Детерминанты преступности в сфере приватизации
Обобщение отечественного и зарубежного опыта приватизации позволяет сделать вывод, что переход к рыночной экономике на практике оказывается везде сложным, болезненным и во многом малопредсказуемым. Вряд ли существует идеальная модель приватизации, реализация которой не связана с издержками, в том числе криминальными. В каждой стране конкретный механизм приватизации глубоко национален и зависит от реального уровня развития экономики, культурно-исторических традиций, политической ориентации. Столь же специфичен и своеобразен комплекс криминогенных факторов в этой сфере. Криминогенный потенциал приватизации обусловлен совместным действием сложного комплекса факторов, среди которых с известной долей условности можно выделить несколько их категорий. Во-первых, это факторы, связанные с содержанием самого процесса приватизации. Во-вторых – факторы, связанные с социальными, экономическими, политическими условиями реализации приватизационных программ в России. В-третьих – факторы, обусловленные принятой концепцией, идеологией приватизации, несовершенством ее правовой базы. В-четвертых – общие неспецифические детерминанты экономической преступности в сфере приватизации. В-пятых – можно выделить криминогенность последствий самой приватизации. Факторы, связанные с содержанием процесса приватизации. Криминогенность приватизации проявляется в умышленном или неосторожном создании системы нормативной и оперативно-исполнительной бесконтрольности, способствующей массовым хищениям, взяточничеству, корыстным злоупотреблениям, мошенничеству, учреждению лжепредприятий, ложным банкротствам, халатности, совершению других экономических преступлений.
Разгосударствление и приватизация снижают возможности государства как контролирующего и правоохранительного института, увеличивают возможности непредсказуемой и неконтролируемой деятельности отдельных граждан. Факторы, связанные с внешними социальными, экономическими, политическими условиями реализации приватизационных программ в России. Начальный период российской приватизации проходил в крайне неблагоприятной социально-экономической среде. Разгосударствление объектов производства, независимо от народнохозяйственной значимости и стоимостной оценки происходило параллельно с коренными социальными и политическими реформами, в условиях институционального кризиса и ослабления государства. Среди факторов социально-экономического порядка следует отметить следующие: · преимущественная ориентация предпринимательской активности на проведение спекулятивных операций в финансовом и торгово-посредническом секторе, на быстрое накопление финансового капитала. Результатом приватизации в этих условиях явилось перераспределение ресурсов бывшего государственного сектора в сферу финансовых, торгово-посреднических операций, легального и нелегального экспорта капитала. Финансовые и торговые операции находятся практически вне зоны влияния и контроля государства.
Криминогенный потенциал приватизации во многом обусловлен и усилен особенностями сложившейся в началу 90-х годов в России экономической системы, которую ряд авторов обозначают термином "экономика физических лиц" (2). Данный тип экономики явился той средой, в которой осуществлялась приватизация. Ускоренная приватизация, в свою очередь, способствовала становлению и упрочению экономики физических лиц, усилению многих ее деструктивных особенностей.
Ее важнейшей чертой является то, что интересы руководителей различных рангов, обусловленные их институциональным поведением, играют подчиненную роль по отношению к собственным интересам как физических лиц. Основными агентами рыночных и внерыночных экономических отношений становятся не предприятия, организации или учреждения (в том числе органы власти и управления), а в первую очередь физические лица, имеющие возможность принимать решения от имени соответствующих хозяйствующих субъектов. Свободная конкуренция предприятий в сфере спроса и предложения товаров и услуг как одно из условий эффективного функционирования рыночной экономики уступает место сговору или противоборству физических лиц. Важным следствием становления "экономики физических лиц" является криминализация экономических отношений между предприятиями, производителями и потребителями, перенос отношений между предприятиями в сферу отношений между физическими лицами, внесудебные способы разрешения конфликтов, несоответствие между финансовыми и товарными потоками (по мнению ряда исследователей, внеплатежный оборот, бартер и взаимное кредитование между предприятиями сопровождается платежным оборотом между физическими лицами). Причинами развития экономики физических лиц явился глубокий экономический кризис, поставивший целые отрасли реального сектора на грань выживания, макроэкономическая нестабильностью несбалансированность, концепция реформирования российской экономики, избранная модель ускоренной приватизации. Сознательное ослабление государственного аппарата, игнорирование истинной роли частной собственности в экономике, поспешная приватизация не только производства, но и управленческой, социальной и экономической инфраструктуры привело к чрезмерному обособлению частных и общественных интересов.
При сохранении и углублении разрыва между руководством и коллективами предприятий – создание чисто горизонтальных структур, легально или негласно объединяющих руководителей предприятий, федеральных и муниципальных чиновников соответствующего уровня. Этот путь ведет к дальнейшей криминализации экономики, переходу от "экономики физических лиц" к "экономике криминальных групп" с усилением монополизма, насильственным ограничением свободной конкуренции. Отсутствие экономических и социальных условий для проведения цивилизованной, эффективной приватизации способствовало колоссальному всплеску экономической преступности в новых формах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|