Четвертый критерий - доминирование в ориентации модели социально-трудовых отношений индивидуальных, групповых или коллективных интересов.
Совершенно определенно можно говорить о российской модели социально-трудовых отношений как о модели коллективистского типа. Итак, модель социально-трудовых отношений, базирующаяся на системе ценностных предпочтений российских субъектов социально-трудовых отношений, носит коллективистский характер, определяется активной ролью государства на рынке труда, целями количественного характера (речь идет о выживании во многих случаях) и патерналистским типом отношений. 3.3 Модель социально-трудовых отношений, обусловленная современным российским трудовым правом. В настоящее время международные законы уже рассматриваются как источник трудового права Российской Федерации. «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». (п.4 ст.15) Государственная политика на рынке труда. Государственная политика на рынке труда может быть активной и пассивной. Пассивная политика гарантирует своего рода опеку со стороны государства над субъектами социально-трудовых отношений, выражающуюся в предоставлении определенных гарантий: сохранения рабочего места для работника, своевременной выплаты заработной платы, пенсии и т. д.; устойчивость финансирования и цен, а также спроса на определенные объемы продукции и т. д. - для работодателя. Активная же государственная политика представляет собой меры, предоставляющие шанс субъектам социально-трудовых отношений в реализации своего социально-трудового потенциала. В основном они направлены на содействие безработному в трудоустройстве, в выборе и получении или изменении специальности, или осуществлении помощи гражданину в самозанятости т. д.
Закон о занятости населения в РФ является одним из основных правовых актов, обеспечивающих российскую государственную политику на рынке труда. Закон о занятости населения РФ декларирует, что «государство гарантирует гражданам... бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве» (ст.12 п.1). Законодательно закреплено, что безработным оказывается различного рода государственная поддержка, направленная на скорейшее возвращение их к труду: предоставляется возможность бесплатного получения новой специальности, гарантируется пособие по безработице, предполагается возможность участия безработных в оплачиваемых общественных работах. Законом закреплено, что «безработные граждане имеют право на бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению службы занятости» (ст. 92). Статьи 12 п. 2 и 15 Закона о занятости также гарантируют это право. Таким образом стимулируется сторона работодателя, поскольку государство снимает налоги на средства, направленные на обучение и переобучение персонала. Созданная в 1991 году Федеральная служба занятости обеспечивает потенциальных работников необходимой информацией, касающейся возможности получения работы, требований, предъявляемых работодателем к кандидатам на данное вакантное место, помогает в выборе работы. Российские службы занятости оказывают необходимую поддержку и работодателям, предоставляя им необходимую информацию и способствуя подбору нужных специалистов, (ст. 9 п. 1, ст. 15 п. 1, ст. 26 п. 3). Другие государственные законодательные акты обеспечивают возможность реализации государственной политики на рынке труда в других направлениях.
Так, статья 8 Конституции РФ закрепляет государственную, муниципальную, частную и др. виды собственности и признает их равными, тем самым открывая возможность для развития любых моделей социально-трудовых отношений: коллективистских, индивидуалистической и т. д. и, в конечном итоге, обеспечивает развитие самого рынка труда, что улучшает положение различных групп населения. В этом направлении на рынок труда воздействует и Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в России, утвержденная Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года, и введенная в действие с 1 января 19 94 года. Главной ее задачей являлось "формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений" и "содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения, в том числе защите прав частных собственников (акционеров)". /1/ Можно предположить, что в результате проводимых ныне реформ основной формой собственности больших и средних приватизируемых предприятий будет коллективная (частная) форма собственности. Указ Президента