Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнительный анализ ведущих концепций социально-трудовых отношений, в части основных приоритетов в сфере труда и институтов их реализации.




Из вышеизложенного обзора научно-теоретических подходов к анализу социально-трудовых отношений следует, что каждая из этих теорий базируется на своих собственных предположениях о том, что такое гуманные отношения.

Традиционная унитарная теория исходит в своих исследованиях из представлений об идеальном мире, в котором трудовые отношения стабильны и отсутствуют любые трудовые конфликты. Такой подход подчеркивает кооперативную природу трудовой деятельности и трудовых отношений, стабильную структуру организаций, общие цели и ценности, которые разделяются всеми работниками предприятия, особенно выделяется личностный, "человеческий" характер отношений работодателей и работников. Унитарный анализ предполагает целью социально-трудовых отношений развитие чувства общности управляющих и управляемых через множественную кооперацию в работе. Следствием этого является поддерживание единых перспектив для всех участников социально-трудовых отношений в рыночной экономике. Однако, в конечном итоге, унитарный подход строго ориентирован на ценности менеджмента и соблюдение организационных норм в каждой рабочей ситуации. Такой подход позволяет управляющим иметь исключительную власть в принятии решений, избегая вмешательства представителей профсоюзов в процесс принятия решений. Бросается в глаза тот факт, что подчеркивая общность интересов управляющих и наемных работников в трудовом процессе, унитарная теория одновременно оправдывает видимое неравенство в доходах, разницу в социальном статусе и власти управляющих и наемных работников, которые существуют в обществе. Следовательно, унитарная теория может рассматриваться как источник поддержки и


власти для управляющих. Также она обеспечивает защиту интересов тех наемных работников, которые разделяют идеи менеджеризма и бесконфликтных социально-трудовых отношений.

Существует два способа управления подчиненными, соответствующих унитарным ценностям. Первый путь заключается в навязывании работникам корпоративных правил, используя авторитарный или патерналистский стиль управления. Нео-унитарный вариант управления основан на признании в каждом работнике индивидуальности. Этот стиль руководства называют "управление человеческими ресурсами". На практике он выражается в манипулировании работниками, в управлении ими с помощью ориентированности на вознаграждения. Управляющие, следующие унитарным рекомендациям, стараются сплотить работников как личностей внутри предприятия, на котором они работают, через создание корпоративной культуры. Однако корпоративная культура строго ориентирована на ценности управляющих.

В рамках теории конфликтов главная задача институтов социально-трудовых отношений заключается в разрешении конфликтов интересов, возникающих между различными социальными группами. В этой теоретической модели социально-трудовые отношения выступают как коллективистские представительские отношения между организациями работников и работодателей. По мнению представителей этой теории, структура социально-трудовых отношений и классовая структура общества, описанная еще Марксом, не совпадают. Накопленный опыт борьбы интересов несомненно оказывается полезным для решения современных трудовых конфликтов. Однако развитие смешанной экономики, демократическое устройство общества и существование современных профсоюзов радикально изменили жизнь членов современного общества.

Как нам представляется, представителями этого направления отстаиваются моральные, политические, экономические и


социальные идеи современного, уже существующего общества. Без всяких сомнений, плюралистическая теория - это полезный метод восприятия социального поведения и социально-трудовых отношений в динамике. Однако этот подход представляет собой жестко прагматическую интерпретацию социальных и властных отношений. Плюралисты считают, что социально-трудовые отношения могут быть лучше поняты, если они интерпретируются как сложившиеся нормальные условия, а не на базе абстрактно теоретических рассуждений. Одновременно слабой и сильной стороной теории конфликтов и плюралистического анализа социально-трудовых отношений является их попытка абстрагироваться от абсолютных моральных ценностей. Слабой, - потому что это уводит представителей этих теорий в сторону от реальной жизни; сильной, - потому что такое абстрагирование позволяет выработать четкие практические рекомендации по проблеме разрешения трудовых конфликтов в уже сложившейся общественной системе. В этом смысле унитарная и марксистская теории имеют сходство: они морально ориентированы, но их политические и моральные утверждения диаметрально противоположны.

