«У Маши волосы черного цвета, заплетены в косу. На голове красная косынка. У нее голубые глаза, румяные щеки. Она одета в белую кофту и синий сарафан. На ногах у Маши коричневые сапожки. В руках у нее корзиночка».
«У Маши волосы черного цвета, заплетены в косу. На голове красная косынка. У нее голубые глаза, румяные щеки. Она одета в белую кофту и синий сарафан. На ногах у Маши коричневые сапожки. В руках у нее корзиночка». Петрушка повторяет описание девочки, идет в лес и находит ее. В игровое действие могут вводиться лесные обитатели (ежик, заяц). Петрушка спрашивает, не видели ли они девочку, и повторяет ее описание. В другом варианте игры (без предварительного описания куклы) дети сами отыскивают девочку Машу. По дороге они встречаются с Петрушкой и спрашивают, не встретил ли он девочку в лесу. Ребенок, исполняющий роль Петрушки, дает описание Маши (по памяти) и указывает место, где он ее встретил. Вопросы к Петрушке при необходимости направляются педагогом («Спроси Петрушку, где он встретил девочку? », «Что она делала? », «Около какого дерева сидела? » и др. ). Таким образом, в процессе игры одновременно совершенствуются навыки ведения диалога и подключаются элементы собственного творчества детей в рассказывании. Игровые занятия позволяют использовать разные словесные игры и упражнения (подбор слов‒ определений к данному предмету, упражнения на подбор образных сравнений, синонимов, антонимов и др. ). В конце третьего периода первого года обучения рекомендуется начинать подготовительную работу к обучению детей сравнительному описанию двух предметов (на основе пройденных лексических тем: «Овощи и фрукты», «Домашние и дикие животные», «Птицы» и др. ). Занятия проводятся с использованием игрушек, муляжей предметов, тематических предметных картин среднего и крупного формата и могут проводиться воспитателем по плану логопеда. В структуре занятий предусматриваются следующие упражнения:
* дополнение детьми предложений, начатых педагогом, нужным словом, обозначающим признак предмета («У гуся шея длинная, а у утки... », Собака большая, а щенок... ); * составление предложений по вопросам (типа: «Каковы на вкус лимон и апельсин? », «Какие по цвету глаза у Лены и Оли? »и т. п. ); * выделение и обозначение контрастных признаков двух предметов (апельсин большой, а мандарин маленький , дерево высокое, а куст низкий, река глубокая, а ручей мелкий, книга толстая, а тетрадь тонкая. .. и т. д. ); * последовательное выделение ряда признаков, отличающих предметы какой‒ либо одной группы (ель и береза, яблоко и лимон, ворона и воробей и др. ). Кроме указанных упражнений, для обучения навыкам сравнительной характеристики предметов можно также использовать прием параллельного описания двух предметов ‒ педагогом и ребенком (описание кошки и собаки, коровы и козы и т. д. ). Основная работа по формированию навыков сравнительного описания осуществляется на втором году обучения. Навыки описания предметов полезно закреплять на занятиях по формированию предметно‒ практической деятельности в ходе продуктивных видов деятельности: лепка, рисование, конструирование. Описанию животных и птиц должна предшествовать работа по рассматриванию муляжей или чучел, а также изображений на картинке. Коррекционная работа по развитию у детей грамматически правильной речи на занятиях по описанию предметов включает: систематические упражнения в правильном употреблении словоформ; усвоение практических навыков словоизменения; упражнения в правильном построении предложений; активизацию и обогащение словарного запаса; формирование навыков контроля за построением высказываний. Работа по обучению детей с ОНР составлению рассказа‒ описания должна включать все аспекты развития речи: обогащение, закрепление и активизация лексикона; формирование грамматических представлений и обобщений; воспитание звуковой культуры речи.
