Динамика социокультурных характеристик российских участников СТО в 1990 - 2000-е годы.
Рыночные реформы, проводимые в стране, естественным образом сказались на изменении ценностных ориентиров российских участников СТО. Так, одной из существеннейших ценностей, лежащих в основе рыночных социально-трудовых отношений, является идея личной свободы. Общепризнанным считается тот факт, что россияне предпочтут равенство, решая дилемму «личная свобода или равенство». И ряд исследований прямо или косвенно подтверждают это. В 1993-м году результаты всероссийского опроса городского населения показывали, что половина опрошенных (52%)на вопрос «Согласны ли Вы, что свобода есть высшая ценность, ради которой можно смириться с ростом экономического неравенства?» ответили положительно. /100, с.81/ За период с 1990г. по 1994г. повысилась значимость этой ценности на 8-10%. Подобные изменения произошли и с ценностями «независимость» и «инициативность». /101/ На вопрос: «Можно ли допустить большие различия в оплате труда, если они будут зависеть только от личного вклада человека в дело?» - положительно ответили 75,8% от числа опрошенных. /104,с.16/ При этом рос уровень толерантности населения: почти 60% опрошенных были склонны лояльно относиться к идеям, нормам поведения, поступкам, суть которых они не разделяют. При этом сохранялся и достаточный уровень нетерпимости - около 15%. В 1990-е годы в сознании российских акторов СТО все большее место стали занимать такие традиционно западные ценности как, например, законность: в 1990г. 65,3% от числа опрошенных, а в 1994 г. 74,8% высказались за усиление значимости данного института в российском обществе. Стали уходить на второй план ценности традиционного общества - самопожертвование, следование традициям, вольность. Все большее значение приобретала ценность «работа»: 1990г. - 50% от числа опрошенных, а 1994г. - 56,1%. /101/
Не наблюдалось какой-либо явной статистической закономерности, позволявшей сделать вывод о невозможности адаптации российских субъектов социально-трудовых отношений к рыночным ценностям. Но при этом росло количество россиян, считавших, что выход российской экономики из кризиса возможен только при условии формирования особенной, российской, системы социально-трудовых отношений, которая отличалась бы и от рыночно-демократической, и социалистической моделей. Высказывалось мнение, что такая модель должна учитывать российские духовные ценности. Например, в 1992 году такое мнение высказывали 18% от числа опрошенных, а в 1995 г. - уже 53,0%. /102/ Молодежь, опрошенная по вопросу об отношении к рыночным социально-трудовым отношениям, с одной стороны, считала их единственно возможным путем дальнейшего развития страны -70%, а с другой стороны, только 9% из числа опрошенных молодых людей готовы были отказаться от опеки государства в социально-трудовой сфере. 42,1% предпочитали патерналистскую систему социально-трудовых отношений, при которой государство должно управлять значительной частью экономики и защищать все слои населения. /103/ Однако тенденция изменения мнений по вопросу о роли государства на рынке труда все-таки наметилась. Так, например, за то, что государство обязано гарантировать полную занятость и не допускать безработицы в мае 1992 года высказывались 79,1% от числа опрошенных, а по истечении одного года - 74,8%. /104,с.17/ Сдвиги в ценностных предпочтениях проявились и в изменениях мотивации труда. Мотивация труда является одним из важных показателей направленности происходящих изменений в области социально-трудовых отношений. Как свидетельствовали опросы, проводимые ВЦИОМ в среде молодежи, в результате перестройки произошла переориентация в системе предпочтений субъектов социально-трудовых отношений с нематериальных факторов на материальные. «Зарплата утвердилась на первом месте в мотивах труда, оттеснив такие ценности как содержание труда, самоопределение в труде, возможность реализации своих знаний и способностей через труд». /106,с.95/ В то время как западные социологи отмечали, что в шкале ценностей человека ведущие места прочно удерживают мотивы, связанные с возможностями наибольшего личного роста, свободного действия, творчества, а факты материальной заинтересованности отступали на вторые позиции, в России формировалось противоположное направление изменений в мотивации труда, которое легко объяснимо, если принять в рассмотрение значительное падения уровня жизни населения в России за годы реформ. Оценка важности различных сторон трудовых отношений представлена в таблице 8.
