Как развивается здоровая совесть.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ К ДУХОВНОМУ СУЩЕСТВОВАНИЮ Глава 1 ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ 1.КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ХОЧЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ. 2.КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ХОЧЕТ БЫТЬ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИИ. 3. ВОКРУГ — ЗАХВАТЫВАЮЩИЙ МИР ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. Эти три представления являются основными для работы с детьми. Здоровый рост ребенка возможен с некоторой помощью и при поддерживающем окружении. В хорошем детском саду часто повторяются события подобные этому: Однажды утром четырехлетний Денни, надев шапку пожарника, выходит навстречу четырехлетнему Сэму, который только что пришел. Лицо Денни оживлено ожиданием. Денни: «Хочешь играть в спасателей?» Они улыбаются друг другу. Энергично и непосредственно обмениваются рукопожатиями. Сэм берет шапку пожарника, и они запрыгивают на зеленый ящик, который служит им вертолетом. Они «улетают» спасать воображае- мых пострадавших. Другие дети присоединяются к игре. Они жмут друг другу руки после каждой важной победы. Потенциальное встречается с потенциальным — каждое обогащается встречей с другим. Равные по возможностям вместе совершают великое. Мир наполнен возможностями. 1. КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ХОЧЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ. Каждый ребенок стремится актуализировать свои потенциальные возможности, которые всегда наготове и стремятся к выражению. Когда ребенок видит, что другим детям интересно, он хочет пережить это тоже. Сьюзен наблюдает за мальчиками, играющими в суперменов. Они прыгают с зеленого ящика. Двое из них держатся за концы короткой веревки и прыгают вместе. Сьюзен это кажется интересным. Она очень старается вскарабкаться на ящик. Сэм: «Ты не можешь быть суперменом. Ты — девочка». Сьюзен: «Я — супердевочка».
Сэм соглашается. Когда мальчики прыгают, Сьюзен прыгать не решается, ей кажется, что слишком высоко. Я мягко обращаюсь к ней. Мис-с С: «Сьюзен, если ты ляжешь на живот, то сможешь спуститься». (Она делает это.) Сьюзен: «Я спустилась так, миссис Снайдер». Мис-с С: «Да, теперь ты знаешь, как забираться и как спускаться». Мальчики так заняты игрой, что не замечают как Сьюзен забирается и спускается. Через некоторое время она тоже прыгает с ящика. Это важное утро для Сьюзен. Она узнала, что она может рисковать, принимая вызов, и что ей интересно играть с сильными мальчиками. Анализ: Потенциальное было богато представлено в Сьюзен. Для его пробуждения она нуждалась в стимуляции чем-то захватывающим. Ей нужна была небольшая помощь, которая подтолкнула бы ее успеху. Некоторым детям прошлый опыт мешает актуализировать их потенциальные возможности. Карл — привлекательный и хорошо физически развитый мальчик. Он без конца говорит о своей силе, расхаживает в бейсбольной шапочке и демонстрирует мускулы. Если игра становится грубой, он уходит в более спокойный угол комнаты. Джону нравится Карл и ему хотелось бы поиграть с ним, поэтому Джон подходит к Карлу и затевает с ним дружескую потасовку. Карл пятится от него. Мис-с С: «Джон, ты хочешь поиграть с Карлом. Ты не хочешь сделать ему больно. Карл, если ты немного оттолкнешь Джона назад, вот так, вы поборетесь, и тебе будет интересно». Карл: «Посмотрите на мои мускулы.» (Обращаясь ко мне, а не к Джону, он сгибает руку и «играет» мускулами). Мис-с С: «Если игра станет слишком грубой, ты всегда сможешь сказать: «Стой, я больше не хочу играть», и ты остановишься, не так ли, Джон?» Джон: «Да.» Но Карл уходит, демонстрируя мускулы девочкам и рассказывая им, какой он сильный. Карл очень любит быть сильным. Он старается уговорить себя поверить этому, но он боится. В этом есть и потенциальные возможности и желание. Через свои прошлые чувства он знает, что неудачная попытка будет катастрофой. Он боится, что его ударят, хотя он так же силен, как Джон. Он не станет пробовать, чтобы не потерпеть неудачу. Он не осознает потенциальное в себе. Ему нужен опыт успеха, чтобы пережить чувство полноценности, прежде чем он будет готов получить удовольствие в борьбе с Джоном.
