Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Естественно-научные основы




ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Определение основных понятий

На основе анализа взаимоотношений в системе “Природа – Общество” исходным понятием следует считать понятие “Природа”. Природа в широком смысле слова – это все сущее, весь мир в многообразии его форм; в узком смысле природа – совокупность естественных условий человеческого общества, которое находится внутри природы.

С понятием природы тесно связано понятие природной среды, которая рассматривается как совокупность природных и незначительно измененных деятельностью людей абиотических и биотических естественных факторов, оказывающих влияние на человека. Ее отличительными признаками являются свойства саморегуляции и самоподдержания без контролирующего воздействия человека. В природной среде выделяют:

· собственно природную среду (“дикую природу”), существующую вне непосредственных контактов с человеком;

· квазиприродную среду (“вторую природу”) – преобразованные человеком (культурные) природные ландшафты; эта часть природной среды не способна к саморегуляции и самоподдержанию;

· артеприродную среду (“третью природу”) – искусственное окружение людей, состоящее из технических (здания, сооружения и пр.) и природных компонентов (воздух, естественное освещение и пр.); эта часть природной среды без искусственной поддержки деградирует.

С деятельностью человеческого общества связано другое понятие – “географическая среда”. Географическая среда – это среда географической оболочки Земли, которая состоит из четырех основных “сфер”: литосферы (земной коры), гидросферы (водной оболочки), атмосферы (воздушной оболочки) и биосферы (сферы жизни).

Понятие среды обитания человека как совокупности абиотических и биотических условий его жизни как биологического организма используется при рассмотрении социально-экономических вопросов экономики природопользования (например, в случае определения комфортности природных условий и расчета социально-экономического ущерба от заболеваемости населения).

Понятие “окружающая среда” является более широким, поскольку не ограничивается рассмотрением человека только как биологического организма. Его содержание включает естественные экосистемы, природные компоненты (воздух, вода, почвы, животный мир, растительный мир), территорию, ландшафты, природные, исторические, культурные памятники и другие материальные объекты, оказывающие влияние на качество жизни, жизнедеятельность и здоровье человека.

Под понятием “природопользование” понимают всю совокупность процессов взаимоотношения природы и человека.

По мнению автора данного термина профессора Ю.Н.Куражковского, задачи природопользования как науки сводятся к разработке общих принципов осуществления всякой деятельности, связанной либо с непосредственным пользованием природой и ее ресурсами, либо с изменяющими ее воздействиями.

Таким образом, объектом природопользования как науки служит комплекс взаимоотношений между природными ресурсами, естественными условиями жизни общества и его социально-экономическим развитием. Предметом природопользования является оптимизация этих отношений, стремление к сохранению и воспроизводству среды жизнедеятельности человека.

В более узком значении природопользование понимают как совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению. При этом понятие “природопользование” включает:

· извлечение и переработку природных ресурсов, их возобновление и воспроизводство;

· использование и охрану природных условий среды жизни;

· сохранение (восстановление, поддержание) экологического баланса (равновесия) природных систем, что служи основой сохранения природно-ресурсного потенциала развития человеческого общества.

В еще более узком смысле природопользование рассматривают так же как научную дисциплину, исследующую общие принципы рационального использования природных ресурсов.

Природопользование как сфера знания включает в себя элементы понятия “охрана природы”, которое понимается как:

1) совокупность мероприятий, направленных на поддержание рационального взаимодействия между деятельностью человека и окружающей средой, обеспечивающих сохранение и восстановление природно-ресурсного потенциала, рациональное использование природных ресурсов, предупреждающих вредное влияние результатов хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека;

2) комплексная межотраслевая дисциплина, разрабатывающая общие принципы и методы сохранения, восстановления и улучшения природной среды и природных ресурсов.

В задачи охраны природы входят:

· эффективная эксплуатация природных ресурсов;

· использование природных компонентов при условии их минимального загрязнения;

· сохранение уникальных объектов природного и культурного наследия.

Таким образом, охрана природы имеет объекты, не входящие в круг рассмотрения природопользования: сохранение объектов, не имеющих определенного хозяйственного значения.

Традиционно охрана природы осуществляется в форме ограничительно-запретительных мероприятий.

В западной научной литературе используется понятие близкое по содержанию (но не тождественное) понятию “охрана природы” – энвайроментология – комплексная дисциплина об окружающей среде, главным образом, природной, ее качестве и охране. Техническое приложение энвайроментологии – энвайроменталистика – способы и методы очистки, технологические приемы охраны и улучшения среды.

 

 

Экологические основы экономики

Природопользования

Экономика природопользования основывается на ряде понятий экологии.

По определению автора термина “экология” немецкого биолога Э.Геккеля, “экология – это познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды… Одним словом, экология – это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование”. В этом определении следует отметить понятие “экономика природы”, предполагающее необходимость количественного подхода к анализу экологических взаимодействий. Однако теоретический смысл термина “экология” у Геккеля находится исключительно в рамках физиологии (т.е. Геккель анализирует физиологический механизм взаимоотношений живых организмов). Таким образом, по Геккелю, экология никакого отношения не имеет к проблемам цивилизации.

