Чтение текста педагогом Дополнение фраз ребенком
Чтение текста педагогом Дополнение фраз ребенком ... ‒ Пришли к озеру, сели на... ... на берег и стали кадать камешки в... ... в воду ‒ кто дальше бросит. А портфель с Томкой положили на траву. Вот он Марина М. вылез из... ... из портфеля увидел, как камушек упал в... ... в воду и т. д.
Большое внимание при этом придается практическому овладению детьми правилами согласования глаголов‒ сказуемых с местоимениями в функции подлежащего. Это реализуется в ходе разбора текста и самого пересказа, а также с помощью специальных (лексико‒ грамматических) упражнений, включаемых в занятия. К ним относятся: упражнения в словоизменении, подборе лексем и словоформ, например определений к данному педагогом слову при характеристике персонажей сказки; упражнения в дополнении предложений нужным по смыслу словом; воспроизведение конкретного лексического материала текста в форме игры‒ упражнения «Кто лучше запомнил? » и др.
По мере роста речевых возможностей детей (второй год обучения) при пересказе отдельных произведений, помимо обычного воспроизведения текста, дети овладевают некоторыми доступными приемами его языковой трансформации. Так, при пересказе фрагментов произведений (сказка «Зимовье» в обработке И. С. Соколова‒ Микитова; «Про Томку» Е. И. Чарушина и др. ) дается задание рассказать о событиях в прошедшем времени (путем замены временных форм глаголов). При этом выполняющий задание ребенок опирается на данный педагогом образец фрагмента рассказа. При пересказе других произведений (например, «Три охотника» Н. Н. Носова) можно использовать такой прием трансформации текста, как заменарассказа от первого лица рассказом от третьего лица. Приводим пример:
Фрагмент текста Тот же фрагмент в пересказе ребенка «Пошел я как‒ то зимой в лес, «Однажды зимой а ружья у меня в ту пору не Ваня пошел в лес. было: я тогда маленький был». Ружья у него не было. Он был еще маленький».
Указанная форма работы способствует овладению детьми лексико‒ грамматическими средствами построения высказываний путем практических целенаправленных действий с ними. Исходя из вышесказанного, при подготовке к занятиям необходимо тщательное изучение текста, выбранного для пересказа, четкое определение отрабатываемых языковых средств в соответствии с периодом обучения.
II. 3. 2 Обучение рассказыванию по картинам
Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с ОНР. Методика обучения строится с учетом отмечаемых у детей этой группы речевых нарушений, а также особенностей психического и познавательного развития. Это касается проведения специальной подготовительной работы, отбора и последовательности использования картинного материала, структуры занятий и приемов коррекционной работы. Особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления и др. (см. с. 186-195).
Основными методическими положениями в работе по обучению детей дошкольного возраста рассказыванию по картинам являются: постепенное усложнение заданий и форм работы в соответствии с возрастными особенностями детей; отведение важной роли речевому образцу педагога; широкое использование игровых форм занятий; направленность обучения на развитие связной грамматически правильной речи и активизацию творчества детей. Особенности работы по формированию связной монологической речи на занятиях по картинкам обусловливаются спецификой этого вида обучения рассказыванию. С одной стороны, наглядные образы картины облегчают ребёнку задачу построения отдельных фраз‒ высказываний, с другой – при составлении связного рассказа по картине отсутствует опора на готовый языковой материал и определяемую сюжетом последовательность событий. Исходя из этого, занятия по обучению детей с ОНР рассказыванию по картинкам должны предусматривать решение следующих задач: воспитание у детей интереса к составлению рассказов по картинкам; формирование навыков планирования рассказа со стороны его содержания, соблюдения последовательности и логики повествования, полного и точного отображения значимых предметов и места действия, адекватной передачи пространственно‒ временных отношений; активизация и расширение словарного запаса; формирование умений грамматически правильно строить рассказ и т. д. Обучение детей рассказыванию по картинам рекомендуется начинать после проведения серии занятий по описанию предметов и отдельных занятий по пересказу. Так, при передаче внешнего облика персонажей картины, предметов изображенной обстановки дети могут использовать навыки, усвоенные при описании конкретных предметов. Последовательность проведения занятий основывается на данных о том, что составление рассказа по картине для детей дошкольного возраста является более сложным видом рассказывания по сравнению с описанием конкретных предметов, которое авторы рассматривают как начальный этап формирования навыков монологической речи (11, 87, 101). По данным психологических исследований, описание сюжетной картинки и составление связного рассказа по серии картинок вызывает значительные затруднения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Это объясняется сложностью анализа нужной информации и выделения ее существенных звеньев, а также трудностями планирования в условиях отображения наглядной ситуации (11, 54). Проведенные нами исследования показали, что для старших дошкольников с ОНР составление связного сюжетного рассказа по серии картинок представляет большие трудности (23).
