами, правилами и обычаями или соответствующими международными договорами России.
7. Налоговые привилегии (ст. 66): почетный консул освобождается от всех налогов, сборов и пошлин на вознаграждение и заработную плату, которые он получает от представляемого государства за выполнение консульских функций. 8. Освобождение от личных повинностей и обложений (ст. 67): Россия как государство пребывания обязана освобождать почетного консула от всех трудовых и государственных повинностей, а также от воинских повинностей (реквизиция, военная контрибуция и военный постой). 9. Привилегии на флаг и эмблему (ст. 29): почетный консул имеет право вывешивать флаг на своей резиденции и, когда это связано с исполнением служебных обязанностей, на своих средствах передвижения. Кроме того, государство, назначающее своего почетного консула, может индивидуальным актом ограничить объем его полномочий. Например, ограничить его только функциями развития деловых связей, не обременяя функциями, связанными с защитой интересов своих граждан (например, находящихся под следствием), связанных с совершением консульских актов (например, консульская легализация нотариального акта). Также государство, назначающее почетного консула, определяет границы его консульского округа.
Многосторонняя дипломатия
Государства устанавливают официальные отношения не только между собой, но и с международными организациями. Эти отношения осуществляются через постоянные представительства государств при международных организациях или с помощью делегаций, направляемых для участия в сессиях международных организаций. Эта деятельность получила название – многосторонняя дипломатия. Имеется трехстороннее участие: посылающее государство, принимающее государство, сама международная организация. Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 года определяет функции постоянных представительств: · Обеспечение представительства посылающего государства при международной организации · Поддержание связей между посылающим государством и организацией · Ведение переговоров с организацией · Защита интересов посылающего государства в рамках организации · Содействие осуществлению целей и принципов организации путем сотрудничества с ней Ст.9 конвенции закрепляет принцип свободы назначения сотрудников постоянных представительств посылающим государством. Окончание миссии постоянного представительства возможно путем уведомления об этом организации посылающим государством. Одностороннее прекращение путем объявления персоной нон грата не может. Привилегии и иммунитеты аналогичны дипломатическим. Конвенция предусматривает обязанность принимающего государства преследовать в судебном порядке и наказывать в судебном порядке лиц, совершивших посягательство на таких представителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|