Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

  «Это мяч. Мяч по форме круглый. На ощупь он упругий. Мяч сделан из резины. Мячом играют».




    Составление описания ребенком предваряется образцом, который дает педагог, например: « Это лимон. Лимон желтого цвета. По форме лимон овальный. На ощупь он твердый. На вкус лимон кислый».   Такой образец дает детям обобщенное представление о структуре высказывания‒ описания и ориентирует их на фразовые ответы. В случае затруднений при ответах на вопросы используется прием дополнения предложения, начатого педагогом, с последующим повторением ребенком всей фразы.

   Для описания по вопросам логопеду очень важно продумать подбор игрушек и предметов. Дети учатся составлять описание предмета с опорой на непосредственное восприятие, т. е. они отображают в своих высказываниях то, что видят перед собой, слышат, осязают. Поэтому игрушки и другие предметы должны иметь легко определяемые при восприятии признаки (яблоко, лимон, кукла, мяч).

   После серии таких занятий дети переходят к более развернутому описанию предметов по предваряющему плану‒ схеме (на основе наглядного и речевого материала уже пройденных и новых лексических тем: «Домашние и дикие животные»; «Транспорт» и др. ). При этом дети должны усвоить определенную с х е м у высказывания‒ описания; у них формируются представления об основных структурных частях описательного текста. В качестве такой схемы мы предлагаем использовать трехчастную композиционную схему описания предметов (11, 21, 54 и др. ). На занятиях детям объясняется, как следует строить описание предмета. Вначале нужно определить объект описания («Это кукла»; «Здесь ‒ кошка» и т. п. ). Далее (во второй части описания) следует перечисление признаков предмета в указанной педагогом последовательности. Завершается описание указанием на принадлежность предмета к той или иной группе («Мебель», «Домашнее животное»), на его назначение (в шкафу хранят одежду, с мячом можно играть), приносимую пользу (собака охраняет дом).

  Такая обобщенная схема наполняется конкретным лексическим содержанием в зависимости от типологических особенностей предметов той или иной группы. В качестве примера приводим схему развернутого описания предметов из группы «Овощи ‒ фрукты»:

(1) Определение (называние) предмета.

(2) Отличительные признаки:   форма, цвет, вкусовые качества, свойства, выявляемые при тактильном восприятии; место произрастания.

(3) Предназначение предмета, отнесение его к соответствующей предметной группе; приносимая польза.

   «Это яблоко. По форме оно круглое. Это яблоко красного цвета. На вкус оно сладкое, на ощупь твердое, гладкое. Яблоки растут на яблоне, в саду. Их едят. Они полезны. Яблоко ‒ это фрукт».

    В зависимости от особенностей предмета в схему описания вводятся и другие содержательные элементы (указание на материал, из которого сделан предмет, перечисление его частей и деталей и др. ). С учетом отображаемых в рассказе элементовмикротем составляется образец и план описания. В зависимости от особенностей строения предмета, пространственного расположения его частей (кукла, животное, автомобиль) детям предлагается определенный порядок его рассматривания и описания (свер- ху ‒ вниз, спереди ‒ назад, от основной части к деталям).

   При затруднениях, возникающих у детей в составлении описания, используются различные вспомогательные приемы: жестовые указания на форму или детали предмета, словесные указания, описание с опорой на отдельные рисунки, крупным планом изображающие части предмета или характерные особенности его строения. Могут быть также использованы условные наглядные символы для обозначения понятий формы предмета  (табличка с изображением треугольника, круга, квадрата и овала), цвета

(набор цветных полосок или цветных мазков), величины (изображение различных по размеру кружков или столбиков). Условные символы предъявляются по ходу составления рассказа‒ описания, что помогает ребенку избежать пропусков, строить свой рассказ в соответствии с предложенным планом‒ схемой. Применение наглядных моделей на этом этапе обучения может существенно увеличить эффективность процесса формирования навыков связного речевого высказывания.

Помогая детям выделить основные признаки объекта описания и закрепить соответствующие обобщения и противопоставления, логопед дает детям образец рассказа‒ описания и предлагает им сначала воспроизвести его, а затем по аналогии построить собственные высказывания. Это способствует формированию умения внимательно и сосредоточенно воспринимать речь педагога, удерживать в памяти данный образец и следовать ему при составлении собственных речевых высказываний. Только после того, как дети поупражнялись в воспроизведении речевого образца и усвоили его в полном объёме, педагог предлагает им перейти к описанию других предметов.

 Целесообразно дать возможность рассказать об одном и том же предмете двум детям, или практиковать составление описания одного предмета несколькими детьми «по цепочке», чтобы каждый из них давал характеристику предмета по 1‒ 3 признакам. Благодаря этому дети не только учатся правильно проявлять инициативу в отборе фактов для своих рассказов, у них формируется умение дополнять и оценивать высказывания своих сверстников.

   Эффективным при обучении детей с ОНР является прием параллельного описания педагогом и ребенком двух однотипных предметов (нап‒ ример, двух кукол, отличающихся цветом волос, глаз, одежды и т. д. ). Педагог, а вслед за ним и ребенок составляют описание предмета по частям, называя одни и те же признаки. Такой прием рекомендуется как в начале обучения самостоятельному описанию, так и в дальнейшем, если у детей возникают трудности в усвоении последовательного плана‒ схемы. Приводим пример параллельного описания.

 

    П е д а г о г                                      Р е б е н о к

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...