Помощь в становлении культуры справедливости
Культура Справедливости существует, когда один жизненный мир находится в здоровом соотношении с другими жизненными мирами и когда для каждого создается возможность лучше функционировать как личности. Устанавливаются определенные способы справедливости, и каждый ребенок может обратиться к ним, если чувствует, что к нему применено насилие. РЕБЕНОК И УЧИТЕЛЬ ФОРМИРУЮТ МИР Культура справедливости начинается там, где воспитатель и ребенок устанавливают общий для них мир. Прежде, чем дети придут в детский сад, я посещаю каждого ребенка в его доме. Это важно, потому что я вторгаюсь в мир ребенка первый раз, и я хочу, чтобы наша встреча состоялась там, где он чувствует себя наиболее безопасно. Я часто буду вторгаться в мир ребенка в детском саду, в момент его счастливых переживаний или конфликтов или страхов по мере того, как он научается играть и получать удовольствие с другими людьми. Я хочу дать ему почувствовать, что я действительно забочусь о нем, что он может доверять мне и что я — интересный человек. Я хочу, чтобы каждый ребенок чувствовал, что приход в детский сад открывает новые возможности. Поэтому я объясняю, на что наш детский сад похож, и говорю, что мама приведет его в детский сад. «У нас много игрушек: кубики для строительства, легковые и грузовые автомобильчики, мольберт и краски, ванна и вода для игры, уголок с куклами, посудой, кастрюльками, у нас есть густая масса для лепки. Много игрушек. Ты можешь играть, с чем захочешь. Если игрушка занята, то тебе придется немного подождать, пока она освободится. Если тебе приходится ждать слишком долго, ты можешь сказать мне, и я помогу тебе получить право на очередь. Там будут мальчики и девочки, с которыми можно играть. В середине утреннего времени все дети идут в туалет. Затем мы пьем сок и едим печенье. Потом отдыхаем. Ты можешь положить свой матрац в любом месте на полу. Тебе не обязательно закрывать глаза, просто немного отдохни и успокойся. Потом мы идем во двор и играем там. У нас есть трехколесные велосипеды, вагончики, ящик с песком и большой трейлер, в котором можно играть. В 11.30 твоя мама придет за тобой, ты пойдешь домой, пообедаешь Дома, ночью будешь спать в своей кровати, а на следующее утро придешь опять к нам».
Когда дети приходят первый раз, мы всегда стараемся создать ребенку условия для свободного поведения, объясняя все, что мы делаем, и стараясь понять его чувства, когда это необходимо. ЛЮБОВЬ, ОХВА ТЫВАЮЩАЯ ВСЕХ. Некоторые дети приходят из семей, в которых они могут владеть вниманием (взрослых), не деля его с другими детьми. Они окружены любовью, они — единственный ее центр. Для такого ребёнка пребывание там, где другие включены в охватывающую всех любовь, является новым опытом. Айлин — красивая девочка. Очень быстро она начинает выделяться частым плачем, к которому прибегает при общении во многих ситуациях. Вместо того, чтобы сказать, чего она хочет, она плачет-плачет, когда хочет возразить, когда оказывается вне игры, когда чувствует, что не контролирует развивающуюся ситуацию, когда хочет показать другим, что она в гневе, когда чувствует, что ей необходима помощь; она плачет, чтобы не остаться слабой. В других случаях ей вполне хватает слов. Айлин с исключительной теплотой воспитывается двумя родителями. Они всегда шли навстречу ее нуждам и относились к ней очень тепло. Она была еще очень незрелой в своей способности любить других. В любой ситуации она хотела овладевать миром, и плач был привычным способом добиваться этого. Это было, как если бы она узнала, что когда она заявит всем своим существом, что она — жертва, мир тут же придет ей на помощь и будет обращаться с ней, как с принцессой.
