Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Теоретико-методологические основы социологического исследования




№ п/п Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образовательные технологии
1-9 ПК-1 Знать: - теоретико-методологические основы социологического исследования; - методологические, методические и организационные подходы к подготовке и проведению социологических исследований; - структуру и содержание программы социологического исследования; - принципы выделения концептуальных понятий и способы построения концептуальной модели исследования; - принципы выделения переменных и способы построения модели переменных исследования; - принципы выделения показателей исследования; - методы формирования выборочной совокупности; - принципы построения индикаторов, их разновидности; - способы социального измерения и построения измерительных шкал Уметь: - формировать методологию, методику и технику проведения социологического исследования; - формулировать проблему социологического исследования; - выбирать теоретический подход к исследованию сформулированной социальной проблемы и понятийный аппарат, необходимый для построения концептуальной модели исследования; - выделять переменные социологического исследования данной социальной проблемы; - конструировать показатели и индикаторы социологического исследования данной социальной проблемы; - выбрать и обосновать способы измерительные шкал, построить их для исследования данной социальной проблемы; - построить инструмент социологического исследования данной социальной проблемы; - разработать организационную схему полевого исследования данной социальной проблемы; Владеть: - навыками анализа теоретических подходов к исследованию сформулированной социальной проблемы и понятийного аппарата, необходимых для построения концептуальной модели исследования; - навыками разработки программы и сбора социологической информации; - навыками выбора методов формирования выборочной совокупности, расчета её параметров; - навыками конструирования индикаторов социологического исследования; - навыками выбора и конструирования измерительных шкал; - навыками построения инструментов социологического исследования; Дискуссия с анализом конкретной ситуации

Раздел 2. Методы сбора данных в социологическом исследовании

№ п/п Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образовательные технологии
10-22 ПК-5, ПК-11 Знать: - методы и теории социологических исследований, принципы соотношения методологии и методов социологического познания; - способы построения инструментов исследования; - способы поиска и использования вторичных социологических данных; - способы организации проведения социологических исследований; - Уметь: - разрабатывать и использовать социологический инструментарий для диагностики и анализа социальной явлений и процессов; - выбрать и обосновать метод социологического исследования данной социальной проблемы; - найти необходимые вторичные социологические данные и обосновать способы их использования для исследования данной социальной проблемы; Владеть: - навыками анализа социальных проблем; - навыками выбора методов социологического исследования; - Дискуссия с анализом конкретной ситуации

Раздел 3. Анализ и обобщение количественных данных в социологическом исследовании

