Роль эзотеризма в современной политической и духовной культуре
победы в прямом военном противоборстве с миром социализма, начиная с 70-х годов четко прослеживается тенденция широкого использования негосударственных международных отношений и неправительственных организаций в области экономических, финансовых, научных, культурных, религиозных, туристских и других связей в своих интересах1. Среди сильных по роли и влиянию международных организаций эзотерического характера следует отметить также "Римский клуб". Он представляет собой группу из представителей международного истэблишмента 25 стран (около 50 чел.). Клуб был основан в апреле 1968 г. по плану Рокфеллера (на его частном владении в Беллаго, Италия) и финансируется им. Главной целью, которая, естественно не афишируется, является указание пути элите к мировому правительству. Основным направлением деятельности является разработка научных методов для выявления, анализа и поисков решения тех или иных мировых проблем. В клубе не имеется какой-либо четкой организационной структуры, обширного секретариата. Высшим органом является исполнительный комитет в составе шести членов, собирающийся два раза в год. Исполнительный комитет рассматривает и утверждает те или иные исследовательские проекты, поручает их проведение какой-либо группе, состоящей из узкого состава экспертов. "Римский клуб" разрабатывает и распространяет через средства массовой информации религию мирового единства и ряд концепций о перенаселении Земли и необходимости ее "санитарной чистки". В 1988 г. "Римский клуб" отметил свое 20-летие. На состоявшейся в связи с этим конференции в Париже были поставлены вопросы о значении роли науки и мысли в решении глобальных проблем человеческой цивилизации. Одно из предложений клуба — необходимость разработки "Декларации прав человечества". Важное направление деятельности клуба — разработка мер борьбы с таким опасным явлением как научная, технократическая, вооруженная информатикой, бюрократия, что по мнению клуба, может явиться важной основой для сближения государств. Решение этой задачи клуб видит, прежде всего, в использовании обще-
1 См.: Keohane R. and Nye D. (eds.) "Transnational relation and world Politics". Cambridge (Mass.), Harvard University Press. 1972. P. 428. человеческого опыта, а не в действиях с позиций идеологического противостояния. Эзотеризм и геополитика Впервые термин "геополитика" ввел Рудольф Челлен (1864— 1922). Родоначальником геополитики в чистом виде явился Фридрих Ратцель (1844-1904), написавший в 1897 году работу "Политическая география". Этот немецкий географ создал теорию динамического понимания пространства, теорию "жизненного пространства". В истории остались имена выдающихся геополитиков, сыгравших значительную роль в судьбах своих стран и мира. К их числу можно отнести Аттали, американского адмирала А. Мэхэна (1840-1914), английского географа X. Макиндера (1861-1947), 3. Бзежинского, Жана Франсуа Тириара, К. Хаусхофера (1869—1945), М. Хавса, Николаса Д. Спайкмена и др. Основная заслуга в разработке геополитики как науки принадлежит Хэлфорду Макиндеру, чья фундаментальная модель легла в основу всех последующих геополитических исследований. Заслуга Макиндера в том, что он сумел выделить и постичь определенные объективные законы политической, географической и экономической истории человечества. Сущность геополитической доктрины может быть сведена к следующим основным положениям. В планетарной истории существует два противоположных и постоянно конкурирующих подхода к освоению земного пространства — подход сухопутный ("континентальный ", "степной ") и морской ("океанический", "водный"). Данная глобальная ориентация существенно влияет на историческое сознание, внешнюю и внутреннюю политику, психологию, менталитет и мировоззрение народов, наций и государств. В древней истории "морской" державой, ставшей историческим символом "морской" цивилизации в целом, была Финикия и Карфаген. Сухопутной же империей, противостоящей Карфагену, — Рим. Пунические войны стали прообразом противостояния "морской цивилизации" "цивилизации сухопутной".