У детей закрепляются практические навыки в составлении развернутых ответов на вопросы педагога, фразовых высказываний с опорой только на непосредственное восприятие предмета. Приводим примеры синтаксических структур, отрабатываемых на занятиях: · Объект ‒ качество объекта (огурец зеленый, яблоко круглое); · Объект ‒ вид качества (цвет, форма и др. ) ‒ определение качества (арбуз по форме круглый ); · Вид качества ‒ наименование субъекта ‒ определение качества (иголки у ели зеленые; шерсть у кошки мягкая, пушистая); · Субъект ‒ действие, выполняемое субъектом, ‒ объект действия (собака сторожит дом; корова ест зеленую траву) и др. Словарная работа, которая направлена не только на обогащение словаря, но и на углубление понимания детьми смысла значений слов, способствует тому, что ребенок, приобретая умения точно, правильно обозначать предметы, их качества и взаимосвязи, все более успешно применяет усвоенные слова в связных высказываниях. Большое внимание должно уделяться и развитию словаря признаков. В первую очередь это качественные прилагательные, обозначающие цвет, размер, физические свойства: твердый, мягкий, холодный, гладкий и т. д. Ответы на вопросы: Чья? /Чье?, Чьи?, Чей? Предполагают использование притяжательных прилагательных. В процессе занятий по обучению описанию предусматривается не только количественно развитие словаря, пополнение новыми словами, но и качественное: уточнение значения слова, знакомство с многозначностью слова, с синонимическим рядом. Дети обогащают свой словарный запас более точными понятиями: не просто «чашка», а кружка, бокал, стакан; в обобщающем, родовом понятии выделяют понятия более узкие, видовые: посуда столовая, чайная, кухонная. Углубление знаний о предмете обогащает речь словами, обозначающими части и детали предметов (носик, крышка). Сравнивая качества предметов, дети находят слова с противоположным смыслом (антонимы: глубокий ‒ мелкий) или слова, схожие по значению (например, синонимы: большой ‒ крупный и т. п. ).
При описании функции предмета рекомендуется проводить работу по обогащению и активизации глагольного словаря. В процессе усвоения предметного словаря продолжается знакомство детей с различными способами словообразования. Внимание детей привлекается к образованию новых слов с помощью суффиксов, приставок. При этом подчеркиваются звуковые и смысловые различия между словами. Например, если стол деревянный ‒ он сделан из дерева, мяч резиновый ‒ сделан из резины. Детей учатпонимать обобщенное значение слова (например, дается задание отобрать все пластмассовые или деревянные предметы и т. д. ). Только после этого предлагается самостоятельно образовывать относительные прилагательные от вещественных существительных (меховой, стеклянный, пластмассовый); слова со значением соотнесенности с продуктами питания (молочный, шоколадный); с растениями (дубовый, сосновый, березовый), детей учат вслушиваться в окончания прилагательных, устанавливать родовую принадлежность слов-определений (мужской, женский, средний род). Развивая умение правильно передавать в речи оттенки слов, детей учат правильно образовывать уменьшительно-ласкательные определения-наиния качеств предметов (желтенький, сладенький). При составлении речевого образца и в процессе упражнений на описание предметов уделяется внимание усвоению детьми простых способов межфразовой связи (использование лексического и синонимического повтора, личных местоимений и др. ). Например: «Это белка... Шубка у белки рыженькая, пушистая. Ушки у белки острые, с кисточками. Хвост у нее большой, пушистый. Белка живет в дупле. Она ест орешки, грибы... » и т. д. Внимание детей обращается на употребление различных форм языкового обозначения объекта описания, на использование словообразовательных замен (медведь ‒ Мишка, грузовая машина ‒ грузовик и др. ). Это учитывается при использовании приема параллельного описания предметов (когда ребенок воспроизводит вслед за педагогом слова, несущие функцию связи между предложениями), специальных упражнений в последовательном составлении ребенком двух‒ трех фраз по вопросам‒ указаниям логопеда («Скажи, какие иголки у ежика», «Для чего они нужны ежику? » и т. д. ). Для закрепления полученных навыков может быть также использован прием продолжения ребенком описания, начатого педагогом.
