Иисус против Иерусалима (шаг первый) 4 глава
А. Лопухин. С. 869–870.
Так несложна была обстановка, да и весь порядок этих собраний. Но каждый благочестивый еврей присутствие на них почитал для себя священной обязанностью. Только особые причины могли заставить его уклониться от исполнения этого долга... Отсюда понятно, почему Иисус Христос, придя в свой родной город Назарет, прежде всего направляется в синагогу, что Он обыкновенно делал и в других местах. Молодой Пророк или Учитель, за кого многие Его здесь принимали, стоял теперь в том доме, куда Он ходил еще ребенком, держась за руку Богоматери... Путь Христов. С. 146–147.
В день субботний Он явился в синагоге... А. Дидон. С. 364. Так как иудейство, вне Иерусалима, не имело, в сущности, духовенства, то первый пришедший вставал, читал полагающееся на тот день чтение («parasha» и «haphtara») и прибавлял к этому «midrashh» или личное толкование прочитанного, проводя свои собственные мысли. Это было начало «поучений», законченный образец которых мы находим в маленьких трактатах Филона. Каждый имел право делать возражения и предлагать вопросы чтецу; таким образом, собрание людей вскоре превращалось в род свободной сходки. Она имела председателя, «старейшин», гассана, присяжного чтеца или заведующего, «вестников» или секретарей, которые поддерживали сношения одной
Э. Реннан. С. 135. Читать и толковать закон и пророков мог всякий, признающий себя способным на то. Читающий обыкновенно стоял во время чтения, а когда начинал объяснять прочитанное, садился. Архиеп. Аверкий. С. 101.
Свидетельства Евангелий не определяют с точностью городов, местечек и сел Галилеи, где благовествовал Иисус о Царстве Божием. Евангелист Лука, однако, подробно рассказывает о путешествии Иисуса в Назарет около этого времени. Этот живой рассказ в ярких чертах изображает пред нами случившееся в иудейской синагоге и дает первое толкование Иисуса о свойстве Его Царства.
А. Дидон.С. 279. И как могла забыть земля о том незабвенном утре две тысячи лет тому назад, когда, вошел Отрок в Назаретскую синагогу? «Ему подали книгу пророка Исайи; и Он, раскрыв ее, нашел место, где было написано: “Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу”…» И. Бунин. С. 182.
Перед нами впечатляющая картина: приходит черед молодого идеалиста прочесть перед общиной Назарета отрывок из Писания, и он выбирает именно этот отрывок из Исайи... В. Дюрант. С. 608–609. … Встал ( взошел на арону. — Е. Г.) читать. Подали же ему книгу ( свиток. — Е. Г.) пророка Исайи; и, раскрыв книгу, нашел Он место, где было написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал меня исцелять сокрушенных сердцем, возвещать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу: проповедовать лето Господне, блаженное». Лука. 4:16–19.
Можно представить себе трепет ожидания и возбуждения, который чувствовался в сердцах слушателей, когда в речи Христа Спасителя развивалась мысль, что Он и есть именно тот Мессия, о Котором 700 лет тому назад предсказал великий пророк Исайя.
Путь Христов. С. 147 И закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами… Лука. 4. 20–21.
Вернув свиток служителю, Иисус сел. В наступившей тишине глаза всех были прикованы к Нему. Он знал, что собравшиеся полны сомнений, что даже Его братья, бывшие тут, не верят в Его посланничество. Тем не менее Иисус заговорил, объясняя прочитанные Им слова пророка: «Ныне исполнилось писание это, слышанное вами...» Прот. А. Мень1. С. 151.
Враждебные чувства и дикая ненависть, казалось, улеглись. Многие, слушая слова Его, даже изумлялись и дивились; они уже не отрицали Его мудрости и чудес, но бедность Его происхождения оставалась камнем преткновения для их веры. А. Дидон. С. 364.
