Чем этот подход отличается от других
Прежде всего мы заинтересованы в формировании здоровой совести, а не в использовании каких-либо методов, дающих скорые результаты. Стремящиеся к благу взрослые часто считают, что наказание или критика эффективны, когда необходимо заставить детей повиноваться. Они не осознают, что подобные методы часто помогают детям усваивать дисфункциональные формы совести и на самом деле ослабляют процессы самопорождения и заботы, на которых основывается здоровая совесть. Разрешение проблем с детьми должно определяться пониманием того, как развивается эффективная совесть, а не основываться на внешней целесообразности. Мы понимаем, что вина имеет деструктивное и конструктивное измерения. Если Я обучено чувствовать себя «плохим», то результатом будет ненависть к себе. Когда сожаления по поводу того, что мы обидели кого-то, ведут к попыткам исправить положение, то качество жизни личности улучшается. Мы не согласны с подходами, стремящимися избавить от любого чувства вины. Важным аспектом вины является признание того, что мы ответственны за происходящее, и наши действия должны оцениваться по единым для всех людей стандартам. Самооправдывающее отрицание любых обязательств по отношению к другим, потворство себе в слабостях, переориентировка морали на собственное удовольствие могут уменьшить или даже устранить чувство вины, но только за счет уничтожения здоровой совести. Мы не заинтересованы в создании совести, которая уродует людей через ненависть к себе или мешает им получать удовольствие от жизни. Мы не пытаемся вызвать или усилить деструктивное чувство вины, стыда, упрекая и задавая вопросы для выяснения скрытых мотивов. Подобная тактика ведет только к избеганию, отрицанию ответственности, боязливой конформности, а также ненависти к самому себе. Мы не заставляем ребенка говорить «Извините». Это побуждает его говорить то, что может не быть правдой и не помогает ему понять — что случилось и как нужно измениться. Когда ребенок ударяет другого, мы помогаем ему понять ситуацию и вернуться к творчеству вместе с другими
детьми. Знание познавательного развития увеличило наше понимание детей, но некоторые люди неправильно понимают взаимоотношения между познавательным развитием с одной стороны, и формированием и работой совести, с другой. Пиаже описывает познавательное развитие как процесс возрастающих интеграции и дифференциации, который ведет к возникновению новых способностей и увеличению понимания. Начиная с формирования простых моторных и сенсорных паттернов, которые встраиваются в более сложные познавательные структуры, возникает постоянная символическая репрезентация внешнего мира. Ребенок больше не пребывает главным образом в потоке эмоций и сбивающих с толку сопоставлений. Позднее у ребенка увеличиваются способности понимать происходящее в мире — и вот тогда мы видим значительное развитие в мышлении и рассуждении. Ребенок движется от конкретного, анимистического1, эгоцентрического, или легалистического2 мышления к мышлению логическому, научному, абстрактному, относительному. Познавательное развитие (стремящееся к становлению активного ума, вооруженного силой для порождения, изменения и создания порядка в мире) — вот главное дело образования по Пиаже. Колберг полагает, что совесть организуется вокруг главного морального принципа, на котором человек основывает свои моральные рассуждения. Он исходит из постулата, что совесть проходит в развитии определенные стадии. Первая и наиболее элементарная стадия совести организована вокруг принципа послушания из страха наказания. Вторая основывается на интересе, тогда как третья в большей мере зависит от получения похвалы или поддержки. Четвертая связана с законом и порядком, в то время как пятая представлена в терминах взаимно выгодного социального договора. Шестая (последняя) стадия основывается на подчинении всеобщим этическим принципам. Для определения типа совести Колберг использует тесты на моральные суждения. Для продвижения людей вверх по шкале делались попытки научения этим принципам и их применению.
