Изучение фрустрационных реакций
Н.В. Тарабрина (Печатается с разрешения автора. Текст приведен с некоторыми сокращениями)[3] Фрустрацию можно рассматривать как один из видов психических состояний, выражающихся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи. Под фрустрационной толерантностью понимается способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты своей психологической адаптации. В основе ее лежит способность человека адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидения выхода из ситуации – с другой. Высокий уровень развития личности предполагает сознательный отказ от фрустрирующих целей и выдвижение новых, более приемлемых и достижимых. Фрустрация – состояние человека, сопровождаемое различными формами отрицательных эмоций. Большинство авторов использует понятие фрустрации и психологического стресса как синонимы; некоторые рассматривают фрустрацию как частную форму психологического стресса. Такой, вцелом правильный, подход требует некоторой конкретизации. Первоначальное понимание стресса было связано с воздействием на организм экстремальных факторов. Третья стадия общего адаптационного синдрома Г.Селье называется «стадией истощения». Исследования стресса на человеке, особенно в лабораторных условиях, сосредоточились, если придерживаться этой терминологии, на первой и второй стадиях – «тревоги» и «резистентности». Соответственно расширился и ряд стимулов, вызывающих это состояние. К стрессорам стали относить как просмотр фильма с трагическим сюжетом, так и пребывание в экстремальных условиях. Поиск стрессоров, т.е. выделение стимулов, могущих вызвать специфическое стрессовое состояние, равно как и установление надежных его индикаторов, по-прежнему остается одной из важных задач этой области исследования.
Что касается состояния фрустрации, то правомерно рассматривать ее в контексте межличностного функционирования, и с этой точки зрения для исследователей представляет интерес сфера межличностных конфликтов и трудностей, которые могут возникать в самых разнообразных жизненных ситуациях, в том числе и в повседневных. Фрустрационная толерантность, сформированная в процессе воспитания, в какой-то мере определяет и поведение человека в трудных ситуациях. Однако такая зависимость не может быть прямой и однозначной, так как, вероятно, в экстремальных ситуациях более полно раскрываются все потенциальные ресурсы человека. С этой точки зрения правомерно выделять понятие фрустрации в самостоятельное, несмотря на то, что оно охватывается более широким понятием психологического или эмоционального стресса.
ТЕХНИКА ИЗУЧЕНИЯ ФРУСТРАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ С. РОЗЕНЦВЕЙГА.
ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ Методика С. Розенцвейга была апробирована в Санкт-Петербургском психоневрологическом НИИ им. В.М.Бехтерева. Анализ результатов, полученных в ходе первого исследования с помощью этой методики, показал, что отдельные рисунки, как, впрочем, и характер самих рисунков, требуют изменения. В итоге рисунки были выполнены заново; они стали больше соответствовать особенностям нашей реальности, а в двух рисунках – 15-м и 17-м – изменено их содержание. Все изменения делались таким образом, чтобы первоначальная авторская конструкция теста не была нарушена. Этот вариант методики был в последующем адаптирован и получил достаточно широкое распространение в отечественной психологической практике.
Впервые методика описана в 1944 г. С.Розенцвейгом под названием «picture-frustration study», что в переводе означает «исследование фрустрации с помощью рисунков», в нашей литературе тест больше известен как «методика изучения фрустрационных реакций» Розенцвейга. Он создавал свой тест на основе собственной же «эвристичной» теории фрустрации, истоки которой находятся в русле психоаналитических представлений об агрессии, являющейся результатом переживаемой человеком фрустрации. Методика получила широкое распространение, используется в разных странах. Существуют параллельные версии теста во Франции, Германии, Италии, Швеции, Аргентине, Бразилии, Индии и Японии. Следует отметить, что теоретические взгляды Розенцвейга на эту проблему претерпели эволюцию, и в одной из последующих работ (Rosenzweig, 1976) автор пишет о том, что согласно современным знаниям нельзя рассматривать фрустрацию в качестве обязательного условия возникновения агрессии и что его методика направлена на изучение «вербального агрессивного поведения» в разных его формах. Методика занимает среднее положение между ассоциативным тестом и ТАТ (Тематическим Апперцепционным Тестом). С последним она сходна использованием картинок в качестве стимульного материала. Но в отличие от карт ТАТ рисунки данного теста довольно однообразны по характеру и (что более существенно) используются для того, чтобы получить от испытуемого сравнительно простые и незамысловатые