Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Слушание и помощь ребенку в прояснении чувств




Сильные чувства важны. Они являются той движу­щей силой, которая и помогает личности стать полно­стью функционирующей. Каждый имеет право на свои чувства. Выражение чувств необходимо, потому что они могут быть подавлены и стать разрушительными. Ценность выражения чувств состоит в том, что они организуются там, где могут быть выражены так, что все люди могут контролировать рост. Только выражен­ные чувства могут приумножать совесть.

ГЛУБЖЕ, ЧЕМ СЛОВЕСНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Слушание и помощь ребенку в прояснении его чувств — это более глубокий уровень понимания, чем улавливание словесного содержания. Иногда слова ре­бенка не передают лежащих под ними истинных чувств.

На второй день в детском саду Аделина жадно наблюдает, за мальчиками, играющими на крышке зеленого яшика и скользящих вниз.
Аделина: «Мне не нравятся мальчики».

(Она кажется очень заинтересованной в том, что они делают). Мис-с С: «Ты хотела бы играть с ними?»

Аделина: «Да, только не знаю как». Поэтому я показала ей, как карабкаться на ящик, и объ­яснила, как ждать своей очереди. Все это время она играла с мальчиками на горке, превращаясь из правильной и сдержанной маленькой девочки в искательницу приклю­чений.

В случае Аделины слова скрывали ее настоящие чувства. Насколько далека была бы воспитательница от истины, если бы ответила на слова Аделины буквально, приняв за правду ее ненависть к мужскому полу. Она увела бы Аделину в дебри, не имеющие ничего общего с реальной ситуацией. Аделине нужна была помощь, чтобы выразить ее чувства словами. Я старалась уло­вить те чувства, которые стояли за словами, Она хотела и не решалась попробовать новый уровень жизни. Ког­да ей дали правильные слова, чтобы понять это, она смогла действовать способом, который сильно расши­рил ее Жизненный Мир. Она стала тем решительным Я, которое смогло взаимодействовать с энергичными мальчиками, принимая большой мир, до этого напол­ненный непреодолимыми препятствиями.

Такое понимание — не просто техника или исполь­зование правильных слов. Это модель взаимоотноше­ний. Оно не может использоваться как тонкое средство для манипуляции ребенком. Это ответ на сиюминутные чувства ребенка, а не на то, что помнит взрослый о чувствах ребенка в какое-то другое время.

ПРОЦЕСС — НЕ ТОЛЬКО ВЫРАЖЕНИЕ

В последнее время большое внимание уделяется помощи детям в выражении чувств. Выражение чувств важно, так как оно предотвращает их закупоривание внутри личности, где они могут портиться. Однако, становится ясно, что имеет значение и то, как чувства выражаются и какая цель при этом преследуется. В длительном процессе воссоздания позитивных отношений с други­ми.

Выражение такого чувства, как «О, вы обидели ме­ня» или «Я хочу это», часто деструктивно сочетается с названным, чтобы ударить по самоуважению другого имени, или с агрессивной атакой для причинения боли. Детей необходимо научить эффективно передавать чув­ства, не унижая и не обижая другого. Выражение от­рицательного чувства для контроля над другими или для построения неадекватного чувства защиты закры­вает Я и создает самообманывающую внутреннюю речь. Выражение чувств как первый шаг в процессе движе­ния к установлению конструктивных положительных взаимоотношений является самоосвобождением и са­моактуализацией.

Желания и чувства детей очень сложны и сущест­вуют в более широком контексте. Чаще всего каждая просьба высказывается в контексте более важных, но не заявленных просьб. Чувство содержит долговремен­ный оценочный компонент и стратегию построения Жизненного Мира. Улавливая только эмоциональный взрыв, вы еще не узнаете целое чувство. Я, которое борется за выполнение чувства «Я хочу», нуждается в помощи, чтобы оставаться в позитивных отношениях с другими и не терять их дружбу. В любом чувстве присутствует сильное желание продуктивных отноше­ний. Выражая чувства, ребенок не просто дает выход подавленным эмоциям, но и борется за значимые для него отношения.

В первый день в детском саду Пэт видит Роя, играющего с маленькой пожарной машиной. Рой занят, приспосабливая к машине шланг, убирая угли, отгоняя машину на воображаемую пожарную станцию. Пэт наблюдает не­сколько секунд, а затем хватает машину. Рой пытается тянуть ее к себе, но Пэт держит крепко, а затем начинает толкать Роя ногами. Драка перерастает в настоящее сраже­ние с плачущими и тянущими машину к себе мальчиками.

Мис-с С: (обнимая каждого, чтобы мы могли раз­говаривать) «Подождите».

Рой: (все еще пытаясь схватить) «Она моя». Пэт: (держа машину вне досягаемости Роя) «Я

хочу ее». Рой: «Он взял ее». Пэт: «Она моя.» Мис-с С: «Рой, ты играл с машиной, а Пэт взял ее у тебя. (Я стараюсь вернуться к ситуации, в которой чувства возникли. Пэт все еще старается освободиться). Пэт, тебе очень понравилась машина. Ты тоже хочешь с ней играть?»

(Я беру машину. Пэт все еще не хочет отдавать ее, но уже перестает бороться).

Пэт: «Но я хочу ее». Мис-с С.: «Пэт, ты действительно хочешь ее. Поэто­му, Рой, поиграй, пока твоя очередь не кончится. Пэт, потом ты сможешь играть с машиной».

(Я отдаю ее Рою. Пэт опять начинает пла­кать). «Рой, я скажу тебе, когда твоя очередь кончится».

(Пэт продолжает плакать. Это больше по­хоже на хныканье).

«Пэт, тяжело ждать своей очереди, да?» (Пэт перестает плакать). «Пэт, тебе хочется подключить к машине шланг и заливать огонь?» Пэт: «Да, я хочу сейчас». Мис-с С: «Пэт, тебе очень нравится играть с маши­ной, но Рою она тоже очень нравится. Ему будет тяжело отдать машину тебе, когда я скажу, что пришла твоя очередь». (После короткой паузы). «Рой, еще одна минута, а потом будет очередь Пэта играть с машиной». (Рой несет машину Пэту).

Чувства каждого мальчика были выражены и поня­ты. Им не говорили, что они не должны чувствовать то, что они чувствовали. Я помогала каждому из них ус­лышать чувства другого так, чтобы они могли достичь надежной стратегии взаимоотношений. После получен­ного опыта они оба чувствовали себя хорошо. Дети начали заботиться друг о друге. Это было началом дружбы.

Вот определенные шаги в процессе формирования чувств ребенка.

Шаг 1: Чувства вербализуются самим ребенком и значимым для него взрослым так, что ребенок понима­ет свои переживания.

Шаг 2: В социальной ситуации ребенку необходимо услышать чувства другого ребенка.

Шаг 3: Ребенок пытается разрешить ситуацию и разрешает ее, либо взрослый предлагает решение, ко­торое ребенок может попробовать.

Изучение ребенка — не основная цель воспитателя. Важно, что ребенок начинает понимать собственные чувства, научается надежным способам их прояснения и разрешает стоящие перед ним проблемы. Ребенку необходимо знать, что он не остался один на один с переполняющими его чувствами. Он хочет, чтобы кто-то услышал его и создал возможность выпутаться, даже если для этого необходима борьба. Он хочет выйти из этого как личность больше. Глубокая забота воспитате­ля создает для ребенка возможность жить со всем, что в нем есть.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...