Мы не научаемся любви, если нас просто обслуживают или исключительно любят. Как это ни необходимо, этого мало. Должна быть система, внутри которой мы любим друг друга и разделяем любовь. Такая охватывающая всех атмосфера любви — одно из первоначальных условий, которое необходимо детскому саду. КУЛЬТУРА СПРАВЕДЛИВОСТИ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ. Нахождение в уже установившейся Культуре Справедливости важно для роста совести, но пребывание в Культуре Справедливости в процессе ее становления даже более ценно. Когда ребенок попадает в группу с уже установившимися способами взаимоотношений и действий, он может научиться следовать им, потому что предполагается, что он так и должен делать. Но поведение ребенка может не поддерживаться его чувствами. Действия будут более осмысленными, когда ребенок будет частью протекающей ситуации, в которой чувства всех выражены словами. Когда Культура Справедливости рождается в группе активных жизненных миров, она могущественна. Каждый помогал ее установлению и верит в нее. Это уникальная возможность детского сада. Построение Культуры Справедливости — это процесс проживания опыта, в котором все виды поведения опробуются и прорабатываются. На второй неделе пребывания в детском саду Бэрри приносит в детский сад игрушку. Это музыкальная шкатулка, которая играет, когда поворачиваешь ручку. Всем детям хочется играть с ней, но Бэрри не хочет этого. Байрон: «Я не сломаю ее». Поэтому я спросила у Бэрри, могу ли я посмотреть шкатулку, и он дает ее мне. Мис-с С: «У тебя прекрасная шкатулка, Бэрри. У нее такой красивый звук. Ты боишься, что кто-то сломает твою игрушку?» Бэрри: «Да.» Мис-с С.: «Я думаю, что Байрон будет очень осторожен с ней, если ты разрешишь ему». Бэрри: «Ну, хорошо!» Большинство детей играет со шкатулкой, и каждому я объясняю насколько Бэрри дорожит ею. После того, как все дети по очереди поиграли, я вернула ее Бэрри. Мис-с С.: «Бэрри, всем очень понравилось по очереди играть с твоей прекрасной шкатулкой. Положим теперь ее в шкаф?» Бэрри: «Да.» Мое уважение и уважение других к собственности Бэрри дало ему почувствовать, что мы уважаем его. Это создало условия для того, чтобы он почувствовал себя хорошо. Его Я выросло после этого, и он очень хорошо играл с другими детьми. Пережитый опыт дал Бэрри почувствовать, что представляют из себя другие. А другие дети узнали, что представлял собой Бэрри. Теперь они могли доверять друг другу.
В то же время я помогла Бэрри и всем детям понять, как можно пользоваться музыкальной шкатулкой и что надо уважать чужую собственность. Беседуя о том, как они ценят свою игрушку и как быть с тем, что другие очень ценят, дети начинают чувствовать себя частью процесса построения Культуры Справедливости. Воспитатель не сумеет завоевать доверие ребенка до тех пор, пока ребенок не воспримет его как человека, который за него и знает, как помочь ему делать то, что он хочет делать. Дети не будут слушать до тех пор, пока этого не случится. Некоторые научаются игнорировать взрослых. Джо играет у маленького стола с детской посудой. Он наливает воду из большой бутылки в маленькие чашки и другую посуду и проливает ее на стол и пол. Он очень занят и получает большое удовольствие. Идя к нему, я прихватываю две губки. Мис-с С: «Джо, воду лить весело. Постарайся делать так, чтобы не проливать на пол. Когда кафель намокает, то он выскакивает. Вот губка. Я помогу тебе убрать». (Мы убираем, и я ухожу). Через некоторое время Джо снова переливает воду через край. Мис-с С.: «Если тебе нравится переливать воду, давай отнесем это в ванну, и ты сможешь переливать ее, сколько тебе хочется». (Я помогаю ему отнести посуду в ванну и начать играть снова). Я создавала для Джо возможность действовать. Он делал то, что хотел, но так, как это возможно в детском саду. Он чувствовал меня как человека, который помогал ему. Слыша меня, он мог верить мне. Некоторые дети испытывают гнев и стремятся ударить других. Эти чувства должны быть проработаны через опыт. Если ребенок начинает бросать песок в песочнице, то я говорю: «Весело бросать песок, Боб, но песок может попасть кому-нибудь в глаза. Это очень больно, когда он попадает в глаза». Большинству детей такого ответа обычно достаточно. Тем не менее, враждебно ведущим себя детям может потребоваться больше помощи, поэтому я стараюсь как можно больше помочь им понять: «Это удовольствие бросать песок, Боб. Я хочу, чтобы мы могли бросать песок. Но он может попасть в глаза другим людям, а это больно». Если ребенок продолжает, я действую, останавливая его разрушительную игру и защищая других детей.