РФ от 1 июля 19 92 года № 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" гласит о том, что абсолютное большинство государственных предприятий должно быть преобразовано в акционерные общества открытого типа. Сам этот факт теоретически должен способствовать повышению эффективности социально-трудовых отношений, поскольку повышается заинтересованность работников в эффективном функционировании предприятия. Работник становится работающим собственником. Закон СССР от 17 января 1983 года "Закон о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями", который действует в соответствии со ст. 4 КЗоТ РФ в части не противоречащей Конституции РФ и законодательству РФ до принятия соответствующего нормативного акта, довел производственную демократию до самоуправления трудового коллектива. Возможность самоуправления коллектива закреплена в ст. 235 КЗоТ РФ, однако при этом дважды делается отсылка на законодательство РФ по трудовым коллективам, которого фактически нет, а глава XV-А КЗоТ РФ о них 1988 года сокращена в 1992 году с восьми статей до одной. В Законе о предприятиях и предпринимательской деятельности 1991 года существует раздел "Трудовой коллектив", на первый взгляд предоставляющий широкие возможности коллективу, однако при этом не разработаны механизмы, позволяющие коллективу реализовывать свое самоуправление: избирать органы самоуправления, которые были бы защищены правом. В соответствии со ст. 227 КЗоТ РФ трудовой коллектив может участвовать в управлении организацией. Но здесь возникает проблема нежелания работников вникать в производственные дела и брать на себя ответственность. Так, С. Барсукова и В. Герчиков на основе проведенного исследования делают следующий вывод: "Особо отметим, что единственно возможный алгоритм управления коллективным предприятием - принятие или непринятие работниками предложений управленцев. Выработка управленческих решений на низовом уровне в результате "живого творчества масс" в современных российских условиях, по-видимому, чистая утопия даже для таких небольших по численности предприятий, которые преобладают в торговле и бытовом обслуживании". /22,с. 183/
Управляемость системы. Россия закрепляет нормы международно-правового регулирования труда в законодательстве РФ. 50 конвенций МОТ ратифицированы сегодня в России (в США - 11; в Германии - 73; в Италии - 102; во Франции - 114) /45,с.67/. Трудовое право развивается в направлении мировых стандартов. Можно говорить о демократизации трудового законодательства в части, касающейся механизма установления, изменения и прекращения трудовых отношений, условий оплаты труда с участием трудовых коллективов, разрешения индивидуальных и трудовых споров и иных вопросов труда. Такая тенденция развития несомненно есть движение в сторону социального партнерства, предполагающего переход «от конфликтного соперничества к конфликтному сотрудничеству» /92/.
С момента Указа Президента РФ от 15 ноября 1991 года «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» закрепляются принципы социального партнерства на макроуровне, что является новым элементом в практике российского трудового законодательства, выраженным в новом виде правовых актах-договорах. Речь идет о соглашениях, регулирующих социально-трудовые отношения между работниками и работодателями (социальными партнерами) на уровне Российской Федерации, территории, отрасли, профессии. Такие соглашения расширяют договорный централизованный метод регулирования труда. Основной принцип социального партнерства - равенство сторон и равное право их защиты собственных интересов. Конвенция МОТ № 87 «Свобода ассоциации и защита права на организацию» 194 8 года закрепила это право социальных партнеров, как и право, свободно формулировать программы действий на основе своих интересов, а также избирать представителей своих организаций. Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях», как и российская трехсторонняя комиссия по регулирования социально-трудовых отношений нацелены на развитие социального партнерства в России. Данный Закон РФ предполагает участие трех сторон в выработке соглашений. На равных правах с организациями предпринимателей и работников в работе над соглашением участвует и исполнительный орган власти. А трехсторонняя комиссия является органом системы социального партнерства, отвечающим за разработку генерального соглашения и контролем за его выполнением.
