Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль эзотеризма в современной политической и духовной культуре





 


победы в прямом военном противоборстве с миром социализма, начиная с 70-х годов четко прослеживается тенденция широкого использования негосударственных международных отношений и неправительственных организаций в области экономических, фи­нансовых, научных, культурных, религиозных, туристских и дру­гих связей в своих интересах1.

Среди сильных по роли и влиянию международных органи­заций эзотерического характера следует отметить также "Римский клуб". Он представляет собой группу из представителей междуна­родного истэблишмента 25 стран (около 50 чел.). Клуб был осно­ван в апреле 1968 г. по плану Рокфеллера (на его частном владе­нии в Беллаго, Италия) и финансируется им. Главной целью, ко­торая, естественно не афишируется, является указание пути элите к мировому правительству. Основным направлением деятельности является разработка научных методов для выявления, анализа и поисков решения тех или иных мировых проблем.

В клубе не имеется какой-либо четкой организационной структуры, обширного секретариата. Высшим органом является исполнительный комитет в составе шести членов, собирающийся два раза в год. Исполнительный комитет рассматривает и утвер­ждает те или иные исследовательские проекты, поручает их про­ведение какой-либо группе, состоящей из узкого состава экспер­тов. "Римский клуб" разрабатывает и распространяет через сред­ства массовой информации религию мирового единства и ряд концепций о перенаселении Земли и необходимости ее "санитар­ной чистки".

В 1988 г. "Римский клуб" отметил свое 20-летие. На состо­явшейся в связи с этим конференции в Париже были поставлены вопросы о значении роли науки и мысли в решении глобальных проблем человеческой цивилизации. Одно из предложений клуба — необходимость разработки "Декларации прав человечества". Важное направление деятельности клуба — разработка мер борь­бы с таким опасным явлением как научная, технократическая, вооруженная информатикой, бюрократия, что по мнению клуба, может явиться важной основой для сближения государств. Реше­ние этой задачи клуб видит, прежде всего, в использовании обще-

1 См.: Keohane R. and Nye D. (eds.) "Transnational relation and world Politics". Cambridge (Mass.), Harvard University Press. 1972. P. 428.


человеческого опыта, а не в действиях с позиций идеологического противостояния.

Эзотеризм и геополитика

Впервые термин "геополитика" ввел Рудольф Челлен (1864— 1922). Родоначальником геополитики в чистом виде явился Фрид­рих Ратцель (1844-1904), написавший в 1897 году работу "Политическая география". Этот немецкий географ создал теорию динамического понимания пространства, теорию "жизненного про­странства". В истории остались имена выдающихся геополити­ков, сыгравших значительную роль в судьбах своих стран и мира. К их числу можно отнести Аттали, американского адмирала А. Мэхэна (1840-1914), английского географа X. Макиндера (1861-1947), 3. Бзежинского, Жана Франсуа Тириара, К. Хаусхофера (1869—1945), М. Хавса, Николаса Д. Спайкмена и др.

Основная заслуга в разработке геополитики как науки при­надлежит Хэлфорду Макиндеру, чья фундаментальная модель лег­ла в основу всех последующих геополитических исследований. За­слуга Макиндера в том, что он сумел выделить и постичь опреде­ленные объективные законы политической, географической и экономической истории человечества.

Сущность геополитической доктрины может быть сведена к следующим основным положениям.

В планетарной истории существует два противоположных и постоянно конкурирующих подхода к освоению земного про­странства — подход сухопутный ("континентальный ", "степной ") и морской ("океанический", "водный"). Данная глобальная ориента­ция существенно влияет на историческое сознание, внешнюю и внутреннюю политику, психологию, менталитет и мировоззрение народов, наций и государств. В древней истории "морской" дер­жавой, ставшей историческим символом "морской" цивилизации в целом, была Финикия и Карфаген. Сухопутной же империей, противостоящей Карфагену, — Рим. Пунические войны стали прообразом противостояния "морской цивилизации" "цивилиза­ции сухопутной".

