Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационное обеспечение




 

Информационное обеспечение управлением - это совокупность информации, главным образом о природных ресурсах, природных условиях, а также деятельности природопользователей (рис. 2.6.1). Обеспечение информацией, необходимой для принятия решения по управлению предваряет применение тех или иных методов. В тоже время информационное обеспечение должно создаваться в соответствии с требованиями и запросами систем управления природопользованием.

Информация о природных ресурсах сосредоточена в отраслевых кадастрах (п. 4.1), а также в комплексном территориальном кадастре природных ресурсов (КТКПР), в который введены экологические регламентации и ограничения. Именно КТКПР является базой территориально - отраслевого управления природопользованием. В перспективе необходимо создание единой системы кадастрового учета, которая включала бы кадастр недвижимости, отраслевые кадастры природных ресурсов и КТКПР.

Информацию о деятельности природопользователей обеспечивает процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).

ОВОС - это процесс, при котором его инициатор (любая общественная, частная и государственная организация), компетентные власти и общественность рассматривают и изучают возможные действия предлагаемых проектов на окружающую среду, и который заканчивается решением властей по лицензированию данной деятельности.

 

 

 


Рис. 2.6.1. Структура информационного механизма управления природопользованием

 

Основным содержанием этого процесса является всесторонний учет экологических интересов при принятии решений по конкретному проекту, который может подразумевать как новую деятельность, так и решение или изменение уже существующей. ОВОС должна сочетаться с техническими, экономическими и социально - политическими оценками. Цели ОВОС:

* определение масштаба и возможной потенциальной угрозы окружающей среде в результате планируемой деятельности;

* сравнение проекта с его альтернативами, включая "нулевую" альтернативу - сохранение существующего положения;

* выявление возможных контрмер по уменьшению вероятного ущерба в результате предполагаемой деятельности.

ОВОС рассматривает влияние предлагаемой деятельности на:

* качество вод, воздуха, почвенного покрова;

* радиационную безопасность;

* здоровье людей;

* экосистемы и отдельные виды растений и животных;

* здания и памятники, являющиеся частью культурного наследия.

В первую очередь проведение ОВОС относится к крупномасштабным объектам (добывающие предприятия, нефтепереработка, энергетические установки, АЭС, хранение и переработка радиоактивных отходов, военные объекты, металлургические и химические предприятия, транспортные объекты, мусороперерабатывающие установки, полигоны для бытовых и производственных отходов). Однако в настоящее время наблюдается тенденция к расширению спектра подлежащих ОВОС проектов и программ.

Получение объективной информации о состоянии окружающей природной среды и характере антропогенного воздействия на нее требует создания системы наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды - организации системы мониторинга окружающей среды.

Мониторингом окружающей среды называют регулярные, выполняемые по заданной программе наблюдения и контроль за состоянием природных сред, природных ресурсов, позволяющие оценить их состояние, а также характеризовать происходящие в них процессы под влиянием антропогенной деятельности.

В систему мониторинга входят следующие основные процедуры:

* выделение (определение) объекта наблюдения;

* обследование выделенного объекта наблюдения;

* составление информационной модели для объекта наблюдения;

* планирование мероприятий, измерений;

* оценка состояния объекта наблюдения и идентификация его информационной модели;

* прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения;

* представление информации в удобной для использования форме и доведение ее до потребителя;

Система мониторинга природных сред включает в себя следующие наблюдения:

* экологического качества воздушный среды;

* экологического состояния поверхностных вод и водных экосистем;

* экологического состояния геологической среды и наземных экосистем;

Наблюдения в рамках этого вида мониторинга проводятся без учета конкретных источников воздействия.

Мониторинг состояния природных ресурсов включает наблюдение и контроль за состоянием:

* атмосферного воздуха;

* водных ресурсов;

* минерально - сырьевых ресурсов;

* биологических ресурсов.

Результаты мониторинга основных видов природных ресурсов включают в содержание отраслевых кадастров природных ресурсов.

