Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опросник невротических расстройств К. Хека и Х. Хесс




Л. В. БОРОЗДИНА

 

 

ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ

 

ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧИ

 

Авторская разработка психодиагностической схемы

 

 

Учебно-методическое пособие

 

Издание второе, дополненное

 

Москва

Акрополь


УДК 159.953.(075.8)

ББК 88.3

Б835

 

 

Учебное пособие утверждено методической комиссией кафедры общей психологии факультета психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова в 2002 г. и рекомендовано для спецпрактикума «Изучение отдельного случая». Схема II. (Специализация ̶ «Общая психология»).

 

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

кандидат психологических наук

доцент Н.Б.Березанская,

кандидат психологических наук

доцент Е.Е.Насиновская

 

 

Б835   Бороздина Л.В.Диагностика мотивации достижения успеха и избегания неудачи. Авторская разработка психодиагностической схемы: Учебно-методическое пособие. Издание второе, дополненное. М., Акрополь. 2012 ̶ 80 с. ISBN    

 

 

УДК 159.953.(075.8)

ББК 88.3

Б835

 

 

© Б о р о з д и н а Л. В., 2012


СТРУКТУРА ПРАКТИКУМА И ОПИСАНИЕ

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ СХЕМЫ

 

ПРОБЛЕМА Спецпрактикум ориентирован на ознакомление студентов с широким набором методов и различных приемов психодиагностики, а также с выполнением особой задачи: изучения отдельного случая.

Исследование осуществляется в два этапа: на первом отрабатывается готовая схема, приведенная в учебно-методическом пособии; на втором – «творческом» – студенты, опираясь на уже полученный материал (по их желанию), самостоятельно формулируют и проверяют гипотезы относительно изучаемого случая. Проблема состоит в обоснованности формулируемых гипотез, подборе адекватных техник верификации выдвигаемых предположений и наиболее глубокой и тщательной диагностике свойств исследуемого субъекта.

ЦЕЛЬ Анализ и описание отдельного случая по схеме диагностики преобладающей мотивации: достижения успеха или избегания неудачи.

Предложенная схема воспроизводит одну из наиболее разработанных в современной психологии парадигм и построена таким образом, что каждая следующая методика в ней проверяет результаты предыдущей.

Исследование начинается с установления так называемого целевого индекса, являющегося одной из счетных категорий в анализе уровня притязаний и представляющего собой степень отклонения цели следующего действия от предыдущего достижения. Называемый также целевым несоответствием, этот индекс, в зависимости от своей величины, служит индивидуально-специфическим выражением определенной мотивационной установки, т.е. своеобразным маркером вида доминирующей мотивации: стремления к успеху или уклонения от неудачи. Средние значения целевого несоответствия указывают на преобладание мотивации достижения; близкие к экстремальным, т.е. очень малые или большие величины свидетельствуют о противоположном мотивационном векторе – избегания неудачи.

Вычислив целевой индекс и таким способом сделав предварительное заключение об акцентуации того или иного мотива, экспериментаторы проверяют эту гипотезу в тесте Х.Хекхаузена (1986), непосредственно предназначенном для выявления названных типов мотивации.

Далее полученный результат верифицируется с помощью опросника хронической тревожности Ж.Тейлор (Taylor, 1953). Лица с медиальным значением индекса отклонения цели и установкой на достижение успеха в методике Хекхаузена обладают средним либо низким уровнем тревожности, лица с высоким или низким целевым несоответствием, склонные в тесте Хекхаузена к избеганию неудачи, отличаются резким подъемом уровня тревоги.

Заключительной частью схемы служит тест фрустрации С.Розенцвейга (Rosenzveig, 1944), в соответствии с которым при доминировании мотивации достижения успеха субъект обнаруживает толерантность к препятствиям на пути реализации цели, т.е. устойчивость к фрустрации; при акцентуации мотива избегания неудачи – ослабление толерантности, выраженную фрустрированность. В целом техника позволяет проследить изменение направления и типа фрустрационных реакций в зависимости от вида мотивации.

