Воспроизведение ситуации с чувствами и намерениями
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Воспитатель воспроизводит какое-то событие, когда включается в конфликтную ситуацию и проходит вместе с детьми цепочку событий, в том числе чувства и намерения участников.Взрослый должен так помогать группе заново пережить ситуацию, чтобы это воспринималось, как «предложение», а не навязанная детям одна определенная интерпретация. В противном случае дети не будут чувствовать себя настолько свободно, чтобы поправить воспитателя, если его понимание неверно. Вот почему реплики в ходе понимания часто используют вопросительную интонацию, а в некоторых диалогах этой книги используются вопросительные знаки. Вы не уверены, что вы правильно уловили чувство ребенка. Вы предлагаете способ видения того, что произошло, не говоря ребенку о том, как это произошло, и не расследуя. Вы открыты и утверждению, и коррекции. Воспроизведение ситуации с чувствами и намерениями соединяет все три формы понимания в дополнение к воспроизведению событий в настоящем конфликте. В начале года Труди хрупка. Ее семья четыре месяца живет в мотеле, ожидая завершения строительства нового дома. Все ее домашние вещи на складе. В детском саду она пытается вернуть свой утраченный мир. Однажды утром она обнаруживает маленький сарай, в котором находятся велосипеды. Она берет большую метлу и начинает подметать и чистить сарай. Для Тэда это выглядит как удовольствие. Он привык получать то, что хочет, давая волю своим чувствам, если его намерения блокируются. Тэд пытается отобрать метлу, но Труди по-настоящему сражается за нее. Мис-с С: «Труди, ты чистила твой дом. Он такой красивый». Труди: (плача) «Пусть не берет. Пусть не входит.» Мис-с С: «Тэд, приятно быть в доме Труди и выметать оттуда мусор. Он может быть твоим домом тоже» Тэд: (сильно пыхтя) «Я хочу.» Мис-с С: «Тэд, тебе хочется подметать дом, но ты не знаешь, как тебе получить метлу у Труди, не отбирая ее силой?» Тэд: «Да.»
Мис-с С: «Тэд, если Труди говорит «Нет», ты можешь сказать мне, что ты хотел бы получить метлу в свою очередь, и я прослежу, чтобы как только кончится очередь Труди, ты бы получил ее.» Труди: «Он может взять ее, но пусть вернет.» Мис-с С: «Хорошо, Тэд, Труди говорит, что ты можешь попользоваться метлой. Труди, я скажу Тэду, когда его очередь кончится». У обоих детей чувства сильны и неконтролируемы. Услышанный мной голос чувств и намерений Труди помог ей узнать, что с ней происходило; она также узнала, что огорчение было вполне правильным, а Тэд с моей помощью узнал, как много значила метла для Труди. Мое озвучивание желаний Тэда помогло ему узнать, что он был вправе хотеть метлу, и поэтому он смог услышать, как получить ее. Труди также смогла почувствовать желание Тэда и расстаться с метлой, по крайней мере, временно, поскольку знала, что может получить ее обратно. Когда я вступала в ситуацию, я намеревалась только помочь Тэду дождаться его очереди, помогая ему понять, как много метла значила для Труди. В процессе было сделано больше. Воспроизведение ситуации с чувствами и намерениями включило в себя и помощь детям научиться заботиться друг о друге. Понимание ребенка — это не только цель для управления определенной ситуацией. Это долгосрочная стратегия помощи ребенку точно увидеть ситуацию, в которой он находится, и обрести стиль чувствования своего мира. Кроме того, оно делает доступными слова и модели действий, с помощью которых можно организовать значимый мир и представить его самому себе и другим так, чтобы все включенные в него могли жить в понимании. Более того, повторенные вместе с понимающим
взрослым и сверстниками переживания помогают ребёнку в развитии внутреннего равновесия, так что он в случае конфликтов или неудач больше не паникует и не обращается к нерациональному поведению. Он научился другому способу обращения с миром и собой. По мере увеличения опыта воспитатель может сказать, какой уровень понимания использовать. Часто достаточно одного словесного содержания. Когда ребенок боязлив или отчужден, нужно включить уровень чувств, а иногда и ситуации существования. Когда тревоги есть у двух или более детей, наиболее полезно повторное проживание ситуации с акцентом на чувства каждого. Но быть все время понимающим не может ни один, даже самый опытный воспитатель. Каждый учится на ошибках и в следующий раз старается действовать лучше. Понимание важно. Это группа существенных методов, которые мы используем в общении с детьми.