В дальнейшем в содержание экологии вносились различные смысловые оттенки, которые расширяли или сужали компетенцию этой отрасли науки, но так или иначе постепенно размывали ее границы.

Уже к концу XIX века понятие экологии выходит за рамки физиологии, в первой четверти XX века – и биологии, проникает в сферу социологии, антропогеографии. Таким образом, постепенно в объекты экологии был включен человек (вид Homo sapiens) и экологией стали называть весь комплекс взаимоотношений человека и окружающей его среды.

Впоследствии выделилась экология человека, социальная экология, а также такие ответвления как урбоэкология (экология города), промышленная экология, агроэкология и пр., т.е. произошло проникновение экологии в различные области науки и практики – экологизация знаний и деятельности. Экологизация – процесс внедрения систем технологических, управленческих и других решений, позволяющих повысить эффективность использования естественных ресурсов и условий наряду с сохранением качества природной среды.

Потребность в научном обосновании конкретных форм природопользования привела к формированию комплексной системы знания о взаимоотношениях человеческого общества с природой Земли и, прежде всего ее биосферой. Концепция взаимодействия Общества и Природы получила название глобальной экологии – науки о структуре и функциях природы в целом или науки и жизни биосферы.

В настоящее время экология распалась на ряд научных отраслей и дисциплин, в основе которых лежат фундаментальные идеи биоэкологии.

По размерам объектов изучения выделяют аутоэкологию (организм и его среда), демоэкологию (популяция и ее среда), синэкологию (экосистема и ее среда), ландшафтную (географическую) экологию (крупные геосистемы и их среда), глобальную экологию (учение о биосфере Земли).

По отношению к предметам изучения экологию подразделяют на экологии: микроорганизмов, грибов, растений, животных, человека, сельскохозяйственную, промышленную, общую (теоретическую).

По средам и компонентам различают экологии суши, пресных водоемов, морскую, Крайнего Севера, высокогорий, химическую.

По подходам к предмету изучения выделяют экологии аналитическую (изучение основных современных закономерностей взаимоотношений организма с природной средой), динамическую (изучение основных закономерностей взаимодействия организмов с окружающей средой в динамико-эволюционном плане).

С точки зрения фактора времени рассматривают экологии историческую и эволюционную (археэкологию).

Кроме того, что современная экология – это наука об общих закономерностях взаимодействия природы и общества, она также является специальной сферой деятельности общества, направленной на охрану окружающей среды и целесообразное использование природных ресурсов.

Именно эти два направления подробно рассматриваются в курсе “экономика природопользования” с точки зрения экономических процессов на различных уровнях (микро-, макроуровни, мировое хозяйство).

Необходимо подчеркнуть, что в последние 20 лет внимание ученых концентрируется на различных аспектах исследований по сохранению и развитию человека в условиях современной экологической ситуации. Речь идет о развитии такого междисциплинарного научного направления в экологии как экология человека. Она представляет собой комплексную эколого-социально-экономическую отрасль знания, где социальные, экономические и природные условия рассматриваются как одинаково важные составляющие среды жизни человека, обеспечивающие разные стороны его потребностей.

Предметом исследования экологии человека является система “человек – окружающая среда”, охрана человека от вредных факторов окружающей среды. Понятие “окружающая среда” включает в себя понятие “технические системы”. Взаимодействие человека с техническими системами, структуру социально-биологических и производственных отношений человека в рабочей среде изучает наука эргономика (от греч. e rgon – работа и nomos – закон). Она возникла на стыку наук о человеке и технических дисциплин в 1949 году. В настоящее время происходит процесс все более глубокого проникновения техники в жизнедеятельность человека, в ходе которого “естественная” среда обитания человека все в большей и большей мере смешивается с “искусственной”. Изучением функционирования человека в условиях “искусственной” среды занимается космическая экология.

Особую сложность вызывает разделение экологии человека и социальной экологии, объект изучения которых очень близок. Разница заключается в том, что социальная экология не охватывает биологической стороны жизни человека.

Новым направлением развития экологии как науки является глубинная экология, в рамках которой человек идентифицируется со всем живым и неживым.

Таким образом, являясь социальным существом, человек остается существом биологическим и, следовательно, к нему применимы все основные экологические понятия.

Для человека, как и для каждого вида организмов, существует область выживания или экологической потенции. В пределах области выживания находится полоса экологического оптимума.

При совмещении областей экологической потенции по нескольким наиболее важным условиям жизни (обеспеченность пищей, убежищем, плотность популяции, температура и пр.) образуется многомерное пространство выживания или экологическая ниша организма.

Различают виды организмов с широкими и узкими областями выживания – эврибионтные и стенобионтные. Человека относят к сверхэврибионтам.

Биосфера – фундаментальное понятие экологии – обозначает оболочку жизни, живое вещество которой выполняет роль трансформатора, переводящего космическую энергию в земную: электрическую, химическую, механическую, тепловую и пр.

Структурными единицами биосферы являются экосистемы и биогеоценозы.

Экосистема – это единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в котором живые и неживые элементы связаны между собой обменом веществ и энергии.

Биогеоценоз – это пространственная (территориальная) экологическая система, определенный однородный участок поверхности Земли с присущим ему составом живых организмов и абиотических компонентов, связанных процессом взаимодействия в виде обмена веществом и энергией.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...