Ключевой вклад теории социального действия в процесс осмысления социально-трудовых отношений заключается во введении в анализ индивидуальных значений, придаваемых субъектами своим социальным действиям. Такой подход позволил включить в рассмотрение отношения не только между менеджерами и представителями профсоюзов, но и внутри менеджерской группы, внутри профсоюзов, отношения, возникающие между членами профсоюзов и их представителями. Восприятие социально-трудовых отношений самими участниками трудового процесса - это база для понимания их поведения и их отношений. Теоретики социального действия подчеркивают значение индивидуального восприятия рабочей ситуации участниками трудового процесса в осуществлении персонального выбора, во


 

взаимодействии с другими работниками, в принятии решений по поводу трудовых отношений. Говоря другими словами, действия участников трудовых отношений не могут рассматриваться только как результат давления (ограничений) структуры, внутри которой они осуществляются; при попытке понять эти действия необходимо иметь в виду ожидания, ценности индивидуальных участников трудовых отношений, а также те значения, которые они приписывают каждой особенной ситуации, возникающей в процессе трудовых отношений. При всей продуманности и логичности такого подхода, на наш взгляд, теоретики социального действия упускают из виду, что структурные влияния на участников социально-трудовых отношений могут не осознаваться ими, но при этом оказывать значительное воздействие на формирование предпочтений, на процесс осуществления выбора. Осмысление индивидуальным участником СТО политико-экономических структур может быть до некоторой степени автономным, на практике же оно, как правило, ими ограничено, потому что способность человека достигать своих целей сдерживается объективными характеристиками ситуации. /146, с. 72/

Подчеркиванием того момента, что социальное действие происходит из личного значения, которое индивид придает ему и действиям других людей, теоретики социального действия тем самым предполагают, что участники социального процесса создают свою собственную социальную реальность. На наш взгляд, следует согласиться с тем, что каждый индивид придает субъективное значение совершаемому им действию, но при этом он действует не как независимый субъект, а как участник конкретной социально-трудовой ситуации; он встроен в систему социально-трудовых отношении, следовательно, зависим от нее, возможно даже не осознавая этого.

Главное различие между подходом, основанным на теории социального действия, и системным подходом видится в тех


проблемах, с которыми сталкиваются представители этих школ: теория социального действия предполагает систему, в которой развивается социально-трудовая ситуация, уже существующей и затрудняется в объяснении природы этой системы, в то время, как представители системного подхода оказываются часто не способными удовлетворительно объяснить, почему определенные участники социального процесса действуют так, как они действуют. /163, с. 142/ Если теоретики социального действия рассматривают систему социально-трудовых отношений как результат действий ее частей, то теоретики системного подхода стремятся объяснить действия ее частей в терминах природы системы как целого. В отличие от теоретиков социального действия представители системного анализа рассматривают поведение индивидуума в сфере социально-трудовых отношений как рефлексию, процесс, второстепенный по отношению к системным действиям, над которыми имеется небольшой контроль или его нет вовсе. В действительности же, с одной стороны, кажется, что общество создает человека, а с другой стороны, человек создает общество. /163, с. 141/

Сторонники системного анализа указывают на существующие правила социально-трудовых отношений, на разнообразие методов разработки этих правил. Одним из сильнейших достижений этого подхода является описание разнообразия переменных социально-трудовых отношений и сложной области их взаимодействия. Концентрируя свое внимание на "выходе" или правилах системы социально-трудовых отношений, на "процессах", таких как коллективный договор и другие методы разработки правил, на "входе", т.е. участниках трудовых отношений, вовлеченных в процесс создания правил, системная теория обрисовывает границы для классификации и описания элементов внутри любой структуры социально-трудовых отношений. Например, такой подход может быть использован для сравнения различных систем социально-трудовых отношений на рабочем мес-


те, на предприятии, национальном или международном уровне. Однако существуют определенные проблемы с такими основополагающим понятием для системного анализа как "система", которое определено слишком расплывчато; недостаточно четко определено и понятие объединяющей идеологии. Данлоп концентрирует внимание на структурных или статических чертах трудовых отношений и не очерчивает рамки анализа процессов или динамики принятия решений в системе трудовых отношений. Это и является основной проблемой системной теории как аналитического инструмента: жесткая концентрация на структуре социально-трудовых отношений и статичность взгляда на нее. Многие критики этой теории считают, что возникают сложности в объяснении изменений, происходящих в сфере социально-трудовых отношений. Напрашивается вывод, что концентрируя внимание на структуре социального порядка и выделяя механизмы социального контроля в системе трудовых отношений, системная теория, как и теория конфликтов, отстаивает политическое и экономическое status quo. Например, по мнению Allen, V. L., реальное значение плюрализма и системной мысли заключается в том, что "эти теории дают правдоподобное объяснение действительности, признавая видимые конфликты, и в то же время они защищают существующее положение вещей, которое представляется для них таким же бесспорным в части, касающейся существующих отношений, как и для чисто статического унитарного подхода."/130, с. 21/ Однако, из того, что системный анализ основное внимание уделяет структуре, а не происходящим изменениям, вовсе не следует, что он защищает сложившийся социальный порядок, когда используется всего лишь как инструмент для анализа и описания структуры социально- трудовых отношений. Это - во-первых. А во-вторых, как нам представляется, Данлоп считает, что изменения в системе социально-трудовых отношений происходят в момент, который на рисунке обозначен как «процесс»: во время конст-