ГЛАВА 7 ИСКУССТВО ПОНИМАНИЯ Способность понимать — решающее профессиональное качество воспитателя детского сада и родителей. Эта глава написана для тех, кто хочет улучшить свои навыки понимания. Вам потребуются, особенно — для достижения наиболее продуктивных уровней, практика и дисциплина. Каждый может научиться этому, хотя понимание и сложно; нужно понять не только слова и чувства ребенка, но и уровни существования, а иногда всю ситуацию. Понимание как профессиональное качество имеет свое определенное значение. Это особенное умение, которое больше того, что люди обычно называют пониманием. Его не следует путать с пассивным слушанием или просто с согласием или прощением. НЕ-ПОНИМАНИЕ Есть много разных ответов, которые мешают пониманию и приостанавливают процесс разрешения проблем самим ребенком. Такими мешающими пониманию ответами являются расследование, инструктирование, оценивание и поддержка. Три другие — изменение темы, отсутствие ответа и спор — мы не описываем из-за их очевидности. РАССЛЕДОВАНИЕ Расследование — это попытка заставить кого-либо раскрыть прошлое или причины своего поведения. Оно основывается на предположении, что как только ответы будут известны, проблема разрешится. Когда вопросы принимают форму: «Почему ты делаешь это?», они часто нацелены на то, чтобы заставить ребенка почувствовать или принять на себя вину. Попытки получить информацию часто нарушают процесс понимания.
Дети быстро замыкаются, когда им задают прямые вопросы. Расследование может заставить ребенка скрывать чувства внутри себя, где обращаться с ними становится очень трудно. Дети верно чувствуют, что взрослый старается контролировать или обвинять их в большей мере, чем помогать действовать, и потому приходят к выводу, что открывать чувства и позволять другим людям слышать их мысли — опасно. Расследование нарушает внутреннюю речь. Расследование — плохая техника, потому что может изменить направление мыслей ребенка или заставить его стать уклончивым или защищающимся. Мы не знаем, каким путем пойдет ребенок. Важно скорее следовать за ребенком, чем подталкивать его к неправильному пути вопросами, которые мешают ему придерживаться собственного пути. Начиная задавать вопросы, воспитатель отказывается от понимания. ИНСТР УК ТИРОВ А НИЕ Инструктирование говорит человеку, что делать или без особой необходимости объясняет что-нибудь. Инструктируя, мы внушаем ребенку, что он не может думать сам или нуждается во взрослом, чтобы чего-либо достигнуть. Следовательно, ребенок становится слабее, и может научиться зависеть от мышления другого человека. Дети перестают слушать, когда кто-то постоянно говорит им, что делать или заваливает их ненужными фактами. Инструктирование делает важным взрослого, но отнимает независимость у ребенка. Оно полностью отлично от объяснения, когда ребенок хочет что-то понять. ОЦЕНИВАНИЕ Оценивание наклеивает ярлык на действие или интерпретирует его. Оно пытается принудить к поведению, говоря: «Это хорошо» или «Это плохо». Такие замечания мешают ребенку достигнуть истины. Вместо того, чтобы пробовать, ребенок будет стремиться угождать взрослым. Интерпретация действия согласно оценкам воспитателя может исключить другие позитивные направления поведения ребенка и выражение чувства. Негативные критические оценки разрушают самоуважение и приводят к самозащите. Правда становится более могущественной силой в жизни ребенка, если у него была возможность приходить к собственным суждениям через свои опыт и размышление.