В некоторых детях потенциальное прекрасно готово к использованию. Осень. Самая младшая девочка, Бекки, наблюдает за мальчиками, карабкающимися на дерево во дворе. Джон лазает очень ловко и забирается высоко. Мелвин старается подражать ему. Он поднялся на самый верх алюминиевой лестницы, но боится перебраться на дерево. Он поворачивается и начинает спускаться. Мис-с С: «Через некоторое время ты поймешь, как это сделать, не так ли, Мелвин?» Бекки внимательно наблюдает. Она подходит к лестнице и поднимается на дерево. Она кажется слишком маленькой и хрупкой, чтобы карабкаться по деревьям, но она делает это очень уверенно. Ее темные глаза сверкают от волнения и удовлетворения. В некоторых случаях, когда ребенок пытается реализовать свой потенциал, внешние силы работают против него. Рано утром Джон приходит с Беллой, одной из ухаживающих за ним женщин. Она говорит, что вчера дома Джон испачкал штанишки. Я вижу, что Джону тяжело слышать, как Белла говорит мне это. Он опускает голову. (В начале учебного года я говорю родителям, что я всегда рада говорить с ними об их детях, но только, если ребенка нет рядом). Мис-с С. (когда Белла ушла): «Тебе не нравится, когда Белла говорит мне такое о тебе, не так ли, Джон?» Джон не отвечает. Мис-с С: «Ты всегда оправляешься в туалете. Это было случайно, правда?» Джон: (полным голосом) «Да.» Джон никогда не пачкал штанишки в детском саду. Зная это, я могу быть уверена, что эпизод дома был лишь случайностью. Позднее утро. Джон все еще поглощен своими переживаниями. Он играет, запуская в раковине маленькую красную подводную лодку. Джон: «Миссис Уивер, это моторист. Он очень сильный. Никто не может обидеть его.» (Так, будто таким он и хотел бы быть). Мис-с Уивер: «Ты действительно очень сильный, Джон». Джон: «Да.» Он не хочет чувствовать себя обиженным Беллой. Он стремится избавиться от чувств, которые она навязывает ему.
Ребенку трудно использовать свои потенциальные возможности без самоуважения. Белла вторглась в мир детского сада, в котором он чувствует себя уверенно и где у него есть возможность реализовать воображение и силы. Мы были вынуждены помочь Джону вернуть самоуважение и постоять за себя. Образование — это помощь детям в том, чтобы соответствовать требованиям жизни. Мы старались помочь Джону так, чтобы он имел возможность справиться с любой ситуацией, в которой он может оказаться. 2. КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ХОЧЕТ БЫТЬ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИИ. Отчуждение, т. е. бытие вне взаимоотношения — это ад. Это то состояние, которое влияет фактически на каждый аспект жизни личности. Каждый ребенок хочет быть «во взаимоотношении», быть самими взаимоотношениями, а не просто выжить или справиться с проблемой. Когда дети «находятся во взаимоотношении» — это тот вид существования, при котором, общаясь с другими, с миром природы и идей, они могут быть самими собой. Они свободны создавать и быть созданными. Когда в этой книге мы говорим о взаимоотношении в единственном числе, мы обращаемся к тому самому основному, что жаждет воплощения в человеческой реальности. Дети хотят быть во взаимоотношении как со значимыми взрослыми