По рядам односельчан пробежал ропот. Когда этот Человек, еще вчера выполнявший их заказы на плотничьи поделки, успел стать учителем, раввином? Многие презрительно пожимали плечами: «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли среди нас Его сестры?» Прот. А. Мень1. С. 151.
В этом они находили основание для того, чтобы оспорить Его божественную миссию... Его порицали даже в среде Его собственного семейства. Некоторые из Его домашних хотели удалить Его из толпы и увести подальше от шума, посреди которого «Он потерял ум», как они говорили... А. Дидон. С. 364.
«Истинно говорю вам, — отвечает Он назарянам, — никакой пророк не принимается в своем отечестве. Бог посылает их кому хочет». И припоминая исторические факты, прибавляет: «Много вдов было в Израиле в дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле; и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина...» А. Дидон. С. 282. Нашлись и такие, что, желая проверить слухи, дошедшие из Капернаума, предложили Ему совершить какое-нибудь чудо. Они даже привели больных. Но исцеления не произошло. Сила Иисусова натолкнулась на глухую стену неверия. Он Сам был поражен безнадежной черствостью этих людей.
Прот. А. Мень1. С. 152.
Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: Врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что мы слышали, было в Капернауме. И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве. Лука. 4;23, 24.
Этими словами, по изъяснению блаженного Феофилакта, Господь сказал как бы так: «вы, соотечественники Мои, считаете Меня достойным не удивления, а презрения, потому и Я знамений не творю; жители же Капернаума считают Меня достойным удивления, и Я знамения творю и принят ими». П. Лебединский. С. 279–280.
По реакции окружавших Христа евреев мы видим, что они поняли Его слова как притязание на абсолютную Божественность. Такое понимание заставило их, в исполнение Моисеева закона о наказании за богохульство, едва не побить Христа камнями... Д. Мак-Дауэлл1. С. 81.
…И правители наложили руки свои на Него, чтобы схватить Его и выдать толпе. Фрагмент неизвестного Евангелия (Pap Egerton).
До крайности раздраженные словами пророка, который объявил им, что они не достойны быть свидетелями Его знамений, и, оскорбившись речью Его о язычниках и народе Божием, назаряне возмутились. Вопреки своему закону, без предварительного суда и совещания, они изгнали Его из синагоги и повели далеко от города, как отлученного, в фанатическом раздражении задумав низвергнуть Его с горной вершины... А. Дидон. С. 281–282.
Назарет гнездится на южной впадине горы; крутые утесы во множестве торчат на ее склонах, и две тысячи лет тому назад эти утесы вероятно были еще гораздо круче и обрывистее. На один из этих скалистых обрывов они и повлекли Иисуса, чтобы оттуда сбросить Его. А. Лопухин. С. 162.
Разве плотник должен освободить народ и восстановить престол Давидов?.. А. Дидон. С. 364.
Следствием подобных-то клевет и наущений было то, что некоторые из простого народа, приверженного к фарисеям, в пылу фанатического раздражения, не раз покушались лишить Иисуса Христа жизни: то хотели свергнуть Его с горы, то брали камни, чтобы побить Его, как богохульника, то хотели захватить Его в свои руки, дабы предать врагам...
Архиеп. Иннокентий. С. 15.
...Но не могли схватить Его, ибо час выдачи Его еще не пришел. Но Он, Господь, уклонился от рук их и ушел от них. Фрагмент неизвестного Евангелия (Pap Egerton).
Он оставил их навсегда; слово Его уже никогда не раздавалось в синагоге Назаретской, и Он окончательно переселился в соседний город Капернаум, где было больше возможности и простора для проповеднической и благотворной деятельности. А. Лопухин. С. 162.
Иисус пошел по горе к озеру, пройдя чрез Кану и долину Эль-Батуф, и направился в Капернаум. А. Дидон. С. 283.
Мы знаем одно, что с этих пор благородные сердцем рыбаки из Вифсаиды ожидали Его возращения из Назарета; что с этих пор дом Его, насколько Он мог иметь дом, был уже в маленьком городке Капернауме, на светлых водах Галилейского озера. Ф. Фаррар2. С. 100.