После выполнения изложенной схемы студенты переходят к самостоятельной части практикума, которая может строиться по принципу уточнения и углубления имеющихся результатов либо построения и проверки новых гипотез.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

Данная схемасодержит следующий комплекс техник:

1. опросник Хека – Хесс (Höck, Hess, 1976)как контролирующий уровень невротизации;

2. «анамнез» – подробное описание «жизненной истории» субъекта с указанием значимых позитивных и негативных событий;

3. «психологический портрет» респондента и стереотип поведения, релевантные исследуемым свойствам: «шаг» в целеуказании, главный вектор мотивации – к достижению или избеганию, проявления тревожности, характеристика реакций в ситуации препятствий на пути осуществления цели;

4. моторную пробу Э.Шварцландера (1972 ̶ цит по: Бороздина, 2011) для диагностики целевого несоответствия;

5. лабиринты Х.Хекхаузена (Heckhausen, 1969) для определения индекса целевого отклонения;

6. тест Х. Хекхаузена (1986) для диагностики мотивации достижения успеха и избегания неудачи;

7. шкалу хронической тревожности Ж. Тейлор (Taylor, 1953);

8. технику фрустрационных реакций С.Розенцвейга в адаптации Н.В.Тарабриной (1994).

 

Исследование завершается обработкой и анализом полученных данных по каждому заданию отдельно, интеграцией экспериментального материала, его соотнесением с «анамнезом» испытуемого и «психологическим портретом», подготовкой полного заключения по проделанной психодиагностической схеме.

Помимо этого практикум включает (по желанию студентов) формулировку экспериментатором дополнительных гипотез, их эмпирическую проверку с подбором соответствующих методик и составление общего заключения по изучаемому случаю.

 

ИСПЫТУЕМЫЙ Выбор респондента предусматривает нейтральность в отношениях с экспериментатором, во избежание «эффекта ореола», однако испытуемый должен быть достаточно знаком автору, чтобы последний мог подробно изложить «анамнез» и «психологический портрет» обследуемого.

Все методики, входящие в психодиагностическую схему, выполняются на одном испытуемом с предварительной методической тренировкой экспериментатора и контролем преподавателя за овладением учащимися перечисленными техниками.

 

ОТЧЕТНОСТЬ Студенты представляют полный набор протоколов экспериментального цикла, их обработку и интерпретацию, аудиозаписи вербальных техник и клинической беседы, а также детальное описание изучаемого случая с приложением аргументированного заключения.


 

ОПРОСНИК НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ К.ХЕКА И Х.ХЕСС

ФОРМА II − ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ.


Пол: Дата: _______________

Отметьте, пожалуйста, перечеркивая крестиком, наиболее подходящий для Вас ответ из расположенных рядом с вопросами. Отвечайте, пожалуйста, быстро, не раздумывая.

 