Мис-с С: «Боб, ты хочешь играть в песке?» Боб: «Да». Мис-с С: «Если ты хочешь играть в песке, ты не должен бросать песок. Ты можешь сделать кому-нибудь больно». Это сохраняет решение за ребенком. Вы надеетесь, что этого будет достаточно, т. к. вы не хотите применять силу. Но если он продолжает бросать песок, я скажу: «Боб, тебе придется уйти из песочницы до тех пор, пока я не буду уверена, что ты не станешь бросать песок». Если он не уходит сам, то я вынимаю его. Если он действительно теряет всякий контроль, то может появиться необходимость посидеть около него, пока его гнев не стихнет и он не успокоится. Что я стараюсь сделать, так это помочь ему учитывать моральное правило, которое не разрешает применять силу к другим или контролировать целый мир. Один из путей, которым у ребенка развивается совесть — это встреча с приятной ребенку и представляющей положительные ценности общества целостностью. В случае с Бобом я играла роль интернализованной совести. В то же время я время от времени давала ему возможность принять ответственность за его собственное поведение. Я не наказывала его, так как это, вероятнее всего, вызвало бы злость на меня и отвлекло от реальной темы безопасной игры с песком. Когда ребенок хочет обидеть других — это знак, что он не чувствует себя хорошо и нуждается в помощи для восстановления уважения к себе. В самых крайних случаях, когда ребенок теряет контроль, может появиться необходимость удержать его. Я сажусь и держу его так, чтобы он не мог ударить других, но не наказываю. Если ребенка держать без намерения наказать и дать время пережить гнев, не ругая его и не провоцируя, происходит самоизлечение, и ребенок возвращается к счастливой жизни. Когда гнев разрядится и он может вернуться к нормальной деятельности или захочет получить удовольствие от теплого объятия, я отпускаю его. Дни идут, и формируются чувства того, что такое правильно. Способы действования обретают смысл и принимаются как правильные. СВОБОДА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В Культуре Справедливости дети получают опыт свободы принимать" решения, защищать свою целост-ность и встречать целостность других, отстаивать справедливость ради другого и переживать скою власть.
Свободный выбор — важен, если ребенку необходимо помочь в установлении Культуры Справедливости. Когда дети приносят игрушки из дома, я всегда наслаждаюсь игрушками вместе с ними. Затем я спрашиваю, принес ребенок игрушку для того, чтобы играть с другими детьми или чтобы они только увидели ее. Если она принесена только для того, чтобы они ее увидели, после того, как мы посмотрели на нее, я говорю: «Давай-ка положим ее в твой шкаф для одежды, там она будет в безопасности». Это — честное решение, которое я позволяю детям принять. Я никогда не заставляю детей против их воли делиться вещами, которые они приносят из дома. Ребенок свободен в том, чтобы поделиться своими личными сокровищами, и это становится для детей правильным и частью Культуры Справедливости. Они получают удовольствие, показывая, как работают их игрушки. Однажды утром Аделина приходит с новым трехколесным велосипедом со звонком и рожком. Затем она выводит его во двор. Дик спрашивает, может ли он покататься. Аделина: «Мой папа говорит, что мальчикам не нужно давать кататься.». Мис-с С: «Ты не хочешь, чтобы мальчики катались на твоем велосипеде. Ты боишься, что они сломают его?» Аделина: «Да.» Мис-с С: «Дику очень понравился твой велосипед. (Я даю ей время подумать). Ты помнишь, как счастлива ты была, когда он разрешил тебе покататься на его двухколесном велосипеде?» Она улыбается, но не может слезть со своего нового велосипеда. Мис-с С: «Если ты считаешь, что другим не стоит кататься на твоем велосипеде, давай поставим его около твоего шкафа». Она соглашается, и мы отводим его. После отдыха она подходит ко мне. Аделина: «Я хочу, чтобы Дик покатался на моем велосипеде». Мис-с С.: «Я думаю, что Дику понравится кататься на твоем новом велосипеде». Аделина: «Вот, Дик, катайся». Аделине было позволено осуществлять внутреннюю борьбу до тех пор, пока она сама не приняла решение. Я старалась, чтобы у нее не возникло чувство вины, если она не поделится своим велосипедом. Я хотела, чтобы ее решение исходило из ее собственных чувств. Правда, она