Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воспроизведение ситуации с чувствами и намерениями




Воспитатель воспроизводит какое-то событие, когда включается в конфликтную ситуацию и проходит вме­сте с детьми цепочку событий, в том числе чувства и намерения участников.Взрослый должен так помогать группе заново пережить ситуацию, чтобы это воспри­нималось, как «предложение», а не навязанная детям одна определенная интерпретация. В противном случае дети не будут чувствовать себя настолько свободно, чтобы поправить воспитателя, если его понимание не­верно. Вот почему реплики в ходе понимания часто используют вопросительную интонацию, а в некоторых диалогах этой книги используются вопросительные знаки. Вы не уверены, что вы правильно уловили чув­ство ребенка. Вы предлагаете способ видения того, что произошло, не говоря ребенку о том, как это произош­ло, и не расследуя. Вы открыты и утверждению, и коррекции.

Воспроизведение ситуации с чувствами и намерени­ями соединяет все три формы понимания в дополнение к воспроизведению событий в настоящем конфликте.

В начале года Труди хрупка. Ее семья четыре месяца живет в мотеле, ожидая завершения строительства нового дома. Все ее домашние вещи на складе. В детском саду она пытается вернуть свой утраченный мир.

Однажды утром она обнаруживает маленький сарай, в котором находятся велосипеды. Она берет большую метлу и начинает подметать и чистить сарай. Для Тэда это выглядит как удовольствие. Он привык получать то, что хочет, давая волю своим чувствам, если его намерения блокируются. Тэд пытается отобрать метлу, но Труди по-настоящему сражается за нее.

Мис-с С: «Труди, ты чистила твой дом. Он такой красивый». Труди: (плача) «Пусть не берет. Пусть не входит.» Мис-с С: «Тэд, приятно быть в доме Труди и выме­тать оттуда мусор. Он может быть твоим домом тоже» Тэд: (сильно пыхтя) «Я хочу.» Мис-с С: «Тэд, тебе хочется подметать дом, но ты не знаешь, как тебе получить метлу у Труди, не отбирая ее силой?» Тэд: «Да.»

Мис-с С: «Тэд, если Труди говорит «Нет», ты мо­жешь сказать мне, что ты хотел бы пол­учить метлу в свою очередь, и я просле­жу, чтобы как только кончится очередь Труди, ты бы получил ее.» Труди: «Он может взять ее, но пусть вернет.» Мис-с С: «Хорошо, Тэд, Труди говорит, что ты мо­жешь попользоваться метлой. Труди, я скажу Тэду, когда его очередь кончится».

У обоих детей чувства сильны и неконтролируемы. Услышанный мной голос чувств и намерений Труди помог ей узнать, что с ней происходило; она также узнала, что огорчение было вполне правильным, а Тэд с моей помощью узнал, как много значила метла для Труди. Мое озвучивание желаний Тэда помогло ему узнать, что он был вправе хотеть метлу, и поэтому он смог услышать, как получить ее. Труди также смогла почувствовать желание Тэда и расстаться с метлой, по крайней мере, временно, поскольку знала, что может получить ее обратно. Когда я вступала в ситуацию, я намеревалась только помочь Тэду дождаться его оче­реди, помогая ему понять, как много метла значила для Труди. В процессе было сделано больше. Воспроизве­дение ситуации с чувствами и намерениями включило в себя и помощь детям научиться заботиться друг о друге.

Понимание ребенка — это не только цель для уп­равления определенной ситуацией. Это долгосрочная стратегия помощи ребенку точно увидеть ситуацию, в которой он находится, и обрести стиль чувствования своего мира. Кроме того, оно делает доступными слова и модели действий, с помощью которых можно органи­зовать значимый мир и представить его самому себе и другим так, чтобы все включенные в него могли жить в понимании.

Более того, повторенные вместе с понимающим

взрослым и сверстниками переживания помогают ребёнку в развитии внутреннего равновесия, так что он в

случае конфликтов или неудач больше не паникует и не обращается к нерациональному поведению. Он нау­чился другому способу обращения с миром и собой.

