Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2.2. Использование материалов инвентаризации в оперативно-следственной практике




 

Семинарское занятие – 2 часа.

Практическое занятие – 4 часа.

Самостоятельная работа – 4 часа.

 

Методические рекомендации по изучению темы:

При рассмотрении вопросов данной темы необходимо обратить внимание на следующие основные положения:

В первую очередь, нужно определить соотношение понятий инвентаризация, документальная ревизия. Покажите варианты и причины несовпадения книжных и документарных остатков.

Чем регламентируется порядок инвентаризации? Понятие и виды инвентаризации. Условия и подготовка к проведению инвентаризации. Основные этапы проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей и денежных средств. Сущность подготовительных мероприятий. Порядок выявления фактического наличия материальных ценностей. Задачи, попутно решаемые в ходе инвентаризации. Оформление и выявление результатов инвентаризации. Причины образования недостач и излишков и способы их сокрытия. Рассмотрите типичные ошибки при проведении инвентаризации, приводящие к оспоримости ее результатов.

Правила заполнения инвентаризационных описей. Установление результата инвентаризации при количественно-суммовом учете. Сличительная ведомость, порядок ее составления. Особенность оформления результатов инвентаризации при суммовом учете.

Типичные нарушения правил проведения инвентаризации и недостатки в их проведении, могущие способствовать совершению и сокрытию преступлений.

Пересортица товарно-материальных ценностей. Общие правила взаимного зачета излишков и недостач. Пересортица, создаваемая в корыстных целях, ее виды. Порядок списания недостач в пределах норм естественной убыли и возможные при этом злоупотребления.

Инвентаризационные описи и сличительные ведомости как источник доказательств по уголовным делам.

Типичные подлоги в материалах инвентаризации, способы их распознавания и предупреждения.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Укажите функции инвентаризации.

2. Когда проводится внеочередная инвентаризация?

3. Что такое безнадежная задолженность?

4. Условия без акцептного списания денежных средств налогоплательщика?

5. Куда относятся недостачи и излишки?

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Инвентаризация и ее сущность.

2. Основания проведения инвентаризации.

3. Порядок подготовки и правила проведения инвентаризации.

4. Оформление результатов инвентаризации.

Примерная тематика докладов:

1. Особенности инвентаризации финансовых обязательств.

2. Способы создания пересортицы и излишков.

3. Естественная убыль.

Практическое занятие № 2.2

 

Общая задача – закрепление теоретических и привитие практических навыков проведения инвентаризации в правохранительной деятельности.

Форма проведения: деловая игра. Игровые формы не только способствуют более успешному восприятию и запоминанию материала, позволяют активизировать умственную деятельность, но и задействуют эмоциональную сферу, повышая интерес обучающихся к предмету. Более того, изучаемый материал уже сам по себе выступает будущей моделью профессионального поведения.

Само проведение деловой игры состоит из ряда стадий:

1) На лекционном занятии дается задание на подробное изучение и конспектирование в рамках самоподготовки приказа Минфина РФ от 13 июня 1995 г. №49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

2) После проведения вводной части занятия рекомендуется провести контроль подготовки обучающихся путем письменного и устного опроса по ключевым моментам темы: понятие бухгалтерских документов, их классификация; правила документирования и документооборота; признаки неполноценных документов, криминалистические и бухгалтерские методы выявления их подделки; инвентаризация и ее функции; условия обязательной проведения инвентаризации; этапы инвентаризации; способы оформления инвентаризации. По итогам опроса выставляются индивидуальные оценки.

3) Обучающиеся делятся на 2-3 команды, в которых происходит разделение ролей: а) руководитель предприятия; б) материально ответственное лицо; в) сотрудник правоохранительных органов, инициировавший инвентаризацию; г) члены инвентаризационной комиссии – все остальные (не менее 3).

4) Преподаватель раздает примеры бухгалтерских документов и предлагает выделить наличие в них обязательных и дополнительных реквизитов. Дается задание на выявление признаков подделки при их наличии (некоторые из раздаточных материалом содержат материальный или интеллектуальный подлог). Обучающимся предлагается предположить, какие возможные способы проверки фиктивности тех или иных документов следует применить.

5) «Руководитель предприятия» в каждой команде на основе выданных преподавателем бланков (Приложение № 1 к методическим указаниям по проведению инвентаризации) заполняет приказ о назначении инвентаризационной комиссии и проведении инвентаризации.

6) Каждая команда на основе розданных бланков инвентаризационных описей товарно-материальных ценностей (Приложение № 8 к методическим указаниям по проведению инвентаризации) осуществляет проверку фактического наличия товарно-материальных ценностей в учебном классе. При этом за книжные остатки принимается опись ценностей, находящихся в учебном классе.

7) Командами после сличения фактических и книжных остатков заполняется сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (Приложение № 18 к методическим указаниям по проведению инвентаризации).

8) Оформленные документы сдаются преподавателю на проверку.

9) Анализ игры и подведение итогов. Желательно, чтобы в нем приняли участие все участники. Преподаватель должен рассказать игрокам о своем первоначальном замысле, объяснить те или иные действия, дать свою оценку. Обучающиеся, в свою очередь, должны проанализировать ход игры в целом и свои действия в ней. На этой стадии целесообразно выставить оценки. Возможны несколько вариантов, из которых рекомендуется использовать следующие:

a) Индивидуальная оценка, которая складывается из всей работы обучающегося на занятии, что требует постоянного документирования активности обучающихся преподавателем.

b) Групповая оценка в зависимости от эффективности работы команды. Здесь возможен вариант: первое место – оценка «отлично», второе – «хорошо», третье – «удовлетворительно».

c) Для команды определяется базовая оценка, которую капитаны могут повысить для наиболее активных участников.

Главным итогом проведения деловых игр по судебной бухгалтерии является выработка активной гражданской позиции будущего юриста, практических навыков проведения ревизий, инвентаризаций, борьбы с экономической преступностью.

Нормативные-правовые акты [3, 16, 29, 38]

Дополнительная литература [3, 5, 12]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...