Путь Иисуса от Арбеельских теснин шел через равнину Геннезара на прибрежное селение Магдалу, а оттуда — на Капернаум, по берегу озера, где горы подступают к нему, иногда почти отвесными кручами, так близко, что для дороги остается лишь узкое место; здесь должна она была проходить, во дни Господни, так же как в наши: люди могут доныне целовать на ней следы от ног Его, неизгладимые. Был канун субботы, когда, по закону Моисееву, начинается покой субботний, тотчас по заходе солнца; час дня — предвечерний, судя по тому, что рыбаки на озере еще закидывали сети. Западный берег, где шел Иисус, был уже в тени, а противоположный, с рдеющей, как раскаленное железо, кручей Гадары — весь еще в солнце. К югу, за Магдалой, прямо из голубой воды встающие, как водяные цветы, розовели белые башни Тивериады, только что отстроенной столицы Ирода Антипы, и золотая кровля дворца его горела, как жар углей. А дальше к югу, вытекающие из озера, сквозь Тарихейское ущелье, воды Иордана осиянны были заходящим солнцем, как славой Господней. Д. Мережковский. С. 250.
И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил… Лука. 4:31.
Раннею весною, кажется, в первые мартовские дни 16 года правления кесаря Тиберия, 28 или 29 года нашей эры, бывший строительных и плотничьих дел мастер, будущий рабби Иешуа сошел из горного городка Назарета в рыбачий поселок, «Село Наума», Кафар-Наум, на Генисаретском озере. Это событие в жизни человека Иисуса не менее исторически достоверно, чем то, что Он родился в Назарете (или Вифлееме) и умер в Иерусалиме. Д. Мережковский. С. 245.
Выбор Капернаума, возможно связан с тем, что он является пограничным городом между областями Ирода Антипы и Филиппа и оттуда можно легко ускользнуть...
В. Грундман. С. 53.
Проповедь в Галилее занимает в Его общественном служении значительное место: она продолжалась от восьми до девяти месяцев со времени праздника Пурим 29 года до праздника Кущей того же года. Все дело Иисуса, то что Он называл Своим Царствием — дело, долженствовавшее наполнить весь мир под именем Церкви, было основано и устроено в эти быстро протекшие дни. А. Дидон. С. 267.
СЫНЫ ЧЕРТОГА БРАЧНОГО
Эта неудача не смутила его. Он вернулся в Капернаум, где к нему были более расположены, и оттуда ходил на проповедь в маленькие окрестные города. Население этой прекрасной и плодородной страны бывало в сборе только по субботам. И вот этот день он избирает для своих проповедей… Э. Ренан. С. 134.
Хотя и возможно, что Иисус еще до своего шествия к смерти проповедовал в Иудее и Иерусалиме, все же основным местом Его проповеди следует считать Галилею, северный берег Генисаретского озера… Д. Флуссер. С. 22.
При каких обстоятельствах совершилось новое удаление Иисуса в Капернаум? Сопровождали ли Его Матерь и члены Его семейства? Останавливался ли Он в Кане? Взял ли с Собою кого-нибудь из учеников? Молчание Евангелий не дает утвердительно говорить обо всем этом. Следует отметить только, что, будучи отвергнут и изгнан Назарянами, Иисус неизменно продолжал Свое великое дело. А. Дидон. С. 286.
(И вот снова) путь Иисуса от Арбеельских теснин шел через равнину Геннезара на прибрежное селение Магдалу, а оттуда — на Капернаум, по берегу озера, где горы подступают к нему, иногда почти отвесными кручами, так близко, что для дороги остается лишь узкое место… Д. Мережковский. С. 250.
У иудеев была пословица: «Бог создал семь озер в земле Ханаанской, но только одно из них – озеро Геннисаретское Он избрал для Себя Самого». А. Лопухин. С. 193.
…Здесь-то, на берегу этого предуказанного святыми пророками озера, Иисус, изгнанный из Назарета, пришел искать Себе убежища. А. Дидон. С. 285.