ответы, ограниченные как по длине, так и по содержанию. Таким образом, эта техника сохраняет некоторые из объективных преимуществ ассоциативного теста и в то же время приближается к исследованию тех аспектов личности, которые стремятся выявить с помощью ТАТ. Стимулирующая ситуация метода рисуночной ассоциации заключается в схематическом контурном рисунке, на котором изображены два человека или более, занятые еще не законченным разговором. Одно действующее лицо говорит что-то другому, ответ которого не приводится. Инструкция требует, чтобы субъект написал в специально отведенном пустом квадрате первый же ответ, пришедший ему в голову. Очевидно, что эта процедура должна выявить первую возникшую у испытуемого ассоциацию (как и в тесте ассоциации слов), хотя в данном случае обычно продуцируются не отдельные слова, а фраза или целое предложение. Будучи родственной, таким образом, методу ассоциации слов, эта методика также является проективной, поскольку идентификация с каким-либо из персонажей картины поощряется структурой стимула. Для того чтобы облегчить подобную проекцию, специально опущены черты лица или какие-либо другие (внешние) выражения характера изображенных действующих лиц. Применение этого метода требует, чтобы субъект отвечал по возможности первой ассоциацией и чтобы он отвечал не за себя, а за анонимного индивида, изображенного в тестовой ситуации. Для удовлетворения этих важных требований желательно продемонстрировать конкретно то, как надо давать ответы. Если этого не сделать, то вполне возможно, что субъект будет давать самокритичные, социально желательные ответы, и, очевидно, что в таком случае его ответ будет приближаться к ответам, получаемым с помощью опросника.
Изображенные персонажи могут различаться по полу, возрасту и прочим характеристикам, удовлетворяющим конкретным целям исследования. По содержанию рисунки могут быть приспособлены к тому, что представляет для исследователя психологический интерес. Так как этот тест очень напоминает игру, то испытуемыми здесь могут быть как взрослые, так и дети (для них есть специальная техника). Методика может использоваться как для группового, так и индивидуального исследования. Методика состоит из 24 рисунков, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации. Ситуации, представленные в тексте, можно разделить на две основные группы: 1. Ситуации препятствия (ego-blocking). В этих ситуациях какое-либо препятствие, персонаж или предмет обескураживает, сбивает с толку словом или еще каким-то способом. Сюда относятся 16 ситуаций: 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24. 2. Ситуации обвинения (superego-blocking). Субъект при этом служит объектом обвинения. Их восемь: 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21.
Между этими типами ситуаций имеется связь, так как ситуация обвинения предполагает, что ей предшествовала ситуация препятствия, где фрустратор был, в свою очередь фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию обвинения как ситуацию препятствия и наоборот. ПРОЦЕДУРА ЭКСПЕРИМЕНТА Испытуемому вручается серия рисунков и дается инструкция: «На каждом рисунке изображены два или несколько человек. Один человек слева всегда изображен говорящим какие-то слова. Представьте, что мог бы ответить человек, изображенный на рисунке справа. Запишите в пустом квадрате первый пришедший на ум ответ. Работайте так быстро, как Вы можете». Затем испытуемому показывают, как надо отвечать. Попросив взглянуть на первый рисунок, экспериментатор читает вслух слова действующего лица, изображенного слева, и после короткой паузы просит испытуемого составить в уме самый первый ответ, который представляется ему возможным для лица, изображенного справа. Когда испытуемый сообщит, что ответ готов, его просят записать этот ответ. После этого испытуемый должен перейти к другим рисункам и проделать то же самое. Отмечается общее время опыта. Как уже говорилось, тест может быть применен как в индивидуальном, так и в групповом испытании. Но, в отличие от группового, в индивидуальном исследовании используется еще один важный прием: испытуемого просят прочесть вслух написанные ответы. Экспериментатор отмечает особенности интонации и прочее, что может помочь в уточнении содержания ответа (например, саркастический тон голоса). Кроме того, испытуемому могут быть заданы вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов (это также необходимо для подсчета). Иногда случается, что испытуемый неправильно понимает ту или иную ситуацию, и, хотя такие ошибки сами по себе значимы для качественной интерпретации, все же после необходимого разъяснения от него должен быть получен новый ответ. Первоначальный ответ нужно зачеркнуть, но не стирать резинкой. Опрос следует вести по возможности осторожно, так чтобы вопросы не содержали дополнительной информации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|