1. Я постоянно забочусь о своем здоровье………………………………………………. Да Нет
2. Вы думаете, что Вы внутренне напряжены?.................................................................. Да Нет
3. Я часто размышляю так, что не могу спать…………………………………………... Да Нет
4. Я легко обижаюсь………………………………………………………………………. Да Нет
5. Мне трудно говорить с незнакомыми людьми……………………………………….. Да Нет
6. Бывает ли у Вас часто без причины чувство апатии или усталости?.......................... Да Нет
7. Иногда я опаздываю на встречу или на работу………………………………………. Да Нет
8. Я часто испытываю чувство, что незнакомые люди меня критически рассматривают…………………………………………………………....   Да   Нет
9. Беспокоят ли Вас иногда посторонние мысли, которые все время вертятся у Вас в голове, хотя Вы постоянно пытаетесь от них избавиться?............................   Да   Нет
10. Я довольно нервный…………………………………………………………………... Да Нет
11. Иногда я откладываю что-нибудь, что я должен сделать сразу……………………. Да Нет
12. Мне кажется, что меня никто не понимает………………………………………….. Да Нет
13. Я довольно быстро раздражаюсь…………………………………………………….. Да Нет
14. Мое поведение за столом дома менее культурно, чем в обществе………………... Да Нет
15. Я имел бы гораздо больше успеха, если бы не было плохого отношения ко мне... Да Нет
16. Я слишком долго переживаю из-за неприятностей, случающихся со мной………. Да Нет
17. Уже возможность того, что мне не повезет, раздражает меня……………………... Да Нет
18. У меня были очень странные и необычные приключения…………………………. Да Нет
19. Бываете ли Вы иногда попеременно то веселым, то грустным без видимой причины?....................................................................................................   Да   Нет
20. Иногда мне приходят в голову мысли и представления, о которых мне не хотелось бы рассказывать……………………………………………………...   Да   Нет
21. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?.......................................................... Да Нет
22. Среди людей, которых я знаю, некоторые мне не нравятся………………………... Да Нет
23. Днем я мечтаю больше, чем надо…………………………………………………….. Да Нет
24. Вы легко расстраиваетесь?............................................................................................ Да Нет
25. Мне часто надо бороться с собой, чтобы не показать свою застенчивость………. Да Нет
26. Я иногда говорю о вещах, в которых я мало понимаю…………………………….. Да Нет
27. Мне хотелось бы быть таким же счастливым, какими мне кажутся другие люди.. Да Нет
28. Иногда меня охватывает дрожь, озноб или начинает трясти………………………. Да Нет
29. Вы на каждое личное письмо отвечаете так быстро, как только можете?................ Да Нет
30.Часто Ваше настроение меняется без видимой причины или при наличии таковой?.............................................................................................................   Да   Нет
31. Бывает ли у Вас иногда чувство страха без действительной опасности?................. Да Нет
32. Я не всегда говорю правду……………………………………………………………. Да Нет
33. Критика и ругань меня сильно оскорбляют…………………………………………. Да Нет
34. У меня бывают периоды времени, когда я настолько неспокоен, что не могу усидеть на месте……………………………………………………………...   Да   Нет
35. Вы иногда слишком много заботитесь о незначительных вещах?............................ Да Нет
36. Иногда у меня бывает плохое настроение………………………………………….... Да Нет
37. Я часто недоволен……………………………………………………………………... Да Нет
38. Мне трудно сосредоточиться на определенной работе или задаче………………... Да Нет
39. Я делаю многое, о чем потом сожалею……………………………………………… Да Нет
40. Чаще всего я счастлив……………………………………………………………….... Да Нет
41. У меня мало уверенности в себе……………………………………………………... Да Нет
42. Время от времени я теряю терпение и злюсь……………………………………….. Да Нет
43. Иногда я действительно чувствую себя бесполезным……………………………… Да Нет
44. Иногда я чувствую себя просто скверно…………………………………………….. Да Нет
45. Я много размышляю…………………………………………………………………... Да Нет
46. Я страдаю от того, что чувствую себя неполноценнее, чем другие……………….. Да Нет
47. У меня иногда все болит……………………………………………………………… Да Нет
48. Время от времени я бываю немного хвастливым…………………………………... Да Нет
49. Порой у меня бывают кошмары……………………………………………………… Да Нет
50. У меня расшатаны нервы……………………………………………………………... Да Нет
51. Мне трудно найти тему для беседы, если я разговариваю с человеком, с которым я только что познакомился………………………………………………...   Да   Нет
52. Самые тяжелые сражения я должен вести с самим собой………………………….. Да Нет
53. Иногда я немного сплетничаю……………………………………………………….. Да Нет
54. Бывало ли у Вас иногда чувство больших, непреодолимых трудностей?................ Да Нет

 

Проверьте, на все ли вопросы Вы ответили.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...