Обоснуйте роль экологических знаний в экономике природопользования.
5. Приведите примеры, подтверждающие действие принципов экологического планирования. В чем заключается значение различных видов классификаций природных ресурсов? Назовите особо опасные виды загрязнений. Объясните причины их выделения?
Глава 2
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ
Понятие управления природопользованием
Управление - совокупность мер регулирования состояния системы в целях сохранения ее устойчивости. Понятие управления природопользованием вошло в употребление в России в конце 80-х - начале 90-х годов. В работах Римского клуба проблема управления (в т.ч. глобального) является одной из центральных. Содержательный смысл управления природопользованием раскрывается в конкретных формах его организации и выбранной системе воздействий. Цель управления - обеспечить экологически безопасное и устойчивое (сбалансированное) развитие. Характер систем управления определяется в первую очередь поставленной целью, но он также зависит от характеристик конкретной территории, что влияет на специфику природопользования и требует регионализации систем управления природопользованием. Системы управления природопользованием зависят также от выбранных способов воздействия - методов управления. Выбор методов управления определяется на основе информационного и нормативно - правового обеспечения процесса управления. Таким образом, организация системы управления природопользованием включает: * формирование экополитики; * конкретизацию целей и задач экополитики, установление приоритетов; * выработку стратегии природопользования; * выбор методов управления;
* создание информационного и нормативно - правового обеспечения управления природопользованием; * создание институциональной инфраструктуры для обеспечения управления в сфере природопользования. Необходимо подчеркнуть, что управление природопользованием подразумевает управления не экологией или природными процессами, а действиями людей, включенных в природные системы определенных территорий. В организации управления природопользованием существует ряд трудностей методологического характера. Исходя из данного обстоятельства, в отечественной науке сложилось мнение о том, что при организации социоэколого - экономических систем вместо понятия управление природопользованием следует говорить о направляемом развитии. Направляемое развитие отличается от процесса управления тем, что, сочетая в себе движение множества носителей разнообразных целей, оно ограничено системой запретов и нормативов, задающих общее направление развития. Рассмотрим подробнее отдельные составляющие системы управления.
Экологическая политика
Экополитика - это политика по отношению к окружающей природной среде. Данное понятие используется последние 7 - 10 лет. При этом под политикой, как правило, понимают науку о целях и задачах государства, которые необходимы для достижения поставленных целей. Появление термина экополитика свидетельствует о признании человеческим обществом третьего измерения в политике - экологического, а также необходимости рассматривать экономические, социальные и экологические цели и задачи государства как единую систему. Иерархия экополитики, по Н.Ф. Реймерсу (1994), состоит как минимум из четырех уровней. 1. Международно - глобальная экополитика заключается в проведении международно - правовых, политических и внешнеполитических акций с учетом экологических ограничений в социально - экономическом развитии, мирового потенциала природных ресурсов и их глобального размещения. Например, устанавливаются экономические зоны в Мировом океане, квоты (доли, нормы) на изъятие тех или иных запасов конкретных природных ресурсов, согласуется плата за загрязнение окружающей среды, вводятся запреты на сброс тех или иных веществ (например, промывных вод из танкеров, озоноразрушающих веществ) и т.д.
2. Региональная (макрорегиональная) экополитика охватывает интересы одного клиента или субконтинента, иного крупного региона мира (Европы, Средиземноморья, бассейна Дуная и др.) и предусматривает создание пограничных заповедников, сотрудничество стран в контроле за трансграничным переносом загрязнений по воздуху, воде, установление региональных квот изъятия живых природных ресурсов и т.п. 3. Национальная (государственная) экополитика предполагает принятие и реализацию социально - экономических управленческих решений и международных договоров, касающихся экологического состояния территорий (акваторий, воздушного пространства страны), ее природно - ресурсного потенциала. 4. Локальная экополитика - это аналог государственной в границах малых территориальных образований (например, бассейна реки, экономического района, политико - административных единиц), может включать региональную и местную экополитики. Цели и задачи экополитики устанавливаются на глобальном и национальном уровнях. На региональном и местном уровне они конкретизируются, исходя из специфики территории, определяются приоритеты, т.е. среди целей и задач экополитики выделяют первоочередные. На национальном и региональном уровнях используется также понятие стратегических целей. Это цели, задачи и приоритеты, приведенные в соответствие с особенностями территории, ее возможностями. Таким образом, выработка стратегии в области природопользования основывается на комплексном географическом анализе территории. Так, стратегическими целями РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды являются: учет экологических и природно - географических условий конкретных территорий при решении проблем развития экономики страны; сохранение генетического здоровья населения; рациональное использование природно - ресурсного потенциала России; сохранение биоразнообразия.
Для реализации стратегических целей, исходя из внутренних и внешних объективных предпосылок, намечаются более конкретные направления действий, например, разработка единой системы природоохранного законодательства, экологических нормативов, переход на международные экологические стандарты хозяйственной деятельности, формирование эффективной системы органов управления в области природопользования и т.п. На основе выделенных направлений определяются механизмы их реализации и конкретные методы - инструменты экополитики. Известно около 40 различных инструментов экополитики. Они делятся на фискальные и нефискалиные. К нефискальным инструментам относятся, например, правовое обеспечение природоохранной деятельности, экологическое нормирование, образование и др. Фискальные инструменты (т.е. непосредственно связанные с финансами) бывают двух типов: * связанные с государственными доходами (лицензирование природопользования, налоги); * связанные с государственными издержками (природоохранные целевые инвестиции, государственная поддержка экологических направлений НИОРК, государственное финансирование природоохранных мероприятий, экологических программ и пр.). В настоящее время среди важнейших механизмов реализации экополитики в России следует назвать: правовой, административный, экономический, информационный.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|