II . 3. 4 Обучение рассказыванию с элементами творчества
Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, обра- зов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму (11, 17, 47, 104 и др. ). Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно‒ логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. Творческое рассказывание максимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. К основным видам рассказывания с элементами творчества относятся рассказы по аналогии , придумывание продолжения и завершения рассказа, составление его по нескольким опорным словам и на предложенную тему (11, 54, 75 и др. ). Составление творческого рассказа предполагает умение связно и последовательно отображать в речи те или иные события, а также наличие у детей представлений о некоторых правилах построения рассказа‒ сообщения (зачин, отображение сюжетного действия в его развитии, концовка; точное определение времени и места событий и др. ). В связи с этим обучение составлению творческих рассказов осуществляется при условии сформированности у детей определенных навыков связных развернутых высказываний (пересказ, составление рассказа по картине, рассказ‒ описание предмета и др. ). исходя из этого, обучение данному виду рассказывания занимает особое место в работе с детьми, имеющими четвертый уровень речевого развития. Формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, представляет большие трудности. Эти дети испытывают большие затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания (составление небольшого рассказа на заданную тему) подменяется пересказом знакомого текста. Указанные трудности, связанные с системным речевым недоразвитием, могут быть обусловлены также недостатком знаний и представлений об окружающей действительности и отмечаемой у этих детей инертностью процессов воображения, отставанием в развитии комбинаторных функций (22, 92).
Все это определяет необходимость особого внимания к организации занятий по обучению дошкольников с ОНР составлению рассказов с элементами творчества и использованию адекватных приемов обучения с учетом особенностей этой группы детей. (**) Обучение детей с ОНР составлению самостоятельных рассказов с элементами творчества проводится, в основном, на втором году обучения. Однако, начиная с третьего периода первого года обучения в занятия по пересказу, рассказыванию по картинам и другие рекомендуется включать отдельные, доступные детям задания творческого характера (см. табл. ниже).
ВИДЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ РАССКАЗЫВАНИЯ
Остановимся в качестве примеров на некоторых вариантах таких заданий. Так, после пересказа сказки «Хвосты» детям предлагается составить «творческий пересказ» с введением в сюжетное действие новых действующих лиц (корова, петух, павлин), придумать какой‒ либо эпизод на основе ее сюжета. Перед выполнением творческого задания проводится дополнительная беседа по содержанию текста (с уточнением ключевых моментов действия), после чего детям объясняется предлагаемый способ «трансформации» сюжета (введение новых персонажей, замена некоторых деталей повествования). Как вспомогательный прием используется образец рассказа педагога или вопросный план (3‒ 4 вопроса). При затруднениях вопросы повторяются по ходу составления рассказа. После составления пересказа сказки (например, «Пряничный домик» и др. ), на отдельном занятии детям дается задание составить пересказ от первого лица. Составление таких рассказов ‒ «контаминаций» активно способствует развитию воссоздающего и творческого воображения и монологической речи детей (17, 54). На занятиях по отдельным картинам и сериям картинок детям предлагается придумать на основе наглядного содержания завязку или продолжение к изображенному сюжетному действию (по вопросам педагога). Для детей, более продвинутых в плане усвоения навыков связных высказываний, после составления рассказа по серии сюжетных картинок рекомендуется вводить различные творческие задания (например, по серии В. Г. Сутеева «Находка» составить рассказ с заменой главного персонажа и игрушки). Примером творческого задания, способствующего развитию воображения и словесного творчества детей, является игра-упражнение «Угадай-ка! » с использованием многофигурной картины («Зимние забавы», «Летом в парке» и др. ). Перед детьми ставится задача представить и воспроизвести в речи наглядное содержание одного из фрагментов картины, закрытого экраном. Педагог, помогая детям, называет место действия, изображенного на закрытой ее части («Здесь – каток» или «Там изображена горка» – по картине «Зимние забавы»). Дети, ориентируясь на общее содержание картины, делают догадки о возможных персонажах и их действиях, а педагог отбирает правильно угаданные или близкие к изображенному варианты (персонажи, предметы, моменты действия). Затем экран убирается, и дети