№ п/п Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образовательные технологии
23-27 ПК-3, ПК-11 Знать: - способы обобщения социологических данных; - способы построения и подготовки аналитического отчета по результатам исследования; - способы публичного представления результатов исследования способы поиска и использования вторичных социологических данных; - способы организации проведения социологических исследований; - виды программного обеспечения для обработки и анализа социологических данных; - способы ввода данных для формирования компьютерной базы социологических данных; Уметь: - выбрать и обосновать способы обобщения социологических данных и подготовить аналитический отчет по результатам исследования; - выбрать и обосновать способы публичного представления результатов исследования данной социальной проблемы; - выбрать и обосновать методы обработки и анализа первичных и вторичных данных, провести их обработку; - найти необходимые вторичные социологические данные и обосновать способы их использования для исследования данной социальной проблемы; - вести данные для формирования компьютерной базы социологических данных; Владеть: - навыками подготовки материалов эмпирических социологических исследований для анализа; - разработки организационных схем полевого исследования; - навыками ввода первичных социологических данных для формирования компьютерной базы; - навыками обработки и анализа первичных и вторичных данных; - навыками обобщения социологических данных и подготовки аналитических отчетов по результатам исследования; - навыками публичного представления результатов исследования социальных проблем Дискуссия с анализом конкретной ситуации
№ п/п Наименование темы Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образовательные технологии
1. Социологические исследования – отрасль социологической науки ПК-1   Знать: понятие, предмет и метод социологического исследования, их роль в обществе; научную и практическую значимость социологического исследования; научные принципы и этику социологического исследования; Уметь: характеризовать специфику изучаемой дисциплины; выделять периоды развития эмпирической социологии в России; определять значимость социологических исследований в жизни общества; Владеть: культурой исторического мышления о социологических исследованиях в России Лекция Семинар с обсуждением
2. Методологическая роль теории в социологическом исследовании Знать: базовые категории: методология, методика и процедура социологического исследования; взаимосвязь теории и методологии в социологическом исследовании; Уметь: выделять социальные факты; выделять специфику качественной и количественной социологии; Владеть: навыками выбора парадигмы социологического исследования   Проблемная лекция
3. Программа социологического исследования Знать: функции, структуру и роль программы социологического исследования; типологию социальных проблем Уметь: определять элементы программы исследования; формировать вводную часть программы Владеть: навыками формирования цели и задач исследования, навыками определения эмпирического объекта социологического исследования; Лекция
4. Уточнение и интерпретация основных понятий Знать: содержание интерпретации понятий и связь с вводной частью программы исследования; Уметь: характеризовать значимость процедуры интерпретации базовых понятий социологического исследования; Владеть: навыками уточнения и интерпретации понятий Лекция-беседа
5. Системный анализ объекта исследования Знать: принципы и содержание системного подхода к анализу объекта и предмета исследования; сущность и виды переменных в социологическом исследовании; типы и функции моделей объяснений; способы представления зависимостей между переменными; Уметь: использовать данный подход в анализе социологических объектов; выделять переменные в зависимости от вида социологического исследования; использовать теории для объяснения зависимостей; Владеть: навыками операционализации модели, объекта и предмета социологического исследования; выбора переменных в социологическом исследовании Лекция с использованием метода анализа конкретной ситуации
6. Гипотезы в социологическом исследовании Знать: основы выдвижения и виды гипотез; общие требования к гипотезе; принципиальный план исследования и его виды;   Уметь: использовать гипотезы при анализе социальных объектов; Владеть: навыками формулирования разных видов гипотез Лекция
7. Измерение в социологических исследованиях. Социальные показатели, шкалы. Знать: содержание понятий: индикаторы, индексы, типологии, шкалы; Уметь: строить и использовать социальные показатели при анализе социальных объектов; Владеть: навыками определения взаимосвязи показателей индикаторов и шкал в социологическом исследовании Лекция-дискуссия
8. Выборка в социологическом исследовании Знать: понимание роли и способов формирования выборок в социологическом исследовании; соотношение между генеральной и выборочной совокупностью; особенности расчет ошибки выборки и ремонта выборки; Уметь: строить и применять выборки при анализе социальных объектов; Владеть: навыками установления необходимого объема выборки Лекция-беседа
9. Виды социологических исследований Знать: классификацию и специфику видов социологических исследований; Уметь: выбрать вид исследования для анализа социального объекта; Владеть: навыками определения возможностей и ограничений отдельных видов социологического исследования Лекция
10. Типология и области применения методов сбора данных в социологическом исследовании ПК-5, ПК-11 Знать: классификацию методов сбора данных в социологических исследованиях; виды качественных исследований; Уметь: осуществлять выбор методов сбора данных согласно программе исследования; Владеть: навыками выделения возможностей и ограничений количественных и качественных методов сбора данных Лекция
11. Метод анализа документов в социологическом исследовании Знать: виды документов, специфику их использования в исследовании; сущность контент-анализа и его общую характеристику; виды статистики и основные формы статистической отчетности; Уметь: отбирать документы для анализа социальных объектов; определять соотношение метода контент-анализа с другими приемами социологического анализа документов и методами социологического исследования; Владеть: навыками составления инструментария контент-анализа Лекция-беседа