оказалась под некоторым давлением необходимости поделиться, если вообще хотела пользоваться своим велосипедом. Было бы серьезной ошибкой согласиться, что только ее друзья и только девочки могут пользоваться велосипедом. Это разрушило бы Культуру Справедливости. Создалась бы искусственная привилегированная группа людей, которые могут получить удовольствие от недоступных другим вещей. Они получили бы власть обижать других и насаждать разрушительное соперничество. Но даже несмотря на то, что я ценю возможность разделить что-либо, и дети начинают узнавать об этом, важно, чтобы желание делиться шло от богатства их собственных чувств. Если воспитатель при обучении делиться с кем-либо полагается на похвалу, он лишь поощряет ребенка искать одобрения у взрослых. Это не помогает формированию совести, т. к. восприятие чувств другого абстрактно, а переживание заботы не было развито. В дальнейшем вероятность стремления поделиться будет меньше — особенно в отсутствие взрослых. Помощь ребенку в принятии решения является частью построения активной совести. Решения должны соответствовать возрасту ребенка. Последствия должны соответствовать ощущению ребенком чувства удовлетворения. В конце концов ребенок делится с другими потому, что он любит других и привлечен возможностью игры, а не потому, что воспитатель силой навязывает ему принцип обязательности делиться с другими. ЗАЩИЩАЯ СВОЮ ЦЕЛОСТНОСТЬ. Помогая ребенку защитить его целостность и пройти через это таким образом, чтобы он хорошо себя чувствовал, воспитатель помогает росту совести. Однажды утром дети собирают одуванчики и ставят в бумажные стаканчики, на которых написаны их имена. Кларк вступает в драку с Уиллисом из-за стаканчика для одуванчиков. Они сражаются за свои права всерьез. Мис-с С: «Подождите». Кларк: «Они мои». Уиллис: «Нет. Они мои». Мис-с С: «Подождите, давайте посмотрим, чье имя на этом стаканчике. Кларк, здесь сказано, что они принадлежат Уиллису. Смотри: «У-И-Л-Л-И-С». Кларк: «Нет, там написано «Кларк». Мис-с С: «Кларк, тебе кажется, что этот стаканчик выглядит как твой?» Кларк: «Да». Мис-с С: «Давай найдем тот, на котором есть твое имя, Кларк». (Мы делаем это). Кларк: «Это немой». Мис-с С: «Вот другой. Он больше похож на стаканчик, который ты помнишь как свой?» Кларк: «Да». И ситуация завершена. Оба мальчика чувствуют себя хорошо и сами по себе и вместе. В Культуре Справедливости считается правильным защищать себя. Ребенку необходимо чувствовать, что он может сохранить свою целостность. Культура Справедливости требует справедливости, но не принуждает маленького обидчика допускать, что он неправ или обманывает. Тот факт, что «У-И-Л-Л-И-С» — не «Кларк», было менее важно в понимании ситуации, чем признание сильного желания Кларка иметь такой стаканчик, который выглядел, как его. ОТСТАИВАНИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ В ОТНОШЕНИИ ДРУГИХ. Возможность защиты собственной индивидуальности — важный шаг в направлении развития совести. Но совесть включает также отстаивание прав другого. В Культуре Справедливости кто-то следит, чтобы с другим не обращались плохо. Боб находится в затруднительном положении, проявляя большую враждебность. Он долго работал над постройкой сложного здания из кубиков, поэтому, когда наступило время уборки, я предупредила Боба, что мы не будем убирать его постройку до самого последнего момента. Кларк, Клифф, Мария и Кларис помогают убирать кубики. Кларис по ошибке берет несколько кубиков Боба. Боб вскакивает и толкает Кларис так сильно, что она падает на подоконник. Затем он подходит к Марии и сбивает ее с ног. Клифф, Кларис и один из других детей бросаются за Бобом. Мария догоняет его и хватает. Боб начинает плакать. Он выглядит испуганным. Мис-с С: «Подождите минутку, Клифф и Кларис. (Я заслоняю Боба). Вы видели, что Боб стукнул Кларис о подоконник и толкнул Марию. Вы не хотели бы, чтобы он их обижал. Боб, ты не хотел, чтобы они разбирали твою постройку. Я сказала тебе, что мы оставим ее до последнего момента. Когда все набросились на тебя, ты не понял, что произошло». Боб: «Да». Ситуация завершена. Дети стоят, глядя друг на друга. Это был хороший целительный опыт для Боба. Дети, которые защищали