своего мира, так и со сверстниками. Дети чувствуют себя несчастными, когда они вне взаимоотношения. Тогда они склонны прибегать к таким старым поведенческим реациям, как нападение, плач, избегание, которые не срабатывают. Дети хотят таких взрослых, которые сделали бы для них возможным пребывать во взаимоотношении. Джон и Сэм — энергичные мальчики. Они нравятся друг другу и очень хотят играть вместе. Но иногда ситуация становится бурной. Однажды Сэм катается на двухколесном велосипеде, а Джон — на трехколесном. Они попадают в беду. Джон начинает сильно плакать. Я никогда прежде не видела, чтобы он плакал так сильно. Когда Сэм уезжает прочь, он держится за лицо. Мис-с С: «Джон, Сэм что-то сделал, что доставляет тебе страдания?» Джон: (сильно рыдая) «Да.» (Я даю ему время прийти в себя). Мис-с С: «Подумай, что бы ты мог сказать, чтобы остановить его?» Джон: «Я не знаю». Мис-с С: «Ты мог бы сказать: «Эй, больно. Остановись!»
(Сэм подъезжает на двухколесном велосипеде) Мис-с С: «Сэм, Джон говорит, что ты ударил его по лицу». Сэм: «Он стрелял в меня пальцем», Мис-с С: «Джон, Сэм говорит, что ты стрелял в него, а ему не нравится, когда в него стреляют. Вот почему он ударил тебя». Джон: «Да.» И все закончено. Джон думал, что он играл, но сейчас он понимает, почему Сэм ударил его. Они опять могут играть вместе. Получить удар в лицо — плохо, но еще хуже — быть выключенным из взаимоотношения. Для Джона очень значимо играть со сверстником. Дома он вынужден договариваться с более старшими братьями, а в Сэме он нашел ровню.1 Сэм дает ему возможность чувствовать себя сильным и энергичным. Угроза разрыва взаимоотношений с ним была опытом дезинтеграции. Это было похоже на разрушение его нового Я. Терри — четырехлетка с большими задатками. Она привлекательна и физически хорошо развита, у нее красивый певучий голос. Но она не знает, как играть со сверстниками. Ее частые отсутствия отчасти стимулируют разрывы взаимоотношений, но весной она начинает чувствовать себя крепкой и сильной. Однажды она стоит на гимнастическом снаряде. Терри: «Я больше, чем Джон. Я могу побить его». Мис-с С: «Ты чувствуешь себя сильной сейчас, Терри?» Терри: «Да, я больше, чем все другие дети. Я могу побить их всех». Мис-с С: «Ты действительно очень сильная. Но играть с ними интереснее». Терри: (с сильным желанием) «Знаете, это так». Никому из детей не нравится быть цветком на стене. Потенциальное остро нуждается в росте. Но в то же самое время ребенок хочет актуализироваться во взаимоотношении с другими. Потенциальное, которому за счет взаимоотношений с другими все дозволено, разрушительно для личности. Для ребенка научиться актуализировать воображение и планы и в то же время быть во взаимоотношении с людьми — это достижение, которое сказывается на протяжении всей жизни.
_____________________________________________________1.Это очень сильная, связанная отнюдь не только с возрастом или слабостью, потребность; ср. у А. Вознесенского: «Пошли мне, Господь, второго, чтоб был он такой, как я». У детей ее сохранность — один из признаков нормального развития (В. К.) 3. ВОКРУГ — ЗАХВАТЫВАЮЩИЙ МИР ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Реальный мир волнует больше любой сказочной страны. Он полон неожиданностей и препятствий, позволяющих детям пробовать свои силы. Он включает самых разных людей в мир природы. Из контактов с реальностью маленький ребенок строит жизненный мир, который он проживает. Реальный мир и потенциал ребенка идут рука об руку. Игра в детском саду заразительна. У одного ребенка появляется идея, а творческое начало других позволяет ей развиваться.
