«Это кошка. «У меня тоже. У меня кошка серая, с чер‒ У меня кошка. ными полосками. Лапки у нее вся черная. Лап‒
«Это кошка. «У меня тоже . . . кошка. . . . У меня кошка серая, с чер‒ У меня кошка ными полосками. Лапки у нее вся черная. Лап‒ беленькие. ки беленькие. Шерсть у кошки мягкая, Шерсть у кош‒ пушистая. ки пушистая. Уши у кошки маленькие, Уши у кошки острые. Глаза у нее зеле‒ маленькие, глаза ные зеленые... как У кошки длинные усы... » огоньки. и т. д. У нее большие усы» Начиная с третьего периода первого года обучения следует переходить к формированию у детей навыков планирования небольшого по объему рассказа‒ описания. Проводится коллективное составление плана; определяются главные содержательные элементы рассказа («О чем мы скажем вначале? », «Что скажем об этом предмете, какой он? », «Чем закончим рассказ? »). В дальнейшемребенку предлагается перед составлением описания сказать, о чем он будет говорить, используя ранее усвоенную схему.
При обучении описанию детям можно предъявлять на занятии ряд предметов одной типологической группы. Перед составлением описания все предметы называются. Педагог обращает внимание детей на различие предметов по внешнему виду. Это облегчает детям выделение существенных признаков предметов и способствует закреплению соответствующих обобщений и противопоставлений. Объект описания выбирается либо педагогом, либо самим ребенком (с учетом его индивидуальных возможностейи характера учебной ситуации). По мере усвоения навыков описания непосредственно воспринимаемого предметарекомендуется вводить в обучение некоторые новые виды работы: описание предмета по памяти, собственному рисунку, включение описаний в игровые ситуации (конец первого ‒ второй год обуче‒ ния). Прием описания предмета по выполненному рисунку является эффективным для усвоения детьми с ОНР навыков самостоятельного описания. Ребенку предлагается выполнить рисунок какого‒ либо предмета или игрушки (по выбору), а затем дать его описание по вопросному плану. Рисунки выполняются цветными карандашами или фломастерами в целях закрепления цветовых зрительных представлений. Затем они размещаются на наборном полотне, и дети поочередно рассказывают об изображенных предметах. Педагог дает краткий анализ высказываний детей (полнота передачи информации о данном предмете, последовательность, ошибки в употреблении языковых средств). Включение предметно‒ практических действий в процесс обучения детей описательной речи способствует закреплению представлений об основных свойствах предметов и повышает интерес детей к самим занятиям. Первоначально этот вид работы проводится на логопедических занятиях, а затем воспитателем по заданию логопеда.
Описание предметов по памяти (предметы домашнего окружения, животные, растения) можно проводить на занятиях по формированию лексико‒ грамматических средств языка по темам: «Моя любимая игрушка», «Наши верные друзья» и др. Описание по памяти проводится и на воспитательских занятиях, на основе впечатлений, полученных детьми при посещении зоопарка, уголка животных, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и др. Закрепление и развитие речевых навыков, формируемых на занятиях по описанию предметов, осуществляется в ходе игровых занятий, включающих упражнения на узнавание предметов по описанию, их сравнение, воспроизведение данного педагогом образца описания, а также самостоятельное составление детьми рассказа‒ описания. Игра‒ драматизация является благодатным полем для закрепления и формирования навыков составления речевых высказываний. Ролевые диалоги и короткие монологические высказывания в игре‒ драматизации являются показателем не только развития связной речи детей, но и показателем развития самой игры‒ драматизации. Развивая игровое взаимодействие детей в игре (ролевые диалоги и монологи), педагог не только целенаправленно обогащает игру детей, но и формирует навыки составления речевых высказываний. И наоборот, развивая у детей умения пользоваться всеми функциональными видами диалогических реплик и соблюдать существующие правила поведения в диалоге, воспитатель содействует развитию игры‒ драматизации (2, 49 и др. ). Творческой игрой детей, в которой они активно упражняются в диалоге, являются игры‒ инсценировки. Организации таких игр предшествует этап ознакомления с предметом речи (сюжетной ситуацией, событием и др. ), его отображение в речевых высказываниях детей под руководством воспитателя, а затем прямое и косвенное содействие возникновению таких игр по инициативе детей. Ценность таких игр состоит в том, что в них сочетаются как репродуктивные реплики, заимствованные из текста произведения, так и проективные, «придуманные» и оформленные ребенком самостоятельно. Важная роль игр‒ инсценировок состоит и в том, что дети черпают формы разнообразных реплик из речевого образца педагога, присваивают их, включают их в свой собственный речевой опыт.
Игра‒ драматизация ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. В целях формирования у детей с ОНР навыков связных монологических высказываний могут быть проведены следующие игры: «Магазин», когда один из ее участников («Продавец») должен узнать предмет по его описанию; игра «Кто нашел собачку? », направленная на закрепление навыков описания животных (в ходе игры один из участников делает объявление о пропавшей собачке с ее описанием по цветной открытке‒ фотографии, а другие дети по данному описанию отыскивают собачку ‒ игрушку); «Маша заблудилась», где детьми составляется описание «пропавшей» куклы по памяти и др. Приводим краткое содержание отдельных игровых занятий. Прием описания предметов без их называния используется в ходе игры «Магазин» в следующем варианте. Игровой персонаж (Незнайка или Петрушка), в роли которого выступает сначала педагог, а затем один из детей, звонит по телефону в «магазин» и спрашивает, есть ли там предмет указанной им формы, величины, цвета, назначения и т. д. «Продавец» должен узнать предмет по его описанию и ответить «Незнайке». Затем в игру вступают другие персонажи (Чипполино, Кот в сапогах и др. ), роль которых исполняют дети. В игре «Маша заблудилась» «участвуют» несколько кукол (4‒ 5) одинаковой величины, но различающихся цветом волос, глаз, прической, одеждой. Занятие начинается с описания одной из них ‒ куклы Маши (по предваряющему плану‒ схеме). Затем детям дается объяснение игрового действия, сопровождаемое манипуляцией с куклами. «Девочки» идут в лес, за грибами (передвигаются за ширму) и через некоторое время возвращаются обратно ‒ все, кроме одной (девочки Ма‒ ши). Маша потерялась в лесу. На ее поиски отправляется Петрушка, но он не знает, как она выглядит, в чем одета, с чем девочка пошла в лес(с корзинкой, кузовком, ведерком). Дети дают описание куклы Маши. Вначале дается коллективное описание, а затем один из детей повторяет его, рассказывая Петрушке, как выглядит Маша. Например:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|