Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль эзотеризма в современной политической и духовной культуре





 


манов), Вера Крижановская-Рочестер (романы о магах), Валерий Брюсов (роман "Огненный ангел"), Конкордия Антарова (роман "Две жизни") и др.

В произведениях авторов этого направления активно ис­пользуются эзотерические представления из сокровенных учений древности, охватывающие такие темы и области знания, как за­коны космоса, символика чисел, астрология, феномен перево­площения, отношения мужского и женского начал, медитация, духовная практика и др.

Леонардо да Винчи был не только гениальным художником, изобретателем, но одновременно эзотериком, великим мастером оккультного общества "Сионский монастырь". Как гласит уни­кальный документ в Парижской национальной библиотеке, он считал землю живым существом, вдоль и поперек пересеченным круговыми линиями. В его лейчестерском манускрипте говорится о приливах и отливах внутренних духов мира, влияющих на чело­века. Названия этой силы, известной уже тысячи лет, многооб­разны: это "прана" индийцев, "жизненная энергия" китайцев, "ману" полинезийцев, полагавших, что она была применена для возведения гигантских статуй, таинственная энергия тамплиеров, геомантическая энергия тевтонских рыцарей, "мунис" Парацель-са", "магнале магнум" алхимика Ван Гельмонта, "животный маг­нетизм" Ф.А. Месмера, "Астральный свет" теософов, "одиличес-кая сила" (одис) фон Райхенбаха, "оргон" В. Райха, "В-сила" на­ционал-социалистов, "эфирная сила" лозоискателей, "пульс Дра­кона" или "Лей-энергия" геомантов, "психотронная энергия" сенситивов и "биоплазменная энергия" экстрасенсов. Особен­ность этой силы — возможность манипулировать ею при помощи человеческой психики.

Чтобы проиллюстрировать, каким образом работает архети-пическая символика мифов и художественной прозы, являющихся прямым отражением образов глубинного бессознательного пере­живания, приведем в качестве примера теорию скрытых, неосоз­наваемых воздействий, которая была разработана в индийской ли­тературе уже в глубокой древности. Она носила название дхвани-расса. Согласно теории традиционной индийской поэтики, худо­жественное настроение создается не благодаря явным осознавае­мым образам, а скрытыми, неосознаваемыми ассоциациями. При этом выделялось три типа "дхвани" (скрытого смысла):


 

1. Простая мысль;

2. Представление о семантической конструкции;

3. Внушение определенного поэтического настроения ("расса").

Высшим поэтическим видом "дхвани" считался последний тип, который обеспечивал наиболее глубокое эмоциональное пе­реживание. Первоначально выделялось 8 таких архетипических настроений ("расс"). Затем к ним были добавлены еще два. При этом считалось, что наиболее глубокое переживание обеспечива­ется при последовательном восприятии всех 10 "расс" в следую­щем порядке:

1. Эротика, любовь;

2. Смех, юмор;

3. Сострадание;

4. Гнев, ярость;

5. Мужество;

6. Страх;

7. Отвращение;

8. Изумление, откровение;

9. Спокойствие, ведущее к отречению от мира;

10. Родственная нежность, близость.

Таким образом, подчеркивалась не только важность скрыт­ности главного художественного мотива, но и выделялись базовые архетипы эмоциональных переживаний, обеспечивающие наиболь­шую глубину переживания. При этом была детально разработана смысловая и звуковая символика, активирующая каждую из "расс". Важность скрытых мотивов в художественном произведе­нии неоднократно подчеркивалась и в работах Л.С. Выготского, отмечалась многими современными искусствоведами.

Второй, скрытый план художественного произведения на­прямую связан с функционированием правого полушария голов­ного мозга, воспринимающего информацию на чувственно-образ­ном уровне. Этот уровень восприятия связан с вечными пробле­мами, испокон веков волнующими людей, имеющими общечело­веческий характер. Это и проблемы смысла жизни, и нравствен­но-духовные проблемы. Они, с одной стороны, имеют для каждо­го человека громадное эмоциональное, духовное значение. С другой стороны, ответ на них не может быть сформулирован на четком логически структурированном языке, их полное осмысле-


 




Глава IV


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...