Диана собирает палочки во дворе. Она приносит их мне. Диана: (вручая мне одну палку за другой) «Это — акула. Это — дельфин». Мис-с С: «Это самые большие рыбы, которых ты можешь поймать». Другие дети присоединяются к игре и приносят много «рыбы». Диана: «Сейчас я собираюсь добыть гремучую змею». Мис-с С: «Если ты добываешь гремучую змею, будь осторожна, когда ее берешь, чтобы она тебя не укусила, — они ядовитые». Диана: «Я знаю, как обращаться с гремучей змеей». (Через некоторое время она возвращается с куском виноградной лозы): «Это мертвая гремучая змея». Мис-с С: «Тогда мне неопасно держать ее». Она уходит в поисках еще более интересных вещей. Анализ: Воображение может вторгаться в реальный мир и вовлекать ребёнка во взаимоотношения. Мир становится волнующим для некоторых детей через игры других с воображением. Тогда вещи — не просто вещи. В начале года Терри просит меня помочь ей построить дом из больших кубиков. Я начинаю помогать ей, и другие дети присоединяются к игре. После того, как дом построен, они берут кукол и начинают играть. Я остаюсь в игре, чтобы помочь новичкам научиться играть вместе со всеми. Мы купаем кукол и посыпаем их воображаемым тальком. Терри: «Это не настоящий дом, правда?» Мис-с С: «Да, но мы воображаем, что он настоящий». Терри: «Это не настоящая ванночка, правда?» Мис-с С: «Да, это воображаемая ванночка». Терри: «Это не настоящий ребенок, правда?» Мис-с С: «Но мы так играем с куклами, что они кажутся настоящими?» Терри: «Да». Она присоединяется к игре и начинает мыть и одевать куклу. Терри: «Это настоящий дом. Это внутри настоящего дома, миссис Снайдер». Она уловила дух игры, и ситуация кажется ей очень реальной. Она поглощена значимым миром. Реальный мир не весь хорош, в нем есть жуткие и разрушительные вещи. Детские страхи часто выражаются через игру и проигрываются до тех пор, пока напряжение не спадает. Аннабел — яркая четырехлетняя блондинка, которая уже читала, когда пришла в детский сад. Однажды утром Аннабел играет в игровом домике в середине детского сада. Аннабел: (взволнованно) «Грабитель пытается добраться до меня!» Мис-с С: «Что ты собираешься делать с этим?» Аннабел: «Я собираюсь постучать в окно и заставить его уйти». (Она стучит.) «Сейчас он ушел».(Через некоторое время.) «Теперь он мертв». Мис-с С: «Ты так постучала, что он ушел. Сейчас он мертв. Другое, что ты всегда можешь сделать — это подойти к телефону и вызвать полицию. Ты можешь сказать им, что снаружи дома грабитель и что он пытается проникнуть внутрь». Аннабел: «Я сделаю это». (Она делает вид, что звонит в полицию). «Приезжайте, заберите грабителя снаружи». (Через несколько секунд). «Они забрали его». В группе детей, которые любят друг друга, возможности каждого могут служить решению проблем. Весной Карл уронил свой драгоценный ковбойский ремень в вентилятор во дворе детского сада. Вентилятор — это полутораметровая квадратная цементированная дыра глубиной около двух метров, закрытая толстой железной решеткой. Карл очень огорчен потерей пояса и начинает навзрыд плакать. Дети собрались вокруг и смотрят вниз на пояс. По собственному опыту они знают, что верх слишком тяжел и его не открыть. Мис-с С: «Ой, Карл, твой замечательный ковбойский ремень упал. Нам придется придумать что-то, чтобы его достать». Билли: «Неси лозу, Диана, и мы достанем его». Они отдирают сухую виноградную лозу от стены и осторожно проталкивают ее через одно из небольших отверстий решетки. Но лоза коротковата. Билли: «Если бы у нас было две лозы». В мгновение ока они вместе бегут за другой лозой и скручивают их вместе. На этот раз лоза достает до пояса, но не зацепляет его. Диана: «Надо что-то на конец». Она отстегивает от своей шотландской юбки большую булавку и пытается прикрепить ее к лозе, но булавка падает и тоже проваливается в