Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательные технологии




 

В соответствии с требованиями ФГОС удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40% аудиторных занятий.

По дисциплине «Методология и методы социологического исследования удельный вес активных и интерактивных форм проведения занятий (лекции-беседы, лекции с анализом конкретных ситуаций, собеседования, прием практических заданий и др., которые применяются в данной рабочей программе) составляют 20 %.

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИОТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости

Вопросы для самопроверки (по темам)

Раздел 1. Теоретико-методологические основы социологического исследования

Тема 1. Социологические исследования – отрасль социологической науки

1. Что понимается под предметом социологического исследования?

2. Какова структура современной социологической науки?

2. В чем научная и практическая значимость социологического исследования?

3. Назовите наиболее крупные исследовательские социологические проекты в постсоветской России.

 

Тема 2. Методологическая роль теории в социологическом исследовании

1. Что означает понятие «методология»?

2. Что означает понятие «методика»?

3. Каково понимание парадигмы?

4. Каково понимание «социальный факт»?

 

Тема 3. Программа социологического исследования

1. Назвать основные функции программы.

2. Назвать основные элементы программы.

3. Что такое «проблема» социологического исследования?

4. Что такое «объект» и «предмет» социологического исследования?

 

Тема 4. Уточнение и интерпретация основных понятий?

1. Для чего необходимы уточнение и интерпретация понятий?

2. Понимание объясняющей модели.

3. От чего зависит операция уточнения и интерпретации понятий?

4. Что такое операционализация понятий?

 

Тема 5. Системный анализ объекта исследования

1. Что понимается под концептуализацией объекта и предмета исследования?

2. Что понимается под концептуальной моделью исследования?

3. От чего зависит проведение концептуализации объекта и предмета исследования?

4. Назовите виды переменных в социологическом исследовании.

 

Тема 6. Гипотезы в социологическом исследовании

1. Каковы основы выдвижения гипотез?

2. Назовите классификации гипотез.

3. Назовите общие требования к гипотезам.

4. Назовите виды принципиального плана исследования.

 

Тема 7. Измерение в социологическом исследовании. Социальные показатели, шкалы.

1. Выделите специфику измерения в социологических исследованиях.

2. Каково понимание социального показателя?

3. Каково понимание индикаторов и индексов?

4. Назовите основные виды шкал.

 

Тема 8. Выборка в социологическом исследовании

1. Каково понимание генеральной и выборочной совокупностей?

2. Назовите вероятностные виды отбора.

3. Назовите виды неслучайного отбора.

4. Что такое репрезентативность выборки?

 

Тема 9. Виды социологических исследований

1. Что такое пилотажное исследование?

2. Что такое разведывательное исследование?

3. Раскройте понятие «аналитическое исследование».

4. Выделите специфику прикладного исследования.

 

Раздел 2. Методы сбора данных в социологическом исследовании

 

Тема 10. Типология и области применения методов сбора данных в социологическом исследовании

1. Характеристика количественных методов сбора данных.

2. Особенности качественных методов сбора данных.

3. Виды качественных методов.

4. Область применения качественных методов.

Тема 11. Метод анализа документов в социологическом исследовании

1. Классификация документов в социологических исследованиях.

2. В чем проблема надежности документов в социологии?

3. В чем сущность контент-анализа?

4. Каково понимание единицы анализа и единицы счета в контент-анализе?

 

Тема 12. Метод наблюдения в социологическом исследовании

1. Что подлежит наблюдению в социологических исследованиях?

2. Назовите виды наблюдений.

3. Назовите социологические проекты, в которых метод наблюдения использовался в качестве основного.

4. Назовите документы, в которых фиксируются результаты наблюдения.

 

Тема 13. Метод опроса в социологических исследованиях

1. Назовите специфику опросного метода.

2. Назовите преимущества метода опроса.

3. Назовите недостатки и ограничения опросного метода.

4. Назовите виды вопросов, которые используются в опросах.