12. Метод наблюдения в социологическом исследовании Знать: специфику и виды наблюдений; особенности анализа и обработки материалов наблюдения; Уметь: давать методологическое обоснование метода наблюдения в социологическом исследовании; использовать наблюдение в исследованиях; Владеть: навыками составления программы проведения наблюдения, инструментария наблюдения Лекция с анализом конкретных ситуаций
13. Метод опроса в социологическом исследовании Знать: виды опросов, специфику их использования; Уметь: применить метод опроса для анализа социальных явлений и процессов; давать характеристику типичных ошибок и трудностей в проведении опроса; Владеть: навыками составления программы опроса Лекция
14. Анкетирование в социологическом исследовании Знать: особенности и область применения анкетного опроса; особенности подготовки анкетеров, организации проведения анкетирования; Уметь: определять специфику использования анкетирования в социологических исследованиях, его возможности и преимущества; использовать анкетный метод для сбора информации; Владеть: навыками применения принципов и правил проектирования социологической анкеты, формулирования различных видов вопросов анкеты Лекция с анализом конкретных ситуаций
15. Метод интервью в социологическом исследовании Знать: специфику и область применения интервьюирования; этапы подготовки и проведения интервью; особенности обработки и анализа информации, полученной методом интервью; Уметь: определять преимущества и недостатки метода интервью; использовать интервью для сбора социологической информации Владеть: навыками формирования гайда интервью Лекция с анализом конкретных ситуаций
16. Телефонный, почтовый и прессовый опросы Знать: особенности технических видов опросов; особенности анализа и обобщения информации при таких видах опроса; Уметь: использовать телефонный, прессовый и почтовый опросы для сбора информации; Владеть: навыками формирование выборки при технических опросах Лекция
17. Метод фокус-групп в социологическом исследовании Знать: особенности применения фокус-групп в социально-экономической и политической сферах; методы анализа данных фокус-группы; особенности составления отчета по результатам проведения фокус-группы; Уметь: использовать фокус-группы для анализа социальных объектов; Владеть: навыками характеристики методических процедур проведения фокус-группы Лекция с анализом конкретных ситуаций
18. Метод экспертных оценок Знать: специфику экспертных опросов; классификацию экспертных методов; методы обработки экспертных суждений; Уметь: давать характеристику процедуры проведения экспертного опроса; использовать экспертные опросы для сбора и анализа социологической информации; Владеть: навыками определения преимущества, трудностей, типичных недостатков в применении экспертных методов в социологии Лекция
19. Социальный эксперимент Знать: специфику применения социального эксперимента; классификации социальных экспериментов; этапы деятельности социолога в проведении социального эксперимента; Уметь: сформировать группы для эксперимента Владеть: навыками планирования и составления основных схем эксперимента Лекция
20. Метод социометрии в социологическом исследовании Знать: особенности и область применения метода социометрии; процедуру проведения социометрического опроса; виды записи результатов социометрического опроса; особенности анализа результатов социометрических измерений; Уметь: использовать метод для анализа взаимоотношений в малых группах; Владеть: навыками использования социометрической методики для изучения иерархии групповых ценностей Лекция с анализом конкретных ситуаций
21. Метод тестирования в социологическом исследовании Знать: специфику и область применения тестирования в социологических исследованиях; особенности формирования выборки в тестировании; Уметь: определять надежность тестов; Владеть: навыками интерпретации результатов теста Лекция
22. Методы качественной социологии Знать: область применения и особенности методов качественной социологии; Уметь: определить возможность использования качественных методов при анализе социальных объектов; Владеть: навыками обоснования необходимости использования качественных методов социологического исследования; формирования инструментария для такого рода исследований Лекция с анализом конкретных ситуаций
23. Этапы обработки и анализа первичных данных ПК-3, ПК-11   Знать: содержание процессов обработки и анализа данных; основные программы статистической обработки социологических данных и их возможности; Уметь: использовать базы данных; давать характеристику основных программ статистической обработки социологических данных и их возможностей; Владеть: навыками подготовки анкет к обработке; группировки и анализа социологической информации Лекция
24. Обобщение первичных данных и представление результатов исследования Знать: этапы и специфику обобщения первичных данных и особенности представления результатов социологического исследования; Уметь: связать результаты исследования с методологическими элементами программы; Владеть: навыками объяснения и представления результатов социологического исследования Лекция-беседа
25. Организация социологического исследования Знать: этапы и содержание организации социологического исследования; особенности проведения пилотажного исследования; Уметь: осуществлять концептуальную разработку исследования и создавать инструментарий; Владеть: навыками составления рабочего плана исследования Лекция
26. Подготовка и представление социологического отчета Знать: логику построения отчета; содержание, структуру и особенности оформления социологического отчета; виды рекомендаций, их теоретическую и практическую значимость; способы представления результатов исследования общественности; Уметь: составить отчет в соответствии с задачами исследования и результатом анализа полученных данных; Владеть: навыками поиска социальных групп и организаций, заинтересованных в результатах исследования Лекция с иллюстративным материалом
27. Научно-теоретическая студенческая конференция Знать: основные методы сбора информации, их специфику; особенности организации студенческих конференций; Уметь: найти применение методов сбора информации для анализа конкретных социальных ситуаций; определять возможности участия социологов в конференциях и научно-исследовательской работе вуза; Владеть: навыками поиска грантов Исследовательский семинар

