Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Цели освоения дисциплины Цели дисциплины – сформировать у студентов целостное представление о роли социологических исследований в современном обществе, условиях современной России, представления о теоретических и методических походах к получению эмпирического знания о состоянии, закономерностях функционирования и развития социальных явлений и процессов, использования в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для анализа социальных объектов, явлений, процессов. Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи: - раскрыть методологическую роль теории, понятийного аппарата в социологическом исследовании; - обучение студентов основным положениям методологии и методики социологических исследований; - дать представление об основных этапах и специфике проведения социологических исследований, методологическом и методическом аппарате получения эмпирических данных о состоянии, закономерностях функционирования и развития социальных явлений и процессов; - формирование у студентов представлений о зависимости методологии и методики социологических исследований от различных исторических направлений и школ в социологии; - научить разрабатывать и использовать программу социологического исследования как документа, регламентирующего нормы и логику эмпирического познания; - формирование у студентов навыков подготовки и проведения различных видов социологических исследований; - научить применять количественные и качественные методы, их технику и процедуры для сбора и осмысления эмпирической социологической информации; - разработка конкретных видов методик социологических исследований.
- формирование навыков применения различных социологических методик к исследованию различных аспектов сферы сервиса и экономики, другим областям социальной действительности.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП НАПРАВЛЕНИЯ
Дисциплина «Методология и методы социологического исследования» является дисциплиной базовой части профессионального цикла (Б.3) по направлению подготовки «Социология». Она базируется на знании дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1) и математического и естественнонаучного цикла (Б.2): «История», «Философия», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Методы прикладной статистики для социологов», а также на материалах базовой части дисциплин профессионального цикла (Б3): «Общая социология», «История социологии». Дисциплина «Методология и методика социологического исследования» имеет взаимосвязь с последующими дисциплинами профессионального и математического и естественнонаучного циклов: «Социология управления», «Политическая социология, «Экономическая социология», «Социология труда и занятости», «Анализ данных в социологии», «Теория измерений в социологии». Кроме того она необходима для успешного освоения дисциплин магистерской программы по направлению подготовки «Социология».
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ПК-1: способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профильные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования; ПК-3: способность и готовность участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учётом особенностей потенциальной аудитории;
ПК-5: умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп; ПК-11: способность использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственнной сферы деятельности.
3.2. В результате изучения дисциплины студент должен: · Знать: - теоретико-методологические основы социологического исследования; методологические, методические и организационные подходы к подготовке и проведению социологических исследований; структуру и содержание программы социологического исследования; принципы выделения концептуальных понятий и способы построения концептуальной модели исследования; принципы выделения переменных и способы построения модели переменных исследования; принципы выделения показателей исследования; методы формирования выборочной совокупности; принципы построения индикаторов, их разновидности; способы социального измерения и построения измерительных шкал (ПК-1); - методы анализа и обобщения количественных данных в социологическом исследовании; способы построения и подготовки аналитического отчета по результатам исследования; способы публичного представления результатов исследования (ПК-3); - методы сбора данных в социологическом исследовании; методы и теории социологических исследований, принципы соотношения методологии и методов социологического познания; способы построения инструментов исследования (ПК-5); - способы поиска и использования вторичных социологических данных; способы организации проведения социологических исследований; виды программного обеспечения для обработки и анализа социологических данных; способы ввода данных для формирования компьютерной базы социологических данных (ПК-11); · Уметь: - формировать методологию, методику и технику проведения социологического исследования; формулировать проблему социологического исследования; выбрать теоретический подход к исследованию сформулированной социальной проблемы и понятийный аппарат, необходимый для построения концептуальной модели исследования; выделить переменные социологического исследования данной социальной проблемы; конструировать показатели и индикаторы социологического исследования данной социальной проблемы; выбрать и обосновать способы измерительные шкал, построить их для исследования данной социальной проблемы; построить инструмент социологического исследования данной социальной проблемы; разработать организационную схему полевого исследования данной социальной проблемы (ПК-1);
- осуществлять выбор способов и видов отчетов по результатам проведенного социологического исследования, способов публичного представления результатов исследования данной социальной проблемы (ПК-3); - разрабатывать и использовать социологический инструментарий для диагностики и анализа социальной явлений и процессов; выбрать и обосновать метод социологического исследования данной социальной проблемы (ПК-5); - выбрать и обосновать методы обработки и анализа первичных и вторичных данных, провести их обработку; найти необходимые вторичные социологические данные и обосновать способы их использования для исследования данной социальной проблемы; вести данные для формирования компьютерной базы социологических данных (ПК-11); · Владеть навыками: - анализа теоретических подходов к исследованию сформулированной социальной проблемы и понятийного аппарата, необходимых для построения концептуальной модели исследования; разработки программы и сбора социологической информации; выбора методов формирования выборочной совокупности, расчета её параметров; конструирования индикаторов социологического исследования; выбора и конструирования измерительных шкал; построения инструментов социологического исследования; (ПК-1); - составления и оформления научно-технической документации, научных отчетов; представления результатов исследовательской работы с учётом особенностей потенциальной аудитории; публичного представления результатов исследования данной социальной проблемы (ПК-3);
- анализа социальных проблем; выбора методов социологического исследования; (ПК-5). - подготовки материалов эмпирических социологических исследований для анализа; разработки организационных схем полевого исследования; выделения переменных социологического исследования; конструирования показателей социологического исследования; ввода первичных социологических данных для формирования компьютерной базы; обработки и анализа первичных и вторичных данных; обобщения социологических данных и подготовки аналитических отчетов по результатам исследования; публичного представления результатов исследования социальных проблем (ПК-11).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|