 

Тема 14. Анкетирование в социологическом исследовании

1. Назовите виды анкетирования.

2. Укажите возможности анкетного опроса.

3. Каковы требования к построению анкеты?

4. Каковы основные этапы проведения анкетирования?

 

Тема 15. Метод интервью в социологическом исследовании

1. Назовите отличие интервьюирования от анкетирования.

2. Каковы преимущества метода интервью?

3. В чем выражается связь использования анкетирования и социокультурных особенностей респондентов?

4. Что входит в подготовку интервьюеров?

 

Тема 16. Телефонный, почтовый и прессовый опросы

1. Назовите преимущества и недостатки телефонного опроса.

2. Какова специфика почтового опроса.

3. Особенности прессового опроса.

4. Назовите возможности и ограничения использования Интернет-опроса.

 

Тема 17. Метод фокус-групп в социологическом исследовании

1. Раскройте понятие «фокус-группа»?

2. Какова роль модератора в методе фокус-групп?

3. Каковы критерии подбора респондентов для участия в фокус-группе?

4. Какова специфика устройства помещения для проведения фокус-групп?

 

Тема 18. Метод экспертных оценок

1. Назовите критерии подбора экспертов для экспертного опроса.

2. Назовите задачи использования метода экспертов.

3. Назовите основные методики проведения экспертного опроса.

4. Укажите область применения экспертного метода.

 

Тема 19. Социальный эксперимент

1. Назовите возможности и границы применения социального эксперимента.

2. Каковы особенности социального эксперимента?

3. Какова процедура проведения социального эксперимента?

4. Каковы требования формирования экспериментальных и контрольных групп?

 

Тема 20. Метод социометрии в социологическом исследовании

1. Укажите задачи использования социометрического метода.

2. Назовите возможности и ограничения применения метода социометрии.

3. Каковы критерии подбора участников в социометрическом исследовании?

4. В чем выражаются итоги социометрического исследования?

 

Тема 21. Метод тестирования в социологическом исследовании

1. Укажите принципы проведения тестирования в социологическом исследовании.

2. Что понимается под ситуационными переменными в процессе тестирования?

3. Какова классификация тестов?

4. В чем проявляется роль выборки в тестировании?

 

Тема 22. Методы качественной социологии

1. Дайте характеристику недирективного интервью в качественной социологии.

2. Укажите черты биографического метода.

3. Каковы особенности метода отдельного случая?

4. Каково поведение интервьюера при проведении недирективного интервью?

 

Раздел 3. Анализ и обобщение количественных данных в социологическом исследовании

 

Тема 23. Этапы обработки и анализа первичных данных

1. Назовите основные элементы этапа обработки первичных данных в социологическом исследовании.

2. Какие технические средства используются при обработке первичных данных?

3. Назовите особенности подготовки анкетного массива к обработке.

4. Каковы особенности группировок при анализе данных?

 

Тема 24. Обобщение первичных данных и представление результатов в социологическом исследовании

1. Назовите основные задачи, которые решаются с помощью статистических методов.

2. Укажите виды представления частотных распределений.

3. Каковы формы представления результатов социологической информации?

4. Назовите числовые характеристики массива данных.

 

Тема 25. Организация социологического исследования

1. Назовите основные разделы рабочего плана исследования.

2. Какие задачи решаются при создании исследовательской команды?

3. В чем заключается работа с анкетерами и интервьюерами?

4. Как осуществляется контроль работы интервьюеров?

 

Тема 26. Подготовка и представление социологического отчета.

1. Какова структура содержания научного отчета?

2. Каковы требования к разработке научных рекомендаций?

3. Назовите требования к оформлению социологического отчета.

4. Что может включаться в приложения к отчету?

 

Тема 27. Научно-теоретическая студенческая конференция

1. Каковы основные направления научно-исследовательской работы студентов?

2. Назовите требования к студенческим публикациям.

3. Как организуются студенческие конференции?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...