вентилятор. Дети идут за мной. С неподдельным огорчением они показывают мне ремень и булавку. Но наступило время идти домой — начинают приходить мамы. Мис-с С: «О, Карл, там внизу твой красивый ремень и твоя золотая булавка, Диана. Может быть, когда завтра придет доктор Снайдер, то он сможет придумать, как помочь достать их.» На следующее утро как только доктор Снайдер входит в детский сад, они ведут его взглянуть на ремень Карла. Доктор С: «Я думаю, мы можем придумать, как достать их. Может быть мы сможем что-нибудь найти в шкафу, и это нам поможет». (Они идут к шкафу, и он достает один из наших круглых сильных магнитов). «Вы знаете, что делают магниты?» Карл: «Они подбирают гвозди и металлические вещи». Доктор С: «Можете вы придумать, как использовать магнит, чтобы достать ремень?» Билли: «Мы можем привязать его к веревке». (Он начинает подпрыгивать. Тоже самое делает Карл. Как только остальные понимают идею, они тоже начинают подпрыгивать). Доктор С: «Нам понадобится что-нибудь тверже, чем веревка. Давайте попробуем эту проволоку». Он прикрепляет к магниту длинную проволоку. Все дети хотят помогать. Доктор Снайдер позволяет Карлу выуживать ремень, раскачивая магнит над пряжкой. Когда Карл вынимает ремень и булавку, он едва может контролировать свое возбуждение. Все дети возбуждены. Магниты теперь уже не просто игрушки для подбирания гвоздей, они могут быть использованы для настоящего дела, с помощью взрослого группа детей объединилась вместе для решения проблемы. Настоящий мир, как и потенциал ребенка, неистощим. Маленький ребенок приветствует помощь, которая даст ему возможность ДЕЙСТВОВАТЬ ПРЕБЫВАТЬ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИИ ИЗУЧАТЬ ВОЛНУЮЩИЙ МИР ЛЮДЕЙ И ОБЪЕКТОВ. ГЛАВА 3 КАК РАЗВИВАЕТСЯ ЗДОРОВАЯ СОВЕСТЬ. Мы заботимся о развитии здоровой совести, которая позволяет ребенку развить потенциальные возможности и ярко жить среди людей. Совесть — это центральная задача дошкольного возраста. Здоровая совесть — это прежде всего забота — забота о своём Я, которое отвечает- на радость полного функционирования и проектирования будущего. Забота о других, так как они тоже имеют Я с чувствами, намерениями и желаниями. Такая забота рождается в игре и возрастает по мере понимания других. Совесть делает возможными конструктивные примирения. Это укрепляет Я в гуманности. Здоровая совесть обязывает Я к честной целостности. Она служит объединению Я. Она объединяет поведение и мысли так, чтобы они шли в одном направлении. Она постоянно «регулирует» Я и одобряет Я, если поведение правильно. Такая совесть не разрушится под давлением или искажениями, возможными в ходе последующего развития. Здоровая совесть помогает личности выходить за пределы уже достигнутого. Она открывает будущее. Совесть — это зов возможности. Детский сад— это оптимальное место для воспитания совестии модель того, как развить совесть в желательном направлении. Процесс роста, в котором развивается здоровая совесть, включает в себя: 1. глубокую заботу и понимание других; 2. становление возможности чувствовать, распознавать свои чувства и управлять ими; 3. становление личностного центра и осознание возможностей; 4. помощь в становлении культуры справедливости; 5. честную внутреннюю речь; 6. регулирование Я; 7. слышание зова возможности; 8. предпочтение высшего и лучшего; 9. интериоризацию значимых взрослых. Это не ступени или кирпичи, которые помещают один на другой. Это процесс роста, в котором все развивается одновременно. И это не абстракции, которым обучают. Чувства, значения и мысли — это часть жизненного опыта. 