Тяньтань (Храм Неба). XV—XVI вв.
Тяньтань (Храм Неба). XV—XVI вв. Пекин. Запретный город. Общий план. Тайхэдянь (Зал Высшей Гармонии). Пекин. Сюй Вэй. Бамбук. XVI в. Галерея Фрина, Вашингтон. владычество было свергнуто, и на смену иноземной династии Юань пришла китайская династия Мин (1368—1644 гг. ). Преодолев разруху, с конца XIV — начала XV в. Китай, ставший снова независимой державой, пережил экономический расцвет и подъём культуры. Быстро росли и развивались города, где процветали ремёсла и торговля. Сооружались дворцовые и храмовые ансамбли, достраивалась Великая Китайская стена, протянувшаяся к тому времени вдоль северной границы страны на три тысячи километров. Однако уже к XVII в. империя вновь переживала тяжёлые времена. В 1б44 г. страну захватили маньчжуры, установившие власть династии Цин и правившие вплоть до 1911 г. В середине XVIII в. цинские правители отгородили Китай от всего мира, ограничив его контакты с другими странами, а в середине XIX в. раздираемая внутренними противоречиями страна стала ареной борьбы западных держав и была превращена в полуколонию. Период Мин — время рождения больших и торжественных архитектурных ансамблей. В освободившейся от монгольского ига стране за короткий срок вновь были отстроены и украшены новыми сооружениями две сменившие друг друга императорские резиденции: Южная — Нанкин и Северная — Пекин. Во время правления императоров Минской династии в XV—XVII вв. были возведены царские погребения в окрестностях Пекина. Большое внимание уделяли не только строительству подземных дворцов, но и семидесятикилометровой дороге, ведущей к ним от столицы. Путь к погребениям подводил к огромной, почти километровой Аллее Духов, обрамлённой с двух сторон монументальными каменными статуями. Стражи покоя усопших — парные фигуры слонов, верблюдов, коней, сановников и воинов-охранителей, стоявших друг против друга в полных достоинства позах, — придавали пути к захоронению особую торжественность и значительность. Тринадцать погребальных комплексов, охватывавших площадь в сорок квадратных километров, были расположены на значительном расстоянии друг от друга. Каждое из них включало в себя несколько обязательных сооружений — храм предков, монументальную крепостную башню, могильный холм с тщательно скрытым внутри мраморным обширным дворцом, где хранились саркофаг и царские сокровища.
Архитектурные сооружения времени правления Маньчжурской династии Цин (XVIII—XIX вв. ) — храмы, пагоды, дворцы и парки — отмечены яркостью и живописностью. В XIX в. цинские правители стали строить для себя многочисленные загородные резиденции. В архитектуре и декоративной скульптуре парков наиболее полно воплотилось стремление к роскоши и изобилию, характерное для вкусов того времени. Живопись в XIV—XIX вв. не утратила своей важной роли в жизни Китая. Однако она всё более ощутимо тяготела к былым традициям. В открывшейся вновь Академии живописи считалось, что важнее не изучать природу, а следовать классическим образцам Танского и Сунского времени. Творческая фантазия художников была скована жёсткими предписаниями, ограничивавшими темы и методы работы. Вплоть до смертной казни каралось мельчайшее нарушение установленной трактовки фигур, деревьев, общего строя композиции. Появилось множество пособий и наставлений с образцами разных стилей и почерков, в которых пояснялось, как следует изображать вершины гор, ветви деревьев и кустов, растения. Однако наиболее талантливые художники даже в рамках существующих строгих правил создавали яркие и выразительные картины.
Наиболее интересные творческие направления складывались вдали от столицы, где мастера испытывали меньшее давление официальной власти. Здесь развивалось творчество таких выдающихся пейзажистов, как Шэнь Чжоу (1427— 1507) и Вэнь Чжэнмин (1470— 1559), чьи картины отличались сочностью красок и декоративным богатством. Выдающимся мастером, работавшим в жанре «цветы-птицы» был Сюй Вэй (1521—1593), следовавший традиции чаньских живописцев Сунской эпохи. В своих беглых, будто небрежных зарисовках Сюй Вэй не стремился передать детали, а выявлял душу природы, давая почувствовать её настроение. Самыми известными художниками, работавшими в бытовом жанре «люди», были Тан Инь (1470—1523) и его ученик Чоу Ин (первая половина XVI в. ). Не нарушая сложившихся канонов, они создали отвечающий духу времени тип живописных повестей, занимательных и проникнутых тонким лиризмом. В таких произведениях, как «Поэма о покинутой жене», где рассказано о страданиях оставленной мужем поэтессы Су Жолань, Чоу Ин не только подробно развивает сюжетную линию, но и вводит зрителя в атмосферу быта, показывая детали интерьера, сада, любовно вырисовывая костюмы и прически. Высокими художественными достоинствами в периоды Мин и Цин отличались декоративно-прикладные изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали. Техника производства этих изделий была очень сложной и требовала от ювелиров огромного мастерства. Наряду с перегородчатой эмалью особой славой в XV—XVIII вв. пользовались и предметы из красного лака. Из него изготовляли мебель, коробки для сладостей, блюда и др. Виртуозной техники в конце XVIII в. достигла резьба по камню. Для стола учёного, писателя или каллиграфа из разнообразных пород камня вырезали замечательные по исполнению предметы письма, печати, стойки для кистей. Ткани и вышивки периодов Мин и Цин своей красочностью и техникой исполнения как бы копировали лаковые, фарфоровые и эмалевые изделия. Замечательные вышитые картины — кэсы' («резаный шёлк»)—воспроизводили пейзажи, мир цветов и растений. Бесконечное многообразие форм и техник прикладного искусства Китая XV—XVIII вв. развило и дополнило лучшие качества средневекового китайского искусства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|