ПОДДЕРЖКА Поддержка пытается сделать, чтобы человеку было хорошо и поощряет уклонение от реального решения. Она старается заменить «хорошими» чувствами неприемлемые, отрицает их реальность или отвлекает ребенка. Ребенок получает сообщение: «Ты не должен чувствовать так, как ты чувствуешь». Когда у человека неприятности, то такие замечания как «С тобой все в порядке», «Все проходят это», «Ты такой хороший мальчик» предлагают ложную поддержку. Поддерживающие реплики мешают работе ребенка над проблемой и вызывают глубокое внутреннее замешательство. Когда мы говорим ребенку, что он чувствует что-то не то или что он должен чувствовать так-то, мы сбиваем его с толку и приводим к неспособности помогать самому себе, Как ребенок может узнать реальность, если ему не разрешается ее чувствовать? Вот иллюстрация такой ложной поддержки, той ее разновидности, которая скорее обижает ребенка, чем помогает ему. Пример: Однажды утром во время пения дети начинают критиковать Франка за то, что он поет неправильно. Он выкрикивает слова, а не поет мелодию. Мис-с С: «Франк, будет намного красивее, если ты Мис-с С: «Ты говоришь слова, Франк, постарайся петь мелодию вместе с нами.» Франк: «Вы не так поете. Моя мама говорит, что я хороший певец». Позже, когда у меня появилась возможность поговорить с его мамой наедине, я спросила ее, что она говорила Франку по поводу его пения. Она ответила: «О, да, мы говорили ему, что он хороший певец, чтобы не обидеть его. Он сообразительный, но петь не может». Мама Франка думала, что она была доброй и поддерживала Франка, говоря ему, что он хороший певец, но ее похвалы создали ложное чувство компетентности и привели его к неприятной ситуации. На самом деле она еще больше запутывала его. Франку был нужен просто честный ответ. Если бы мама попыталась научить его петь правильно вместо того, чтобы поддерживать «приятную» некомпетентность, — это было бы настоящей помощью. В этих четырех видах ответов может не быть ничего ошибочного, когда вы не стараетесь понять. Но если вы их используете, вы должны знать, что вы далеки от понимания, даже внешнего. ТРЕНИРОВКА ПОНИМАНИЯ Когда вы читаете примеры понимания, они кажутся очевидными и легкими. Но когда нужно догадаться, что сказать в реальной жизненной ситуации, или когда нет готового ответа, становится ясно, что это умение требует работы и практики. Мы находим весьма полезными следующие упражнения с написанием ответов. Когда вы подходите к строчке, помеченной ХХХХХ, сперва напишите ответы в духе расследования, инструктирования, оценивания и поддержки. Затем напишите ответ на уровне понимания. Это поможет отличить настоящее понимание от его ложных форм. Затем сверьте с ответами, которые даны.