составляют по данному фрагменту рассказ-описание. В другом варианте задания детям предлагается крупноформатная картина с изображением только места действия, той или иной обстановки (например, места действия к картинам «Зимние развлечения», «Наш двор», «Летом на озере» и др. ) без изображения соответствующих персонажей. На наборном полотне (магнитографе) рядом с картиной – плоскостные фигурки возможных персонажей картины – людей, животных, а также тех или иных предметов. Задача, стоящая перед детьми, – установление действующих лиц и их взаимоотношений; требуется произвести правильный выбор персонажей и предметов и найти им нужное место на картине. По ходу «заполнения» картины дети упражняются в составлении предложений, включающих обозначение предметов и указание на их местонахождение, определение выполняемых персонажами действий и др. После восстановления наглядного содержания картины дети переходят к ее описанию. Указанный вид работы может проводиться с использованием компьютера. Включение творческих заданий в различные виды занятий (пересказ, рассказы по картинам, описание предмета и др. ) имеет целью подготовку детей к специальным занятиям по обучению рассказыванию с элементами творчества. В целях формирования у детей с ОНР навыков составления самостоятельного рассказа с элементами творчества проводятся следующие виды занятий: составление рассказа по аналогии; придумывание продолжения (окончания) незавершенного рассказа; составление сюжетного рассказа по набору игрушек ; сочинение на заданную тему по нескольким опорным словам и предметным картинками др. При этом решаются следующие практические задачи: развитие у детей умений ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале при составлении собственного рассказа; активизация имеющихся у детей знаний и представлений об окружающем; уточнение и развитие пространственных и временных представлений; развитие воссоздающего и творческого воображения. При обучении рассказыванию по аналогии рекомендуется вспомогательный прием совместного составления рассказа по предложенной педагогом сюжетной схеме. Например: «В выходной день наша семья (папа, мама, я и брат... ) отправилась. .. ( на дачу, рыбалку, в лес и т. д. ). Папа взял с собой..., мама -... А я захватил с собой... . Мы ехали на / в... ( поезд, машина и др. ). Там... (где? ) очень красиво. Рядом есть... (лес, озеро, река). Мы ходили в / на... за... (Что было дальше? )... Домой мы вернулись... Мне очень понравилось на / в... ».
Дети заканчивают предложения. Затем педагог объединяет их высказывания в законченный текст, который используется как образец для составления своих вариантов рассказа. Для составления рассказов по аналогии могут быть использованы и произведения для пересказа с последующей заменой действующих лиц, деталей повествования, действий отдельных персонажей (например, в рассказах Е. А. Пермяка «Кто? » и «Как Маша стала большой»). В дальнейшем обучение составлению рассказов по аналогии с прослушанным текстом небольшого объема может проводиться без предварительного пересказа (с учетом возросших речевых и познавательных возможностей детей). Структура таких занятий включает: * двукратное чтение и разбор содержания текста; * конкретные указания по составлению рассказа (изменение времени года, места действия, замена персонажей и др. ); * рассказы детей с последующим коллективным анализом и оценкой. В целях формирования у детей навыков составления самостоятельного рассказа с элементами творчества рекомендуется использовать: составление продолжения рассказа по данному началу; придумывание сюжетного рассказа по набору игрушек; составление рассказа по собственному рисунку. При этом решаются следующие задачи: развитие у детей умения ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале при составлении собственного рассказа; уточнение и развитие пространственных и временных представлений; активизация имеющихся знаний и представлений об окружающем, развитие удетей воссоздающего и творческого воображения. Составление продолжения (окончания) незавершенного рассказа рекомендуется проводить в двух последовательно используемых вариантах: с опорой и без опоры на наглядный материал. В первом варианте детям предлагается картина, изображающая кульминационный момент неоконченного рассказа. После разбора ее содержания (описательная характеристика персонажей, изображенной обстановки) дважды прочитывается текст начала рассказа. Предлагается несколько вариантов возможного его продолжения в соответствии с данной сюжетной ситуацией (с. 223‒ 228). Для второго варианта задания (окончание рассказа без наглядной опоры) текст неоконченного рассказа после двукратного чтения пересказывается одним‒ двумя детьми. Затем дается задание придумать окончание рассказа по одному из предложенных вариантов (по выбору детей). Для занятий подбираются тексты, позволяющие