№
п/п
| № темы
| Тематика практических занятий (семинаров)
| Трудо-
емкость
(час.)
|
1.
| 1.
| 1. Специфика социологического знания.
2. Понятие социологического исследования, его характеристики.
3. Социологическое исследование и социологическая наука.
4. Обзор современных источников знания по темам социологических исследований.
|
|
2.
| 2.
| 1. Основные виды парадигм: принципы и исследовательская логика.
2. Применение конкретных видов парадигмального подхода к социологическим концепциям.
3. Методологическая роль специальных социологических теорий.
4. Рассмотрение конкретных примеров социальных фактов.
|
|
3.
| 3.
| 1. Определение и назначение программы.. 2.Основные функции программы.
2. Логика построения и элементы программы.
3. Проблема, объект и предмет исследования.
|
|
4.
| 4.
| 1. Формирование системы понятий.
2. Теоретическая интерпретация понятий.
3. Эмпирическая интерпретация понятий.
4. Операционализация понятий.
|
|
5.
| 5.
| 1. Концепция социологического исследования.
2. Системный подход при построении концептуальных моделей.
3. Выделение содержательных характеристик объекта и предмета исследования.
4. Виды переменных. Рассмотрение конкретных переменных в различных социологических исследованиях.
5. Причинность в социологическом исследовании
|
|
6.
| 6.
| 1. Понятие и виды гипотез.
2. Основания классификации и типы гипотез.
3. Разбор гипотез в конкретных исследованиях (на основании современных источников).
|
|
7.
| 7.
| 1. Виды социальных показателей.
2. Рассмотрение конкретных индикаторов.
3. Разбор конструирования индексов.
|
|
8.
| 8.
| 1. Разбор примеров на конкретных материалах социологических исследований
2. Генеральная и выборочная совокупности.
3. Случайный и неслучайный отборы.
4. Репрезентативность выборки.
|
|
9.
| 9.
| 1. Классификация социологических исследований.
2. Пилотажное, описательное, аналитическое и прогностическое исследования.
3. Оперативное исследование.
|
|
10.
| 10.
| 1. Количественные и качественные методы сбора данных.
2. Специфика количественных методов.
3. Специфика качественных методов.
|
|
11.
| 11.
| 1. Виды документов в социологии. Работа социолога с документальными источниками (разбор примеров).
2. Технология контент-анализа. Опыт применения контент-аналитических процедур.
3. Разбор практических заданий по оценке конкретных документальных источников.
|
|
12.
| 12.
| 1. Виды наблюдений в социологических исследованиях. Технология подготовки и проведения наблюдения.
2. Обсуждение и прием отчетов о проведении наблюдений студентами группы конкретных социальных ситуаций и процессов в сфере сервиса.
|
|
13.
|
| 1. Виды опросов в социологическом исследовании.
2. Обсуждение и прием выполнения практических заданий по выделению видов вопросов в конкретных социологических опросах.
|
|
14.
|
| 1. Анкетирование, его специфика и виды.
2. Обсуждение использования различных видов анкетирования в конкретных исследованиях.
3. Прием выполнения заданий по анализу структуры социологической анкеты.
4. Обсуждение и прием выполнения заданий студентами по разработке анкеты и проведения анкетирования конкретной группы респондентов.
|
|
15.
|
| 1. Специфика и виды метода интервью.
2. Прием выполнения студентами заданий по анализу и оценке конкретных бланков интервью.
3. Разбор опыта участия студентов в разработке бланков интервью и проведении интервьюирования с конкретными представителями сферы сервиса.
|
|
16.
| 16.
| 1. Специфика опросов с использованием технических средств.
2. Возможности Интернета в сборе социологической информации.
|
|
17.
| 17.
| 1. Специфика метода фокус-групп.
2. Процедура организации и проведения фокус-группы.
3. Особенности применения метода фокус-групп в маркетинговых исследованиях.
4. Особенности применения метода фокус-групп в политических исследованиях.
5. Подбор состава респондентов для фокус-групп (прием выполнения конкретных заданий студентами).
|
|
18.
| 18.
| 1. Особенности применения экспертных опросов в социологических исследованиях.
2. Методы и процедуры подбора экспертов.
3. Специфика взаимоотношений социолога и экспертов.
4. Прием выполнения заданий студентами по подбору экспертов для изучения конкретной социальной ситуации в сфере сервиса.
|
|
19.
| 19.
| 1. Характерные особенности применения метода эксперимента в социологии.
2. Разбор выполнения студентами заданий по подготовке эксперимента в конкретной социальной области.
|
|
20.
| 20.
| 1. Специфика и область применения социометрического метода в социологии.
2. Процедура проведения социометрического измерения.
3. Разбор примеров измерения сплоченности в группе (на конкретных социологических источниках).
|
|
21.
| 21.
| 1. Понятие и роль тестирования в социологическом исследовании.
2. Подготовка теста Процедура тестирования.
3. Проблема надежности тестов.
|
|
22.
| 22.
| 1. Специфика и виды методов качественной социологии.
2. Опыт использование качественных методов в отечественной социологии (по литературным источникам и периодическим изданиям).
3. Разбор студентами особенностей конкретных методик - недирективных интервью, биографических методов, метод исследования случая.
|
|
23.
| 23.
| 1. Содержание этапа обработки социологической информации.
2. Процедура подготовки анкет к обработке.
3. Технические средства обработки социологической информации. Виды задач, решаемых при помощи ЭВМ.
4. Содержание работ на этапе анализа первичных данных.
|
|
24.
| 24.
| 1. Структура содержания обобщения первичных данных в социологическом исследовании.
2. Применение статистических методов для анализа социологической информации.
3. Методы анализа нечисловых данных.
4. Разбор примеров обобщения данных исследований студентами.
5. Формы представления результатов социологического исследования.
|
|
25.
| 25.
| 1. Содержание этапа организации социологического исследования.
2. Разбор конкретных примеров организационного этапа: подбор команд, взаимодействие с заказчиками, работа с интервьюерами и наблюдателями, прием информационного материала, организация аналитической работы.
|
|
26.
| 26.
| 1. Рассмотрение примеров отчетов: структура отчета, содержание, оформление, рекомендации по результатам исследования.
2. Формы и процедура представления социологического отчета заказчикам.
|
|
27.
| 27.
| Исследовательский семинар: обмен опытом участия студентов и преподавателей в социологических исследованиях (содержание участия, роль, результативность, положительные и отрицательные моменты).
|
|