Рассказыванию по сюжетным (многопредметным) картинкам должна предшествовать специальная подготовительная работа. Она включает упражнения по составлению предложений по отдельным сюжетным картинкам с изображением простых действий. Такие упражнения проводятся либо на специальных занятиях по формированию лексико ‒ грамматических средств языка, либо включаются в другие логопедические занятия как составная часть работы. Содержание этой работы представлено выше (с. с. 84-86). В целях формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом: v Составление рассказов по крупноформатным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего сюжета («Семья», «Зимние развлечения», «Лето в городе» – из серий картин для детских садов). Такие картины предоставляют возможность составления коротких законченных рассказов первоначально по отдельным фрагментам. Это облегчает детям задачу последующего составления связного рассказа по картине в целом. Изображенные на картинах ситуации близки жизненному опыту детей, что способствует их лучшему восприятию и осмыслению. В литературе имеются указания, что дети успешнее справляются с описанием жанровых картин, близких по содержанию их жизненному опыту, в тех случаях, когда им не приходится устанавливать сложные причинно‒ следственные связи и отношения между элементами наглядной ситуации (11, с. 151). v Составление рассказов‒ описаний по сюжетным картинам, где на первый план выступает изображение места действия, обстановки, события,
v Рассказывание по сериям сюжетных картин, подробно изображающих развитие сюжета. Использовались две серии сюжетных картин: «Тигр и зайчики» (по Т. А. Ладыженской) и «Находка» – по сюжету В. Г. Сутеева. Указанная последовательность определяется постепенным усложне‒ нием наглядного материала и языковых задач, стоящих перед детьми при составлении рассказа. Как показывает опыт нашей работы, построение системы обучения с последовательным использованием нескольких картин одного вида способствует более прочному овладению детьми навыками рассказывания, а также практическому усвоению грамматических форм слов и синтаксических конструкций. Занятия по картинам включают ряд общих элементов: подготовку детей к восприятию содержания картины (предварительная беседа, чтение произведений по теме и др. ); разбор содержания картины, обучение детей составлению рассказа и анализ детских рассказов. Рекомендуется использовать следующие методические приемы: образец рассказа педагога по картине или ее части, направляющие вопросы, предваряющий план рассказа, составление рассказов по фрагментам картины, коллективное составление рассказа детьми. Применение этих приемов обучения во многом определяется тем, какие речевые умения уже сформированы у детей, на каком этапе обучения рассказыванию проводится занятия. Для развития направленного восприятия речи педагога, логического мышления, формирования смысловых, понятийных обобщений исполь‒ зуются прием совместных действий, беседа на основе жизненных впечатлений детей, связанных с изображенными на картине событиями и др. Для активизации внимания, зрительного восприятия и памяти рекомендуется использовать: · игру‒ упражнение «Кто больше увидит? » (дети называли изображенные на картине предметы указанного цвета, назначения, сделанные из того или другого материала и т. п. ); · игру «Кто лучше запомнил? » (дети должны были вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи картины); игру‒ упражнение «Кто самый внимательный? » (используя картину, дети поочередно заканчивают предложения, начатые педагогом); игру‒ упражнение «Почта» (каждый ребенок получает конверт с картинкой, изображающей действие одного изперсонажей картины, и составляет краткий рассказ‒ описание);