выбор нескольких вариантов продолжения рассказа. Фрагмент занятия с использованием текста неоконченного рассказа, предлагаемого Л. А. Пеньевской, о мальчике, заблудившемся в лесу, представлен в практической части пособия (с. 225). Работа с детьми по обучению данному виду рассказывания проводится на двух-трех занятиях. Для занятий (по второму варианту задания) подбираются тексты, позволяющие выбор нескольких вариантов продолжения рассказа. Методические разработки к занятиям и примерные тексты неоконченного рассказа представлены на с. с. 223-228 и 259-261. Для составления рассказов по наборам игрушек могут быть использованы следующие темы: «У Тани День рождения»; «Таня в гостях у бабушки»; «Как Вова и Миша ходили в зоопарк» и др. Приводим пример построения одного из занятий («Танечка заболела»). Для его проведения используется набор из трех‒ четырех игрушек‒ персонажей (девочка, мама, доктор, медицинская сестра) и предметов (два телефона, санитарная машина, кроватка, столик и т. д. ). На составление рассказов желательно отводить два занятия, в структуру которых входит: (1) отгадывание загадок о персонажах и предметах будущего рассказа; (2) характеристика персонажей (внешний облик, «общественная роль» и «профессиональные действия»); описание предметов‒ атрибутов; (3) определение темы рассказа; (4) образец рассказа или его начала, предлагаемый педагогом; (5) составление рассказов детьми с использованием данного плана; (6) анализ детских рассказов. С детьми можно организовать игру-инсценировку, позволяющую соотносить высказывания детей с демонстрированием действий игрушек‒ персонажей. Инсценирование сюжета способствует накоплению зрительных впечатлений, активизации словаря и речевых высказываний детей. Обучение детей с ОНР составлению рассказов на тему по опорным словам целесообразно вначале проводить в сочетании с демонстрацией педагогом наглядных опор ‒ соответствующих картинок (например: «мальчик» ‒ «удочка» ‒ «река»; «ребята»‒ «лес» ‒ «ежик»; «мальчики» ‒ «озеро» ‒ «плот» и др. ). Помимо предметных, могут использоваться и отдельные картинки с изображением пейзажа. Они выполняют функцию своеобразного картинного плана. Возникающие у детей при восприятии слов наглядные образы, представления дополняются, уточняются при этом конкретными, «зримыми» деталями, образами предметов, которые могут быть использованы при решении творческой задачи. (Например, изображение реки на фоне лесного массива в серии картинок «мальчик» ‒ «удочка» ‒ «река» и т. д. ). Составлению рассказа предшествует называние предметов, изображенных на картинках, и их краткая характеристика (описание внешнего вида, деталей и др. ). Затем детям предлагается тема рассказа, определяющая его возможную событийную основу: «На рыбалке»; «Случай в лесу»; «Приключение на озере» и т. д. Для облегчения выполнения задания применяется краткий план из трех‒ четырех вопросов, к составлению которого привлекаются дети (например: «Что взял с собой мальчик на рыбалку? »; «Кого он встретил на реке? »; «Что произошло во время рыбалки? »; «Что мальчик принес домой? »). При затруднениях педагог дает образец начала рассказа. При обучении составлению рассказа по данным словам без опоры на картинки такой образец рассказа используется, как правило, постоянно. Для развития навыков составления рассказов с элементами творчества рекомендуется проводить с детьми следующие задания: · Составить рассказ о каком-либо случае с девочкой (мальчиком) в лесу. Например, предлагается картинка, где изображены ребята с корзинками в лесу на поляне, разглядывающие ежиху с ежатами. Дети должны самостоятельно придумать свой рассказ, используя подсказ: кого еще можно увидеть в лесу, если внимательно посмотреть вокруг, понаблюдать за окружающим. · Завершить рассказ по готовому началу (с опорой на картинку). Задание имеет целью выявить возможности детей в решении поставленной творческой задачи, умении использовать при составлении рассказа предложенный речевой и наглядный материал. Дети должны продолжить рассказ о ежихе с ежатами, придумать концовку о том, что сделали дети после того, как понаблюдали за семейством ежей. · Прослушать текст и найти в нем смысловые ошибки. («Осенью вернулись из жарких стран зимующие птицы – скворцы, воробьи, соловьи. В лесу дети слушали песни певчих птиц – соловьев, жаворонков, воробьев, галок»). После исправления смысловых ошибок составить предложения, заменив слово нейтральное по семантике слово «летают» другими, более характерными для разных птиц словами: кружат, мелькают ласточки; суетятся, вьются воробьи; проносятся стрижи. · Пересказать короткий текст. Для этого можно использовать рассказ Л. Н. Толстого «Катя и Маша». Детям предлагаются следующие варианты творческих заданий: · придумать продолжение событий; · инсценировать рассказ; · ввести в сюжетное действие новых персонажей.