Изучение познавательного развития привело неко- торых исследователей к заключению, что маленький ребенок, у которого нет способности полного понимания и логического рассуждения, не может вести себя этично, и с ним надо обращаться иначе, чем со взрослыми, до тех пор, пока все необходимые познавательные процессы не разовьются полностью. ___________________________________________ 1.Анимизм (от лат. anima — душа) — система представлений о существовании у всех и всего в живой и неживой природе души как всеобщего независимого начала (В.К.) 2 2.Здесь: неспособного переходить от одной точки зрения к другой (В.К.) __________________________________________
На самом деле это не так. Даже очень маленькие дети спонтанно проявляют любовь-заботу. До тех пор, пока они не подавлены взрослыми, они естественно, без принуждения дружелюбны и честны. Им нравится, когда с ними обращаются справедливо, и временами они могут жить в соответствии с высочайшими этическими принципами, которые они, однако, не могут объяснить словами. Они могут делать это, потому что действия совести не зависят всецело от познавательного развития. Совесть основывается на объединении личностно пережитого понимания «Я» и «мира» в «я-в-мире». Это объединение Я и других определяет интерпретацию опыта, формирование значений, принятие решений и характер стратегий в отношениях. Поскольку совесть строится на этих отношениях, подходы, которые пытаются выработать совесть через обучение убеждениям и моральным принципам, или подходы, делающие акцент на тренинге логических рассуждений или использующие разъяснение ценностных ориентации, в корне неэффективны. Они могут увеличить личностное знание или понимание различных ситуаций, но не могут изменить структуру совести. Они не изменяют личностное восприятие себя или мира и не увеличивают навыки межличностного общения. Моральное развитие делают возможным не логическая способность или интеллектуальное знание, а принадлежность и соединение.
Некоторые современные техники поощряют взрослых воспитывать детей без «человеческой связи». Эти подходы к детям разделяют недостатки все более явно заходящего в тупик современного ума: лишенный корней индивидуализм, ищущий собственной выгоды, собственных удовольствий, собственной свободы выражать враждебность и сосредоточенность скорее на технологии, чем на человечности. Концепция личности в таких подходах слишком узка и фрагментарна. Один из подходов основан на идее, что оставляя детей в покое и не вмешиваясь, мы позволяем им научаться разрешать их проблемы и осознавать здоровую мораль. Подобная рационализация часто используется для оправдания лени взрослых. В лучшем случае это превращает воспитателя в сторожа или сиделку. В худшем — создает среду «человек человеку волк». Мы не в состоянии допустить, что дети могут обнаружить то, что для них важно, в вакууме, где взрослые держатся в стороне. Не могут дети и выбрать то, что они не пережили. Мы верим, что дети нуждаются во встрече со взрослыми как с присутствием в их энтузиазме для сотворчества, как с людьми, которые их глубоко любят, понимают и преданы их человечности и созданию Культуры Справедливости. Подобные встречи с интересными и волнующими людьми интериоризуются, и этот способ движения навстречу людям становится одной из стратегий совести во взаимоотношениях. Другой техникой является отталкивание от идеологии и логики. Достаточно лишь взглянуть на огромные человеческие несчастья XX в., чтобы увидеть, что крайне рациональные и последовательные идеологии были способны к систематическому уничтожению или унижению огромного числа людей. Тогда критический вопрос касается цели, ради которой мы собираемся использовать наш разум. Встречи с другими и участие в создании Культуры Справедливости необходимы для обретения чувства принадлежности и уз, которые связывают разум с человечностью.
Третья, широко используемая, техника состоит в поведенческой модификации и заключении поведенческого контракта. Они могут научить поведению и создать побуждения для прогресса. Теория научения помогает нам понять, как важно уделять детям необходимое внимание. Но, как и в случае логического подхода, мы должны посмотреть, какие достижения она предполагает и как влияет на совесть. Если целью является уступчивость, то взрослые становятся техниками-бихе-виористами, которые контролируют награды и манипулируют желательными ответами. Если целью является личность, то нашим методом становится встреча друг с другом как личностями, разделение энтузиазма, отношения любви и понимания, бытия с целостностью, со-творчество. Различие между формированием совести и типом личностного существования, поддерживаемого этими двумя подходами, очень существенно. Считая, что объединение Я и мира является определяющим для совести, мы приходим к выводу, что совесть отбирает этические принципы, которые она использует, скорее, чем наоборот. Если мы верим, подобно Колбергу, что совесть контролируется этическими принципами, то становится трудным объяснить, почему один и тот же человек со специфическим типом совести, ведет себя по-разному в разное время и в разных ситуациях. Если же совесть основывается на объединении Я и мира, то такое различие действий можно понять. Когда ребенок чувствует, что его ценят, и переживает мир как безопасное и интересное место, то результатом может стать поведение, соответствующее высоким этическим принципам. Когда ребенок чувствует себя покинутым и отвергнутым и переживает мир как опасный, то более вероятно поведение, мотивированное страхом, эгоизмом или гневом. Мы не считаем рост совести серией количественных скачков от одного этического принципа к другому; мы также не верим, что развитие всегда движется к более эффективным формам совести. Совесть становится более стабильной, стойкой и моральной по мере того, как понимание личностью собственной ценности углубляется, компетенция в отношениях с другими увеличивается, понимание мира становится более интуитивным и происходит осознание основания, из которого происходят «Я» и «Другие», освобождающее личность от контроля внешних событий и социального давления. Более подробно мы рассмотрим понятие ребенка как «я-в-мире» в следующей главе о жизненном мире.
