Обработка и интерпретация результатов
При обработке данных сопоставляется число графических элементов, намечаемое для исполнения, с реализованным в предыдущей пробе. Средняя величина целевого отклонения (ЦО) подсчитывается по формуле, предполагающей сравнение уровня притязаний (УП) и уровня достижений (УД):
Стандарты целевого отклонения: (5) и выше – нереалистично высокий УП; (4,99) – (3) – высокий УП; (2,99) – (1) – умеренный УП (внутри нормальных границ); (0,99) – (–1,49) − низкий УП; (–1,50) и ниже – нереалистично низкий УП. Полученные результаты представляются в виде индекса ЦО и графика с изображением уровня притязаний и уровня достижений. По абсциссе откладывается число проб, по ординате – величина притязаний и достижений. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Вывод о доминантности мотивации достижения или избегания формулируется соответственно полученной величине целевого отклонения. График демонстрирует динамику выборов и их паттерн.
ЛАБИРИНТЫ Х.ХЕКХАУЗЕНА. ПРОЦЕДУРА ЭКСПЕРИМЕНТА Прослеживание лабиринтов предъявляется как тип головоломок, т.е. как задача на смекалку. Инструкция испытуемому в формулировке Х.Хекхаузена дается следующим образом: «Решение предлагаемых задач потребует от Вас способностей к быстрому «схватыванию» ситуации. Вы видите перед собой ряд лабиринтов, в которых Вам надлежит как можно скорее найти выход. Прослеживание каждого лабиринта Вы начинаете справа по моему сигналу: «Внимание, начали!», – и пытаетесь максимально быстро достигнуть выхода слева. Я буду каждый раз фиксировать время, за которое Вы пройдете лабиринт. Все лабиринты одинаковой сложности». После того, как испытуемый выполнит первую попытку решения задачи с лабиринтом, экспериментатор сообщает субъекту время его работы. Затем обследуемому предлагают наметить его дальнейшую цель или уровень притязаний в такой форме: «Как Вы думаете, сколько секунд Вам потребуется для следующего прохождения?» Это повторяется перед каждой новой пробой. Опыт включает 14 проб. Экспериментатор учитывает в обработке время прослеживания 10 лабиринтов с 5-го по 14-й (первые четыре лабиринта исключаются как тренировочные). Надо заметить, что эффект научения при использовании этой задачи весьма выражен, в связи с чем при необходимости число попыток разумно сократить.
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ Это – тип методик, предназначенных также для оценки величины отклонения цели. Сравнивается время, намечаемое испытуемым для прослеживания лабиринта в каждой пробе, с реальным временем решения им задачи в предыдущей. Средняя величина целевого отклонения для нормы составляет 5 – 6 секунд (Холмогорова и др.,1981). Среднее арифметическое по всем пробам можно подсчитать по формуле предыдущего теста. Результаты представляются в виде усредненного по 10 пробам индекса ЦО и графика притязаний и достижений, отражающего динамику и паттерн выборов. По абсциссе откладывается номер пробы, по ординате (которую целесообразно перевернуть, потому что, когда испытуемый уменьшает время прохождения лабиринта, он повышает свой уровень притязаний) – намечаемое и реальное время прохождения лабиринта. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Вывод о преобладании мотивации достижения или избегания строится соответственно полученной величине целевого отклонения. Сопоставляются результаты двух тестов: моторного (Шварцландер) и когнитивного (Хекхаузен). Первичная гипотеза о доминирующем типе мотивации формулируется на основе сравнения величины двух индексов ЦО и паттернов целевого выбора.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|