справедливость, все поняли. В результате в группе возникло хорошее чувство. Когда дети уважают и отстаивают права других, они часто чувствуют то же в отношении других форм жизни. Вэном руководило такое же чувство, когда он сказал соседскому мальчику, который хотел нарвать листьев с дерева, чтобы положить их в вагон: «Листья — это легкие дерева» и предложил наполнить вагон камнями. ВЛАСТЬ-ВМЕСТЕ «Власть-вместе-с» другими — в противоположность «власти-над» другими или через подавление других — важный компонент активной, сильной, желательной совести. И она — основа культуры справедливости. Четырехлетняя девочка, которая подходит к другому ребенку с возгласом (обращенным к себе или к другому ребенку): «Я могу делать это лучше, чем ты»,— в этот момент лишена совести. Она старается установить «власть-над», предстать королевой замка, а не пережить «власть-вместе» с другой девочкой. У нее есть внутренние напряжения и потребности, которые мешают ей прямо взаимодействовать с другим ребенком. Ей необходимо пережить много успешных действий вместе с другими, которые помогли бы ей честно оценивать себя и позволили оценить достижения других. Майра наблюдает за трехлетним Джеймсом, который карабкается высоко на дерево во дворе детского сада. Она наблюдает с земли. Майра: «Я могу забраться выше». Студент: «Ты тоже хочешь забраться, Майра? Начни с лестницы». (Майра забирается немного, но не так высоко как Джеймс). Майра: «Я могу забраться только сюда». Студент: «Ты поднялась так высоко, как ты можешь, а Джеймс поднялся так высоко, как он может». (Они оба остаются на своих местах и получают удовольствие от разговора в листве дерева). Сейчас Майра может получить удовольствие от пребывания на дереве вместе с Джеймсом. Ей не нужно беспокоиться о том, кто лучше. Совесть, разделяющую власть с другими, необходимо поддерживать добрыми чувствами, которые заработаны во взаимных отношениях, Она позволяет сказать: «Это было здорово» после пребывания с друзьями. Здоровая, сильная совесть возникает из опыта возникновения ваших идей, принятых и развитых другими, из восторга участия в приключениях, придуманных другими, из совместных с другими криков, протестов, борьбы, споров, очередности, пребывания глупыми, совместной защиты и покровительства. Такой опыт — основа совести, разделяющей власть с другими. Культура Справедливости исходит из того, что каждая индивидуальность обладает властью. Совесть будет ничтожно слабой, если ее компонент «власти-вместе» не будет жив. Слабая совесть — это постоянное приглашение к несчастью. Чтобы противостоять глупости и деструктивности, стремящимся победить почти в каждой сфере общественной жизни, необходима сильная совесть. Само по себе чувство правоты или неправоты не создает адекватной совести. Без решающего опыта совместной со значимыми людьми власти мы будем боязливы. Мы будем подвергаться атакам жалящей совести, которая старается обессилить нас, свести к нулю и таким образом мешает здоровой совести действовать эффективно и плодотворно. 5. РАЗВИВАЯ ЧЕСТНУЮ ВНУТРЕННЮЮ РЕЧЬ. Внутренняя речь — это процесс оснащения совести. Человек использует внутреннюю речь для разговора с собой и для управления своим поведением, Основная ее функция — оказание влияния скорее на своё Я, чем других людей. Без внутренней речи нет личностного присвоения знаний. Она является одной из задач развития человеческого существа. Истоки внутренней речи лежат в раннем детстве. Ребенок начинает говорить, используя основные слова окружающих его людей. Он говорит, чтобы получить желаемое. Он говорит, чтобы передать свои чувства другим людям. И каждый раз, когда он говорит, он слушает себя. Когда ребенок начинает больше осознавать себя как личность, он обращается прямо к себе, не пытаясь вступить в общение с кем-нибудь еще. Он пользуется речью для представления самому себе своих чувств по поводу происходящего и своих намерений. Эта внутренняя речь входит в число основ его личности и определяет способ взаимоотношений с другими людьми. На первых стадиях внутренней речи ребенок говорит самому себе громко, но позднее — про себя. Прежде думали, что ранняя внутренняя речь ребенка, которую называли эгоцентрической, исчезает в