Кроме понимания того, как может быть развита здоровая совесть, часто необходимо понимать разба-лансированнуто совесть. Она строится совсем на другом объединении Я и мира, с другими целями во взаимоотношениях. Понимая это, воспитатель сможет лучше работать с ребенком, имеющим подобную совесть. К тому же воспитатель может оценить предложенные методы пребывания с детьми. Он может избегать в воспитании действий, способствующих разбалансированным и самоограничивающим формам совести. САМООГРАНИЧИВАЮЩАЯ И ДЕСТРУКТИВНАЯ СОВЕСТЬ. Наказывающая совесть — это попытка напуганного и подверженного опасностям Я справиться с враждебным и разрушительным миром. Такая совесть держится на страхе и озабочена прежде всего тем, как избежать наказания или! когда ее обидели, отомстить, обижая другого. Отбивающаяся, посылающая проклятия совесть кричит: «Не делай этого. Если сделаешь, то тебе попадет». Ложь, очернение других и самообман необходимы для избежания или уменьшения наказания и вины. Справедливость понимается как наказание или отмщение. Она лишена сострадания или примирения. В присутствии других, обладающих высшей властью, наблюдается пассивная конформность, а когда другие слабее — угнетение и эксплуатация. Параноидно-пессимистическая1 совесть больше заинтересована в поддержании параноидного взгляда на мир и в использовании идентификации с «невинной и беспомощной жертвой» для оправдания собственного поведения, чем в проявлении инициативы жить конструктивно вместе с другими или эффективно справляться с несправедливостью. Она строится на социально разрешенном самообмане. Личностная ответственность за происходящее отрицается, а невинность защищается: «Я ничего не делал; это их вина». Другие часто провоцируются. Когда они соответственно отвечают, то под-Термин «параноидное» (мышление, расстройство личности) в американской психиатрии согласно DSM-III-R описывает установку подозрительности и недоверия к другим, уверенность в преследовании или недоброжелательном отношении со стороны других, но без бреда и галлюцинаций; в русской психиатрии в таких случаях обычно используется термин «паранойяльное». В данном контексте кажется более удачным, следуя S/Rosenzweig, использовать выражение «экстрапунитивная совесть» как описание склонности возлагать вину и ответственность за происходящее на других (В. К.) вергаются несправедливым гонениям. Страх утраты самоуважения или того, что в ответ на фрустрацию ярость станет бесконтрольной, заставляет параноидно-пессимистическую совесть придти к заключению: «Лучше и не пытаться. Это не сработает». От конструктивных усилий она отказывается, а для выхода гнева по поводу собственного бессилия и для построения самоуважения ищет козла отпущения. Совесть, ориентированная на других, объединяет слабое, зависимое Я с миром, который видится, как способный обеспечить удовлетворяющее отношение. Основные направления этой совести: «Не делай ничего, что может других заставить отвергнуть тебя; постарайся наверняка доставить удовольствие тем, кто может дать тебе то, что ты хочешь». Похвала ищется, а неодобрение или отвержение вызывают страх и избегаются. Конформность — основной способ существования, но когда отношение под угрозой, то прорываются разрушительная зависть и соревновательность. Из-за того, что личности не хватает независимой целостности, созидательная энергия самоактуализации подавляется, и у нее нет силы противопоставить себя несправедливости в отношении себя или других. Эксплуататорски-оппортунистическая совесть использует мир в своих целях. Она спрашивает: «Что в этом есть для меня?», и следует основным директивам: «Я первый» и «Делай свои собственные дела». Необходимое берется, желательное безответственно используется. Права и возможности других игнорируются. Воровство, угрозы, надменность, отрицание законной власти, отказ от признания ответственности или заключения обязательств и самообманывающее чувство преследования — вот проявления такой совести. Разъединенная совесть стремится запрограммировать плохо объединенное и плохо понимающее себя Я с «мудростью», присущей другим людям. Она не в состоянии претворить в дело то, что сама говорит, т. к. ее убеждения и сила, которая управляет Я, разобщены. Такая совесть, в действительности — «притворная совесть», состоящая из непонятных слов, ложных суждений и нетворческой рутины, а не из полноты сердца, ума и силы. Она ригидно следует механически заученным или нетворчески