Состав и структура органов по аккредитации
Стр 1 из 12Следующая ⇒ Бойко, С.В. Б 77 Аккредитация органов по сертификации и испытательных Лабораторий [Текст]: методические указания к практическим занятиям по курсу «Сертификация» / С.В. Бойко, А.Л. Воробьев. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2005. – 77 с.
Рассмотрены основные этапы аккредитации и необходимые требования к компетентности и независимости органов по сертификации и испытательных лабораторий, претендующих на работу в области подтверждения соответствия. Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования по специальности 072000 «Стандартизация и сертификация», при изучении дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация», в части раздела «Сертификация».
ББК 30ц
Ó Бойко С.В., Воробьев А.Л. 2005 Ó ГОУ ОГУ, 2005 Содержание
Введение
Успешная сертификация соответствия возможна только при высокой компетенции участников сертификации в проведении испытаний и проверок, их взаимном доверии друг к другу. Заявитель должен доверять органу по сертификации и испытательной лаборатории, которые дают заключение по его продукции, испытательная лаборатория — органу по сертификации и наоборот. Таким образом, для определения беспристрастности, независимости и компетенции участников сертификации необходим соответствующий механизм. Таким механизмом обеспечения доверия является аккредитация.
Определение аккредитации применительно к процессу сертификации, согласно Руководству ИСО/МЭК 2, гласит, что это «официальное признание того, что испытательная лаборатория (орган по сертификации) правомочна осуществлять конкретные испытания или конкретные типы испытаний». Основными целями аккредитации являются [7]: - подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия; - обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров); - создания условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров). Данные цели предполагают решение следующих задач в области аккредитации: - установление единых требований к испытательным лабораториям и органам по сертификации; - установление общих правил аккредитации и требований к органам по аккредитации; - создание национальных систем аккредитации, соответствующих международным нормам; - сотрудничество национальных структур по аккредитации на международном уровне и внутри страны. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется на основе принципов: - добровольности; - открытости и доступности правил аккредитации; - компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию; - недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров); - обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации; - недопустимости совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия; - недопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях. В зарубежных странах аккредитация проводится практически на всех уровнях: национальном (в рамках отдельной страны), региональном (в рамках содружеств государств) и международном (по линии ИСО, МЭК и др.) [9].
Анализ зарубежной практики аккредитации выявил три формы организации работ по аккредитации на национальном уровне: - аккредитация в стране полностью централизована и проводится единым органом (Австрия, Венгрия, Финляндия, Япония); - в стране действует несколько систем аккредитации, деятельность которых координируется (Германия); - в стране действует несколько самостоятельных систем аккредитации (США). Так, например, в Австрии действует ФЗ, который регулирует порядок аккредитации органов по испытаниям и контролю министерством экономики. Одной из целей аккредитации является признание результатов испытаний, контроля и сертификации на международном уровне. В связи с этим федеральный министр экономики, учитывая уровень науки и техники, а также международные правовые обязательства Австрии, может своим постановлением утвердить новые требования к квалификации, независимости и порядку оформления документов при аккредитации. Одновременно в Австрии признаются результаты испытаний, контроля и сертификации зарубежных органов, квалификация которых соответствует требованиям действующего ФЗ об аккредитации. Аккредитация базируется на стандартах EN 45000, на основе которых разработана серия национальных стандартов. В Германии создана Немецкая система аккредитации, которая преследует цель повысить и подтвердить качество и профессиональную компетентность немецких органов по сертификации и испытательных лабораторий и тем самым обеспечить конкурентоспособность и признание [немецкой продукции на международных рынках. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий проводится как в законодательно регулируемой производственной и торговой деятельности, так и в сфере добровольной сертификации товаров и услуг. Координацию деятельности по аккредитации в Германии осуществляет Германский аккредитационный совет (DAR), который в равных долях состоит из представителей органов по аккредитации, действующих как в регулируемой области хозяйства, так и в сфере добровольной сертификации. В DAR также входят представители министерств и ведомств. Органы по аккредитации, действующие в законодательно регулируемой области, являются компетентными государственными органами независимыми от производителей и потребителей продукции и услуг. DAR — это рабочая группа, выполняющая координационные функции и ведущая реестр немецких органов по аккредитации. Членство в DAR является общественной деятельностью. В рамках DAR созданы комиссия и секретариат. Деятельность DAR в сфере аккредитации базируется на правилах и процедурах, установленных в стандартах EN 45000.