По мере увеличения опыта воспитатель может ска­зать, какой уровень понимания использовать. Часто до­статочно одного словесного содержания. Когда ребенок боязлив или отчужден, нужно включить уровень чувств, а иногда и ситуации существования. Когда тре­воги есть у двух или более детей, наиболее полезно повторное проживание ситуации с акцентом на чувства каждого.

Но быть все время понимающим не может ни один, даже самый опытный воспитатель. Каждый учится на ошибках и в следующий раз старается действовать луч­ше.

Понимание важно. Это группа существенных мето­дов, которые мы используем в общении с детьми.

 

ГЛАВА 7

ИСКУССТВО ПОНИМАНИЯ

 

Способность понимать — решающее профессиональное качество воспитателя детского сада и родите­лей. Эта глава написана для тех, кто хочет улучшить свои навыки понимания. Вам потребуются, особенно — для достижения наиболее продуктивных уровней, практика и дисциплина. Каждый может научиться это­му, хотя понимание и сложно; нужно понять не только слова и чувства ребенка, но и уровни существования, а иногда всю ситуацию.

Понимание как профессиональное качество имеет свое определенное значение. Это особенное умение, которое больше того, что люди обычно называют по­ниманием. Его не следует путать с пассивным слуша­нием или просто с согласием или прощением.

НЕ-ПОНИМАНИЕ

Есть много разных ответов, которые мешают пони­манию и приостанавливают процесс разрешения про­блем самим ребенком. Такими мешающими пониманию ответами являются расследование, инструктирование, оценивание и поддержка. Три другие — изменение темы, отсутствие ответа и спор — мы не описываем из-за их очевидности.

РАССЛЕДОВАНИЕ

Расследование — это попытка заставить кого-либо раскрыть прошлое или причины своего поведения. Оно основывается на предположении, что как только ответы будут известны, проблема разрешится. Когда вопросы принимают форму: «Почему ты делаешь это?», они часто нацелены на то, чтобы заставить ребенка почув­ствовать или принять на себя вину. Попытки получить информацию часто нарушают процесс понимания.

Дети быстро замыкаются, когда им задают прямые вопросы. Расследование может заставить ребенка скры­вать чувства внутри себя, где обращаться с ними ста­новится очень трудно. Дети верно чувствуют, что взрослый старается контролировать или обвинять их в большей мере, чем помогать действовать, и потому при­ходят к выводу, что открывать чувства и позволять другим людям слышать их мысли — опасно. Расследо­вание нарушает внутреннюю речь.

Расследование — плохая техника, потому что мо­жет изменить направление мыслей ребенка или заста­вить его стать уклончивым или защищающимся. Мы не знаем, каким путем пойдет ребенок. Важно скорее сле­довать за ребенком, чем подталкивать его к неправиль­ному пути вопросами, которые мешают ему придержи­ваться собственного пути. Начиная задавать вопросы, воспитатель отказывается от понимания.

ИНСТР УК ТИРОВ А НИЕ

Инструктирование говорит человеку, что делать или без особой необходимости объясняет что-нибудь. Инс­труктируя, мы внушаем ребенку, что он не может ду­мать сам или нуждается во взрослом, чтобы чего-либо достигнуть. Следовательно, ребенок становится слабее, и может научиться зависеть от мышления другого че­ловека.

Дети перестают слушать, когда кто-то постоянно говорит им, что делать или заваливает их ненужными фактами. Инструктирование делает важным взрослого, но отнимает независимость у ребенка. Оно полностью

отлично от объяснения, когда ребенок хочет что-то понять.

ОЦЕНИВАНИЕ

Оценивание наклеивает ярлык на действие или ин­терпретирует его. Оно пытается принудить к поведе­нию, говоря: «Это хорошо» или «Это плохо». Такие замечания мешают ребенку достигнуть истины. Вместо того, чтобы пробовать, ребенок будет стремиться угож­дать взрослым. Интерпретация действия согласно оцен­кам воспитателя может исключить другие позитивные направления поведения ребенка и выражение чувства. Негативные критические оценки разрушают самоува­жение и приводят к самозащите. Правда становится более могущественной силой в жизни ребенка, если у него была возможность приходить к собственным суж­дениям через свои опыт и размышление.