· прием обыгрывания детьми (посредством пантомимы) действий персонажей многофигурной картины с последующим их оречевлением и др. Обучение связному последовательному рассказу проводится следующим образом. Вначале дети упражняются в составлении краткого, а затем более развернутого рассказа целиком по направляющим вопросам; позднее они переходят к составлению рассказа по подробному плану, предлагаемому педагогом. Обучение по многофигурной картине проводится на двух‒ трех занятиях. Первое занятие посвящено разбору содержания картины (определение места и времени изображенного действия; выделение и характеристика действующих лиц и наиболее существенных предметов обстановки). На втором занятии дети переходят к описанию картины по отдельным ее фрагментам. Первоначально такое описание состоит из 2‒ 3 простых предложений; затем дети переходят к составлению более развернутого описания – из 4‒ 5 предложений – в виде небольшого рассказа, включающего характеристику персонажей, их действий и взаимоотношений. На занятиях по первой и второй многофигурным картинам рассказ по фрагментам составляется детьми по вопросам, а по третьей картине – по предваряющему плану. Заключительная часть занятий по каждой многофигурной картине отводится на составление связного рассказа по всей картине (во второй группе) или по двум‒ трем фрагментам (в первой группе). Детям с несколько более высоким уровнем сформированности связной (вторая группа) речи предлагаются несложные задания творческого характера (придумать завязку или продолжение изображенного на картине действия). По картинам второго вида дети обучаются составлению рассказа‒ описания какого‒ либо явления, события, определяющего тематику картины. В процессе разбора картины определяются основное событие и существенные детали обстановки, устанавливается связь между персонажами и местом действия. Рассказ‒ описание по картине составляется детьми вначале по опорным вопросам, затем – по схеме‒ плану; для облегчения составления рассказа используются указания на детали картины. С учетом особенностей детей рекомендуется подбирать картины с одинаковым композиционным центром ( река ), что помогает детям в последовательном овладении навыками построения рассказа‒ описания. При работе со второй и третьей картинами данного вида ставится задача воссоздать на основе наглядного содержания простую сюжетную ситуацию (по вопросам). Так, по картине «Ледоход» детям второй группы дается задание рассказать, откуда пришли ребята, зачем они пришли на реку, почему дедушка красит лодку и т. д. Обучение рассказыванию по сериям сюжетных картин (среднего формата) рекомендуется проводить на основе общепринятой методики (11, 54, 104) в следующем варианте. На первом занятии проводится последовательный разбор каждой картины серии; при этом у детей формируются операции целенаправленного анализа наглядно‒ воспринимаемого предметного содержания. Дети учатся выделять «предикативную», событийную основу (определение действий персонажей, уяснение связи между ними) и существенные детали изображения. Затем все картины в нужном порядке размещаются одним‒ двумя детьми на наборном полотне. По вопросам педагога определяется общее содержание изображенных событий. В качестве методического приема используется образец начала рассказа («экспозиция» изображенного действия издвух‒ трех предложений). После этого дети «по цепочке» составляют рассказ по каждой из последовательных картин. На втором занятии у детей формируются навыки составления рассказа, все части которого «контекстно» связаны друг с другом, логически и синтаксически объединены. На этом занятии дети поочередно составляют рассказы по двум‒ трем картинкам‒ фрагментам, а затем по всей серии в целом (с учетом индивидуальных речевых возможностей). В качестве обучающего приёма используется составление сюжетной завязки, начала к изображённому действию (по вопросам педагога или по данному образцу). Перед составлением рассказа дается инструкция придумать начало к изображенному на картине действию. Дети второй группы упражняются также в придумывании продолжения изображенного сюжета (по вопросам). К примеру, в этой группе детей можно провести отдельное занятие на составление рассказа по аналогии (по серии «Находка») – с заменой главного персонажа и игрушки. Важным методическим приёмом является оценка рассказов детей. Педагог отмечает соответствие рассказа ребёнка содержанию картины; полноту и точность передачи увиденного; живую, образную речь; умение последовательно, логически переходить от одной части рассказа к другой и т. д. Формирование описательно – повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего речевого развития на основе обучения рассказыванию по сюжетной