 

Раздел 1. Теоретико-методологические основы социологического исследования

Тема 1.1. Социологическое исследование как отрасль социологической науки

Понятие, структура и уровни современной социологической науки. Понятие, предмет и метод социологического исследования. Научная и практическая значимость социологического исследования, его место и роль в социологической науке. Научные принципы и этика социологического исследования. Роль дисциплины «Методология и методика социологического исследования» в подготовке социологических кадров. Отечественные социологические исследования – тематика и роль в жизни общества. Советский период (1920-1930 гг., 1960-1980 гг.). Постсоветский период.

Литература:

1. Вехи российской социологии. 1950-2000-е годы / Отв. ред. Ж. Т. Тощенко, Н. В. Романовский. – СПб.: Алетейя, 2010.

2. Добреньков, В. И., Кравченко, А. И. Методология и методика социологического исследования / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М.: Академический проект, 2009.

3. Рабочая книга социолога / Под ред. В. Г. Осипова. - М.: КомКнига, 2006.

4. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. акад. Г. В.Осипов, действ. чл. РАЕН Л. И.Москвичев.- М.: Норма, 2005. Раздел шестой. Социологическое исследование.

5. Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. - М.: Институт социологии РАН, 1998.

6. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание / В. А. Ядов. – М.: Омега-Л, 2009.

Интернет-ресурсы:

1. http://lib.socio.msu.ru/l/library - электронная библиотека социологического факультета МГУ

2. http://journal.socio.msu.ru/ - «Социология». Журнал Российской социологической ассоциации.

3. http://www.socio.msu.ru/?s=vestnik&p=main - Вестник Московского университета, Серия 18. Социология и политология

4. http://www.isras.ru/socis.html - Журнал «Социологические исследования»

 

Тема 1.2. Методологическая роль теории в социологическом исследовании

Понятие методологии, методики и процедуры социологического исследования. Понимание парадигмы исследования. Теоретические и методологические парадигмы: основные принципы и взаимосвязь. Соотношение парадигмы и теории. Органическая взаимосвязь теоретического и эмпирического в социологическом исследовании. Понимание социального факта. Способы выявления закономерностей и фактов социальной действительности. Качественная и количественная социология.

Литература:

1. Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования: уч. пос. / И. Ф. Девятко. – М.: КДУ, 2006.

2. Теория и методы в социальных науках: Учебник для студентов гуманитарных факультетов / Под ред. С. И. Ларина. - М.: Народный учитель, 2004.

3. Шереги, Ф. Э., Горшков, М. К. Прикладная социология: Методология и методика / Ф. Э. Шереги, М. К. Горшков. – М.: Альфа-М, 2009.

4. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание / В. А. Ядов. – М.: Омега-Л, 2009.