Макиндер ясно показал, что в последние несколько столе­тий "морская ориентация" означает "атлантизм", т.к. сегодня "морские державы" по преимуществу — это Англия и Америка,


 




Глава IV


Роль эзотериэма в современной политической и духовной культуре


 


т.е. англосаксонские страны. "Атлантизму", воплощающему в себе примат индивидуализма, "экономического либерализма" и "демократии протестантского типа", противостоит "евразийство", преимущественно предполагающее авторитаризм, иерархичность и постановку "общинных", национально-государственных прин­ципов над чисто человеческими, индивидуалистическими и эко­номическими интересами. Ярко выраженная евразийская ориен­тация характерна в первую очередь для России и Германии, двух мощнейших континентальных держав, чьи геополитические, эко­номические и, самое главное, мировоззренческие интересы полно­стью противоположны интересам Англии—США, т.е. "атлантистам"1.

С Макиндера можно вести отсчет ясно сформулированной и подробно описанной идеологии осознанного и абсолютизирован­ного "атлантизма", чья доктрина лежит в основе англосаксонской геополитической стратегии XX века. Исходя из этого, можно оп­ределить сущность агентурной работы, военного шпионажа, поли­тического лоббизма, ориентированного на США и Англию, как носителей "атлантической идеологии". Она, по мнению А. Дугина, является общей для всех "агентов влияния", для всех тайных и оккультистских организаций, для всех лож и полузакрытых клу­бов, которые служили и служат англосаксонской идее в XX веке, пронизывая своей сетью все континентальные "евразийские" державы. И в первую очередь, это касается, естественно, англий­ской и американской разведок, особенно ЦРУ, которые являются не просто стражами капитализма" или "американизма", но стра­жами "атлантизма", объединенными глубинной эзотерической идеологией "океанического типа". Вся сеть этого англосаксонско­го влияния работает не только на интересы отдельно взятой стра­ны, но и на интересы особой геополитической и, в конечном сче­те, метафизической доктрины, представляющей собой крайне многоплановое, разнообразное и широкое, но все же сущностно единое мировоззрение.

Так возникла концепция "заговора атлантистов", пресле­дующих сквозь века одни и те же геополитические цели, ориенти­рованные на интересы "морской цивилизации". Атлантистами могут быть как "левые" так и "правые", как атеисты так и ве­рующие, как патриоты, так и космополиты, поскольку геополити-

См.: Дугин А. "Конспирология". М., Арктогея. 1993. С. 92-93.


ческое мировоззрение находится над всеми частными националь­ными и политическими различиями. Поэтому-то, считает А. Ду­гин и его последователи, мы имеем дело с самым настоящим "оккультным заговором", смысл и метафизическая подоплека ко­торого часто остаются совершенно неизвестными для самих его непосредственных участников, и даже для самых ключевых фигур, если они не посвящены в тайны эзотерики.

Макиндер как англичанин и "атлантист" указывал на опас­ность евразийской консолидации и, начиная с конца XIX в., по­буждал правительство Англии сделать все возможное, чтобы не допустить евразийского альянса, и особенно альянса Германии-России—Японии (Японию он считал державой с сущностно кон­тинентальным и евразийским мировоззрением).

В ответ на откровенное признание Макиндера, осветившего тайны планетарной "атлантистской" стратегии, уходящей корня­ми в глубь веков, русские и немецкие евразийцы в 20-е годы (среди которых первыми сформулировали принципы евразийской геополитики русские белые эмигранты князь Н. Трубецкой, Са­вицкий, Флоровский и др., а позже — германский геополитик К. Хаусхофер) открыли логику альтернативной континентальной стратегии, тайну сухопутной "имперской идеи", эстафету Рима, которая невидимо вдохновляла политику держав с авторитарно-идеалистическим, общинно-героическим мировоззрением — от империи Карла Великого до Священного союза, предложенного русским царем Александром I, глубоким евразийским мистиком.

Евразийская идея так же глобальна, как и атлантическая, и у нее тоже было множество "тайных агентов" во всех историче­ских государствах и нациях. Все те, кто "работали" на европей­ский союз, те, кто препятствовали в течение веков распростране­нию на континенте индивидуалистических, эгалитарных и либе­рально-демократических концепций, те, кто стремились объеди­нить великие евразийские народы — все они были "евразийскими агентами", носителями геополитической доктрины евразийства.

Знать геополитическую программу нации — это знать глу­бинные инстинкты, эзотерические архетипы народного сознания, по сути дела осуществлять психоанализ народов.

Этим занимались в исторической ретроспективе многие фи­лософы, мыслители, видные деятели культуры. В античности — Аристотель, Фукидид, Ксенофонт, Геродот, Страбон, Эратосфен,


 




Глава IV


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...