Два орла. Конец XVII — начало XVIII в.
Чжоу Да. Два орла. Конец XVII — начало XVIII в. Собрание Вонга, Нью-Йорк. *Чжоу Да (XVII в. ) —один из живописцев, продолживших традиции чань-буддизма — созерцательной школы китайского буддизма, которая проповедовала стремление к уединённому образу жизни, интуитивному познанию истины и созерцание прекрасного как путь к постижению гармонии мира. После завоевания Китая маньчжурами Чжоу Да удалился в монастырь. ИСКУССТВО ТИБЕТА Искусство Тибета — страны в Центральной Азии, расположенной на Тибетском нагорье, — тесно связано с буддизмом. Буддизм распространился в Тибете в VII столетии, но наибольшее влияние приобрёл с XV—XVI вв. Светским и духовным правителем страны стал далай-лама («океан премудрости»). В Тибете в то время были возведены многочисленные монастыри. Тибетские монастыри — крупные архитектурные ансамбли — расположены, как правило, на склонах гор и поднимаются уступчатыми террасами от подножия к вершине. Их силуэты кажутся естественным продолжением горных хребтов. Монастыри включают в себя жилища монахов, хранилище рукописей, мастерские, училище и несколько храмов. Перед главным храмом находится мощёная площадь для религиозных представлений. Плоские крыши храмов венчают золочёные бронзовые символы буддизма жалцаны — высокие цилиндрические сосуды со списками молитв внутри (знак торжества буддийской веры). Таков, например, монастырь Сера, выстроенный в 1419 г. у подножия огромной горы недалеко от Лхасы. Монастырские ансамбли дополняют стоящие перед ними чорте'ны (местная разновидность индийской ступы, модель Вселенной), хранящие буддийские реликвии или воздвигнутые в честь событий, связанных с буддизмом. Одним из самых крупных считается чортен монастыря Гумбум (1533 г. ) в Амдо' на северо-востоке Тибета.
Черты средневековой архитектуры Тибета наиболее ярко воплотились в облике дворцового ансамбля Потала' в Лха'се — резиденции далай-ламы. Лхаса (Жилище Бога), основанная в VII в., издавна была политическим и культурным центром Тибета. Гигантский архитектурный комплекс, ставший символом Тибета, строили несколько столетий и завершили в XVI—XVII вв. Огромный ансамбль, словно вырастающий из вершины скалистой горы, представляет собой целый город, окружённый стеной. Расходясь зигзагами, лестницы вовлекают окружающую природу в грандиозный архитектурный замысел. Главное здание комплекса — тринадцатиэтажный дворец Побра'н Марпо' (Красный Дворец) — увенчано пятью павильонами, сверкающими позолоченными крышами. Интерьер с парадными залами, жилыми помещениями, гробницами далай-лам, галереями, покрытыми росписями, оформлен с поразительным великолепием. В храмах и дворцах Тибета особое место занимали произведения скульптуры и живописи, также неразрывно связанные с буддизмом. Изготовляли статуи и иконы в монастырях, где находились мастерские художников-иконописцев, скульпторов, чеканщиков, ювелиров, резчиков по металлу и дереву. Здесь же жили наставники — ламы, передающие мастерам свои секреты и следящие за выполнением работы. XVII—XVIII столетия — время расцвета тибетской скульптуры. Статуи буддистских божеств создавали из разных материалов: дерева, гли- Дворец Питала. XVI—XVII вв. Лхаса. Дворец Потала. XVI—XVII вв. ны, камня, бронзы, быстро твердеющих смол. Бронзовые статуи покрывали позолотой, остальные раскрашивали в яркие цвета. Для них шили специальные одеяния, внутрь статуй вкладывали туго скрученные рулоны бумаги с молитвами.
Писать ткону-та'нка считалось священнодействием: для этого выбирали благоприятные дни и часы, во время работы читали молитвы. Иконы выполняли по готовым трафаретам на длинных полотнищах холста, загрунтованных мелом и клеем и отполированных. Они отличались яркими сочетаниями синих, зелёных, белых и красных цветов, обилием золота. Фигура главного божества — центр композиции — обрамлялась сценами, рассказывающими о его подвигах. Здесь изображали и народ, слушающий проповеди, и нищих, просящих подаяние, и демонов, хватающих грешников. Вывешенные в храме тибетские иконы, сверкающие золотом и яркими тонами красок, создают торжественно-праздничную атмосферу, придают обрядам таинственность. Изощрённая фантазия и изысканность отличают прикладное искусство Тибета: ювелирные изделия из золота, серебра, меди или железа; оружие, украшенное чеканкой и инкрустированное драгоценными камнями; сосуды, оплетённые тонким кружевом орнамента, а также курильницы и ритуальные храмовые предметы — всё отличает виртуозная техника исполнения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|