Интернет-ресурсы:

1. http://lib.socio.msu.ru/l/library - электронная библиотека социологического факультета МГУ

2. http://journal.socio.msu.ru/ - «Социология». Журнал Российской социологической ассоциации.

3. http://www.socio.msu.ru/?s=vestnik&p=main - Вестник Московского университета, Серия 18. Социология и политология

4. http://www.isras.ru/socis.html - Журнал «Социологические исследования»

 

Тема 1.3. Программа социологического исследования

Программа как организационно-логическая основа социологического исследования. Основные функции программы: методологическая, методическая, прогнозная, организационно-технологическая. Структура программы социологического исследования. Вводная, теоретико-методологическая, методико-процедурная, аналитически-объяснительная части программы и их назначение. Вводная часть программы: содержание и способы разработки. Понятие социальной проблемы. Типология социальных проблем и их выявление. Обоснование актуальности темы. Социологическая проблема. Выделение объекта исследования. Определение разработанности темы и предмета исследования. Проблемная ситуация. Принципы формулирования темы. Выбор цели и задач исследования. Теоретические основания исследования и критерии их определения. Понимание эмпирического объекта исследования.

Литература:

1. Аверин, Ю. П. Теоретическое построение количественного социологического исследования / Ю. П. Аверин. - М.: КДУ, 2009.

2. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. акад. Г. В.Осипов, действ. чл. РАЕН Л. И.Москвичев.- М.: Норма, 2005. Раздел шестой. Социологическое исследование.

3. Теория и методы в социальных науках: Учебник для студентов гуманитарных факультетов / Под ред. С. И. Ларина. - М.: Народный учитель, 2004.

4. Шереги, Ф. Э., Горшков, М. К. Прикладная социология: Методология и методика / Ф. Э. Шереги, М. К. Горшков. – М.: Альфа-М, 2009.

5. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание / В. А. Ядов. – М.: Омега-Л, 2009.

Интернет-ресурсы:

1. http://lib.socio.msu.ru/l/library - электронная библиотека социологического факультета МГУ

2. www.ecsocman.edu.ru – портал по социологии, экономике и менеджменту

3. http://www.isras.ru/socis.html - Журнал «Социологические исследования»

 

Тема 1.4. Уточнение и интерпретация основных понятий

Понятия как основа социологического анализа. Необходимость интерпретации понятий в социологическом исследовании. Связь интерпретации понятий с проблемой, объектом, предметом, целями и задачами исследования. Теоретическая и эмпирическая интерпретация. Разбор примеров уточнения и интерпретации понятий.

Литература:

1. Аверин, Ю. П. Теоретическое построение количественного социологического исследования / Ю. П. Аверин. - М.: КДУ, 2009.

2. Лапин, Н. И. Эмпирическая социология в Западной Европе: учебное пособие / Н. И. Лапин. – М.: ГУ ВШЭ, 2004

3. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. акад. Г. В.Осипов, действ. чл. РАЕН Л. И.Москвичев.- М.: Норма, 2005. Раздел шестой. Социологическое исследование.

4. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание / В. А. Ядов. – М.: Академкнига, 2003.

Интернет-ресурсы:

1. http://lib.socio.msu.ru/l/library - электронная библиотека социологического факультета МГУ

2. www.ecsocman.edu.ru – портал по социологии, экономике и менеджменту

3. http://www.cisr.ru/editions.html - публикации Центра независимых социологических исследований

4. file://localhost/F:/Library.Ru%20_%20Виртуальная%20справка%20_Философия.%20Социология.%20Религия,%20Страница%20№89.mht – 1-я виртуальная справка «Философия, социология, религия»

5. http://igiti.hse.ru/Editions/THESIS - Альманах «THESIS» (теория и история экономических и социальных институтов и систем)

6. http://www.socio.msu.ru/?s=vestnik&p=main - Вестник Московского университета, Серия 18. Социология и политология

7. http://www.isras.ru/socis.html - Журнал «Социологические исследования»

 

