Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль эзотеризма в современной политической и духовной культуре





 


Геополитические подходы активно используются западными политологами для формулирования долговременных стратегиче­ских концепций развития, усиления своего влияния на те или иные регионы "жизненных интересов" и т.д. Десятки научно-иссле­довательских центров и институтов занимаются этими проблемами.

В качестве одного из примеров долговременных теоретиче­ских прогнозов о месте и роли США в мире могут служить разра­ботки Орлинского института стратегических исследований в Гар­вардском университете. Его директор Сэмюэл Хантингтон, высту­пивший со статьей в "Нью-Йорк Таймс" убежден, что мировая политика вступает в новую фазу, в которой фундаментальный ис­точник конфликта будет не идеологический и не экономический. Великие раздоры в среде человечества и преобладающий источ­ник конфликта будут культурными. Главные конфликты в гло­бальной политике будут происходить между нациями и группами различных цивилизаций. Это столкновение цивилизаций будет доминировать в глобальной политике1.

Во время холодной войны мир был разделен на первый, второй и третий мир. Это деление уже устарело. Гораздо больше смысла группировать страны не по признакам их политических и экономических систем или их уровня экономического развития, а по признакам их культуры и цивилизации, глубинных архетипов народного сознания, специфике национальных менталитетов. Система "государство—нация" исторически изжила себя, ее место должна занять структура континентального масштаба. История подтверждает жизненность доктрины Ж.Ф. Тириара об "автаркии больших пространств", что лишь большие геополитические обра­зования могут быть идеологически и экономически независимыми.

Самобытность цивилизаций будет приобретать все большее значение, и облик мира все в большей мере будет определяться взаимодействием семи или восьми главных цивилизаций. Среди них — западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, славяно-православная, латиноамериканская и, возможно, африканская цивилизации. Самые важные конфликтные ситуации будут проис­ходить вдоль границ, разделяющих эти культуры. Линии раздела между цивилизациями могут стать линиями сражений будущего.

1 См.: Хантингтон С. "Третья мировая — война цивилизаций?" // С.-Петербургские ведомости, 1993, 6 июля.


Причинами этого являются следующие факторы.

Во-первых, различия между цивилизациями гораздо глубже, чем различия между нациями—государствами. Они связаны с ис­торией, языком, культурой, традициями и, самое главное, с рели­гией. Различные цивилизации имеют разные взгляды на отноше­ния между богом и человеком, гражданином и государством, ро­дителями и детьми, свободой и властью, равенством и иерархией. Эти различия — продукт столетий. Они исчезнут не скоро.

Во-вторых, мир становится теснее. Взаимодействие между народами различных цивилизаций возрастает. Эти взаимодействия усиливают сознание собственной цивилизации: ощущение разли­чий между цивилизациями и общности внутри цивилизаций. Так, например, американцы реагируют более негативно на японские инвестиции, чем на более значительные инвестиции Канады и ев­ропейских стран.

В-третьих, экономические и социальные изменения отделя­ют людей от давно устоявшихся местных особенностей. В боль­шинстве районов мира этот пробел заполнила религия, часто в форме движений, именуемых фундаменталистскими. Такие дви­жения есть в западном христианстве, иудаизме, буддизме и исламе.

В-четвертых, рост сознания значимости своей цивилизации усиливается тем обстоятельством, что в момент, когда Запад на­ходится на вершине своей силы, среди незападных цивилизаций возникает явление возвращения к своим корням — "азианизация" в Японии, крах наследия Неру и "индуизация" в Индии, крах за­падных идей социализма и национализма и отсюда — "реислами-зация" Ближнего Востока, неоконченные споры по поводу "за­падничества" или "руссизации" России.

Уже можно осмелиться констатировать как исторический факт, что стремление Запада насаждать свои ценности демокра­тии и либерализма как универсальные ценности, сохранить свое военное превосходство и всемерно способствовать реализации своих экономических интересов в ущерб другим, вызывает обрат­ную реакцию у других цивилизаций.

Видимо, в действие вступили неявные пока закономерности социальной синергетики. Социум всегда является сложной разви­вающейся системой и адекватно реагирует на изменения ситуа­ции, различных факторов внешнего воздействия. Реакция неза­падных цивилизаций на силу и ценности Запада вероятней всего


 




Глава IV


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...