Роль эзотеризма в современной политической и духовной культуре
манов), Вера Крижановская-Рочестер (романы о магах), Валерий Брюсов (роман "Огненный ангел"), Конкордия Антарова (роман "Две жизни") и др. В произведениях авторов этого направления активно используются эзотерические представления из сокровенных учений древности, охватывающие такие темы и области знания, как законы космоса, символика чисел, астрология, феномен перевоплощения, отношения мужского и женского начал, медитация, духовная практика и др. Леонардо да Винчи был не только гениальным художником, изобретателем, но одновременно эзотериком, великим мастером оккультного общества "Сионский монастырь". Как гласит уникальный документ в Парижской национальной библиотеке, он считал землю живым существом, вдоль и поперек пересеченным круговыми линиями. В его лейчестерском манускрипте говорится о приливах и отливах внутренних духов мира, влияющих на человека. Названия этой силы, известной уже тысячи лет, многообразны: это "прана" индийцев, "жизненная энергия" китайцев, "ману" полинезийцев, полагавших, что она была применена для возведения гигантских статуй, таинственная энергия тамплиеров, геомантическая энергия тевтонских рыцарей, "мунис" Парацель-са", "магнале магнум" алхимика Ван Гельмонта, "животный магнетизм" Ф.А. Месмера, "Астральный свет" теософов, "одиличес-кая сила" (одис) фон Райхенбаха, "оргон" В. Райха, "В-сила" национал-социалистов, "эфирная сила" лозоискателей, "пульс Дракона" или "Лей-энергия" геомантов, "психотронная энергия" сенситивов и "биоплазменная энергия" экстрасенсов. Особенность этой силы — возможность манипулировать ею при помощи человеческой психики.
Чтобы проиллюстрировать, каким образом работает архети-пическая символика мифов и художественной прозы, являющихся прямым отражением образов глубинного бессознательного переживания, приведем в качестве примера теорию скрытых, неосознаваемых воздействий, которая была разработана в индийской литературе уже в глубокой древности. Она носила название дхвани-расса. Согласно теории традиционной индийской поэтики, художественное настроение создается не благодаря явным осознаваемым образам, а скрытыми, неосознаваемыми ассоциациями. При этом выделялось три типа "дхвани" (скрытого смысла):
1. Простая мысль; 2. Представление о семантической конструкции; 3. Внушение определенного поэтического настроения ("расса"). Высшим поэтическим видом "дхвани" считался последний тип, который обеспечивал наиболее глубокое эмоциональное переживание. Первоначально выделялось 8 таких архетипических настроений ("расс"). Затем к ним были добавлены еще два. При этом считалось, что наиболее глубокое переживание обеспечивается при последовательном восприятии всех 10 "расс" в следующем порядке: 1. Эротика, любовь; 2. Смех, юмор; 3. Сострадание; 4. Гнев, ярость; 5. Мужество; 6. Страх; 7. Отвращение; 8. Изумление, откровение; 9. Спокойствие, ведущее к отречению от мира; 10. Родственная нежность, близость. Таким образом, подчеркивалась не только важность скрытности главного художественного мотива, но и выделялись базовые архетипы эмоциональных переживаний, обеспечивающие наибольшую глубину переживания. При этом была детально разработана смысловая и звуковая символика, активирующая каждую из "расс". Важность скрытых мотивов в художественном произведении неоднократно подчеркивалась и в работах Л.С. Выготского, отмечалась многими современными искусствоведами.
Второй, скрытый план художественного произведения напрямую связан с функционированием правого полушария головного мозга, воспринимающего информацию на чувственно-образном уровне. Этот уровень восприятия связан с вечными проблемами, испокон веков волнующими людей, имеющими общечеловеческий характер. Это и проблемы смысла жизни, и нравственно-духовные проблемы. Они, с одной стороны, имеют для каждого человека громадное эмоциональное, духовное значение. С другой стороны, ответ на них не может быть сформулирован на четком логически структурированном языке, их полное осмысле-
Глава IV
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|