Играя в песочнице и пытаясь залезть глубоко в выкопанную им яму, Рик задевает Сару ногой, и на ее губах выступает кровь. Она сильно плачет. Мис-с С: «Очень больно, Сара?» Сара: «Да». Мис-с С: «Немного течет кровь.» Сара: «Я хочу к маме». Ваш ответ: ХХХХХ Расследование: «Ты что-нибудь разрушила у Рика?» «Почему ты хочешь к маме, Сара?» Инструктирование: «Иди и вымой лицо». «Рик, скажи Саре, что ты извиняешься за то, что ее ударил». Оценивание: «Очень нехорошо, что Рик сделал по отношению к тебе». «Перестань плакать. Не так уж и больно». «Рик, почему ты ударил Сару?» Поддержка: «Ты уже большая девочка. Кровь скоро остановится». «Я уверена, что это была случайность, Сара». Понимание: «Когда тебе больно, то тебе помогает, если мама рядом?» Последний ответ — тот, который и был использован. Сара избавилась от ее страха. Дальше я даю ей информацию, чтобы помочь понять это переживание. Сара: «Да.» Мис-с С: «Кровь уже останавливается, Сара. Еще немного поболит, а потом все будет хорошо». Этот опыт приглашает трехлетнюю девочку учиться приспосабливаться к миру вне дома. Иногда метод понимания медленнее, чем быстрое прохождение случая. Но он дает ребенку возможность работы с чувствами. И ребенок знает, что учитель относится к нему с пониманием. Робин — яркий и очень способный четырехлетка. В последнее время он проявляет интерес к деятельности инженера. Его картины изображают внутреннее пространство фабрик, лодок и самолетов. Однажды утром он строит большой корабль, соединяя большой зеленый ящик, длинную доску и верхушку шкафа для кубиков. Он хочет как-то особенно соединить ящик с доской, но она не держится. Ничего не получается. Я, как могу, стараюсь положить большую доску там, где он хочет, но он начинает плакать. Робин: «Миссис Снайдер, уходите. Я не хочу, чтобы вы были тут.» Ваш ответ: ХХХХХ. Расследование: «В чем дело, Робин?» «Почему ты так огорчаешься, если что-то не получается?» Инструктирование: «Робин, так не получится.» Поддержка: «Ты умница, Робин. Ты сможешь это сделать». Оценивание: «Робин, если ты перестанешь хныкать, то у нас получится». Понимание: «Лодка получается не такой, как тебе хотелось бы, и ты хочешь, чтобы я разрешила тебе делать ее самому». Реакция Робина на мой ответ была интересной. Я ушла, но он пошел за мной в другую комнату, продолжая разговаривать со мной о лодках. Понимание помогло ему победить фрустрацию. Оно также помогло построению доверительных взаимоотношений между нами. Когда студенты-практиканты учатся давать понимающие ответы на заявления детей, они делают общие ошибки. Следующая ситуация показывает некоторые из них и объясняет, почему эти ответы не являются понимающими. Однажды ночью шел сильный дождь. Гремел гром, сверкала молния. На следующий день мама Клиффа сказала, что он боялся. Когда мы пьем сок, я начинаю говорить о грозе. Мис-с С: «Какая шумная гроза была вчера». Малькольм: «Я не спал из-за нее. Я боялся, потому что молния так грохотала». Сэлли: «Я тоже испугалась, когда начался большой шум». Дин: «Это было похоже на выстрелы, и мне не нравилось». Клифф: «Когда раздался сильный шум, он мог разрушить дом». Ваш ответ: ХХХХХ. Вот некоторые ответы студентов в ходе их тренировки понимания. «Клифф, он был таким громким, что ты подумал — он может разрушить твой дом?» Этот ответ близок к правильной интерпретации, но в нем сразу сделан вывод, который мешает Клиффу проработать его самому. И он может быть частично неточным, так как Клифф не сказал, гром может разрушить его дом. «Молния обладает большой силой.» Это заявление о фактических свойствах молнии не связано с чувствами или страхами Клиффа. На самом деле, оно может подтвердить его страхи. Этот ответ не исходит из того, что Клифф реагировал на силу шума. «Молнии обычно не попадают в дома». Это инструктирующий и поддерживающий ответ, с помощью которого делается попытка заставить Клиффа поверить сказанному и не бояться. Гораздо лучше понять его чувства, чтобы он