Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовая защита средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг




Правовое регулирование использования данных объектов интеллектуальной собственности обеспечивается специальным законом "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (1992 г.). Защита данных объектов интеллектуальной собственности обеспечивается также уголовно-правовыми нормами.

Статьей 180 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров. Получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Незаконным являются следующие действия в отношении информации, составляющей служебную или коммерческую тайну: собирание, разглашение, незаконное использование. Незаконная деятельность, направленная на получение различных сведений, составляющих коммерческую тайну, получила широкое распространение во всех промышленно развитых странах. Рентабельность ее определяется той ключевой ролью, которая играет коммерчески важная информация в современной конкурентной борьбе.

Специалисты выделяют следующие основные каналы утечки конфиденциальной информации:

· Миграция специалистов, особенно имевших дело с конфиденциальной информацией. Это самый основной и трудно контролируемый канал утечки информации.

  • Публикации в печати, депонированные рукописи, монографии, отчеты по НИОКР, устные доклады и выступления сотрудников. Этот канал утечки является вторым по значимости.
  • Совместные работы с другими фирмами, контакты с клиентами и инвесторами, где особое место занимают переговоры.
  • Использование технических средств сбора информации.

Принято различать внешние и внутренние угрозы сохранности коммерческой тайны. Внешние угрозы возникают вследствие непосредственной деятельности недобросовестных конкурентов, преступных элементов, из-за неумелой постановки взаимоотношений фирмы с представителями государственных структур, общественных организаций, средств массовой информации, а внутренние – инициируются персоналом предприятия.

Действия извне могут быть направлены на пассивные носители информации и выражаться, например, в следующем:

· попытки похищения документов или снятия копий с документов, дискет;

  • снятие информации, возникающей в тракте передачи в процессе коммуникаций;
  • уничтожение информации или повреждение ее носителей; случайное или преднамеренное доведение до сведения конкурентов документов или материалов, содержащих вашу коммерческую тайну.

Действия извне могут быть также направлены на персонал компании и выражаться в форме подкупа, угроз, шантажа, выведывания с целью получения информации, составляющей коммерческую тайну, или предполагать переманивание ведущих специалистов на конкурирующую фирму и т.п.

По оценкам психологов, до 25% всех служащих фирм, стремясь зарабатывать средства любыми способами и любой ценой зачастую в ущерб интересам своей фирмы, ожидают удобного случая для разглашения коммерческих секретов, их продажи. Наибольшую опасность представляет особая разновидность этой незаконной деятельности, которая отличается высокой организованностью, профессионализмом исполнителей и организаторов, использованием новейших средств ведения разведывательной деятельности. Она получила название "промышленный шпионаж".

Промышленный шпионаж.

Промышленный шпионаж динамично развивается и в России. Если несколько лет назад в большинстве случаев в основном информационной разведкой занимались криминальные структуры, то в настоящее время ситуация изменилась. Возрастание конкуренции явилось причиной развития методов информационной разведки в таких секторах экономики, как туристический бизнес, шоу-бизнес, воздушные перевозки, производство продуктов питания, бизнес недвижимости, крупная оптовая торговля и ряд других.

Анализируя открытые и доверительные источники информации за 1996 год, в Санкт-Петербурге, С. Н. Гирин отмечает, что из всех фактов промышленного шпионажа, 81% фактов – непрофессиональные случаи и попытки получения информации о деятельности конкурентов. В 3 % случаев можно предполагать след преступных группировок. Оставшиеся 16% – профессионально проведенные мероприятия, преследующие чисто экономические цели. Среди этих целей можно предположить с достаточной долей вероятности следующие: перехват выгодных контрактов; получение выгодного инвестирования; борьба за рынок; разведка рынка в регионе конкурентов; смена руководства фирмы; срыв контрактов; поглощение фирм; оказание влияния на правоохранительные органы. Последнее направление особенно опасно. Его активно осваивает организованная преступность.

Отдел собственной безопасности управления налоговой полиции Рязанской области разоблачил местную частную охранную фирму "Крейс", которая собирала компрометирующую информацию на сотрудников полиции и других силовых структур. Эта информация продавалась рязанским преступным группировкам и коммерческим структурам.

В России длительное время распространению извлечения доходов в обход общественных интересов способствовала правовая неопределенность режима коммерческой тайны. Ст. 183 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за собирание сведений, составляющих коммерческую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений.

В России известны случаи, когда коммерчески значимую информацию о конкурентах продавалась государственными чиновниками высокого ранга, имеющими к ней доступ в силу служебных обязанностей.

Высокие доходы, получаемые от незаконного оборота объектов интеллектуальной собственности, являются благоприятной средой для активизации устойчивых преступных групп, их криминальной экспансии в новые сферы незаконного бизнеса. Отрицательное влияния оказывает широкое распространение этого незаконного бизнеса на престиж государства. Распространенными формами недобросовестной конкуренции являются также следующие:

· распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

  • введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов.

В большинстве случаев недобросовестная конкуренция в этих формах осуществляется посредством использования недобросовестной, недостоверной, неэтичной и заведомо ложной рекламы. Как правило, все эти виды рекламы вводят потребителей в заблуждение, способны нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц, достоинству или деловой репутации указанных лиц. Они содержат некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром конкурента либо сведения не соответствующие характеристике товара, порочат профессию, товар. Данные деяния рассматриваются также при изучении преступлений против интересов потребителей.

Примечания

1. 8% роста в год. – Коммерсантъ-Daily, № 191, 19 октября 1999 г. – С. 8.

  1. Ст. 4 Закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках (в ред. законов РФ от 24.06.92 № 3119-1, от 15.07.92 № 3310-1, Федерального Закона от 25.05.95 № 83-ФЗ)
  2. Статья 10 Закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках (в ред. законов РФ от 24.06.92 № 3119-1, от 15.07.92 № 3310-1, Федерального Закона от 25.05.95 № 83-ФЗ.
  3. Паращук С.А. Недобросовестная конкуренция: содержание и правовые средства ее пресечения. Автореф. канд. дисс. М., 1996. с.22-23.
  4. Борьба с подделыванием товаров и ярлыков // Борьба с преступностью за рубежом. – 1997, № 11, С. 12-14.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...