В США до недавнего времени существовало более 100 отдельных систем аккредитации испытательных лабораторий. Наибольшим признанием пользуются две из них: система Американской ассоциации по аккредитации лабораторий (AALA) и Национальная добровольная программа аккредитации лабораторий (NULAP). AALA — частная коммерческая добровольная организация. Критерии аккредитации в ней основаны на положениях ИСО/МЭК 43. Финансирование AALA осуществляется за счет уплаты членских взносов, вкладов частных лиц и платы за аккредитацию. Программа аккредитации действует на всей территории США и распространяется на все виды продукции. Национальная программа аккредитации NULAP создана под эгидой Министерства торговли США и существует за счет дотаций министерства и платы за аккредитацию. Область аккредитации составляют отдельные виды продукции. В настоящее время создан Регистр аккредитующих органов (RAB) -орган, координирующий деятельность по аккредитации. Развитие процесса аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации в России началось с введения системы сертификации ГОСТ Р в 1992 г. Данная система, как и другие в нашей стране, охватывала вопросы не только сертификации, но и аккредитации. Однако это противоречило международной практике, где, как правило, сертификация и аккредитация не существуют в рамках одной системы. По этой причине имеются проблемы в признании за рубежом результатов испытаний и сертификатов, выданных в России. Экспортерам приходилось тратить дополнительные средства на проведение испытаний продукции в признанных испытательных лабораториях, большинство их которых находится за пределами России. В 1995 г. началась работа по созданию самостоятельной Российской системы аккредитации (РОСА). Для этой цели был сформирован Межведомственный совет, в состав которого вошли специалисты министерств и ведомств, заинтересованных в решении проблем аккредитации. В настоящее время подготовлена методическая основа Российской системы аккредитации — серия стандартов ГОСТ Р 51000. Они максимально гармонизированы с Руководствами ИСО/МЭК в области аккредитации и европейскими нормами серии EN 45000. На сегодняшний день нормативную базу аккредитации в РФ составляют: - ГОСТ Р ИСО/МЭК 65—2000 «Общие требования к органам по сертификации продукции» /2/; - ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025—2000 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» [1]; - ГОСТ Р 51000.4—96 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Система аккредитации в Российской Федерации. Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий» [3]; - ГОСТ Р 51000.6—96 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Система аккредитации в Российской Федерации. Общие требования к аккредитации органов по сертификации продукции и услуг» /4/; ГОСТ Р 51000.9—97 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Система аккредитации в Российской Федерации. Общие критерии для органов, проводящих сертификацию персонала» [5]. В этих стандартах установлены требования к участникам работ по аккредитации и порядок проведения этих работ.
Состав и структура органов по аккредитации
Организация, претендующая на право стать органом по аккредитации, должна иметь: определенный юридический статус; финансовую стабильность; организационную структуру, соответствующую обеспечению компетентности, беспристрастность и независимость при аккредитациях; площади и оборудование; квалифицированный персонал; необходимые нормативные документы на критерии и процессы аккредитации; систему обеспечения качества аккредитации. Типовая схема организации органа по аккредитации в соответствии с EN 45003 приведена на рисунке 1. Управляющий совет состоит из представителей заинтересованных в работе органа министерств, ведомств, профсоюзных объединений, предприятий и других структур. Он координирует деятельность органа в обозначенной области. Наблюдательный совет состоит из учредителей органа по аккредитации; его задачей является общий контроль за работой органа. Он не должен ставить перед исполнительным руководством органа задачи, способные подорвать доверие к нему, например увеличение прибыли за счет проведения большего числа аккредитаций.
Рисунок 1 – Типовая схема организации органа по аккредитации
Исполнительная дирекция органа, в состав которой входят руководитель, штат экспертов-аудиторов по аккредитации, секретариат и бухгалтерия, осуществляет всю текущую работу по организации и проведению процессов аккредитации. Ответственным за систему обеспечения качества в органе по аккредитации может быть работник органа или человек, привлеченный со стороны, обладающий соответствующей квалификацией и опытом. Апелляционная комиссия рассматривает жалобы по вопросам аккредитации со стороны заявителей. Комиссия по аккредитации утверждает отчеты экспертов по проведению аккредитации и принимает решение о выдаче аттестата аккредитации или отказе в этом. Секторные комитеты по направлениям аккредитации состоят из специалистов различных организаций по отдельным проблемам и специалистов, привлекаемых органом по аккредитации для помощи в разработке правил и процедур аккредитации. Согласно требованиям, орган по аккредитации должен: - иметь руководителя по аккредитации лабораторий, несущего всю полноту ответственности за свою работу перед организацией, органом или правлением, которым он подотчетен; - располагать штатным персоналом, соответствующим тому виду, области и объему работ, которая выполняется под руководством главного администратора; - иметь организационную структуру, которая обеспечивает независимость его штатного персонала от воздействия со стороны кругов, имеющих финансовую заинтересованность в результатах аккредитации, и гарантирует, что указанный персонал не будет подвергаться незаконному давлению или другому воздействию, оказывающему влияние на его суждения или результаты выполненной работы; - располагать соответствующими соглашениями, обеспечивающими привлечение независимых экспертов в качестве технических консультантов. Как правило, в штате органа по аккредитации кроме руководителя работают 1 — 2 эксперта (один из них отвечает за систему обеспечения качества органа), бухгалтер и секретарь. На период аккредитации, если необходимо, привлекаются внешние эксперты. Орган по аккредитации должен располагать документацией, которая условно делится на три группы: 1) общая документация по правилам аккредитации; 2) внутренняя документация органа по процедурам аккредитации; 3) информационные сведения об органе и его деятельности. Орган по аккредитации должен иметь систему обеспечения качества применительно к виду, области и объему выполняемой им работы. Документы включаются в Руководство по качеству, которое должно быть доступно для использования персоналом органа по аккредитации. Орган по аккредитации должен назначить сотрудника, ответственного за руководство по качеству и его актуализацию и непосредственно подчиняющегося высшему исполнительному руководству органа. Руководство по обеспечению качества должно содержать следующие разделы: - направление политики в области обеспечения качества; - организационную структуру органа по аккредитации; - задачи и функциональные обязанности, связанные с обеспечением качества (доведенные до каждого сотрудника с учетом пределов его служебных полномочий); - общие процедуры обеспечения качества; - процедуры обеспечения качества, относящиеся к каждому этапу аккредитации; - организацию обратной связи и проведение корректирующих мероприятий при возникновении расхождений; - процедуру рассмотрения апелляций, претензий и спорных вопросов. Система обеспечения качества должна регулярно проверяться непосредственно руководством органа по аккредитации или от его имени с целью обеспечения эффективности ее деятельности и принимаемых мер корректирующего характера. Результаты такой проверки необходимо регистрировать вместе с подробными описаниями каждого корректирующего воздействия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|