Тема 1.5. Системный анализ объекта исследования

Объект как социальная система. Анализ объекта и предмета исследования в целом. Концептуализация объекта и предмета социологического исследования, задачи концептуализации объекта и предмета исследования. Полипарадигмальный и междисциплинарный подходы при построении концептуальных моделей. Роль философских и общенаучных понятий в социологическом исследовании. Концептуальная модель как множество свойств и состояний объекта и предмета исследования. Операционализация модели, объекта и предмета социологического исследования. Связь операционализации с исследуемой проблемой и концепцией исследования. Операциональные определения. Процесс выделения содержательных характеристик исследуемого явления, поддающихся наблюдению. Построение операциональной модели. Переменные в социологическом исследовании. Зависимые и независимые переменные. Промежуточные переменные. Взаимосвязь количества переменных и количества единиц исследования. Зависимость между количеством переменных и видом социологического исследования. Переход от операциональных понятий к переменным социологического исследования. Выбор переменных исследования. Природа причинности в социальных науках. Критерии причинности. Необходимые и достаточные причины. Способы представления зависимостей между переменными. Понимание, типы и функции моделей объяснений. Построение объясняющей модели. Использование теорий для объяснения зависимостей.

Литература:

1. Андреенков, В. Г., Шишнов, В.А. Моделирование в социологии // Социологическая энциклопедия. В 2т. Т.1. /Национальный научно-общественный фонд / Рук. науч. проекта Г. Ю. Семигин; Гл. ред. В. И. Иванов. – М.: Мысль, 2003.

2. Вехи российской социологии. 1950-2000-е годы / Отв. ред. Ж. Т. Тощенко, Н. В. Романовский. – СПб.: Алетейя, 2010.

3. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. акад. Г. В.Осипов, действ. чл. РАЕН Л. И.Москвичев.- М.: Норма, 2005. Раздел шестой. Социологическое исследование.

4. Теория и методы в социальных науках: Учебник для студентов гуманитарных факультетов / под ред. С.И. Ларина. – М.: Народный учитель, 2004.

5. Теория и методы в социальных науках: Учебник для студентов гуманитарных факультетов / под ред. С. И. Ларина. - М.: Народный учитель, 2004.

6. Толстова, Ю. Н. Измерение в социологии: уч. пособие / Ю. Н. Толстова. – М.: Книжный дом, Университет, 2007.

7. Толстова, Ю. Н. Математико-статистические модели в социологии: уч. пос. 2-е изд. / Ю. Н. Толстова. – М.: Высшая школа, 2008.

8. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание / В. А. Ядов. – М.: Омега-Л, 2009.

Интернет-ресурсы:

1. http://lib.socio.msu.ru/l/library - электронная библиотека социологического факультета МГУ

2. http://www.visibleworld.ru/ - Портал по методологии социологии, визуальным методам и этнографии

3. www.ecsocman.edu.ru – портал по социологии, экономике и менеджменту

4. http://www.cisr.ru/editions.html - публикации Центра независимых социологических исследований

5. http://igiti.hse.ru/Editions/THESIS - Альманах «THESIS» (теория и история экономических и социальных институтов и систем)

6. http://www.hse.ru/org/hse/wp/ - Предпринты НИУ ВШЭ: «Гуманитарные исследования»

7. http://sociologica.hse.ru/ - журнал «Социологическое обозрение»

8. http://journal.socio.msu.ru/ - «Социология». Журнал Российской социологической ассоциации.

 

Тема 1.6. Гипотезы в социологическом исследовании

Понимание и основы выдвижения гипотезы. Разработка исходной гипотезы. Выдвижение гипотезы следствия. Истинность и ложность гипотезы. Критерии классификации и типы гипотез по содержанию предмета предположения, по характеру связи между переменными, по степени разработанности и обоснованности, по степени охвата единиц исследования, по степени сложности и др. Общие требования к гипотезе. Принципиальный план исследования и его виды.

Литература:

1. Рабочая книга социолога / Под ред. В. Г. Осипова. - М.: КомКнига, 2006.

2. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М.: НОРМА, 2005.

3. Смехнова, Г. П. Основы прикладной социологии: учебное пособие / Г. П. Смехнова. – М.: Вузовский учебник, 2008.

4. Теория и методы в социальных науках: Учебник для студентов гуманитарных факультетов / Под ред. С. И. Ларина. - М.: Народный учитель, 2004.

5. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание / В. А. Ядов. – М.: Академкнига, 2003.

Интернет-ресурсы:

1. http://lib.socio.msu.ru/l/library - электронная библиотека социологического факультета МГУ

2. http://igiti.hse.ru/Editions/THESIS - Альманах «THESIS» (теория и история экономических и социальных институтов и систем)

3. http://www.isras.ru/socis.html - Журнал «Социологические исследования»

4. http://www.isras.ru/Sociologicalmagazine.html - Журнал «Социологический журнал» (ИС РАН)

5. http://www.isras.ru/4M.html - Журнал «Социология: Методология, методы, математическое моделирование» (Социология: 4 М).

6. http://ecsocman.edu.ru/ons/volumes.html - Журнал «Общественные науки и современность»

7. http://region.socionet.ru/ - Журнал «Регион: экономика и социология»

 

Тема 1.7. Измерение в социологии. Социальные показатели, шкалы.

Измерение в социологическом исследовании. Понимание социального показателя. Разработка показателей исследования. Множественность показателей. Конструирование пространства показателей. Измерительная интерпретация показателя исследования как его конкретизация. Социальные показатели и индикаторы в социологическом исследовании. Виды индикаторов. Построение индикаторов и надежность измерения. Множественность индикаторов. Построение измерительных шкал. Формы приписывания значений при шкалировании. Вербальная, графическая и числовая формы. Градуирование социологической шкалы. Связь содержания шкалы и цели исследования. Индексы в социологическом измерении. Назначение индексов. Типология и ее роль в социологическом исследовании. Конструирование социальных типов. Соотношение типологизации и классификации.

Литература:

1. Аверин, Ю. П. Теоретическое построение количественного социологического исследования / Ю. П. Аверин. - М.: КДУ, 2009.

2. Рабочая книга социолога / Под ред. В. Г. Осипова. М.: КомКнига, 2006.

3. Толстова, Ю. Н. Измерение в социологии: уч. пособие / Ю. Н. Толстова. – М.: Книжный дом, Университет, 2007.

4. Хеллевик, О. Социологический метод / Пер. с норв. – М.: Изд-во «Весь Мир», 2002.

5. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание / В. А. Ядов. – М.: Омега-Л, 2009.

Интернет-ресурсы:

1. http://lib.socio.msu.ru/l/library - электронная библиотека социологического факультета МГУ

2. http://www.visibleworld.ru/ - Портал по методологии социологии, визуальным методам и этнографии

3. www.ecsocman.edu.ru – портал по социологии, экономике и менеджменту

4. http://www.cisr.ru/editions.html - публикации Центра независимых социологических исследований

5. http://www.isras.ru/socis.html - Журнал «Социологические исследования»

6. http://www.isras.ru/Sociologicalmagazine.html - Журнал «Социологический журнал» (ИС РАН)

7. http://www.isras.ru/4M.html - Журнал «Социология: Методология, методы, математическое моделирование» (Социология: 4 М).

Тема 1.8. Выборка в социологическом исследовании

Понимание эмпирического объекта социологического исследования. Объект, предмет исследования и генеральная совокупность: их сходство и различие. Определение единиц исследования. Способы отбора единиц исследования. Выборочная совокупность. Типы выборок. Случайный отбор и его теоретические основания. Процедура случайного отбора. Виды случайного отбора: простой случайный отбор, районированный отбор, гнездовой отбор. Систематический или псевдослучайный отбор. Неслучайный отбор. Виды неслучайного отбора: квотный отбор, стихийный отбор. Диспропорциональная выборка и взвешивание. Представительность выборки. Установление необходимого объема выборки. Расчет ошибки выборки. Ремонт выборки.