возрасте четырех или пяти лет. Но затем Выготский обнаружил, что ранняя внутренняя речь не исчезает, но уходит внутрь, чтобы стать способом общения человека с самим собой. Начиная осваивать внутреннюю речь, ребенок не только вокализирует слова, но и нуждается в том, чтобы его кто-то слушал. Вместе с тем, он не ожидает, чтобы его прервали или ответили ему. Он обращается к своему «санкционирующему центру» и созидает этот центр, который дает разрешение на то, что он делает и думает. Этот санкционирующий центр может быстро стать слишком ограниченным только его собственными намерениями. Чтобы быть здоровым, он должен всегда включать в себя чувство, что ребенок обращается не только к себе, но и к Культуре Справедливости. Детский сад имеет дело с ребенком в то благоприятное время, когда внутренняя речь появляется и обретает форму и содержание. Ребенок еще не отличает свою внутреннюю речь от слов, которые он говорит вслух другим. Он все еще проговаривает свои чувства и восприятия. И мы слышим его в процессе этого проговаривания. Иногда внутренняя речь личностно разрушительна. Вместо того, чтобы объединять ребенка с другими людьми, она становится разъединяющей. Восприятия искажаются нереализованными потребностями, поэтому мышление ребенка и его язык нарушаются. Желания ребенка управляют им и ищут непосредственного удовлетворения. Взрослый может помочь ребенку обнаружить, что в действительности означает его внутренняя речь и как она мешает и препятствует тому, в чем он более всего нуждается: быть во взаимоотношении и действовать от всего сердца. В начале года общение некоторых детей с другими и с собой приобретает следующие формы: Слова ребенка Скрытые санкции «Но я хочу это.» Забрать это у кого-либо любыми способами — правильно. «Я не люблю Тома». Том делает то, что хочу делать я. Я имею право остановить его. «Это мое». Я не хочу позволять другим пользоваться этим. «Я больше, чем Джим». Правильно принижать других, потому что я превосхожу их. Если такого рода замечания продолжаются, они включаются в формирование личности ребенка. Он слышит сам себя, произнося их громко и себе. Они становятся частью его образа Я — кто он есть и, следовательно, должен быть. Его идентичность становится застывшей, затрудняя для него изменения или вступление в отношения заботы. От того, как человек определяет свои нужды и жизненные ситуации, в которых оказывается, зависит то, как он будет разрешать их и относиться к другим. Сравните, например, ребенка, который говорит себе: «Как я могу контролировать этого человека?» или «Как я докажу, что я лучше, чем другие?» с ребенком, который говорит себе: «Как я могу отнестись к этому человеку так, чтобы мы оба получили удовольствие?». Внутренняя речь всегда формулирует вопросы, на которые необходимо ответить. В период пребывания в детском саду в ходе формирования внутренней речи дети вырабатывают стратегии для взаимоотношений с другими и со своим желаемым Я. Вначале это часто стратегии сохранения себя такими, какие они есть. Внутренняя речь одной маленькой девочки настойчиво говорила ей: «Во всех ситуациях я должна быть сообразительной. Тогда взрослые заметят и наградят меня». Другая стратегия состоит в том, что «Если что-то будет не по-моему, я буду кричать и плакать. Тогда им придется дать мне то, что я хочу». Внутренняя речь одного из мальчиков была такой: «Если я с «хорошими ребятами», то совершенно правильно побить «плохих». Внутренняя речь не обязательно состоит из предложений. Часто она является не столько непрерывным рядом слов, сколько отдельными разрозненными значениями; вулканом чувств, которые охотятся за словами для своего выражения. Часто наиболее важное значение символизировано в частично скрытых и сложных формах. А иногда оно проявляется непосредственно. Когда Клайд подходит к маленькой девочке и говорит: «Я сейчас ударю тебя и собью с ног», он реализует свою потребность власти. Если он преуспеет в этом, то скажет себе: «Неплохо быть сильным. Сейчас я супермен». Когда он приходит к месту, где играет Вэн и занимает домик, он без слов говорит себе: «Я тот человек, который может контролировать других людей». Но когда Клайд в конце концов спрашивает себя: «Как я могу играть