картинке и серии последовательных сюжетных картинок с опорой на словесный план (составление рассказа по опорным словам) проводится следующим образом. Обучение рассказыванию следует начинать с работы по сюжетным картинкам, изображающим только одно действие, причем сначала предъявляются картинки, где главным действующим лицом является человек ребенок или взрослый. (Мальчик умывается. Девочка моет посуду. Папа ремонтирует машинку. Мама вяжет. Бабушка лежит на диване. Дедушка читает газету. ) После не скольких занятий, когда дети научатся правильно грамматически оформлять предложения, предъявляются картинки, где действия совершают животные. (Кошка играет с клубком. Собака лает на кошку. ) Для следующего усложнения подбираются картинки с неодушевлен‒ ными предметами. (Мяч укатился в речку. Чайник стоит на столе. ) Действия, отображенные на картинках, связаны, в основном, с обиходной ситуацией, поэтому в большинстве случаев в течение 4‒ 5 занятий дети начинают справляться с предложенным заданием: точно называть изображенное на картинке действие. Далее следует переходить к обучению составлению предложений по картинкам, где изображено два и больше действий, (Девочка моет посуду. Мальчик вытирает посуду. Мальчик и девочка лепит снежную бабу, еще один мальчик катает снежные комки. ). Здесь дети обучаются тому, как начинать и заканчивать рассказ, предлагая и свои варианты начала и конца. Проделанная работа позволяет перейти к следующему виду занятий, а именно: составлению рассказа по серии сюжетных картинок с изображением одного и того же действующего лица (ребенок, взрослый, животное, неодушевленный предмет). Детям предлагается установить последова‒ тельность действий на картинках и составить по данной серии рассказ. Серии сюжетных картинок помогают детям развивать наблюдательность, отмечать новые явления в каждой последующей картинке, способствуют уточнению имеющихся у детей представлений, понятий, обогащают их новыми сведениями, помогают правильно и логически последовательно отображать в своей речи увиденное. При этом используются вопросы, помогающие установить последо‒ вательность событий, в случае затруднений – педагог предлагает детям прослушать образец рассказа. Виды работы по обучению детей рассказыванию по картинам в III периоде первого года и на втором году обучения постепенно усложняются. Проводится работа с сериями сюжетных картин, изображающих отдельные, «ключевые» моменты действия («Умный ежик» и «Зайчик и уточки» по сюжетам Н. Радлова), что ставит перед обучающимися более сложные творческие и речевые задачи. Так, серия картинок «Умный ежик» может использоваться в варианте с пропуском одного из фрагментов – третьей картины серии. У детей формируются умения воссоздавать сюжетное действие на основе предварительного разбора изображенных «ключевых» моментов. Используется образец начала рассказа, даваемый педагогом, а окончание рассказа составляется детьми с помощью направляющих вопросов («Удалось зайчику добраться до берега? »; «Кто помог зайчику? »). Предлагаемый образец включается затем детьми в собственные рассказы, или на основе его дети придумывают свой вариант начала рассказа. При этом дети второй, более сильной, группы не просто прослушивают образец начала рассказа, а участвуют в его составлении, заканчивая некоторые предложения нужным по смыслу словом. При возможности синонимичного завершения подбирается несколько вариантов окончания фразы. В конце третьего, а затем на втором году обучения проводится обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с воспроизведением предшествующих и последующих событий. Составление экспозиции и продолжения к изображенному на картине действию проводится по направляющим вопросам и указаниям педагога. Используется образец начала (по картине «Спасаем мяч») и конца рассказа («Шар улетел»), на основе которых дети составляли свои варианты. На третьем этапе обучения на занятиях по серии сюжетных картинок можно предлагать детям решать определенные творческие задачи, например, предложить составить рассказ по использованной на предыдущем занятии серии без предъявления 1‒ 2 картинок, рассказчику предлагается «включить» себя в состав действующих лиц или рассказывать от первого лица; затем