Литература:

1. Добреньков, В. И., Кравченко, А. И. Методология и методика социологического исследования / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М.: Академический проект, 2009.

2. Добреньков, В. И., Кравченко, А. И. Методы социологического исследования / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М.: Академический проект, 2011.

3. Рабочая книга социолога / Под ред. В. Г. Осипова. - М.: КомКнига, 2006.

4. Сотникова, Г. М. Выборка // Социологическая энциклопедия. В 2т. Т.1. /Национальный научно-общественный фонд / Рук. науч. проекта Г. Ю. Семигин; Гл. ред. В. И. Иванов. – М.: Мысль, 2003.

5. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. акад. Г. В. Осипов, действ. чл. РАЕН Л. И.Москвичев.- М.: Норма, 2005. Раздел шестой. Социологическое исследование.

6. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание / В. А. Ядов. – М.: Омега-Л, 2009.

Интернет-ресурсы:

1. http://lib.socio.msu.ru/l/library - электронная библиотека социологического факультета МГУ

2. http://wciom.ru/ - Всероссийский центр изучения общественного мнения

3. http://www.fom.ru/- Фонд «Общественное мнение»

4. http://www.levada.ru/- Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр)

5. http://www.isras.ru/socis.html - Журнал «Социологические исследования»

6. http://www.isras.ru/4M.html - Журнал «Социология: Методология, методы, математическое моделирование» (Социология: 4 М).

Тема 1.9. Виды социологических исследований

Критерии классификации социологического исследования. Специфика задач, решаемых отдельными видами социологического исследования. Пилотажное, описательное, аналитическое и прогностическое исследования. Фундаментальное, прикладное и проектное исследования. Сравнительное и оценочное исследования. Оперативное исследование. Панельные и лонгитюдные исследования. Трендовое исследование. Возможности и ограничения отдельных видов социологического исследования. Критерии выбора вида социологического исследования.

Литература:

1. Добреньков, В. И., Кравченко, А. И. Методология и методика социологического исследования / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М.: Академический проект, 2009.

1. Смехнова, Г. П. Основы прикладной социологии: учебное пособие / Г. П. Смехнова. – М.: Вузовский учебник, 2008.

2. Шереги, Ф. Э., Горшков, М. К. Прикладная социология: Методология и методика / Ф. Э. Шереги, М. К. Горшков. – М.: Альфа-М, 2009.

3. Ядов, В. А. Лаборатория социолога: из опыта полевых исследований: уч. пособие / В. А. Ядов. – М.: ИС РАН, 2008.

4. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание / В. А. Ядов. – М.: Омега-Л, 2009.

Интернет-ресурсы:

1. www.ecsocman.edu.ru – портал по социологии, экономике и менеджменту

2. http://www.hse.ru/org/hse/wp/ - Предпринты НИУ ВШЭ: «Гуманитарные исследования»

3. http://sociologica.hse.ru/ - журнал «Социологическое обозрение»

4. http://www.socio.msu.ru/?s=vestnik&p=main - Вестник Московского университета, Серия 18. Социология и политология

5. http://www.isras.ru/socis.html - Журнал «Социологические исследования»

6. http://www.isras.ru/4M.html - Журнал «Социология: Методология, методы, математическое моделирование» (Социология: 4 М).

 

Раздел 2. Методы сбора данных в социологическом исследовании

 

Тема 1.10. Типология и области применения методов сбора данных в социологическом исследовании

Методика, техника и процедура в социологическом исследовании. Понимание метода сбора данных. Критерии выбора и типология методов сбора данных. Количественные и качественные методы сбора данных в социологическом исследовании. Характеристики количественных методов. Возможности и ограничения количественных методов сбора данных. Качественные методы в социологии. Характеристики качественных методов. Теоретические основания качественных методов. Особенности стратегии качественного анализа. Виды качественных исследований. Возможности и ограничения качественных методов сбора данных

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...