продолжал работать над своими страхами и стал более открытым объяснениям позже. «Гроза прошла, и твой дом не пострадал». Это заключение студента сделано в поддерживающей манере. Страхи преодолеваются быстрее, если ребенок может работать с чувствами в присутствии взрослого, который может помочь ему увидеть эти чувства. «Я знаю, что ты чувствуешь. Страшно, когда рушатся дома». Сказать ребенку, что вы знаете, что он чувствует, это вовсе не то же самое, что выразить его чувства словами так, чтобы он переживал ваше понимание. Стало быть, в первом предложении нет необходимости. Второе предложение — это одна из возможных интерпретаций. Другая может заключаться в том, что Клифф испугался силы звука и что вначале он не боялся. И эта студенческая версия опять-таки останавливает внутренний процесс ребенка. «Он был таким громким, что ты подумал, он может разрушить дома?» Это хороший понимающий ответ, особенно, если он дается в соответствующей интенсивности чувств ребенка манере. Я ответила: «Молния была очень яркой и гром очень громким.» После этого они все начали разговаривать, Я начала давать информацию, которая им необходима, чтобы понять реальность молнии и грома. Салли: «Она сжигает дома.» Мис-с С: «Не слишком часто, Салли.» Боб: «Иногда молнии ударяют в деревья, вот почему нельзя стоять подними». Клифф:«В наше дерево она ударит?» Мис-с С: «Наше дерево живет долго-долго, но в него молния не попадала. Если начнется гром и молния, мы зайдем внутрь, потому что иногда молнии все-таки попадают в высокие деревья». Вот несколько ситуаций. Когда вы дойдете до ХХХХХ, закройте мои ответы, не читая, и напишите свои в понимающем стиле. Не надо сейчас практиковаться в других видах ответов. Однажды утром я сижу на полу около Сэма, строящего из кубиков. Он говорит мне обычным голосом. Сэм: «Миссис Снайдер, я ложусь в постель с бутылочкой». Ваш ответ: ХХХХХ. Мис-с С: «Сэм, ты хочешь, чтобы я знала, что ты ложишься с бутылочкой?» Сэм: «Да, но когда мне будет четыре года, я больше не буду этого делать.» Мис-с С: «Когда тебе будет четыре года, ты собираешься перестать?» Сэм: «Да». Вот яркий мальчик, работающий над своим будущим. Я бы запутала его, если бы он ощутил чувство вины. Совет также осложнил бы ситуацию. Однажды утром Кэрол играет в песочнице, и Дэннис ударяет ее пластиковой лопаткой. Кэрол с плачем идет ко мне. Она эмоционально сломлена. Кэрол: «Дэннис ударил меня совком, миссис Снайдер.» Ваш ответ: ХХХХХ. Мис-с С: «Дэннис ударил тебя, и ты не знаешь, почему?» Она поворачивается и сразу же идет играть. Кэрол была смушена тем, что то, что с ней произошло не имело смысла, она не могла понять ситуацию, в которой оказалась. Почему Дэннис ударил ее? Часто чувства ребенка сложны. Обозначение словами обоих направлений чувств Кэрол помогло ей понять случившееся. Это дало ей мужество продолжать игру. В другой раз я читаю, а Кэрол подходит ко мне. Кэрол: «Я хочу паровоз, с которым играет Аби.» Мис-с С: «Ты знаешь, Кэрол, когда ты хочешь чего-нибудь, то спрашиваешь человека, не можешь ли ты получить это. Ты говоришь, что тебе хотелось бы по очереди поиграть с этим». Кэрол: «Но он может сказать «Нет». Ваш ответ: ХХХХХ. Мис-с С: «Ты не будешь знать, что делать, если он скажет «Нет»?» Кэрол: «Да». Мис-с С: «Иногда, когда ты спрашиваешь людей, (То, что я говорю «три минуты» — это объективная мера короткого времени. Затем все доверяется часам, и Кэрол не будет чувствовать, что, если она будет меня упрашивать, это поможет ей получить паровоз быстрее). Вы, вероятно, заметили, что мой первый ответ исходил из того, что объяснения будет недостаточно. Но когда Кэрол сказала: «Он может сказать «Нет», потребовалось понимание. Казалось, что-то мешало ей принять объяснение. Оказалось, что она не знала, что делать, если ей скажут «Нет». А теперь попробуйте использовать все четыре уровня понимания, которые мы применяем в детском саду.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|