руктивного общения в процессе выработки коллективного договора, законотворчества, формулировании правил социально-трудового поведения, управленческих рекомендаций, правил профсоюзного регулирования социально-трудовых отношений и т.д. На наш взгляд, этот процесс есть процесс социального научения, механизм социально-трудовых изменений, если обще­ние в процессе является конструктивным.

Одной из наиболее сильных черт марксистской теории является динамический подход к социально-трудовым отношениям и объяснение социальных изменений внутренней логикой. Марксистская концепция является сильнейшей критической теорией социально-трудовых отношений капиталистических обществ, стоящей на позициях строгого осуждения капиталистических моральных ценностей и отвержения этики либеральной политической экономии. На практике сила марксистской интерпретации социально-трудовых отношений состоит в обеспечении теоретической основы, на базе которой ведется не только анализ социальной действительности, но также отвергаются моральные основы, на которых базируется эта социальная реальность, и предполагаются средства, с помощью которых можно ее изменить.


Таблица 4. Сравнительный анализ ведущих концепций социально-трудовых отношений (индустриальных, трудовых), в части касающейся основных приоритетов в сфере труда и институтов их реализации.

 

Теории Унитарная теория Теория конфликтов Теория социального дей- Теории систем Марксистская теория
Приоритеты институты     ствия    
Роль государства как субь- Пассивная Активная Пассивная Активная Активная
екта социально-трудовых          
отношений          
Система социально- трудо- Единое целое, на основе Совокупность групп с раз- как результат действий как особая подсистема об- понимается в органическом
вых отношений общности интересов от- личающимися интересами отдельных личностей щественной системы единстве с общественной
  дельных личностей       Системой
Тип социально-трудового Авторитаризм или патерна- Социальное партнерство авторитаризм или патерна- Партнерство на основе со- авторитаризм
общения Лизм   лизм блюдения общих правил  
Социально- трудовой кон- Конфликт личностей конфликт интересов, разде- Конфликт личностей Нарушение равновесия антагонизм классовых ин-
фликт   ляется трудовой и полит.   Системы Тересов
    Конфликт      
потенциальная воз- возможен всегда Неизбежен Возможен Потенциально возможен Неизбежен
можность       Через выработку и соблю-  
возможность регули- через создание корпоратив- через профсоюзы через через воздействие социаль- дение правил отношений через классовое насилие
рования ной культуры профсоюзы договор ной среды непосредственно    
      на индивида    
Социально трудовой Достигается через Политика постоянных возможен через поли- Возможен через со- Невозможен
компромисс (управ- политику убеждения Компромиссов тику убеждения гласование интересов  
ляемость ]          
Профсоюзы и коллек- Понимаются как анти- Содержат в себе ме- не обязательны, но не нужны, но возмож- недостаточны
тивный договор социальные механизмы ханизмы регулирова- Возможны Ны  
    ния отношений      

Источник: Медведева, Т.А. Зарубежные теории социально-трудовых отношений. Новосибирск, СГАПС, 1999.


Таким образом, на основе сравнительного анализа основных приоритетов в сфере СТО и институтов их реализации, заложенных в ведущих концепциях социально-трудовых отношений, представляется возможным выделение четырех критериев, позволяющих идентифицировать тип теоретической модели социально-трудовых отношений. Основным принципом выделения критериев является контролируемость изменений в системе СТО, происходящих в обществе.

- Тип политики государства на рынке труда.

- Управляемость системы социально-трудовых отношений.

- Социальная равноценность или неравноценность субъектов
социально-трудовых отношений.

- Доминирование в ориентации модели социально-трудовых
отношений индивидуальных, групповых и коллективных интересов.