Обучение составлению рассказа на тему без использования словесных и наглядных опор, принимая во внимание сложность этого вида рассказывания, проводится на заключительном этапе работы. В структуру занятий по обучению составлению рассказа на заданную тему рекомендуется включать: * беседу‒ обсуждение предложенной темы (активизация и уточнение имеющихся у детей представлений, связанных с темой рассказа); * обсуждение (коллективное составление) плана будущего рассказа; * направляющие указания к составлению рассказов (дети должны определить место, время действия, основных персонажей; дается установка, как можно начать рассказ и др. ); * обсуждение и анализ детских рассказов (по магнитофонной записи или видеофильму); * «домашние задания»: пересказать родителям составленный на занятии рассказ, придумывание других рассказов на ту же тему. При обучении детей с ОНР составлению рассказов на тему рекомендуется использовать некоторые из указанных выше приемов, к числу которых относятся: опора на образец начала рассказа, данный педагогом, вспомогательные вопросы, подсказывающие возможные варианты его содержания; предваряющий вопросный план, составляемый коллективно и индивидуально, под руководством педагога и др. Остановимся далее на рассмотрении вопроса о формировании связных высказываний у детей с ОНР в процессе дидактических игр. Это, прежде всего т. н. словесные дидактические игры, организуемые с небольшими подгруппами детей (2–3 человека) [1, 46, 98, 104]. Всю работу по формированию связных высказываний в процессе дидактических игр можно разделить на два этапа. На первомгоду обучения используются более простые задания, способствующие развитию игровой деятельности детей. Виды работ, предлагаемые детям на первом этапе: 1. Угадывание предмета или объекта по характерным его признакам. Логопед предъявлял детям какой‒ либо предмет или объект, а дети, воспринимая информацию о нем на слух, пробовали отгадать что это. Используются задания типа: «Угадай, что за птица», «Угадай, что это за предмет», «Найди на рисунке указанную деталь». 2. Угадывание предмета по контуру. На доске прикреплены «тени» различных животных, логопед дает детям задание угадать, какие это животные, далее предлагает задания: «Где он(а) живет», «Чем он питается», «Подбери окраску». 3. Определение лишнего предмета. Педагог предъявляет детям карточки с изображенными на них наборами предметов, один из которых в этом наборе лишний. Каждый ребенок должен был определить лишний предмет, изображенный на своей карточке, и, не называя, описать его. Остальные дети должны угадать, что это за предмет. Предлагаются наборы предметов по темам: «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты», «Одежда», «Обувь», «Мебель». 4. Описание предмета по наглядной схеме на основе игры «Кто исчез? ». Детям предлагается сыграть в игру: картинки животных выстроены в один ряд (не менее 7‒ 8 картинок); дети в течение одной минуты внимательно смотрят на них и стараются запомнить. Затем дети закрывают глаза, логопед в это время меняет расположение картинок и убирает одну из них. Далее дети должны определить, кто из животных исчез, и описать его по схеме: кто это, где он живет, чем питается, какой у него окрас шерсти и т. п. В результате использования таких заданий на логопедических занятиях у детей развивается неторопливый темп речи; совершенствуется звукопроизношение, формируются навыки слово- и фразообразования; увеличивается словарный запас; развивается слуховое внимание и фонематический слух. Дети учатся последовательно и логично излагать свои мысли и желания, у них появляется возможность видоизменять, преобразовывать имеющиеся представления и создавать на этой основе новые образы. (**) Работа над развитием у детей навыков связных высказываний на основе дидактических игр продолжается на втором году обучения. Она проводится на материале логопедических занятий по развитию связной речи. В ходе коррекционно‒ развивающего обучения рекомендуется использовать следующие приемы: упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, восприятия; упражнения на развитие функций ведущих анализаторов; упражнения на узнавание и различие предметов; речевые упражнения; индивидуальные задания, активизирующие