ПОДДЕРЖКА

Поддержка пытается сделать, чтобы человеку было хорошо и поощряет уклонение от реального решения. Она старается заменить «хорошими» чувствами непри­емлемые, отрицает их реальность или отвлекает ребен­ка. Ребенок получает сообщение: «Ты не должен чув­ствовать так, как ты чувствуешь». Когда у человека неприятности, то такие замечания как «С тобой все в порядке», «Все проходят это», «Ты такой хороший мальчик» предлагают ложную поддержку.

Поддерживающие реплики мешают работе ребенка над проблемой и вызывают глубокое внутреннее заме­шательство. Когда мы говорим ребенку, что он чувст­вует что-то не то или что он должен чувствовать так-то, мы сбиваем его с толку и приводим к неспособности помогать самому себе, Как ребенок может узнать ре­альность, если ему не разрешается ее чувствовать?

Вот иллюстрация такой ложной поддержки, той ее разновидности, которая скорее обижает ребенка, чем помогает ему.

Пример: Однажды утром во время пения дети начинают критико­вать Франка за то, что он поет неправильно. Он выкри­кивает слова, а не поет мелодию.

Мис-с С: «Франк, будет намного красивее, если ты
будешь петь мелодию вместе с остальными».
Франк: «Но я пою.»

Мис-с С: «Ты говоришь слова, Франк, постарайся петь мелодию вместе с нами.» Франк: «Вы не так поете. Моя мама говорит, что я хороший певец».

Позже, когда у меня появилась возможность поговорить с его мамой наедине, я спросила ее, что она говорила Франку по поводу его пения. Она ответила: «О, да, мы говорили ему, что он хороший певец, чтобы не обидеть его. Он сообразительный, но петь не может».

Мама Франка думала, что она была доброй и под­держивала Франка, говоря ему, что он хороший певец, но ее похвалы создали ложное чувство компетентности и привели его к неприятной ситуации.

На самом деле она еще больше запутывала его. Франку был нужен просто честный ответ. Если бы мама попыталась научить его петь правильно вместо того, чтобы поддерживать «приятную» некомпетентность, — это было бы настоящей помощью.

В этих четырех видах ответов может не быть ничего ошибочного, когда вы не стараетесь понять. Но если вы их используете, вы должны знать, что вы далеки от понимания, даже внешнего.

ТРЕНИРОВКА ПОНИМАНИЯ

Когда вы читаете примеры понимания, они кажутся очевидными и легкими. Но когда нужно догадаться, что сказать в реальной жизненной ситуации, или когда нет готового ответа, становится ясно, что это умение тре­бует работы и практики. Мы находим весьма полезны­ми следующие упражнения с написанием ответов. Ког­да вы подходите к строчке, помеченной ХХХХХ, сперва напишите ответы в духе расследования, инструктиро­вания, оценивания и поддержки. Затем напишите ответ на уровне понимания. Это поможет отличить настоя­щее понимание от его ложных форм. Затем сверьте с ответами, которые даны.

Играя в песочнице и пытаясь залезть глубоко в выкопанную им яму, Рик задевает Сару ногой, и на ее губах выступает кровь. Она сильно плачет. Мис-с С: «Очень больно, Сара?»

Сара: «Да». Мис-с С: «Немного течет кровь.» Сара: «Я хочу к маме». Ваш ответ: ХХХХХ

Расследование: «Ты что-нибудь разрушила у Рика?» «По­чему ты хочешь к маме, Сара?»

Инструктирование: «Иди и вымой лицо». «Рик, скажи Саре, что ты извиняешься за то, что ее ударил». Оценивание: «Очень нехорошо, что Рик сделал по от­ношению к тебе». «Перестань плакать. Не так уж и больно». «Рик, почему ты ударил Сару?» Поддержка: «Ты уже большая девочка. Кровь скоро остановится». «Я уверена, что это была случайность, Сара». Понимание: «Когда тебе больно, то тебе помогает, ес­ли мама рядом?» Последний ответ — тот, который и был использован. Сара избавилась от ее страха. Дальше я даю ей информацию, чтобы помочь понять это переживание. Сара: «Да.» Мис-с С: «Кровь уже останавливается, Сара. Еще немного поболит, а потом все будет хоро­шо».