Таблица 8. Оценка важности различных сторон трудовых отношений и условий труда (средневзвешенный коэффициент по семибальной шкале)
Источник: СОЦИС 1998, №3, с. 96 Деформация этических основ общества обусловила и факт усиления зависимости работников от отношений, складывающихся в производственном коллективе и непосредственно с руководителем предприятия. Молодой работник был обеспокоен не собственно трудом, его содержанием, а проблемами заработка и социальной защищенности. Можно было отмечать и рефлексивный возврат к традиционным для россиян ценностям, как психологически защитительной реакции работников на стрессовые ситуации, поскольку, как отмечал профессор А.В. Бузгалин, - ценности часто являются базой для принятия решений в кризисной экономике. /24,с.21/ «Социологический мониторинг выявил устойчивое сохранение тех стереотипов, которые возникли в первый год проведения экономической реформы. Колебания составляют не более 4-6 %, что можно интерпретировать как застой в движении к зрелому рынку». /67, с.100/
В 1990-е годы труд все в большей степени становится средством достижения каких-либо целей. Но цели эти имели не содержательный характер, а характер выживания любой ценой. Это находило отражение в следующей динамике: у молодежи мастерство и профессионализм, как факторы личностного самоопределения, передвинулись в 1997 г. по сравнению с 1990 г. со 2-го места на 6-е, честность и принципиальность с 3-го на 5-е, высокие показатели в работе с 5-го на 9-е место. Динамика изменений представлена в таблице 9. Также расширился процесс индивидуализации при одновременном снижения значения государственной собственности и этического контроля со стороны коллектива, что вело к усилению ощущения вседозволенности и нестабильности. Таблица 9. Факторы личностного самоопределения молодежи (средневзвешенный коэффициент по семибальной шкале)
Источник: СОЦИС, 1998, №3, с. 96
В 1990-е годы время многие россияне переживали сильные моральные потрясения, потому что политические и экономические реформы, воспринимались ими как движение к менее нравственному социальному порядку. В течение 70 лет люди в Советском Союзе говорили о том, как плох капитализм и как хорош коммунизм. Отказ от коммунизма в пользу капитализма может быть легко интерпретирован как движение назад.
Большинство развитых стран ориентированы на индивидуалистические ценности, технологический прогресс, рыночные отношения и веру в демократию и закон. Российская культура с ее ориентацией на абстрактную духовность, коллективизм и веру в совесть очень отличается от той этической системы, которая доминирует в большинстве современных обществ. Эта критическая разница между российской и западной этическими системами явилась одной из наиболее важных проблем, сделавших процесс психологической адаптации россиян таким трудным. Ситуация в России того времени может быть охарактеризована как социальный и культурный стресс. Вот некоторые примеры:
1) В «Аргументах и фактах» от 20 марта 1998 года в рубрике «Формула успеха» был опубликон рассказ об удачливом российском предпринимателе Владимире Довгане. Речь шла о том, что всегда уверенный в себе предприниматель в одном из последних интервью выразил разочарование развитием современной цивилизации. Он заметил, что прогресс не добавил человечеству счастья. Корреспондент поинтересовался у бизнесмена причиной столь пессимистических высказываний. Довгань ответил, что он по-прежнему оптимист, но считает, что современная цивилизация не имеет целью движение к счастью. «Прогресс измеряется вещами, которыми владеют люди, тем, что они едят и пьют, как одеваются, в каких домах живут и т.д. Я не против материальных благ, но масштаб затрат сил и средств, природных ресурсов наводит на размышления, насколько это оправданно.... Скажу больше, в мире утверждаются ложные ценности, обожествляются деньги. Людей ведут слепые инстинкты: зависть, жадность, страх...» Таким образом молодой успешный предприниматель в конце двадцатого столетия переоткрыл для себя ограниченность общества потребления. /19/
2) 26 апреля 2000 года газета «Аргументы и факты» напечатала статью, которая называлась «Прекратите «Дело врача». В статье речь шла о докторе из Комсомольска-на-Амуре Игоре Емельянцеве, который принимал вознаграждения от пациентов и тратил их на приобретение лекарств и премии персоналу, голодавшему без зарплаты. Доктор Емельянцев был осужден на семь лет лишения свободы условно. Как отмечает газета, работникам милиции и суда при этом было по-человечески стыдно. Обсуждая эту статью, врач Александр Золотов, травматолог-орпед из Спасск-Дальнего, упоминает о, так называемом, особом мнении Минздрава о платных услугах в медицинских учреждениях. Он пиал: «В этой справке не сказано главное: какое вознаграждение получает исполнитель платной услуги». И далее приводит пример из работы своей больницы: консультация больного врачом-ортопедом стоит 50 рублей (меньше 2 долларов); из этой суммы главный исполнитель получает 4 рубля (15 центов). Платная перевязка пациента в воскресный день стоит 22 рубля (меньше 1 доллара); медсестра, сделавшая перевязку, не получает ничего». /20/
Сильнейшая характеристика российской культуры и сильнейшая черта российской ментальности – сострадание и милосердие. Пример о докторе Емельянцеве показывает, что россияне способны принять экономические и социальные изменения, сохранив при этом лучшие черты российского национального характера. Однако, сострадательные поступки отдельных людей недостаточны на пути создания современного эффективного общества. Необходимы рыночная экономика и эффективное правительство, работающее на основе соблюдения законов.