1. ГЛУБОКАЯ ЗАБОТА И ПОНИМАНИЕ ДРУГИХ Совесть развивается по мере того, как ребенок на-чинает заботиться о ком-либо. Жизненные миры Джилла и Джо стали хрупкими, так как напряжение в их семьях вышло из-под контроля родителей. Как-то утром в декабре Джилл и Джо одновременно захотели играть с куклой, кукольной коляской и одеяльцем. С этими игрушками они прежде не играли. Джо катал коляску с куклой по двору. Джилл сказала мне, что она хочет тоже. Я ответила, что Джо уже играет, но она может взять другую куклу, посадить ее в тележку и катать. Она так и сделала, но потом подошла к Джо. Джилл: «Джо, ты хочешь катать тележку?» Джо: «Нет». Джилл пытается отнять куклу и коляску у Джо. Они начинают настоящую драку — дерутся, кричат, пинаются. Я обхватываю руками Джилл и обращаюсь к Джо: Мис-с С: «Джо, ты очень хочешь коляску и куклу?» Джо: (все еще плача) «Да, да». Джилл: «Да». Мис-с С: «Джо, Джилл говорит, что ты можешь катать 7 минут». Довольный Джо начинает катать коляску. Но затем он поворачивается и возвращается: Джо: «Вот, Джилл, возьми». Джилл: «Но 7 минут еще не прошли, да, мис-с Снайдер? Он глупый, что не пользуется своей очередью». Мис-с С: «Нет, Джилл, Джо не глупый. Он знает, что тебе очень хочется покатать куклу, поэтому он уступает тебе свою очередь». Анализ: Подобные моменты раскрывают то, что подталкивает к заботе о другом. Воспитательнице потребовалось время для понимания того, что происходило в данной ситуации с каждым ребенком. Передавая эту информацию детям, она предложила им объединить усилия. Поскольку они поняли значение происходящего и почувствовали заботу о себе, они начали заботиться о других. Джо понял, что воспитательница понимает, как много значит кукольная коляска для него, «Джо, ты очень хочешь коляску и куклу, не так ли?», «Тебе так нравится кукла, что ты бы катал ее все утро?» Поскольку воспитательница признала его чувства, он смог услышать то, что воспитательница говорила о чувствах Джилл, и позаботиться о них тоже. Процесс пережи- вания заботы был для него справедливым. Слыша о чувствах Джилл, выраженных в словах человека, который заботится о них обоих, он слышит и понимает ее чувства и нужды. Он начинает воспринимать ее как личность с чувствами и потре6ностями. Он видит, что она так же страдает, как, и он. Oн заботится о Я другого. В то же время Джилл понимает как много кукла и коляска означают для Джо и говорит: «Можешь катать 7 минут». Она, таким образом, тоже личность, а не враг. Несмотря на их собственные нужды, для каждого из них другая личность становится частью ее или его жизненного мира как человеческого существа. Они начинают видеть друг друга как личности. Основа совести — это способность заботиться о другом Я, потому что Я имеет чувства. Конечно, один эпизод не построит заботливую совесть, но продолжительный и достаточно регулярный опыт научит ребенка различать свои чувства и чувства других. Когда дети приходят в детский сад, у них есть задатки любящей (заботливой) совести. Они продолжают работу над углублением способности любить и заботиться. Однажды утром Дик снимает пальто в раздевалке. Он в счастливом расположении духа. Дик: «Моя мама никого не убьет. Ни бакалейщика, ни Энн (его маленькая сестра). Она всех любит». Мис-с С: «Твоя мама никого не убьет, Дик?» Дик: «Да, она всех любит. Она не убьет Дору, хотя у нее дыра на лице. Она работает на нашей ферме. Мама любит ее». Мис-с С: «Твоя мама любит Дору, несмотря на то, что у нее что-то с лицом?» Дик: «Да, она любит ее». Мис-с С: «Ты чувствуешь себя хорошо, когда у тебя есть мама, которая всех любит?» Дик: «Да». Когда Дик пришел в детский сад, он проявил большие способности заботиться о других людях. В этом разговоре он пытался принять в сферу своей заботы людей с физическими недостатками. Совесть такого рода — это основа морального общества. 