предложить группе детей (по количеству участников) инсценировать изображенную на данной серии картинок ситуацию. Можно предложить детям придумать диалоги персонажей, ввести дополнительных участников события, дополнительные действия. (Например, при составлении рассказа по серии «Петя и волки», дети вводят в «рассказ» других героев – друзей, которые предлагают мальчику остаться в поселке, хотят проводить его через лес, подождать взрослых, обратиться за помощью к охотникам и т. д. ). В начале второго года обучения начинается работа с пейзажной картиной. (Используются картины «Зима», «Весна» из серии В. А. Езикеевой, 1981. ) Целью занятий является обучение детей первоначальным навыкам составления рассказа‒ описания изображенного пейзажа. В процессе разбора картины дети усваивают примерную схему последовательного описания. Они называют время года, перечисляют виды ландшафта в последовательности, определяемой их пространственным расположением, дают их описание по вопросам (как выглядит лес, река, берега и т. д. ). При составлении ребенком самостоятельного рассказа‒ описания используются вопросы – указания («А теперь расскажи о реке, какая она? » и т. п. ). Коррекционно‒ логопедическая работа по формированию различных сторон речи детей на занятиях по картинам включает: формирование грамматически правильной речи; развитие фразовой речи детей; обогащение словаря. Грамматические формы слов отрабатываются в ходе вопросно‒ ответной беседы по содержанию картины и затем закрепляются в рассказах детей. Уделяется в частности внимание работе над усвоением форм множественного числа существительных, глаголов и прилагательных (особенно при работе с многофигурными картинами), а также сопоставлению единственного и множественного числа указанных частей речи. В процессе работы с картинками уделялось также внимание формам согласования прилагательных с существительными в роде, падеже – именительном, винительном, предложном, согласования глаголов с существительными в роде и числе. Примеры отрабатываемых словоформ и словосочетаний приводятся в представленном в практической части методическом материале (с. с. 186-195, 200-202). Для отработки грамматических форм мы рекомендуем использовать специальные упражнения. Так, для усвоения падежных форм существи‒ тельных детям предлагается упражнение на составление фраз по данной словоформе, с опорой на картину («Составьте предложение со словом «на коньках», «во дворе», «на катке» и др. ). В дальнейшем дети упражняются в составлении предложений по слову, данному в нейтральной форме («река», «санки», «кататься») путем ее изменения. В последнем случаев используются образец и подсказ начального слова фразы. К числу основных отрабатываемых синтаксических конструкций относятся: (а) конструкции, образуемые путем распространения начальной структуры П + С за счет одного структурно‒ семантического звена (например: «Дети играют во дворе »); (б) путем расширения структуры П + С двумя‒ тремя структурными звеньями («Бабушка вяжет шапочку для внучки »); (в) конструкции с переходными, «неполнозначными» глаголами («Трактор везет прицеп с сеном»); (г) структуры с включением слов‒ определений («Мальчики стоят на высоком берегу» и т. п. ); (д) конструкции с детерминантами (« По реке плывет катер») и др. В процессе работы с картинами третьего вида детьми усваиваются некоторые типы сложных предложений, например, сложносочиненные с союзами и, а, сложноподчиненные с придаточным времени. Словарная работа преследует цель обогащения активного словаря детей прежде всего элементами глагольной лексики. Большое внимание уделяется устойчивым сочетаниям глаголов и глагольных форм с существительными в косвенных падежах («играть в снежки», «покрыта льдом» и т. п. ). Уточняются и закрепляются в речи детей слова‒ определения, в том числе качественные и относительные прилагательные со значением цвета, величины и других свойств предметов, а также слова, обозначающие их пространственное взаиморасположение – наречия, предлоги (например: «Мальчик с мамой стоят на берег у рек и. По рек е плывут большие льдины. За рек ой видна деревня. Рядом с ней лес». ). Работа по указанным направлениям состоит в следующем: те или иные грамматические формы