В российском обществе были в одночасье сломаны складывавшиеся годами представления о добре и зле. Границы между законным и незаконным, дозволенным и непозволительным были в одночасье разрушены. Для того, чтобы постичь происходящие экономические и социальные изменения, люди вынуждены переосмысливать и пересоздавать себя в новых условиях. «Самоопределение - это ключевой момент понятия свободы». Необходимо познавать новые пути как быть свободными. /167/
Высокий уровень неопределенности и быстрые социальные, политические и экономические перемены привели к стрессам, болезням, резкому увеличению смертности. /166/ Научные исследования влияния социальных факторов на психологию человека свидетельствуют о том, что неопределенность имеет крайне негативное влияние на психологическое здоровье людей.
Б.С. Хорев, профессор демографии Московского государственного университета, дал интервью корреспонденту «Комсомольской правды». В статье, опубликованной в номере от 21 ноября 2000 года, он отмечал, что уменьшение населения России с 1992 года исчисляется 5.8 миллионами человек. Он поясняет, что речь идет о депопуляции населения России, т.е. превышении смертности над рождаемостью. Это стало нормой для России в 1990-е годы. В 1998 году смертность превысила рождаемость на 1.8%, а в некоторых областях на 2.3 и даже 4%. Профессор Хорев отмечал, что наиболее важная причина такой картины – переход от социализма к капитализму. Самый высокий показатель смертности был в 1994-1995 годах, как следствие перехода к капитализму. Затем средняя продолжительность жизни увеличилась немного, но в 1999 году случился другой пик смертности. Профессор Хорев сравнивал демографическую ситуацию в России с синдромом концлагеря. Первое соприкосновение людей с катастрофическими обстоятельствами сопровождается повышением уровня смертности и числа самоубийств. Постепенно люди адаптируются к этим условиям, приходит апатия и следом снижается смертность. Сравнивая с прошлыми временами, профессор Хорев отметил, что причины смертности изменились. Если раньше смертность увеличивалась за счет растущего числа старых людей, то в 1990-е болезни, убийства и самоубийства увеличивали показатель смертности. Профессор Хорев назвал цифру 75 тысяч самоубийств в 1994- 1995 годах. Это экстремально высокая цифра. В 1998 году было 40 тысяч случаев суицида. Вешались старые супружеские пары. Подростки выходили в открытые окна... Профессор Хорев подчеркнул, что эффект высокой смертности усиливается низкой рождаемостью. Эта комбинация убивает российскую нацию, - говорит профессор. Прфессор Хорев и его коллеги создали Лигу по борьбе с депопуляцией российской нации. /50/
Но это данные за 1990-е годы двадцатого века. Как же изменилась ситуация в веке двадцать первом? В 2009 году, по данным ВЦИОМ, только 18% россиян поддерживали курс реформ, избранный в 1990-х годах; 40% - поддерживали, но не принимали методы их реализации; 24% - вовсе находили выбранный курс ошибочным. /29/ Те изменения ценностных предпочтений, которые происходят в 2000-е годы, в частности, в молодежной среде, с определенной натяжкой можно охарактеризовать как движение в сторону системы ценностей рыночного типа. Так, например, молодежь характеризует высокий уровень индивидуализма, 83% молодых людей согласны с утверждением, что свобода – это то, без чего жизнь теряет смысл, 57% - верят только в себя. /84/ При этом доминирующей ценностью трудовой этики, так же как и в 1990-е годы, остается высокая заработная плата в отличие от прежнего (доперестроечного) доминирования содержания труда, реализации себя в труде. Молодежь часто не рассматривает карьеру как цель и как возможность реализации себя в труде, а только как способ получения необходимых средств для текущих трат. И такое изменение можно было бы интерпретировать, как установление системы рыночных ценностей, но в сочетании с другими ценностями такими, как честность, высокая квалификация, мастерство, высокие показатели в работе, учебе и т.д. Однако, «усиливается противоречие между стремлением молодежи к рынку и растущим пониманием, что невозможно включиться в рыночные отношения, соблюдая провозглашенные обществом требования». /106,с. 97/ По данным Социологического центра РАГС и ИСПИ РАН, в России людей, разделяющих либеральные ценности, примерно 10%, социалистические и коммунистические – 25%, патриотические – 22%, консервативные – 7%, и т.