Первое, что путешественник видит, выходя из Голубиной долины и бросая первый пристальный взор на Геннисарет, — это небольшое, в 20 верст длины и 9 ширины, озеро в виде арфы, от чего, говорят, произошло и первоначальное его название (Хинни-реф, в переводе арфа). Ф. Фаррар2. С. 76.
Глаз не может различить, где оканчивается озеро и начинается небо. Гребни и оттенки холмов на обоих берегах представляются все мягче и мягче по мере удаления. Ближайшие холмы окрашиваются темно-фиолетовым цветом, более отдаленные — бледно-голубым. Вечером, по закате солнца, озеро представляется как бы уснувшим; воды его, застывшие и без всякой ряби, принимают металлический оттенок. Рассматриваемое в ширину, оно сливается с землей, и только светлая полоса, вроде клинка стали, указывает, где начинается берег. Холмы отражаются неясными, широкими, волнистыми полосами фиолетового цвета на зеленом фоне. По временам легкое дуновение спускается с гор и производит легкую рябь на прекрасной неподвижной поверхности озера, но не приводит его в волнение, так что озеро как будто только вздрагивает. По мере наступления вечера оттенки озера мало-помалу исчезают и, подобно небесным оттенкам, принимают серо-фиолетовый цвет. С появлением звезд ветерок свежеет, волна разбегается по валунам, ласкает купы олеандров и колеблет высокий тростник. Озеро пробуждается и шумит, но этот шум необыкновенно нежен. Древние, говорят, давали озеру название Киннерот, от еврейского киннор — арфа, потому что оно имело тогда форму арфы; но оно и гармонично, как арфа. А. Дидон. С. 284.
На дальней, или восточной, стороне тянется зеленая полоса шириной около 200 сажен, за которой поднимаются на 300 футов высоты над уровнем озера откосы уединенных холмов, прорезанных сероватыми оврагами, без деревьев, без поселения, без всяких следов людской деятельности, — местность, куда нередко удалялся Спаситель, когда после тяжких трудов искал полного уединения в беседе с Богом. Ф. Фаррар2. С. 76.
Озеро суживается от севера к югу и тянется более нежели на 20 верст. Оно расширяется к западному берегу, описывающему большой полукруг от холма Медждеме до мыса Хан-Эль-Миние. Наибольшая длина этого полукруга от 12 до 16 верст, он образует неправильный овал… А. Дидон. С. 284.
По своей форме озеро почти походит на грушу, причем широкая оконечность его обращена к северу… А. Лопухин. С. 109.
Когда в озере отражается небо, сверкающее белизной, то оно само представляется совершенно белым, подобно снеговой вершине Ермона. А. Дидон. С. 284.
Во времена Христа западный берег был сплошь усеян городами и селениями, о которых часто говорят евангелисты. Восточный берег всегда был населен менее, но даже и там по всем свободным от скал местам ютились города и селения. А. Лопухин. С. 109.
Двадцать городов омывались его водами в те времена когда плавал по ним Иисус – среди них Капернаум, Вифсаида, Медждель, Юлия, Керса, Гамала, Тарихея, Гиппос, Куфеир. Караваны покрывали все дороги вокруг озера и спускались по Уади-Гаммар, Эль-Армуд и Эль-Наши из Сайды, Тира и Акры и по Уади-Зукеиф и Земмак из Гавлонитиды, Итуреи, Трахонита и Гаурана. А. Дидон. С. 284.
Озеро… лежит на дне большой котловины… на 500 футов ниже Средиземного моря. Отсюда палящий изнурительный жар, но отсюда же разнообразие растений, плодородие почвы, роскошь цветов, изобилие урожаев, которые поспевают месяцем раньше, чем где бы то ни было, и множество ручейков, которые журчат, ниспадая с холмов в озеро. Ф. Фаррар2. С. 77.