вопросы и др. Для формирования навыков связных высказываний в процессе дидактических игр используются следующие виды заданий: ¨ составление рассказов по опорным словам, по символам ‒ «сигналам»; ¨ составление рассказов по опорному картинному плану; ¨ составление рассказов по серии сюжетных картин; ¨ составление творческих рассказов по предложенному сюжету; ¨ придумывание начала рассказа; ¨ придумывание продолжения и концовки рассказа; ¨ исправление деформированного текста; ¨ составление рассказов из личного опыта по наблюдениям; ¨ сочинение «истории» с опорой на наглядную схему – модель; ¨ составление рассказов по серии рисунков; ¨ совместное с педагогом придумывание сказки (по вопросам). На логопедических занятиях при проведении дидактических игр используются следующие лексические темы: «Одежда», «Посуда», «Птицы», «Животные», «Деревья», «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Игрушки». По каждой теме следует подбирать задания на развитие игровой деятельности, способствующие повышению интереса к занятиям, повышению речевой активности, активизирующие внимание и мыслительную деятельность детей. Рассмотрим несколько учебных заданий второго этапа коррекционного обучения (III период 1-го года – I период второго года обучения). ¨ Игра «Будь внимателен! » На доске расположены сюжетные картинки, расставленные в неверном порядке. Детям дается инструкция внимательно посмотреть на эти картинки и расставить их в нужном порядке. Далее логопед произносит незаконченные предложения по этим картинкам, а дети добавляют последнее слово и заканчивают его. На опушке гуляли два... (зайчика) Вдруг из леса выскочил... (волк) Зайчики испугались и побежали к... (речке). Около речки стоял... (человек) У него в руках было... (ружье). Человек увидел... (волка). Он поднял свое... (ружье). Волк увидел... (человека). Он... (испугался) и... (убежал). После выполнения этого задания логопед задает детям вопросы по содержанию рассказа, предлагает составить пересказ к данному тексту с опорой на серию сюжетных картинок. ¨ Игра «Подбери подходящее». Детям предлагается рассмотреть наборы картинок, размещенных на демонстрационной доске (магнитографе): папа, брат, дедушка, дядя; лес, рыбалка, охота, грибы; термос, корзина, ружье, удочка, сапоги; поезд, машина; озеро, речка, сад, лес; лиса, сурок, собака, заяц. Логопед начинает читать предложение, а дети его заканчивают. Задача детей: подобрать подходящее слово к предложению, используя при этом имеющийся у них набор картинок. Сегодня... (папа, брат, дедушка, дядя) отправился... (в лес, на рыбалку, на охоту, за грибами). Он взял с собой... (термос, корзину, ружье, удочку, сапоги). Он отправился туда... (на поезде, на машине). Там было очень красиво, ведь рядом есть... (озеро, речка, сад, лес). Там он увидел... (лису, сурка, собаку, зайца). После того, как каждый ребенок составляет свой рассказ, логопед может задать вопросы по составленным рассказам, предложить составить пересказ рассказа с опорой или без опоры на картинки. ¨ Игра «Придумай сказку». В данном задании используется прием контрольных вопросов, облегчающий процесс составления рассказа и позволяющий ребенку сохранять логическую последовательность рассказа-сообщения. Детям предлагается рассмотреть картинки с изображенными на них персонажами, каждый ребенок выбирает себе одного персонажа и составляет с опорой на картинку сказку, опираясь на вопросы логопеда. Предлагаемые вопросы: ¨ Кто это был? ¨ Как он выглядел? ¨ Куда пошел…? ¨ Кого встретил…? ¨ Что ему сказали? ¨ Что он ответил? ¨ Какова была его реакция? ¨ Что было дальше? ¨ Чем закончилась эта история?
¨ Игра «Кто лучше запомнил». * (-) Детям предлагается прослушать рассказ (Е. А. Пермяк. «Торопливый ножик»). «Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая. Как же это так? ‒ спрашивает Митю отец. Ножик плохой, ‒ отвечает Митя, ‒ косо строгает. Да нет, ‒ говорит отец, ‒ ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить. А как? — спрашивает Митя. А вот так, ‒ сказал отец. Взял палочку да принялся ее строгать потихонечку, полегонечку, осторожно. Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, легонечко, осторожно. Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|