Макиндер ясно показал, что в последние несколько столетий "морская ориентация" означает "атлантизм", т.к. сегодня "морские державы" по преимуществу — это Англия и Америка,
Глава IV Роль эзотериэма в современной политической и духовной культуре
т.е. англосаксонские страны. "Атлантизму", воплощающему в себе примат индивидуализма, "экономического либерализма" и "демократии протестантского типа", противостоит "евразийство", преимущественно предполагающее авторитаризм, иерархичность и постановку "общинных", национально-государственных принципов над чисто человеческими, индивидуалистическими и экономическими интересами. Ярко выраженная евразийская ориентация характерна в первую очередь для России и Германии, двух мощнейших континентальных держав, чьи геополитические, экономические и, самое главное, мировоззренческие интересы полностью противоположны интересам Англии—США, т.е. "атлантистам"1. С Макиндера можно вести отсчет ясно сформулированной и подробно описанной идеологии осознанного и абсолютизированного "атлантизма", чья доктрина лежит в основе англосаксонской геополитической стратегии XX века. Исходя из этого, можно определить сущность агентурной работы, военного шпионажа, политического лоббизма, ориентированного на США и Англию, как носителей "атлантической идеологии". Она, по мнению А. Дугина, является общей для всех "агентов влияния", для всех тайных и оккультистских организаций, для всех лож и полузакрытых клубов, которые служили и служат англосаксонской идее в XX веке, пронизывая своей сетью все континентальные "евразийские" державы. И в первую очередь, это касается, естественно, английской и американской разведок, особенно ЦРУ, которые являются не просто стражами капитализма" или "американизма", но стражами "атлантизма", объединенными глубинной эзотерической идеологией "океанического типа". Вся сеть этого англосаксонского влияния работает не только на интересы отдельно взятой страны, но и на интересы особой геополитической и, в конечном счете, метафизической доктрины, представляющей собой крайне многоплановое, разнообразное и широкое, но все же сущностно единое мировоззрение.
Так возникла концепция "заговора атлантистов", преследующих сквозь века одни и те же геополитические цели, ориентированные на интересы "морской цивилизации". Атлантистами могут быть как "левые" так и "правые", как атеисты так и верующие, как патриоты, так и космополиты, поскольку геополити- См.: Дугин А. "Конспирология". М., Арктогея. 1993. С. 92-93. ческое мировоззрение находится над всеми частными национальными и политическими различиями. Поэтому-то, считает А. Дугин и его последователи, мы имеем дело с самым настоящим "оккультным заговором", смысл и метафизическая подоплека которого часто остаются совершенно неизвестными для самих его непосредственных участников, и даже для самых ключевых фигур, если они не посвящены в тайны эзотерики. Макиндер как англичанин и "атлантист" указывал на опасность евразийской консолидации и, начиная с конца XIX в., побуждал правительство Англии сделать все возможное, чтобы не допустить евразийского альянса, и особенно альянса Германии-России—Японии (Японию он считал державой с сущностно континентальным и евразийским мировоззрением). В ответ на откровенное признание Макиндера, осветившего тайны планетарной "атлантистской" стратегии, уходящей корнями в глубь веков, русские и немецкие евразийцы в 20-е годы (среди которых первыми сформулировали принципы евразийской геополитики русские белые эмигранты князь Н. Трубецкой, Савицкий, Флоровский и др., а позже — германский геополитик К. Хаусхофер) открыли логику альтернативной континентальной стратегии, тайну сухопутной "имперской идеи", эстафету Рима, которая невидимо вдохновляла политику держав с авторитарно-идеалистическим, общинно-героическим мировоззрением — от империи Карла Великого до Священного союза, предложенного русским царем Александром I, глубоким евразийским мистиком.
Евразийская идея так же глобальна, как и атлантическая, и у нее тоже было множество "тайных агентов" во всех исторических государствах и нациях. Все те, кто "работали" на европейский союз, те, кто препятствовали в течение веков распространению на континенте индивидуалистических, эгалитарных и либерально-демократических концепций, те, кто стремились объединить великие евразийские народы — все они были "евразийскими агентами", носителями геополитической доктрины евразийства. Знать геополитическую программу нации — это знать глубинные инстинкты, эзотерические архетипы народного сознания, по сути дела осуществлять психоанализ народов. Этим занимались в исторической ретроспективе многие философы, мыслители, видные деятели культуры. В античности — Аристотель, Фукидид, Ксенофонт, Геродот, Страбон, Эратосфен,
Глава IV
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|