В окрестностях озера обитали самые разноплеменные народы, потому что это был «приморский путь». Целых четыре дороги вели к берегам озера. Одна вела вниз по Иорданской долине, по западной стороне; другая, через мост на южной оконечности озера, шла на Перею, к бродам Иордана, близ Иерихона; третья вела чрез Сепфорис, прежнюю прекрасную столицу Галилеи, к знаменитому порту Акке на берегу Средиземного моря; четвертая пролегала через горы Завулонские к Назарету и чрез долину Ездрилонскую к Самарии и Иерусалиму. Этою областью проходили большие караваны по пути из Египта в Дамаск, и язычники, во множестве обитавшие в Вифсаиде Юлииной и Кесарии Филипповой, по всей вероятности постоянно встречались на улицах Капернаума. Во времена Христа это была по своей населенности и оживлению весьма развитая промышленная область Палестины, и по водам ее озера во всех направлениях скользили сотни судов всякого рода — от военных кораблей римлян до неуклюжих рыбачьих лодок Вифсаиды и золоченых галер из дворца Иродова. А. Лопухин. С. 149.
Вифсаида, небольшой поселок, населенный рыбаками, был родиной Петра. Будучи расположен на берегу озера, на северо-западной его оконечности, около маленького залива и при входе в Геннисаретскую долину, он обладал превосходною стоянкой для судов и был укрыт от ветров. Прекрасный источник Аин-Тин струился у его ворот. Дорога от Средиземного моря до Дамаска пересекала его во всю длину и затем расходилась в двух направлениях. Одна из этих двух дорог шла вдоль озера и по ней можно было достигнуть Капернаума в три четверти часа пешком; другая уходила в ущелья горы Сафед. Старый хан (охраняемая остановка в пути) существует еще и теперь на точке разветвления; он поставлен здесь, чтобы оберегать караваны от разбойников, так как у входа в ущелья нападение очень легко… А. Дидон. С. 300.
Путешественник, пробираясь между цветущими олеандрами, наполняющими своим ароматом воздух при берегов Геннисаретского озера, и дойдя до разрушенной крепости и одиноко стоящей пальмы у арабской деревушки Эль-Медждель, невольно вспомнит это древнее предание о грешной красавице и ее глубоком раскаянии, которое прославило имя Магдалины. В деревушке есколько жалких лачуг, жители живут в невежестве и унижении, но с любовью и трепетным сердцем взглянет всякий на то место, которое служит видимым доказательством того, что никто, даже глубоко презираемый всеми человек, не будет отвергнут Тем, Кто в числе первых дел своих считал найти и спасти падшего. В целебном воздухе Геннисарета, в ясности сапфировых небес, в пении птиц, оглашающих окрестность, в массе пурпуровых цветов, которые в свое время года окружают глиняные мазанки, он почувствует любовь и милость, такую щедрую и такую безграничную, что украшает свежестью и прелестью даже развалины, где жила столь чистосердечно раскаявшаяся грешница. Ф. Фаррар2. С. 133.
Едва лишь вернулся Иисус в Капернаум, как народ снова окружил Его. Отсутствие Иисуса скорее увеличило, нежели уменьшило общее увлечение (Его личностью и учением. — Е. Г.). Слух о Его возвращении не замедлил распространиться, и последовавшая за Ним в дом толпа так быстро прибывала, что ни дом, ни передний двор не могли вмещать ее… А. Дидон. С. 305.
Капернаум сделался «его городом» и посреди маленького кружка, который его боготворил, он забыл своих скептических братьев, неблагодарный Назарет и его насмешливое неверие. Э. Ренан. С. 147.
Родился Он в Вифлееме, воспитан в Назарете, а жил в Капернауме… И. Златоуст. С. 105.
Первые три евангелиста подробно рассказывают о первой субботе, проведенной Спасителем в Капернауме, и дают нам понятие о чрезвычайной в это время действенности Его учения. Оно превосходило все, что было достигнуто в области духа величайшими из Его предшественников. Уединение пустынника, истязание собственной плоти, кажутся делом легким и обыкновенным в сравнении с неутомимыми делами любви до полнейшего самоотречения… Ф. Фаррар2. С. 102.