Оценка по первому критерию позволяет определить возможность существования двух типов моделей. Первая характеризуется активной политикой государства на рынке труда, нацеленной на содействие безработным в их возвращении к труду. Вторая модель характеризуется пассивной политикой государства, выражающейся в его ответственности за положение участников социально-трудовых отношений на рынке труда и предоставлении им определенных гарантий. К первому типу моделей могут быть отнесены теория систем, теория конфликтов и плюрализм. Теоретически и на практике эти теории тесно соприкасаются друг с другом и традиционно ассоциируются с определенными чертами политической экономии, такими как: политика согласия, экономическая политика управления спросом, трехсторонняя трудовая модель - государство, профсоюзы, работодатели, коллективизм в социально- трудовых отношениях.

Ко второму типу могут быть отнесены унитарная модель социально-трудовых отношений и модель социального действия. Близость унитариз­ма, теории социального действия и теории управления "человеческими ресурсами", как более развитого варианта уни-


таризма, четко прослеживается в следующих характерных для них чертах политической экономии: политике убеждения, экономической политике управления со стороны предложения ресурсов, коллективном договоре, ориентированности на саморегулирующийся рынок, на рыночные ценности, на индивидуализм в трудовых отношениях.

Применение второго критерия позволяет выделить модели социально-трудовых отношений с доминированием вертикальных отношений типа «руководитель-исполнитель» и модели, базирующиеся на согласовательном типе отношений.

Согласно третьему критерию, модель социально-трудовых отношений может опираться на принцип социальной равноценности различных субъектов социально-трудовых отношений, различных форм социально-трудового поведения и неравноценности. Соответственно, это будет влиять и на формирование целей и выражаться в преобладании того или иного типа социально-трудового общения в данной системе отношений. Согласно проведенному анализу для представителей теории систем, теории конфликтов, плюралистическая теории различие интересов, но равенство прав субъектов социально-трудовых отношений являются отправным моментом их последующих выкладок. Унитарные же теории и теория социального действия, подчеркивая общность интересов различных субъектов социально-трудовых отношений, на деле приводят к подчинению интересов одних, как правило, работников, интересам других, как правило, управляющих.

На основе применения четвертого критерия представляется возможным выделение четырех моделей социально-трудовых отношений: преимущественно индивидуалистической ориентации; коллективистскую модель, ставящую общественные интересы выше индивидуальных; модель, ориентированную на защиту интересов социальных групп и модель, ориентированную на максимальное уравновешивание интересов отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.


Наибольшая разница будет выражена в моделях, обладающих следующими характеристиками:

«коллективистская» модель с активной ролью государства, с количественными целями и патерналистским типом социально-трудового общения;

и «индивидуалистическая» модель с пассивной ролью госу­дарства, с целями качественного, а мерами нейтрального со­гласовательного характера.

Таким образом, на основе проведенного анализа мы можем сформулировать общетеоретические требования к современной теории социально-трудовых отношений, которые могут быть выражены следующим образом:

- Сутью системы социально-трудовых отношений на этапе
постиндустриального развития человеческого общества
все более является социальное общение;

- Во главу угла современной теории социально-трудовых
отношений должна быть поставлена этика ответственности;

- Теория должна иметь характер целостный и системный;

- Число участников, влияющих на принятие решений в области социально-трудовых отношений, необходимо должно быть расширено;

- Механизмом становления социально-трудовых отношений
является процесс социального научения;

- Учет социокультурных особенностей субъектов социально-
трудовых отношений;

- Современная теория социально-трудовых отношений должна
исходить не из утилитарных интересов отдельной личности или социальной группы, а из интересов развития общества в целом и отдельной личности.


Основными методологическими принципами предлагаемого подхода являются системность исследования, эволюционность и нравственность, что означает следующее:

1. Для данного исследования равно необходимыми и равно значимыми являются такие сферы человеческой деятельности как экономика, политика, мораль, культура, право и т.д.

2. Мы рассматриваем общество как сложную открытую саморегулирующуюся систему, способную сохранять свои границы и состояния через «стабилизирующее влияние связи между частями системы » /86/, «системно-стабилизированные отношения действий социально интегрированных групп». /28,с. 54/

3. Открытость общественной системы означает, что она может быть подвержена воздействию внешних (природа и т. д.) и внутренних (природа человека, его ценности, идеалы и т.д.) факторов.

4. В свою очередь система социально-трудовых отношений является частью системы общественных отношений, испытывающей влияние этой системы, в определенном смысле являясь независимой от нее. Чем более сложным является общество, тем в большей степени проявляется эта независимость.