воспринятым от окружающих этическим принципам. Они часто используются, чтобы спрятать скрытые мотивы или обмануть других. Творческая жизнь, отрицаемая для себя, отрицается и для других. Такая совесть говорит: «Совесть — это что-то, что мне может быть дано. Я не участвую в ее развитии, и от меня не ждут, что я буду жить так, как я говорю». КАК ВОЗНИКАЕТ САМООГРАНИЧИВАЮЩАЯ И РАЗРУШАЮЩАЯ СОВЕСТЬ Дети формируют совесть, которая может наилучшим образом справиться с окружающей их реальностью и интериоризировать поведение, моделируемое значимыми взрослыми. Они становятся учениками того опыта, который переживают. Стало быть, создаваемая взрослыми для детей реальность и методы, которыми взрослые пользуются для управления чувствами детей и разрешения межличностных проблем, являются наиважнейшими. Когда взрослые намеренно бьют ребенка, унижают его или угрожают ему, главной заботой детской совести становится избегание наказания. Они снабжают ребенка моделью того, как действует карательная совесть, которую ребенок скопирует и позднее интериоризует. Опыт ребенка в понимании справедливости ограничен наказанием и мщением. Ребенка подталкивают к развитию обуздывающей и осуждающей карательной совести и усвоению поведения, ведущего к поддержке этого. Параноидно-пессимистическая совесть — это ответ на бытие, постоянно нарушаемое другими и на подкрепление значимыми взрослыми того, что ребенок — «невинная и беспомощная жертва», заслуживающая жалости и особого обращения. Такие взрослые слепо принимают сторону ребенка в конфликте, игнорируя вклад ребенка в проблему и поддерживая параноидный взгляд на мир, не позволяющий ребенку конструктивно жить с другими. Поддержание ребенка в убеждении, что он является «жертвой», отличается от оказания ребенку необходимой поддержки и защиты, когда он переполнен чувствами или унижен. Когда взрослые полагаются на похвалу, они могут подтолкнуть ребенка к подавлению подлинного Я и побудить деструктивно приноравливаться к одобрению или соревноваться за него. Это поощряет развитие ориентированной на других совести — особенно, когда взрослые не одобряют независимых и инициативных действий. Признание и празднование ребенком собственных достижений существенно отличается от похвалы взрослого за то, что он «хороший» или действий под его команду. Взрослые, которые огорчаются, когда ребенок требует справедливости, или не поддерживают ребенка в отстаивании себя при несправедливом обращении и недовольстве других взрослых, тренируют ребенка в пассивности и ориентировке на других. Эксплуататорски-оппортунистическая совесть поддерживается взрослыми, которые верят, что ребенок должен обладать абсолютной свободой делать то, что он хочет, даже если это обижает других, разрушает Культуру Справедливости или означает нарушение обязательств или неисполнение обязанностей. Иногда это смешивается с тем, что взрослые отождествляют себя с якобы несправедливо обиженными детьми или чувствуют жалость к ним и прощают им невыполнение обязанностей. Подкуп может вносить свой вклад в отношения — когда нет награды, нет и сотрудничества (подкуп надо отличать от заслуженной награды или платы ребенку за законченную работу). Взрослые вносят склад в формирование такой эксплуататорски-оппортунистической совести и защищают детей от естественных последствий их поведения. Это учит ребенка, что он может быть безответственным, что ничего серьезного не произойдет, так как кто-нибудь всегда благосклонно вмешается, естественных неприятных последствий не произойдет, и у него всегда будет еще один шанс. Системы поведенческого тренинга, использующие внешне навязанные награды, рискуют поддерживать ориентированную на других или эксплуататорски-оппортунистическую совесть. Обучение «одобряемому» поведению — это совсем не то же самое, что создание возможностей для собственного любящего отношения ребенка: оно не поощряет формирование личного намерения жить тактично и конструктивно. Разъединенная совесть является результатом попыток прервать ее развитие. Понимание и инсайт, развитые у одних, не могут быть перенесены на других — не прошедших через процесс развития совести. Работа над проблемой — это опыт, отличающийся от получения готового решения. Если нет глубокой любви, понимания других и развития способности быть с людьми, словам и предложениям или морали недостает личностного значения и мотивационной силы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|