2. СТАНОВЛЕНИЕ СПОСОБНОСТИ ЧУВСТВОВАТЬ,РАСПОЗНАВАТЬ ЧУВСТВА И УПРАВЛЯТЬ ИМИ Чувства — это почва, на которой вырастает забота. У некоторых детей развитие совести начинается с помощи им в осознании чувств. Некоторые дети переполнены чувствами, потому что они не понимают их и не могут сказать о них словами. Они нуждаются в помощи, чтобы научиться распознавать и понимать свои чувства и конструктивно действовать в соответствии с ними. Фая была крайне замкнутой, когда она появилась в саду. Это был ребенок, который не мог плакать. Ей понадобилась неделя, чтобы начать без опаски двигаться по комнате. Однажды утром Фая увлеченно играет с водой в раковине. Другие дети видят, что она получает удовольствие, и тоже начинают играть в раковине. Постепенно Фаю вытесняют. Она падает на колени и начинает плакать. Мис-с С.: «Ты хочешь играть в раковине?» Фая: (еще плача) «Да». Мис-с С: «И ты хотела бы суметь сказать детям: «Не делайте так. Я тоже хочу играть». Фая посмотрела на меня задумчивыми глазами, встала и втиснулась обратно к раковине. Фая поняла свое чувство, когда оно было выражено в словах. Она поняла, что происходит. В результате нашего разговора она также поняла, что она вправе хотеть играть у раковины и не должна позволять другим отталкивать ее. У нее теперь были слова для того, чтобы думать и чувствовать. Она могла действовать. Способность чувствовать, понимать чувства и конструктивно действовать — необходимые компоненты для построения сильной совести. Чувства часто становится напряженными, и тогда ребенку требуется помощь в обучении управлять ими. Девочка нуждается в помощи в оформлении своих чувств таким образом, чтобы контролировать не только боязливое или сердитое Я, но свою жизнь в целом. Помощь детям в развитии и управлении напряженными чувствами подробно обсуждается в гл.6 «Предоставление возможности через понимание в беседе». 3. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО ЦЕНТРА И РЕАЛИЗАЦИЯ СПОСОБНОСТЕЙ Совесть развивается скорее из силы, чем из страха и слабости. «Совестливая» личность наделена энергией — силой изобретения и силой сопротивления. Совесть — личностный, самопроизводящий центр, из которого эта энергия изливается. Она растет по мере того, как Я переживает опыт хорошо сделанного. "Важнейшая задача значимого взрослого — дать ребенку возможность действовать, делать то, что он очень хочет делать. Тоби пришел в детский сад слабеньким трехлеткой. Вначале Тоби играл параллельно с другими детьми внутри своего собственного мира. Они не чувствовали, что играют вместе с ним. Когда дела не шли, его лицо белело, и он начинал громко плакать. На третьей неделе пребывания в детском саду он пришел в дорогой ковбойской шляпе, коричневой рубашке из шотландки и сапогах. Все дети восхищались ими. Тоби: «Я — ковбой, миссис Снайдер. Видите, я — ковбой». Он объехал комнату на воображаемой лошади. Новые оттенки чувств влились в Тоби. Ковбой овладел им, и он жил этим на протяжении нескольких недель. Но иногда он попадал в неприятности из-за сильной идентификации себя с ковбоем и переполнявших его чувств. Однажды утром Джек строит дом из кубиков. Джек просит Тоби не мешать ему. Тоби ударяет Джека кубиком по лицу. Джек начинает плакать. Мис-с С: «Эй, Тоби, Джек просил тебя не мешать ему». (Когда Тоби видит, что Джек плачет, это дезинтегрирует его — нарушает его целостность. Он тоже начинает плакать, и крупные слезы текут по его лицу). Мис-с С: «Тоби, тебе хотелось строить вместе с Джеком и, когда он не позволил тебе, ты ударил его? Тоби: «Я хочу. Я хочу». Мис-с С: «Тоби, когда что-то случается, ты не знаешь, что делать?» (Он все еще плачет). Мис-с С: «Тоби, детский сад как раз для того, чтобы научиться играть вместе». (Он перестает плакать