Только два дня Господня — этот первый, в Капернауме, и тот, последний, в Иерусалиме, мы знаем, целиком; все же остальные — лишь в дробях, в отдельных точках времени. Между этими двумя днями — вся исторически явная жизнь Иисуса: их поняв, поймем всю Его жизнь. Двадцать четыре стиха Маркова-Петрова свидетельства о Капернаумской субботе — двадцать четыре часа суток Господних. Вспомним порядок часов: идучи у моря Галилейского, видит рыбаков, зовет их; входит в Капернаум, учит в синагоге; исцеляет бесноватого; идет в Симонов дом, исцеляет тещу его, возлежит за вечерей; идет, по заходе солнца, к дверям дома, где собрался весь город; исцеляет больных; ночью, возвращается в дом; рано утром уходит, бежит. Шаг за шагом, час за часом, — сутки рабби Иешуа; все в ярчайшем свете истории, в личных воспоминаниях очевидца Петра; его ушами слышим, его глазами видим, и можем быть покойны: этот не обманет, не забудет; вспомнит, как никто никогда не вспоминал; скажет правду, как никто никогда не говорил, потому что любит, как никто никогда не любил. И двух тысяч лет как не бывало: все — как вчера — сегодня. Есть ли что-нибудь подобное в истории? И разве не чудо, что с большею ясностью, чем какой-либо из величайших дней человечества, чем, может быть, наш собственный вчерашний день, мы помним, видим, или могли бы вспомнить, увидеть, первый день Господень? Д. Мережковский. С. 257.
Тем самым, что Он удалился в Капернаум, Он более тесными узами привязал к Себе учеников, которые должны были разделять с Ним труды. До сих пор они не всегда за Ним следовали. Сопровождая Его во время путешествий в Иерусалим, они затем возвращались в свои семейства и снова начинали заниматься своими обычными трудами. По возвращении с праздника Пурим, когда Иисус шел в Назарет, ученики оставляли Его и возвращались каждый в свое местопребывание. А. Дидон. С. 286.
Идучи же у моря Галилейского, [Иисус] увидел Симона и Андрея, брата его, закидывавших сети в море, ибо они были рыбаки Марк. 1:16.
Симонову лодку увидел Иисус, не доходя до Капернаума, может быть, у обильного рыбой Семиключья, где, вероятно, поблизости от берега, так же как это делают и в наши дни рыбаки на Геннисаретском озере, Симон с братом своим, Андреем, закидывали сети, или прямо с лодки, или стоя по пояс в воде на мелком месте. Д. Мережковский. С. 250.
В ветхозаветной Церкви существовали «шелухим», посланники, или по-гречески апостолы. Они были представителями общин, развозили письма, решали спорные вопросы, собирали пожертвования, сообщали о днях праздников. По двое ходили они из города в город, обеспечивая связь между рассеянными очагами Израиля. Новозаветной Церкви тоже надлежало иметь таких апостолов… Прот. А. Мень1. С. 159.
И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И тотчас, бросив свои сети, они пошли за Ним. Марк. 1:17, 18.
Для того, чтобы быть учеником Иисуса, не надо было подписывать никакого обязательства или произносить какое-либо исповедание веры; нужно было только одно: привязаться к нему, полюбить его… Э. Реннан. С. 85.
Остановившись в этом городе, Иисус в первую же субботу отправился в синагогу. Это было обычным правилом Спасителя… Путь Христов. С. 176.