отрабатываются в ходе вопросно‒ ответной беседы по содержанию картины и затем закрепляются в самостоятельных рассказах детей. Занятия по каждой картине должны предусматривать отработку ограниченного числа словоформ, что определяется конкретным содержанием картины. Это создаёт благоприятные возможности для целенаправленной работы над их усвоением. В задачи работы по развитию фразовой речи следует включать: обучение детей ответам на вопросы распространёнными законченными предложениями, использованию в процессе составления рассказа различных типов предложений. Коррекционная работа по формированию лексического и грамматического строя речи на занятиях, проводимых на втором году обучения, проводится по следующим направлениям: · работа по формированию грамматически правильной речи (овладение детьми определёнными грамматическими закономерностями языка, нормами употребления ряда словоформ); · развитие развернутой фразовой речи детей, практическое усвоение навыков построения и использования в речи различных типов синтаксических конструкций; · обогащение словаря, прежде всего за счёт глагольной лексики, слов‒ определений, некоторых устойчивых словосочетаний. Словарную работу логопед проводит, обогащая активный лексикон речевых высказываний детей (прежде всего словами глагольной лексики). Большое внимание следует уделять устойчивым сочетаниям глаголов и глагольных форм с существительными в косвенных падежах, а также введению в словарь детей новых для них словосочетаний. Уточняются и закрепляются в речи детей слова‒ определения, а также слова, обозначающие пространственное взаиморасположение предметов ‒ наречия и предлоги. При проведении коррекционной работы обращается внимание на правильное оформление детьми сложных конструкций: сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с придаточными времени, причины, цели (например: «Мальчик взял длинную ветку, чтобы достать мячик»; «Девочка заплакала, потому что у нее улетел шарик»); на использование предложений с однородными сказуемыми. Проводится работа по усвоению падежных форм существительных, местоимений, форм согласования их с прилагательными. При этом большое значение придается сопоставлению грамматических форм одного и того же слова. Например, при разборе содержания серии картин «Умный ежик» дети упражняются в словоизменении на основе падежных форм слов «дерево» и «яблоня» по вопросам: Куда залез ежик – Ежик залез на дерево; Где сидит ежик? – Ежик сидит на дереве; Где лежат яблоки? – Яблоки лежат под деревом. При описании пейзажной картины уделяется внимание уточнению названий и предметов ландшафта («луг», «поляна» и др. ), использованию ярких определений, сравнений и других средств образной выразительности («пушистый, снег», «кудрявые облака», «стройные березки»).
В III периоде первого года обучения, по мере возрастания речевых возможностей детей, в систему формирования связной речи вводятся задания по составлению небольших рассказов на тему из личного и коллективного опыта . Такие задания целесообразно включать в занятия на основе проводимых в дошкольном учреждении мероприятий ‒ утренников, экскурсий, «досуговых мероприятий», а также наблюдений во время прогулок, общественно‒ полезных дел и др. Дети рассказывают о празднике, проводившемся в детском саду, об интересной игре («Наш поезд», «Космонавты», «В гости к леснику» и др. ), о том, что видели на экскурсии («Как мы ходили в зоопарк», «Как работает почта» и др. ). Рассказы составляются с опорой на образец педагога и предваряющий вопросный план. Используются: коллективная форма составления рассказа, прием его дополнения другими детьми. Составление рассказов из коллективного опыта может проводиться с использованием фотографий и слайдов, а также рисунков самих детей, отражающих события из их жизни в детском дошкольном учреждении. В качестве «опорного» наглядного материала для составления детских рассказов может быть использован и просмотр видеофильмов соответствующей тематики. Обучение данному виду рассказывания проводится как на логопедических, так и на воспитательских занятиях (проводимых по плану логопеда). Составлению рассказов из опыта может предшествовать организация выставок детского творчества по той же тематике.