с Вэном?», его внутренняя речь и его идентичность меняются. Игра с Вэном эмоционально удовлетворяет больше, чем пребывание в роли одинокого супермена. Внутренняя речь является средством установления и поддержания идентичности. Это больше, чем абстрактное мышление. Внутренняя речь постоянно борется с решениями и действиями личности. Она поддер-живает работу Я над основными жизненными вопросами: Как я вижу происходящее? Чего я действительно хочу? В ситуации с Джо и Джилл (стр. 49) Джо отдал Джилл кукольную тележку, которая так много значила для него, потому что его внутренняя речь обозначила чувства Джилл при взаимодействии с ним. Стал возможен новый уровень взаимоотношений и возникла новая частица внутренней речи. Как же, стало быть, важно становится помочь маленькому ребенку глубоко заботиться о другом Я, потому что это Я имеет такие же чувства! Это понимание питает внутреннюю речь и систему значений ребенка. Там, где есть забота о чувствах, совесть будет человечной. Внутренняя речь — это процесс оснащения совести. Качество и направление ранней внутренней речи имеют решающее значение. 6. РЕГУЛИРОВАНИЕ Я Мы представили совесть как заботливое отношение к людям, проявление чувств и управление ими, становление личностного центра и реализацию компетентности, участие в построении Культуры Справедливости и развитие честной внутренней речи. Сейчас мы обратимся к шестому компоненту совести. Когда бытие в качестве части Культуры Справедливости обретает смысл, дети формируют и изменяют себя, они начинают «регулировать» Я, корректировать сами себя. В основном все дети хотят жить во взаимоотношении. Они хотят полноценно функционировать. Они не получают удовольствия от того, что испуганы, робки и враждебны. Часто их импульсивное поведение и гнев мешают им и требуют проработки. Однажды утром мама Джейн говорит ей «до свидания» три раза. Джейн не отвечает. Тогда ее мама уходит. Мис-с С: «Джейн, ты не сказала «до свидания» маме этим утром». (Приглашая ее взглянуть на свое поведение, а не обвиняя ее). ром?» Джейн: «Да! Она накричала на меня, и я не скажу «до свидания». Мис-с С: «Тебе не нравится, когда на тебя кричат?» Джейн: «Да». Мис-с С: «Джейн, ты знаешь, когда мамы имеют детей и к тому же работают, то у них очень много дел». Джейн: «Я знаю. Я не хотела одеваться и завтракать». Мис-с С: «Когда у мам много дел, они иногда сердятся». Джейн: «Я знаю». Это помогает маленькой девочке проработать ее чувства, чтобы она могла регулировать себя сама. Теперь она управляла своими чувствами вместо того, чтобы они управляли ею. Если бы я начала морализировать, это могло бы сделать ее чувства более напряженными. Тогда она, возможно, погрузилась бы в основанную на ложных предпосылках жалость к себе. Внутри Джейн происходил конфликт. Реально она не хотела ссориться с мамой. Она сердилась совершенно справедливо, когда ее притесняли. Она нуждалась в помощи для работы с этим конфликтом. Джейн достигла момента, когда она могла сказать себе: «Это я была виновата в неприятностях этого утра, а не мама. Я не хотела вставать и завтракать». Она была в процессе развития честной внутренней речи. Повторно проживая утренние события в разговоре со мной, она могла вернуться к себе самой и снова стать той девочкой, которой она сама себе нравилась. Она сама создавала свое изменение. Совесть — это постоянная борьба по объединению действий и чувств с лучшей частью Я. Совесть — это сила искать и находить подлинное Я. 7. СЛУШАЯ ЗОВ ВОЗМОЖНОСТИ Совесть любящего человека не живет только правилами, предписаниями или привычкой; она способна отзываться на человеческие ситуации. Тогда человек, который реагирует так, может воспринимать происходящее с непосредственной свежестью. В последний день обучения во время занятий пением дети поют их любимые песни. В середине занятия Тилли говорит: «Не споете ли вы «С днем рождения» для меня?» Луиза: «У тебя день рождения?» (с надеждой). Дик: «Она просто хочет, чтобы мы спели это для нее». (И мы поем «С днем рождения» для Тилли). Анализ: Хотя у Тилли не было дня рождения, Дик ощутил ее чувства и то, как это значимо для нее. Все почувствовали, что это хорошо — спеть для нее, поэтому мы спели «Счастливого дня