В тесно-тенистых, соленой рыбой насквозь пропахших улочках, где прохожий ступает осторожно, чтобы не запутаться в разложенных по земле сетях и о рыбью чешую не поскользнуться, рыбачьи домики построены из темных, таких же, как все окрестные холмы и горы, базальтовых плит. Только одна синагога, воздвигнутая римским сотником («он любит народ наш и построил нам синагогу», — скажут Иисусу иудейские старейшины Капернаума), вся из белого, подобно мрамору, известняка, высится над кучей темных домиков, сияющая белизной, далеко видная с озера. Нежные венцы колонн и архитравы ионического ордера, а также львы, орлы, кентавры и боги-дети с цветочными вязями, а может быть, и с Вакховыми гроздьями в украшающих стены ваяньях, — все напоминает эллинский храм, — как бы уже предвестье того всемирного, «общего», греческого языка, на котором будет написано Евангелие. Д. Мережковский. С. 251.
При посещении каждого места Он прежде всего знакомился с тем, что служило центром, объединяющим высшие, духовные запросы и стремления жителей того или другого города. А таким центром было место богослужебных собраний. Путь Христов. С. 176.
Внутренность Капернаумской синагоги — такая же, как Назаретской, только побольше и побогаче все: две колоннады, нижняя коринфского, верхняя дорического ордера; голые белые стены; простые деревянные скамьи для молящихся; каменный помост, аrоnа, с «Ковчегом Завета», двухстворчатым шкапиком, где хранятся свитки Закона. Двери главного входа обращены, как всегда, к Иерусалиму; здесь — прямо на озеро, воздушно-голубое, как небо, в чешуе солнечных искр, чьи отражения ходят по белым стенам волнистыми полосами. Камни, может быть, от крылечных ступеней главного входа в синагогу найдены в нынешних Тель-Гумских развалинах: если так, то и здесь, как на той приозерной дороге, люди все еще могут целовать следы Иисусовых ног. Д. Мережковский. С. 255–256.
В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: Оставь, что тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! Знаю Тебя… Марк. 1:23, 24.
Иисус запретил ему, сказав: Замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его среди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему… Лука. 4. 35 И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? Что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему? И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее.
Марк. 1:27, 28.
Встав со своего места в синагоге, Христос удалился в дом Симона. Но и здесь встретило Его горе и страдание. Симон, присоединившийся к Нему по первому призванию на берегах Иорданских, был человек женатый, и теща его страдала от сильной горячки. Не нужно было неотступных молений, как при исцелении сына знатного царедворца; довольно одной просьбы огорченного семейства. Иисус стал возле больной, взял ее за руку, поднял и запретил горячке. Голос Его, потрясший все существо больной, остановил болезнь и восстановил мгновенно здоровье. Она встала и стала заниматься домашними делами. Ф. Фаррар2. С. 103–104.
Дом, в котором Он пользовался гостеприимством, вскоре наполнился толпою. Все больные были приводимы к Пророку: Он исцелял их одним словом, одним взглядом или возложением Своих благословенных рук. Народ теснился около Него, и у Него не было даже времени подкрепить Себя пищею… А. Дидон. С. 305.
Очень может быть, что строгость соблюдения евреями их суббот предоставила все-же Иисусу небольшой промежуток для покоя и отдыха. Но до захода солнца беспокойный народ… явился вновь с просьбами о помощи. …Зрелище было необыкновенное. Там, вдали, расстилалось прозрачное озеро, в водах которого бледно-розовым цветом отражались последние лучи заходящего солнца… а здесь, на фоне спокойного величия природы, были собраны, во всем их ужасном разнообразии, людские болезни и страдания. Тишина субботних сумерек прерывалась только криками беснующихся, свидетельствовавших о присутствии Сына Божия. Между ними, среди сгущающегося мрака, мелькала там и тут единственная личность, совершенно спокойно и невозмутимо укрощавшая своим голосом безумие бесноватых и вопли лунатиков, возвращавшая здоровье страдавшим припадками и расслабленным. Это был пророк Назаретский, Христос, Спаситель мира. Он ходил между ними, сострадая их страданиям. Крики их раздирали Его сердце, вопли и вид такого множества страждущих наполнили душу Его жалостью. Он проливал за них кровь свою и страдал с ними, так что евангелист Матфей применяет к этому с небольшим изменением слова пророка Исаии. «Он взял на себя наши немощи и понес болезни…»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|