и, кажется, слушает). Мис-с С: «Тоби, ты учишься, как играть с другими людьми». Тоби начинает свободнее играть с другими мальчиками. Он больше не прячется за пустой маской. Но ему все еще требуется научиться некоторым вещам, которые позволили бы перейти на другой уровень взаимоотношений. Он нуждается не столько в привлечении внимания к тому, что случается с ним, сколько в помощи в понимании позитивной задачи, на которую он работает — ему нужно научиться конструктивно играть с другими. Тоби: «Паф! Паф!» Мис-с С: «Тоби, это слишком громко. Ты ведь знаешь, что в детском саду ружья запрещены». Тоби: «Этот мальчик (указывает на Джека) сказал мне перестать говорить глупости. Поэтому я застрелил его.» Мис-с С: «Ты не считаешь, что говорил что-то глупое, и ты не знал, что делать?» Тоби: «Да, я не говорил глупостей, поэтому я застрелил его». Мис-с С: «Тоби, ты мог сказать: «Я не думаю, что я говорил глупости». Тоби: «Я не был глупым». Мис-с С: «Ты хотел играть с Джеком и тебе не хотелось услышать от него, что ты был глупым». Тоби: «Да, я не был глупым». На другое утро Уиллис подходит ко мне, потирая лицо. Уиллис: «Тоби пнул меня». Мис-с С: «Тоби пнул тебя в лицо,- и это больно, Уиллис? Давай подойдем поговорим с Тоби. Тоби, Уиллис говорит, что ты пнул его в лицо, и ему больно». Тоби: «Он мешал моей почтовой карете и не хотел остановиться». Мис-с С: «Вы играли, изображая почтовую карету, и Уиллис мешал твоей почтовой карете?» Тоби: «Да, и я пнул его сапогом.» Мис-с С: «Тоби, Уиллису стало больно, когда ты пнул его в лицо сапогом. Если бы ты по-настоящему громко сказал ему о почтовой карете, я уверена, он не мешал бы ей.» Через 10 минут Джим в беде. Я иду посмотреть, что случилось. Джим: «Тоби пнул меня». Тоби: «Он ел мою мышь, а я не хочу, чтобы он делал это.» (Тоби изображал котенка, играющего с мышью). Джим: «Он не должен был пинать меня». Мис-с С. «Это очень больно, когда ударяют ногой, Джим?» Тоби: «Он не перестал есть мою мышь». Мис-с С: «Тоби, это была твоя мышь, и ты не хотел, чтобы он ел ее. Тебе нужно было сказать ему вслух так громко, чтобы он понял, тогда никому не было бы больно. Я не разрешаю другим людям делать тебе больно, и я не могу позволить, чтобы ты бил других людей». Позднее тем же утром Тоби приходит и садится на зеленый ящик рядом со мной. Тоби: «Миссис Снайдер, когда я заставляю кого-нибудь плакать, я тоже начинаю плакать.» Мис-с С.: «Ты не хотел делать им больно, Тоби?» Тоби: «Да, я не хотел делать им больно. Когда я бью их, и они плачут, я плачу тоже.» Мис-с С: «Ты тоже плачешь, Тоби, когда заставляешь кого-нибудь плакать?» Тоби: «Да, я плачу тоже». Мис-с С: «Ты не хочешь делать людям больно, Тоби?» Тоби: «Да, я не хочу делать им больно». Мис-с С: «А когда ты учишься играть с другими, ты иногда делаешь им больно. Но ты не хочешь делать им больно?» Тоби: «Да, я не хочу делать им больно». Анализ: Энергия Тоби сфокусировалась. Он стал индивиду ализированным центром. В начале семестра он хотел быть сильным и могущественным. Костюм ковбоя помог ему перейти к действиям, но это привело к неприятностям с другими активными детьми. По мере того, как он учился взаимодействовать и играть, его воображение стало активным. Детям начало нравиться играть с Тоби. Он обрел компетентность, и в этом процессе он приобрел совесть. Заботе не научают, ее надо пережить. Ребенку, который знает взрослых только через кормление и удовлетворение его нужд, знаком лишь ограниченный тип заботы. Возможность действовать, реализовывать свою компетентность и способность жить с другими придают заботе большую глубину. Взрослый, который не создает возможности для роста детей, может только принуждать их.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|