рождения всем». Это так понравилось, что все захотели спеть еще раз, и мы спели еще раз. 8. ПРЕДПОЧТЕНИЕ САМОГО ВЫСОКОГО И ЛУЧШЕГО. РАБОТА С ПРАВДОЙ. Совесть — это верность самому высокому и лучшему, что мы знаем. В Культуре Справедливости, когда дети начинают глубоко любить, они быстро выбирают лучшее, а не разрушительное. Наутро после смерти Мартина Лютера Кинга, Кларк, едва придя в детский сад, идет прямо ко мне. Кларк: (с огорчением) «Миссис Снайдер, вы знаете, что они убили доктора Мартина Лютера Кинга прошлой ночью!» Мис-с С: «Да. Подлые люди стреляли в него и убили». Бэрри: «Они убили его, и он, правда, мертвый, да?» Мис-с С: «Да, он, правда, мертв». Чарльз: «Но почему?» Мис-с С: «Доктор Мартин Лютер Кинг пытался помочь черным людям. Он пытался помочь всем людям». Чарльз: «Так почему они убили его?» Мис-с С: «Некоторым людям не нравилось, что он говорил и что он хотел делать. Поэтому они убили его, чтобы остановить». Бэн: «Но они не должны были убивать его». Несмотря на сцены насилия, которые дети видят на экране телевизора, они уверены, что это не было правильным. Они были огорчены, что хорошего человека убили за то, что он был хорошим. Они обнаружили что-то настоящее, что выходило за пределы нашей группы. Они были настоящими в отношении борющихся людей всего мира. Они начали видеть, что в мире; есть что-то лучшее и худшее, что есть разные ценности, что одно действие может быть хуже другого. Совесть дает личности возможность различать и выбирать взаимоотношения с высшим и лучшим. «Работа с правдой» — это усилие жить во взаимоотношении с высшим и лучшим. Она имеет два измерения. Это может быть открытый и конструктивный путь движения к другим с тем, чтобы реализовалось потенциальное. Но это может быть и внутренним процессом осмысления происходящего в свете убеждений и намерений с тем, чтобы реализовать собственную личную правду. Неотъемлемым в концепции работы с правдой является признание того, что в жизни есть определенная моральная структура для индивидуальной и социальной актуализации. Это контрастирует с некоторыми мыслями теории самоактуализации, которая не принимает никаких ограничений личностной свободы и, находя все ценности относительными, побуждает нас принять все выборы как одинаково правильные. Детский сад, будучи Культурой Справедливости ради здорового роста, не может принимать все ценности и действия. Угрозы, воровство, разрушение построенного другими, поиски «козла отпущения» никогда не могут быть приняты как правильные способы обращения с людьми. Ясно, что подобное поведение разрушает Культуру Справедливости, обижает людей и ломает творческий процесс. Свобода — это не разрешение «делать все, что хочется». Только в пределах нашего понимания высшего и лучшего самоактуализация обретает направление и значимость. Зная, что есть высшее и лучшее, человек начинает осознавать существование положительного потенциала во всех взаимоотношениях. Поскольку мы не знаем наверняка какую форму он примет, мы должны быть открыты движению всех детей к правде и творчеству. Вместе мы можем обнаружить, что является наилучшим, и работать над тем, чтобы спасти это. Поэтому работа с правдой — совместное дело, которое возможно благодаря открытому и конструктивному подходу к другим, что подразумевает значимые и творческие достижения. Работа с правдой — это и внутренний процесс конструктивного рассуждения, которое отличает человеческое существо от раба или робота. Когда Тоби (стр. 56) говорит, что он плачет, если ударит другого, он работает с правдой. Он размышляет о том, что происходит с ним, когда он бьет другого, и о том, что для него наиболее ценно поддержание дружбы с другими. Его правда состоит в том, что он хочет быть творческим в дружбе, но драка разрушает эту правду. Он размышляет о себе самом и пытается найти способ управлять своим гневом и напряжением, чтобы они не разрушали хороших взаимоотношений с другими. Вовлечение детей в процесс обдумывания и со-творества в свете знания наивысшего и наилучшего является фундаментальным методом для детского сада. 9. интериоризация значимых взрослых Часть содержания совести приходит из интериори-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|