Опросник невротических расстройств К. Хека и Х. Хесс
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Л. В. БОРОЗДИНА
ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ
ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧИ
Авторская разработка психодиагностической схемы
Учебно-методическое пособие
Издание второе, дополненное
Москва Акрополь УДК 159.953.(075.8) ББК 88.3 Б835
Учебное пособие утверждено методической комиссией кафедры общей психологии факультета психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова в 2002 г. и рекомендовано для спецпрактикума «Изучение отдельного случая». Схема II. (Специализация ̶ «Общая психология»).
РЕЦЕНЗЕНТЫ: кандидат психологических наук доцент Н.Б.Березанская, кандидат психологических наук доцент Е.Е.Насиновская
УДК 159.953.(075.8) ББК 88.3 Б835
© Б о р о з д и н а Л. В., 2012 СТРУКТУРА ПРАКТИКУМА И ОПИСАНИЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ СХЕМЫ
ПРОБЛЕМА Спецпрактикум ориентирован на ознакомление студентов с широким набором методов и различных приемов психодиагностики, а также с выполнением особой задачи: изучения отдельного случая. Исследование осуществляется в два этапа: на первом отрабатывается готовая схема, приведенная в учебно-методическом пособии; на втором – «творческом» – студенты, опираясь на уже полученный материал (по их желанию), самостоятельно формулируют и проверяют гипотезы относительно изучаемого случая. Проблема состоит в обоснованности формулируемых гипотез, подборе адекватных техник верификации выдвигаемых предположений и наиболее глубокой и тщательной диагностике свойств исследуемого субъекта.
ЦЕЛЬ Анализ и описание отдельного случая по схеме диагностики преобладающей мотивации: достижения успеха или избегания неудачи. Предложенная схема воспроизводит одну из наиболее разработанных в современной психологии парадигм и построена таким образом, что каждая следующая методика в ней проверяет результаты предыдущей. Исследование начинается с установления так называемого целевого индекса, являющегося одной из счетных категорий в анализе уровня притязаний и представляющего собой степень отклонения цели следующего действия от предыдущего достижения. Называемый также целевым несоответствием, этот индекс, в зависимости от своей величины, служит индивидуально-специфическим выражением определенной мотивационной установки, т.е. своеобразным маркером вида доминирующей мотивации: стремления к успеху или уклонения от неудачи. Средние значения целевого несоответствия указывают на преобладание мотивации достижения; близкие к экстремальным, т.е. очень малые или большие величины свидетельствуют о противоположном мотивационном векторе – избегания неудачи. Вычислив целевой индекс и таким способом сделав предварительное заключение об акцентуации того или иного мотива, экспериментаторы проверяют эту гипотезу в тесте Х.Хекхаузена (1986), непосредственно предназначенном для выявления названных типов мотивации. Далее полученный результат верифицируется с помощью опросника хронической тревожности Ж.Тейлор (Taylor, 1953). Лица с медиальным значением индекса отклонения цели и установкой на достижение успеха в методике Хекхаузена обладают средним либо низким уровнем тревожности, лица с высоким или низким целевым несоответствием, склонные в тесте Хекхаузена к избеганию неудачи, отличаются резким подъемом уровня тревоги.
Заключительной частью схемы служит тест фрустрации С.Розенцвейга (Rosenzveig, 1944), в соответствии с которым при доминировании мотивации достижения успеха субъект обнаруживает толерантность к препятствиям на пути реализации цели, т.е. устойчивость к фрустрации; при акцентуации мотива избегания неудачи – ослабление толерантности, выраженную фрустрированность. В целом техника позволяет проследить изменение направления и типа фрустрационных реакций в зависимости от вида мотивации. После выполнения изложенной схемы студенты переходят к самостоятельной части практикума, которая может строиться по принципу уточнения и углубления имеющихся результатов либо построения и проверки новых гипотез.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА Данная схемасодержит следующий комплекс техник: 1. опросник Хека – Хесс (Höck, Hess, 1976)как контролирующий уровень невротизации; 2. «анамнез» – подробное описание «жизненной истории» субъекта с указанием значимых позитивных и негативных событий; 3. «психологический портрет» респондента и стереотип поведения, релевантные исследуемым свойствам: «шаг» в целеуказании, главный вектор мотивации – к достижению или избеганию, проявления тревожности, характеристика реакций в ситуации препятствий на пути осуществления цели; 4. моторную пробу Э.Шварцландера (1972 ̶ цит по: Бороздина, 2011) для диагностики целевого несоответствия; 5. лабиринты Х.Хекхаузена (Heckhausen, 1969) для определения индекса целевого отклонения; 6. тест Х. Хекхаузена (1986) для диагностики мотивации достижения успеха и избегания неудачи; 7. шкалу хронической тревожности Ж. Тейлор (Taylor, 1953); 8. технику фрустрационных реакций С.Розенцвейга в адаптации Н.В.Тарабриной (1994).
Исследование завершается обработкой и анализом полученных данных по каждому заданию отдельно, интеграцией экспериментального материала, его соотнесением с «анамнезом» испытуемого и «психологическим портретом», подготовкой полного заключения по проделанной психодиагностической схеме. Помимо этого практикум включает (по желанию студентов) формулировку экспериментатором дополнительных гипотез, их эмпирическую проверку с подбором соответствующих методик и составление общего заключения по изучаемому случаю.
ИСПЫТУЕМЫЙ Выбор респондента предусматривает нейтральность в отношениях с экспериментатором, во избежание «эффекта ореола», однако испытуемый должен быть достаточно знаком автору, чтобы последний мог подробно изложить «анамнез» и «психологический портрет» обследуемого. Все методики, входящие в психодиагностическую схему, выполняются на одном испытуемом с предварительной методической тренировкой экспериментатора и контролем преподавателя за овладением учащимися перечисленными техниками.
ОТЧЕТНОСТЬ Студенты представляют полный набор протоколов экспериментального цикла, их обработку и интерпретацию, аудиозаписи вербальных техник и клинической беседы, а также детальное описание изучаемого случая с приложением аргументированного заключения.
ОПРОСНИК НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ К.ХЕКА И Х.ХЕСС ФОРМА II − ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ. Пол: Дата: _______________ Отметьте, пожалуйста, перечеркивая крестиком, наиболее подходящий для Вас ответ из расположенных рядом с вопросами. Отвечайте, пожалуйста, быстро, не раздумывая.
Проверьте, на все ли вопросы Вы ответили.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|