д. Продолжает усиливаться тенденция предпочтения особого пути развития для России. /55/ Ж.Т. Тощенко на основе данных социологических опросов делает вывод о том, что в 2000-х годах в России возникли и закрепились новые характеристики субъектов социальных отношений: универсализация, которая находит отражение в том, что определенная часть общества убеждена, что «мир, его экономическая, социальная и духовная жизнь приобретают общие черты, обладают сближающимися характеристиками», и хотят видеть Россию частью этого универсального мира, и диверсификация, проявляющаяся в увеличении вариативности мировоззренческих позиций. В результате общественное сознание характеризуется антиномией, т.е. устойчивой двойственностью: двумя ведущими аспектами, двумя позициями, имеющими одинаковое право на существование. /110, с.4-5/ Так на вопрос «Какая экономическая система Вам кажется наиболее правильной?» в 2008 году 51% россиян посчитали, что та, которая основана на государственном планировании, (43% в 1997); 31% - что та, в основе которой лежит частная собственность и рыночные отношения(40% в 1997). /79, с.32/На вопрос «Какая политическая система кажется Вам лучшей?» 24% россиян в 2008 году предпочли советскую политическую систему (ту, которая была до 1990-х годов), в то время как в 1998 году ее предпочли 39% от числа опрошенных; 15% - выбрали демократию по образцу западных стран (в 1998 – 28%); нынешнюю систему нашли лучшей 36% от числа опрошенных в сравнении с 8% в 1998 году. /79, с. 137/ На вопрос «В какой мере Вы согласны с утверждением «Россия рано или поздно пойдет по пути, общему для всех цивилизованных стран?», «полностью соглашались», что Россию ждет судьба всех цивилизованных стран, в течение всего исследуемого периода 1994 – 2008 гг. около 20% от числа опрошенных; «скорее соглашались» -около 37% с пиком в 2008 году – 45%; «полностью не соглашались» - около 5%, а «скорее не соглашались» – около 8%. При этом затруднялись ответить - 27% в 1994 году, 20% - в 2000-м, и 17% - в 2008-м. /79, с. 139/ Профессор Ясин считает, переходу России к инновационной стадии развития мешают такие основные институциональные и культурные препятствия, как традиция авторитаризма, бюрократия, поскольку это главная опора власти авторитарного лидера, коррупция, «которая есть тень такой бюрократии, от нее неотделимая», правовой нигилизм, неуважение к закону, прежде всего со стороны самой власти, и клиентелизм, большинство россиян считает, что лучший способ добиться чего-то в жизни – это личные связи. /127/ На них ориентировалось в конце 1990-х гг., по данным РОМИР, 84% опрошенных. Более позднее исследование ИКСИ РАН 2004 г. показывает, что получить хорошую работу с помощью связей и знакомств в России надеются 66,1 % от числа опрошенных. И это самый высокий результат, характеризующий российскую идентичность в условиях трансформации. /90, с.63; 127/ Конечно, самоопределение молодежи усложняется в обществе, лишенном целостности, в обществе, где господствует бюрократия и коррупция, где не уважается закон. Молодые участники СТО признаются в том, что чувствуют себя потерянными и сами не понимают, чего хотят, они не знают к чему стремиться. /39/ Ценности молодежи развиваются в области потребления, досуга, а также принципиальной безответственности. Некоторые ученые считают, что молодежь отстраняется, уходит от реального мира производительного труда и ответственности, который не отвечает их ожиданиям. /51/
Все это делает проблему субъекта социально-трудовых отношений в России особенно актуальной. Однако, как справедливо замечает известный специалист по вопросам труда и занятости И. Маслова, «проблема формирования работника нового типа и по содержанию и структуре способностей и навыков, и по трудовой мотивации» полностью исключена из анализа становления в России социально-трудовых отношений рыночного типа. /63/ Видимо, необходимо также отметить, что в принципе эта задача является выполнимой. Подтверждение тому - американский опыт становления системы социально-трудовых отношений. Так, А. Грамши пишет, что «В Америке рационализация обусловила необходимость выработки нового человеческого типа, соответствующего новому типу труда и производственного процесса». /34, с.423/ И далее «важность, смысл и объективное значение американского