5. Переходные состояния характеризуются тем, что «между устойчивостью, обеспечиваемой связью, и неустойчивостью из-за флуктуации имеется конкуренция. От исхода этой конкуренции зависит порог устойчивости». /86/ Т.е. общество может развиваться либо деградировать от точки флуктуации в зависимости от того, какие силы победят: силы, обеспечивающие устойчивость (социальное сотрудничество) или силы, обеспечивающие неустойчивость (перемены, флуктуации). Причем социальная система, в силу своей открытости, становится особенно чувствительной к любому внешнему воздействию в период перемен. Отсюда, на наш взгляд, принципиально важно понять какие факторы обеспечивают социальное сотрудничество и, как следствие, способствуют сохранению устойчивости социальной системы. В связи с этим особое значение приобретают мотивы социальных действий отдельных индивидов или групп, этика их отношений, среди которых особое место занимают ценности, идеалы, влияющие на поступки и выборы людей, как мотивы, в которых реализуются глубинные стремления индивидов. Как справедливо замечает Гуннар Мюрдаль: «Идеал также является живой силой в нашем обществе и, следовательно, частью социальной действительности, которую мы изучаем.... Идеал проявляется в оценках людей, в их политических позициях.» /73,с.26/ И далее: «Отбрасывать при анализе социального вопроса элементы воли и рассматривать его исключительно с «фактической» стороны столь же нереалистично, как изучать жизнь и поведение человека, не принимая во внимание тот факт, что он обладает сознанием». /73,с.26/ Как отмечает академик Л. Абалкин: «Отказ от жесткого детерминизма и учет влияния многочисленных неявных факторов требуют переосмысления рационалистического толкования общественного прогресса, признание существования иррациональных начал. Речь идет о началах, основанных не на разуме, а на биосоциальных инстинктах, социальных, национальных и религиозных чувствах». /14, с. 12/

6. Социальное сотрудничество является одним из ведущих факторов развития общества, социальная интеграция - показателем стабильности общества, а социальное научение - одним из важнейших механизмов социального развития.

7. Основой полноценного социального общения является признание, уважение одного индивида другим. Как отмечал Э. Дюркгейм, общество - это моральная реальность. Это означает, что сбалансирование разнонаправленных сил, интересов в человеческом обществе должно происходить на основе нравственности. Современная цивилизация - материально ориентирована. Основным механизмом ее развития является конкуренция, борьба и, в конечном итоге, насилие, которое является искаженным, неполноценным общением. В этих условиях нарушаются нравственные принципы в обществе и, в качестве компенсации, возникают идеологии (системы правил, норм, верований) и, соответствен-


но, типы социального общения (господство- подчинение, социальное партнерство, партнерство, основанное на общих ценностях), направленные на сбалансирование системы общественных отношений, на оправдание сложившейся системы господства, то есть на «выравнивание» искаженной коммуникации (термин Ю. Хабермаса).

8. В процессе развития общества происходит осознание того факта, что человечество нуждается в новом типе социального общения, в новой идеологии, в новой нравственности. Целью нового типа социального общения, объединяющей сознательной идеей, возможно, могла бы послужить реализация задачи выживания человеческого общества в условиях существования глобальных проблем. Основой новой нравственности, как подсказывает социальный опыт, могла бы стать философия ненасилия.

В модельном виде это может быть представлено следующим образом:

Рис 2. Модель системы социально-трудовых отношений: мета-уровень.


Переменные:

· Участники процесса: международные организации, занимающиеся выработкой норм и правил общественного существования, мировых стандартов, миротворчеством такие, как МОТ, Римский клуб, МАГАТЭ и т. д.

· Контекст производственной среды

1) технологии производства,

2} рынок, воздействующий на поведение участников процесса, однако необходимо отметить, что на метауровне влияние рынка на систему СТО является самым слабым, в сравнении с его влиянием на систему на микро- и макро уровне. 3) распределение власти в обществе.

· Идеология как набор верований, норм, ценностей, вырабаты­ваемых цивилизационным развитием.

· Две экологические переменные:

Переменная «внешний контекст» - это контекст глобальных проблем и постиндустриальных изменений; переменная "внутренний контекст" - социокультурный контекст системы СТО.

Механизмом развития СТО является процесс социального научения как функция от участия субъекта СТО в социально-трудовом процессе.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...