II. 3. 3 Обучение рассказу‒ описанию предметов
Описание ‒ особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания‒ описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности. Описание характеризуется специфической коммуникативной направленностью по сравнению с другими видами речевых сообщений. Оно требует обязательной ориентации говорящего на партнера общения и его реакцию, оказывает на реципиента (слушающего) в основном «информативное» воздействие. Цель описания – максимально полная и адекватная передача реципиенту информации об описываемом объекте. Описание чаще всего предполагает опору на наглядность (воспринимаемую или представляемую), что предопределяет особенности функционирования речемыслительной деятельности субъекта восприятия. Описание связано с развитием чувственного познания, конкретно‒ образного мышления. Все особенности описания объективируются в его продукте – тексте описательного типа. Языковыми средствами для описания служат вводные слова, повелительное наклонение, использование номинативных, безличных, эллиптических предложений с большим количеством существительных, прилагательных, числительных, причастных форм, соединительных союзов. Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе составления описательного рассказа дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, использовать для их обозначения нужные лексемы, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение. Уточняются представления детей об окружающих предметах, происходит активное расширение словарного запаса. При обучении детей с ОНР дошкольного возраста описанию предметов решаются следующие основные задачи: * развитие умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов; использовать для их обозначения и характеристики адекватные слова, словосочетания и фразы‒ высказывания, * формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа‒ описания предмета; * овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа; * практическое усвоение навыков описания предметов путём специально организованных речевых тренингов. С этой целью рекомендуется поэтапное обучение, включающее следующие виды работы: подготовительные упражнения к описанию предметов; формирование первоначальных навыков самостоятельного описания; описание предметов по основным признакам ; обучение развернутому описанию предмета (с включением различных признаков‒ микротем); закрепление полученных навыков составления рассказа‒ описания, в том числе при проведении игровых и предметно‒ практических занятий; усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов. При проведенииподготовительных упражнений (I‒ II периоды первого года обучения) основное внимание уделяется развитию у детей сенсорного восприятия, навыков элементарного анализа воспринимаемого предмета, а также формированию установки на употребление ими фразовой речи при ответах на вопросы педагога. Рекомендуются упражнения на узнавание предмета по его описанию, сравнение предметов по основным признакам, упражнения на составление словосочетаний и предложений с учетом зрительного и тактильного восприятия предмета. Для упражнений используется материал лексических тем в соответствии с программой обучения и воспитания детей с ОНР старшей возрастной группы («Овощи и фрукты», «Игрушки», «Одежда» и др. ). Такие упражнения проводятся с использованием настольных игр и пособий (тематические лото, пособие «Предмет и изображение», электровикторины со специально подобранными рисунками), игрушек и муляжей предметов. Например, при работе с лото детям раздаются карты с изображением предметов той или иной тематической группы. Педагог дает развернутое словесное описание одного из них, и дети должны определить, о каком предмете идет речь. Дети, у которых на карте лото есть изображение этого предмета, ставят на него фишку, а затем отвечают на вопросы педагога, направленные на выделение некоторых отличительных его признаков (цвет, форма, величина, характерные особенности строения и др. ). Аналогично проводится работа с пособием «Предмет и изображение», где используются деревянные уменьшенные модели предметов. Ребенок должен соотнести объемную модель предмета с его графическим изображением на карте лото. Это способствует развитию внимания и установлению новых смысловых связей, что, в свою очередь, важно для развития словарного запаса. Можно рекомендовать также упражнения в отгадывании загадок, содержащих описание предметов (с использованием натуральных предметов или игрушек, электровикторины и др. ). При проведении упражнений на сравнение предметов предварительно уточняются понятия формы, цвета и других отличительных признаков. Вначале дети упражняются в сравнении однотипных предметов, отличающихся каким‒ либо одним признаком, например пирамидок различного цвета, но одинаковой формы и величины; затем сравниваются предметы, относящиеся к одной типологической группе (овощи, фрукты и т. д. ). В дальнейшем дети переходят к сравнению предметов разных групп, но имеющих один‒ два общих признака (помидор, арбуз, мяч и др. ). Указанные упражнения способствуют развитию слухового внимания и восприятия, внимания к понятийной стороне речи и подготавливают детей к самостоятельному описанию предметов. Во втором и третьем периодах первого года обучения у детей формируются навыки составления описания предметов, начиная с простого описания, составляемого с помощью педагога (по вопросам), с постепенным переходом к более самостоятельным и развернутым высказываниям (по предваряющему плану, затем ‒ с опорой только на данный образец). Для составления описаний по вопросам педагога подбираются игрушки и другие предметы с ярко выраженными, легко определяемыми при восприятии признаками (мяч, арбуз, морковь и т. п. ). Простое описание предмета первоначально состоит из 4‒ 5 фраз и включает его называние, перечисление основных внешних признаков (форма, цвет, величина, материал) и некоторых отличительных свойств (вкусовые качества и др. ). Например:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|