Этот опыт приглашает трехлетнюю девочку учиться приспосабливаться к миру вне дома. Иногда метод по­нимания медленнее, чем быстрое прохождение случая. Но он дает ребенку возможность работы с чувствами.

И ребенок знает, что учитель относится к нему с по­ниманием.

Робин — яркий и очень способный четырехлетка. В последнее время он проявляет интерес к деятельности инженера. Его картины изображают внутреннее простран­ство фабрик, лодок и самолетов.

Однажды утром он строит большой корабль, соединяя большой зеленый ящик, длинную доску и верхушку шка­фа для кубиков. Он хочет как-то особенно соединить ящик с доской, но она не держится. Ничего не получается. Я, как могу, стараюсь положить большую доску там, где он хочет, но он начинает плакать.

Робин: «Миссис Снайдер, уходите. Я не хочу, чтобы вы были тут.» Ваш ответ: ХХХХХ.

Расследование: «В чем дело, Робин?» «Почему ты так огорчаешься, если что-то не получается?» Инструктиро­вание: «Робин, так не получится.» Поддержка: «Ты умница, Робин. Ты сможешь это сде­лать». Оценивание: «Робин, если ты перестанешь хныкать, то у нас получится». Понимание: «Лодка получается не такой, как тебе хо­телось бы, и ты хочешь, чтобы я разре­шила тебе делать ее самому».

Реакция Робина на мой ответ была интересной. Я ушла, но он пошел за мной в другую комнату, продол­жая разговаривать со мной о лодках. Понимание помог­ло ему победить фрустрацию. Оно также помогло по­строению доверительных взаимоотношений между на­ми.

Когда студенты-практиканты учатся давать понимающие ответы на заявления детей, они делают общие ошибки. Следующая ситуация показывает некоторые из них и объясняет, почему эти ответы не являются понимающими. Однажды ночью шел сильный дождь. Гремел гром, свер­кала молния. На следующий день мама Клиффа сказала, что он боялся. Когда мы пьем сок, я начинаю говорить о грозе.

Мис-с С: «Какая шумная гроза была вчера». Малькольм: «Я не спал из-за нее. Я боялся, потому что молния так грохотала». Сэлли: «Я тоже испугалась, когда начался боль­шой шум». Дин: «Это было похоже на выстрелы, и мне не нравилось». Клифф: «Когда раздался сильный шум, он мог разрушить дом». Ваш ответ: ХХХХХ.

Вот некоторые ответы студентов в ходе их трени­ровки понимания.

«Клифф, он был таким громким, что ты подумал — он может разрушить твой дом?» Этот ответ близок к пра­вильной интерпретации, но в нем сразу сделан вывод, который мешает Клиффу проработать его самому. И он может быть частично неточным, так как Клифф не сказал, гром может разрушить его дом.

«Молния обладает большой силой.» Это заявление о фак­тических свойствах молнии не связано с чувствами или страхами Клиффа. На самом деле, оно может подтвердить его страхи. Этот ответ не исходит из того, что Клифф реагировал на силу шума.

«Молнии обычно не попадают в дома». Это инструктиру­ющий и поддерживающий ответ, с помощью которого делается попытка заставить Клиффа поверить сказанному и не бояться. Гораздо лучше понять его чувства, чтобы он продолжал работать над своими страхами и стал более открытым объяснениям позже.

«Гроза прошла, и твой дом не пострадал». Это заключение студента сделано в поддерживающей манере. Страхи преодолеваются быстрее, если ребенок может работать с чувствами в присутствии взрослого, который может по­мочь ему увидеть эти чувства.

«Я знаю, что ты чувствуешь. Страшно, когда рушатся дома». Сказать ребенку, что вы знаете, что он чувствует, это вовсе не то же самое, что выразить его чувства сло­вами так, чтобы он переживал ваше понимание. Стало быть, в первом предложении нет необходимости. Второе предложение — это одна из возможных интерпретаций. Другая может заключаться в том, что Клифф испугался силы звука и что вначале он не боялся. И эта студенческая версия опять-таки останавливает внутренний процесс ре­бенка.