феномена... в величайшем из совершавшихся до сих пор коллективных усилий, направленных на создание, с неслыханной быстротой и невиданным в истории сознанием конечной цели, нового типа работника и человека». /34, с.438/ Вопрос заключается только в том, чтобы осознать необходимость постановки проблемы именно таким образом: формирование работника, «соответствующего новому типу труда и производственного процесса». На наш взгляд, проблема усугубляется еще и тем, что развивающаяся система социально-трудовых отношений, на деле часто является сложно определяемым гибридом: рыночные по форме отношения наполняются нерыночным содержанием. Как отмечает профессор Е.Б. Мостовая в своей статье «Динамика и характер переходности», российский вновь сформированный частный собственник ориентирован не на созидательную деятельность, а, в лучшем случае, на стабилизацию своего положения. /71,с.17/ Растет предпочтение высокого уровня заработной платы при одновременном снижении интереса к цивилизованным способам ее получения: профессионализм, глубокие знания, деловая безупречность и т.д., - что является парадоксом с точки зрения рыночных социально-трудовых отношений. Однако в российских условиях «снискать благоволение начальства и, демонстрируя покорность, под его покровительством его же и обманывать в своих корыстных интересах – в подобных условиях это более выгодная линия поведения, чем самостоятельность, изобретательность, готовность рисковать». /127, с.114/ Как пишет П.Е. Стрелец: «Это обусловлено тем, что Россия не прошла школу конкурентного капиталистического хозяйствования и из сознания и трудового опыта ее народа искоренялись, как чуждые господствующей командно-административной системе, принципы предпринимательства, рационализма и др. рыночных ценностей и приоритетов, сочетающихся с развитыми способностями и навыками интенсивного, высокопроизводительного труда. Отсюда возникает острая необходимость в приведении трудового потенциала страны в соответствие с потребностями рыночно реформируемого народного хозяйства. И речь идет не просто о достижении определенного квалификационного уровня, а о выработке всех этих качеств, которые присущи работнику современного индустриально организованного производства, обладающему достаточно сильной мотивацией к строго регламентированному, экономически эффективному труду и адаптированного к рыночной среде». /108,с.49/ В нашем понимании, проблема становления работника нового типа разрешима путем создания условий для эффективного социального научения. Однако сегодняшняя российская реальность характеризуется недооценкой этих вопросов. Так, например, С. Барсукова, В. Герчиков в результате проведенного исследования пришли к выводу, что «вопросы организации работы новых структур и обучения вовлеченных в них людей все еще недооцениваются». В то время, как, например, на английских предприятиях процессу обучения работников организации и управлению придается огромное значение: «Для рядового работника предприятия участие в работе Совета - очень трудная и непривычная деятельность. Но если работу Правления или Совета акционеров организовать по аналогичному регламенту, достаточно быстро и слесарь-ремонтник, и бригадир-металлург, и мастер начнут интересоваться не только собственной работой и зарплатой, но и делами всего предприятия, повысят свою ответственность и управленческую компетентность». /22,с.124-126/ При этом необходимо отметить, что российская система социально-трудовых отношений имеет свой собственный богатый опыт в формировании необходимых качеств работников. Достаточно упомянуть об опыте профсоюзного движения в России. «Индивидуальное, индивидуально-бригадное производственно-техническое обучение, бригадное и курсовое обучение, школы передового производственного опыта, курсы целевого назначения, производственно-технические школы - все эти формы были направлены на последовательное, поэтапное повышение квалификации рабочих.... профсоюзы практически возглавили работу школ экономического всеобуча, где миллионы трудящихся получали новые знания по конкретной экономике, повышали свой технический уровень и производственную квалификацию». /35, с 50-51/ И современная российская практика формирования необходимых качеств работников в ряде случаев также дает прекрасные примеры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|