Обработка и интерпретация результатов
Сначала подсчитывается балл по так называемой шкале установки, состоящей из 12 вопросов, включенных в общий список. За ответ «Да» на вопросы 21, 29 и ответ «Нет» на вопросы 7, 11, 14, 22, 26, 32, 36, 42, 48, 53, входящие в названную шкалу, начисляется по одному баллу. Затем полученную сумму надо найти в левой колонке Таблицы 1 и перевести «сырые» баллы в показатель шкалы установки в зависимости от пола испытуемого. Таблица 1 БАЛЛЫ ШКАЛЫ УСТАНОВКИ
Далее подсчитывается количество ответов «Да» на остальные вопросы: за каждый такой ответ начисляется 1 балл; за ответ «Нет» – 0. Полученные баллы суммируются с показателем по шкале установки, что и дает итоговый результат по опроснику. Таблица 2 НОРМЫ
АНАМНЕЗ В «жизненной истории» испытуемого указывается его социальное происхождение и положение, пол, возраст, информация о семье – полная/неполная, семейная атмосфера и педагогика. Кратко сообщаются сведения о школьных годах обследуемого, степени успешности учения, контактах с одноклассниками и учителями. Выбор вуза – самостоятельный или по совету либо под давлением старших, в частности, родителей. Поступление в вуз или среднее специальное учебное заведение, будущая профессия и отношение к ней, академическая успеваемость, взаимоотношения с однокурсниками.
В случае занятости респондента работой (временной или постоянной после окончания учебного заведения) называется место работы, должность, эффективность деятельности, статус в рабочем коллективе, оценка испытуемого администрацией. Если у обследуемого имеется собственная семья, приводятся данные о ее образовании и существовании, климате в семье, положении респондента в ней. Существует представление о том, что лица с доминированием мотивации избегания имеют в своем «жизненном анамнезе» опыт неуспеха, поэтому целесообразно при сборе данных обратить внимание на отсутствие или наличие у обследуемого эпизода либо опыта неуспеха и его причин.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ По своему назначению в психодиагностике анамнез содержит факты жизни субъекта и его отношение к ним. Психологический портрет представляет собой первичное описание свойств респондента применительно к данной психодиагностической схеме, требующей охарактеризовать целевое отклонение индивидуума, доминирующую мотивационную установку, выраженность тревожности испытуемого и толерантности к препятствиям. Эти сведения строятся не по принципу свободного описания, а подкрепляются анамнестическими фактами или данными наблюдения за поведением обследуемого. ЦЕЛЕВОЕ ОТКЛОНЕНИЕ Кривая полученных в эксперименте выборов для Ф.Хоппе служила непосредственным показателем уровня притязаний. Современные авторы рассматривают такой материал лишь как исходный в оценке притязаний (Eysenck, 1971). По словам Ю.Роттера (Rotter, 1942), начиная с работ Дж.Фрэнка (Frank, 1935) в зарубежной психологии применяются иные, специфические количественные данные для характеристики уровня притязаний. Фрэнк строит свой анализ на подсчете величины отклонения цели. Следует напомнить, что отклонение цели, иначе называемое целевым несоответствием или расхождением, – это интервал между значением притязаний в отдельной попытке и уровнем достижения в предыдущей. Среднее арифметическое единичных целевых расхождений по всем пробам в опыте дает «притязательный индекс», принимаемый за индикатор высоты уровня притязаний. Выделение целевого отклонения в качестве центрального параметра в анализе уровня притязаний широко распространено в зарубежных исследованиях. «Притязательный индекс» остается главным показателем притязаний, представляющим их высоту. За целевым несоответствием закрепилась эта функция, поскольку многочисленные работы обнаруживают, что его величина выступает надежным маркером ориентации человека на достижение успеха или избегание неудачи: при первом значение целевого несоответствия попадает в среднюю зону, при втором оно либо занижено, что чаще, либо завышено. Подобные данные послужили смысловым ядром для интерпретации рассматриваемой счетной категории как своего рода индекса уверенности субъекта, что вошло даже в психологические словари (Chaplin, 1971).
МОТОРНАЯ ПРОБА Э.ШВАРЦЛАНДЕРА. ПРОЦЕДУРА ЭКСПЕРИМЕНТА Задание дается как тест на моторную координацию. Испытуемому предлагается бланк с четырьмя прямоугольными секциями по количеству проб в эксперименте. В инструкции субъекту формулируется задача поставить крестики (X) в максимальном числе маленьких квадратов каждого из прямоугольников, выполняя эту задачу за определенное время. Обследуемого просят назвать количество квадратов, которое он сможет заполнить за 10 секунд. Свой ответ субъект заносит в верхнюю большую ячейку первого прямоугольника. После пробы, начинающейся и заканчивающейся по команде экспериментатора, испытуемый подсчитывает количество проставленных элементов и отмечает его в нижней большой ячейке первого прямоугольника. Далее по той же схеме осуществляются следующие пробы, на третьей время выполнения задания уменьшается до 8 секунд, но делается это так, чтобы обследуемый не заметил сокращения времени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|