«Он был таким громким, что ты подумал, он может разрушить дома?» Это хороший понимающий ответ, осо­бенно, если он дается в соответствующей интенсивности чувств ребенка манере. Я ответила: «Молния была очень яркой и гром очень громким.»

После этого они все начали разговаривать, Я начала давать информацию, которая им необходима, чтобы по­нять реальность молнии и грома.

Салли: «Она сжигает дома.» Мис-с С: «Не слишком часто, Салли.»

Боб: «Иногда молнии ударяют в деревья, вот почему нельзя стоять подними». Клифф:«В наше дерево она ударит?» Мис-с С: «Наше дерево живет долго-долго, но в него молния не попадала. Если начнется гром и молния, мы зайдем внутрь, потому что иногда молнии все-таки попадают в высокие деревья».

Вот несколько ситуаций. Когда вы дойдете до ХХХХХ, закройте мои ответы, не читая, и напишите свои в понимающем стиле. Не надо сейчас практико­ваться в других видах ответов.

Однажды утром я сижу на полу около Сэма, строящего из кубиков. Он говорит мне обычным голосом.

Сэм: «Миссис Снайдер, я ложусь в постель с бутылочкой». Ваш ответ: ХХХХХ.

Мис-с С: «Сэм, ты хочешь, чтобы я знала, что ты ложишься с бутылочкой?» Сэм: «Да, но когда мне будет четыре года, я больше не буду этого делать.» Мис-с С: «Когда тебе будет четыре года, ты соби­раешься перестать?» Сэм: «Да».

Вот яркий мальчик, работающий над своим буду­щим. Я бы запутала его, если бы он ощутил чувство вины. Совет также осложнил бы ситуацию.

Однажды утром Кэрол играет в песочнице, и Дэннис уда­ряет ее пластиковой лопаткой. Кэрол с плачем идет ко мне. Она эмоционально сломлена.

Кэрол: «Дэннис ударил меня совком, миссис Снайдер.» Ваш ответ: ХХХХХ. Мис-с С: «Дэннис ударил тебя, и ты не знаешь, почему?»

Она поворачивается и сразу же идет иг­рать.

Кэрол была смушена тем, что то, что с ней произош­ло не имело смысла, она не могла понять ситуацию, в которой оказалась. Почему Дэннис ударил ее? Часто чувства ребенка сложны. Обозначение словами обоих направлений чувств Кэрол помогло ей понять случив­шееся. Это дало ей мужество продолжать игру.

В другой раз я читаю, а Кэрол подходит ко мне.

Кэрол: «Я хочу паровоз, с которым играет Аби.» Мис-с С: «Ты знаешь, Кэрол, когда ты хочешь че­го-нибудь, то спрашиваешь человека, не можешь ли ты получить это. Ты гово­ришь, что тебе хотелось бы по очереди поиграть с этим». Кэрол: «Но он может сказать «Нет». Ваш ответ: ХХХХХ. Мис-с С: «Ты не будешь знать, что делать, если он скажет «Нет»?» Кэрол: «Да».

Мис-с С: «Иногда, когда ты спрашиваешь людей,
они действительно говорят «Нет», и тогда
ты ждешь, пока они закончат.»
Кэрол: «Но Аби не закончит. Он будет долго играть.»
Мис-с С: «Если Аби скажет «Нет», тогда ты можешь сказать мне, и я скажу ему, что у него еще три минуты, а потом будет твоя очередь.»

(То, что я говорю «три минуты» — это объективная мера короткого времени. За­тем все доверяется часам, и Кэрол не бу­дет чувствовать, что, если она будет меня упрашивать, это поможет ей получить па­ровоз быстрее).

Вы, вероятно, заметили, что мой первый ответ ис­ходил из того, что объяснения будет недостаточно. Но когда Кэрол сказала: «Он может сказать «Нет», потре­бовалось понимание. Казалось, что-то мешало ей при­нять объяснение. Оказалось, что она не знала, что де­лать, если ей скажут «Нет».

А теперь попробуйте использовать все четыре уров­ня понимания, которые мы применяем в детском саду.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...