Социальная равноценность или неравноценность субъектов социально-трудовых отношений. Российским трудовым законодательством декларируется равенство субъектов социально-трудовых отношений как социальных партнеров. Однако оно имеет одну особенность, которая отличает его от трудового законодательства других стран: российское законодательство носит производственный характер. Так, в КЗОТе РФ констатируется, что этот документ «регулирует трудовые отношения работников, содействуя росту производительности труда, улучшению качества работы, повышения общественного производства» и т. д. (ст. 1) Специалисты в области трудового права отмечают, что такой производственный характер трудового права защищает интересы работодателя даже при фактической констатации равенства работников и работодателей как социальных партнеров. Это происходит потому что «будучи ориентирован на будущие успехи, приоритет производственного характера трудового законодательства неизбежно игнорирует права и интересы конкретных работников, принося их в жертву некоему «будущему» экономическому процветанию и тем самым, противореча конституционному принципу охраны каждой человеческой личности. Заметим, кстати, что в западных странах трудовое право не относится к рычагам экономического воздействия, но рассматривается как инструмент охраны труда, а следовательно, ограничения прав работодателя.» /95, с.84/
В декабре 1990 года был принят Закон о профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности, восполняющий пробелы в российском законодательстве, связанные с профсоюзами как одной из сторон в системе социального партнерства. Этот Закон воспроизводит нормы конвенций МОТ (№ 87 о свободе ассоциаций и защите права на организацию 1948 г. и № 98 о праве на организацию и коллективные переговоры 1949 г.), касающиеся деятельности профсоюзов и юридически обеспечивающие их свободу. В Законе появились новые для российского законодательства нормы, касающиеся свободы объединения, независимости от государственных и политических организаций, невмешательства в дела профсоюзов и невозможности их насильствен-ного роспуска. Конвенция МОТ № 98 1949 года «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» не просто защищает права профсоюзов, но и предполагает активную деятельность государства, направленную на развитие переговорных процессов на добровольной основе между работодателями или их организациями и организациями работников с целью регулирования условий труда через коллективные договоры. Однако при этом специалисты отмечают, что отдельные нормы по своему содержанию, гарантиям защищенности работников ниже, чем было ранее в союзном трудовом законодательст-ве. Доминирование в ориентации модели социально-трудовых отношений интересов индивида или коллектива Нам представляется, что этот вопрос менее всего определен в российском трудовом законодательстве. Косвенное подтверждение тому - дискуссии среди специалистов в области трудового права о возможных направлениях его дальнейшего развития: либеральном (ориентированном на свободные индивидуалистические трудовые отношения), социалистическом (с отстаиванием наибольшего количества закрепленных в настоящем КЗОТе прав и льгот работников) и социал-демократическом (соответствующем постиндустриальным реалиям, но с учетом западного и отечественного опыта регулирования социально-трудовых отношений)./117,с.48/ Одним из принципиальных различий в этих моделях правового регулирования социально-трудовых отношений является доминирование интересов индивида, общества, социальных групп соответственно. В основе этих потенциальных направлений лежит разная этика отношений, различное понимание, что такое гуманные социально-трудовые отношения, (см. таблицу 6) Таблица 6. Сравнение типов моделей социально-трудовых отношений
Такой агрегированный анализ показывает направление необходимых ценностных изменений с целью внедрения той или иной модели правового регулирования социально-трудовых отношений. Из таблицы видно, что либеральная модель правового управления социально-трудовыми отношениями является для России наиболее трудно достижимой, а значит, предполагает серьезную ломку стереотипов социально-трудового поведения, ценностей и т.д.. Эта модель основывается на признании объективной возможности возникновения конфликта между работником и работодателем и характеризуется предоставлением сторонам трудовых отношений большой свободы в регулировании отношений, возникающих из трудового договора. Эта концепция опирается на веру в механизм свободной конкуренции, автономность субъектов социально-трудовых отношений, невмешательство государства в регулирование трудовых отношений. В вопросах регулирования особая роль отводится самой организации и судебной практике./95, с.84; 44,с.33/ Социалистическая модель социально-трудовых отношений -это наше прошлое. Она представляет интерес с точки зрения наработанности правового механизма социальной защиты работника, на что и обращает внимание ряд специалистов в области трудового права. Но, как верно замечают их оппоненты, в советский период существования нашего общества многие права работников были декларированы, но не реализовывались на практике, а сейчас проблематична реализация таких льгот и гарантий в силу сложности экономического положения страны. Третья модель, социал-демократическая, предполагает активную политику государства на рынке труда и ориентирована на интересы общества, как и базовая российская модель, и в тоже время предполагает социально активную личность, что является «узким местом» российской системы социально-трудовых отношений. Представляется, что именно эта модель