По содержанию различают следующие виды мониторинга:

* биосферный (глобальный) - слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях;

* санитарно - таксилогическое - слежение и контроль за показателями качества окружающей человека среды, соблюдение которых обеспечивает для него условия существования, благоприятные для жизни и безопасные для здоровья;

* импактный - слежение за природными процессами и явлениями, а также за их изменениями под влиянием антропогенных факторов в особо опасных для состояния природной среды зонах и точках;

* базовый (фондовый) - слежение за обще биосферными, в основном природными, явлениями без наложения на них региональных антропогенных воздействий;

* биологический - слежение за биологическими объектами, мониторинг с помощью биоиндикаторов (на базе биосферных заповедников);

* экологический.

Рассмотрим более подробно содержание данного вида мониторинга. Под экологическим мониторингом следует понимать организованный мониторинг окружающей среды, при котором, во - первых, обеспечивается постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов (растений, животных, микроорганизмов и т.д.), а также производится оценка состояния и функциональной ценности экосистем; во-вторых, создаются условия для определения корректирующих действий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий жизни не достигаются.

Основная цель экологического мониторинга состоит в обеспечении системы управления экологической безопасностью современной и достоверной информацией.

Помимо основной цели, экологический мониторинг может быть ориентирован на достижение специальных программных целей, связанных с обеспечением необходимой информацией организационных мер по выполнению конкретных проектов, международных соглашений и государств в области охраны окружающей среды.

Основные задачи экологического мониторинга:

* наблюдение за источниками антропогенного воздействия;

* наблюдение за факторами антропогенного воздействия;

* наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия;

* оценка фактического состояния природной среды;

* прогноз динамики природной среды под влиянием факторов антропогенного воздействия, оценка прогнозируемого состояния природной среды.

При разработке проекта экологического мониторинга необходима следующая информация:

* источники поступления загрязняющих веществ в окружающую природную среду - выброс загрязняющих веществ в атмосферу промышленными, энергетическими, транспортными и другими объектами; сбросы сточных вод в водные объекты, поверхностные смывы загрязняющих веществ; внесение на земную поверхность и (или) в почву загрязняющих и биогенных веществ вместе с удобрениями и ядохимикатами при сельскохозяйственной деятельности; места захоронения и складирования промышленных и коммунальных отходов; техногенные аварии, приводящие к выбросу опасных веществ или разливу жидких загрязняющих веществ и т.д.;

* данные о состоянии антропогенных источников эмиссии - мощность, месторасположения, условия поступления эмиссии в окружающую среду;

* переносы загрязняющих веществ (в атмосфере, в водной среде);

* процессы ландшафтного - геохимического перераспределения веществ - миграция загрязняющих веществ.

Требование полноты и регулярности данных, получаемых на основе наблюдений, а также специфика целей и характер желаемых результатов свидетельствует о необходимости организации мониторинга окружающей среды на различных уровнях:

* локальном (промышленный объект, город, район);

* региональном (область, край, республика);

* национальном (в границах государства);

* глобальном (моровом).

Характер и механизм обобщения информации об экологической обстановке при ее движении по иерархическим уровням системы экологического мониторинга определяются с помощью понятия информационного портрета экологической обстановки, который представляет собой совокупность географически представленных данных, характеризующих экологическую обстановку на определенной территории.

На локальном уровне в эколого - информационном портрете должны присутствовать все источники эмиссии (вентиляционные трубы промышленных предприятий, места выпусков сточных вод и т.д.).

На региональном уровне - близко расположенные источники воздействия "сливаются" в один групповой источник.

На национальном уровне происходит еще большее обобщение информации. Источники воздействия образуют промышленные узлы, ареалы, районы.

С целью получения необходимой информации система мониторинга окружающей среды должна опираться на использование существующих средств наблюдения:

* сети пунктов режимных наблюдений комплексного характера,

* системы аппаратуры для дистанционного наблюдения.

С учетом средств наблюдения различают следующие виды мониторинга:

* непосредственный,

* дистанционный.

В России для обеспечения информацией систем управления создана Единая республиканская система (ЕРС) наблюдения и контроля за состоянием природной среды, которая включает:

* систему государственного контроля;

* сеть государственного мониторинга природных ресурсов и загрязнения природной среды (в т.ч. радиационного);

* ведомственные системы контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ в природную среду;

* систему оперативного обнаружения, анализа и прогноза последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийным загрязнением природной среды.

 

Контрольные вопросы

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.