соответствует основным требованиям норм МОТ, которые являются «выражением мирового прогрессивного опыта в области труда на период их принятия» /45,с.67/. С одной стороны, коллективизм, как одна из базовых ценностей российских субъектов социально-трудовых отношений, закреплен в трудовом праве, в части, касающейся трудовых коллективов. Но, с другой стороны, на практике существуют три момента, осложняющих реализацию права о трудовых коллективах. Первое - отсутствие разработанного механизма реализации трудового законодательства в данной его части. Второе -реальное сокращение производственной демократии и в законодательных актах и на практике в силу усложнения экономической ситуации в стране и вследствие этого растущей зависимости работника от своего работодателя. Этот процесс явно находится в противоречии с тенденцией расширения производственной демократии в соответствии с актами международно-правового регулирования труда в странах с развитой рыночной экономикой, а также конвенциям МОТ и Конституции РФ, в которой закреплено, что в последующих законах не должны умалять- ся права и свободы граждан. Третье - неготовность российских работников в своей массе к исполнению социально-трудовой роли в отношениях рыночного типа, которая часто выражается в иждивенческих настроениях работников, подпитываю-щихся юридической и экономической безграмотностью и отсутствием разработанных механизмов для реализации коллективного самоуправления. Отсюда напрашивается вывод, который делают многие юристы, что, по крайней мере, на время перемен в российской модели социально-трудовых отношений роль государства должна быть активной. При этом, как нам представляется, должно быть доработано законодательство по трудовым коллективам, а также государство должно обеспечить условия для развития предпринимательской деятельности и культуры рационалистического типа. Ряд зарубежных авторов, наблюдающих за ходом перемен в России, делают вывод о том, что, если смотреть на российское общество со стороны, то оно имеет все необходимые институты, для того, чтобы развиваться в постиндустриальном направлении: например, банки, профессиональные союзы, законодательную систему. «Но при более пристальном взгляде, становится ясно, что все они не очень профессиональны. Они не играют необходимую роль в обществе». /169,с.455/ «Ясно, что в Российской Федерации уже существуют институциональные структуры, готовые к социальному диалогу. Однако, по нашему мнению, их потенциал сегодня не используется полностью». /47,с.104/ Таким образом, на данном этапе своего развития российское трудовое право имеет декларационный, а не практический характер; характеризуется наличием ряда противоречий и недоработок, которые отмечаются специалистами /115,с. 50; 113,с.56 и т.д./ Так, например, эксперт Минтруда РФ С. Хаби-ров пишет: «Главным пунктом, определяющим современное положение дел на рынке труда, является полное отсутствие реального правового регулирования трудовых отношений. Вся система трудового законодательства существует на радость специалистам трудового права, а реальные отношения найма и увольнения, оплата труда и условия труда, нормы отдыха и т. п. стихийно складываются в зависимости от региональных, сезонных, отраслевых и прочих экономических факторов. Именно в нестыковке экономической целесообразности и правовых иллюзий заключается главный конфликт по «трудовому вопросу»» /113,с.56/ Тем не менее, мы можем констатировать, что российское трудовое законодательство декларирует модель социально-трудовых отношений, обладающую следующими признаками: активной государственной политикой на рынке труда, системой социального партнерства между равными субъектами социально-трудовых отношений и стремлением к уравновешиванию интересов различных социальных групп. (см. таблицу 7) Таблица 7. Сравнение моделей социально-трудовых отношений на фактическом и нормативном уровнях.
Несовпадение значений в строках «управляемость системы социально-трудовых отношений» и «социальная равноценность или неравноценность субъектов социально-трудовых отношений» показывает нам, что «узким местом» трансформации российской системы социально-трудовых отношений является российский работник с его ценностями. Наша точка зрения сводится к тому, что в ходе реформ должны и могут быть сохранены и развиты ценности российских субъектов социально-трудовых отношений внеэкономического характера, исходя из интересов будущего развития российской экономики и сохранения психологического здоровья нации. Это важно, потому что, как пишет доктор Г. Вайс: «Интеграция и смена ценностей, так или иначе, определят нашу судьбу. Если та и другая замедлятся и будут повернуты в ошибочном направлении, мы лишимся будущего, окажемся неспособны выжить». /78,с. 237/ В то же время в ходе реформирования экономики необходимо наращивание культуры рационалистического типа посредством социального научения. «Несовместимость формальных правил и неформальных ограничений (что может быть результатом глубины культурного наследия, в рамках которого были выработаны традиционные способы разрешения основных проблем обмена) порождает трения, которые могут быть ослаблены путем перестройки всех ограничений в обоих направлениях, и тогда будет достигнуто новое равновесие, значительно менее революционное, чем риторика перемен». /74, с.10/ Мы считаем, что несоответствие типов моделей, базовой и нормативной, проявляется в конфликте систем ценностей скрытой и явной. В качестве решения проблемы необходимо выработать теоретические подходы к совершенствованию практики регулирования системы СТО.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|