Другие нарушения прав потребителей
Преступления против прав потребителей характеризуются высокой латентностью. Наряду с преступлениями правоохранительными и контролирующими органами отмечается значительный масштаб нарушений законодательства о защите прав потребителей, в частности Закона о правах потребителей. Рассмотрим наиболее типичные нарушения. Наиболее высокой является удельный вес нарушений прав потребителей в сфере торговли. И он имеет тенденцию к увеличению. В 1995 г. нарушения в этой сфере составили 34,1%, в 1996 г. – 60%, а в 1997 г. – 63,1% от общего количества нарушений. На втором месте по количеству нарушений остается сфера коммунальных услуг, нарушения в которой составили в отчетном периоде 12,7% от общего количества нарушений. В 1997 г. по сравнению с 1996 г. значительно возросло количество нарушений, выявленных в сфере платных медицинских услуг – в 2,4 раза. Это в определенной мере объясняется массовыми проверками, проводившимися территориальными управлениями по заданию ГАК России. Удельный вес нарушений прав потребителей при продаже товаров составляет около 20% от всех нарушений в последние годы. Рассмотрим типичные нарушения. Широкое распространение получили нарушения, связанных с реализацией товаров с истекшим сроком годности. Несмотря на законодательный запрет реализации такой продукции, в ГАК России и его территориальные управления поступали предложения от Госкомрезерва России, Госкомсевера России, администрации Камчатской области и др. о предоставлении органам по контролю и надзору права вносить изменения в установленные изготовителями сроки годности. Красноярский городской центр санитарно-эпидемиологического надзора продлевал сроки реализации продукции с истекшим сроком годности (масло животное, консервы рыбные). Прокуратурой вынесено представление о недопущении подобных нарушений.
При проверке ЗАО "Гигант", крупнейшего оптового предприятия, ГАК установил факты реализации ряда продовольственных товаров с истекшими сроками годности с разрешения Приморского краевого Центра санэпиднадзора. В 1998 г. территориальными управлениями ГАК России было выявлено 11937 нарушения статей Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", связанных с обеспечением безопасности и качества товаров, работ, услуг, что составляет 20,6% от общего количества выявленных нарушений. Из них: · 53,4% нарушений выявлены по признакам ст. 4 (качество товара, работы, услуги),
Наибольшее количество нарушений связано с предоставлением потребителям ненадлежащей информации об изготовителе (исполнителе, продавце) и товарах (работах, услугах). В 1998 г. территориальными управлениями ГАК России было выявлено 20991 нарушение прав потребителей при предоставлении им информации. В 1995 г. эти нарушения составили 13%, в 1996 г. – 32% – в 1997 г. – 41% от всех нарушений. От 43% до 90% от общего количества выявленных нарушений по предоставлению информации составило отсутствие документального подтверждения происхождения товаров. Количество нарушений значительно во всех видах деятельности. Наиболее высокий процент нарушений при предоставлении информации отмечается в сфере гостиничного обслуживания, медицинских услуг, туристско-экскурсионных услуг; торговли, общественного питания. К наиболее характерным нарушениям относятся (в процентах к общему числу обследованных учреждений):
1. Отсутствие необходимой и достоверной информации о: · местонахождении учреждения – 8,7;
2. Предоставление платных медицинских услуг без оформления договора. Договор в письменной форме не заключается в 62,2% обследованных учреждений, в том числе по формам собственности медицинских учреждений: · в 48,4% учреждений федеральной собственности;
При заключении договора в письменной форме: индивидуальный договор составляется в 34,1% учреждений; договор присоединения используется в 65,9% учреждений. 3. Отсутствие при заключении договора в письменной форме: · реквизитов учреждения – 19,0%;
Ответственность исполнителя в соответствии с законодательством не предусмотрена в более чем в половине договоров. Около 4% от общего числа выявленных нарушений связано с включением в договор условий, ущемляющих права потребителей (навязывание дополнительных услуг, обусловливание получения потребителем одних услуг обязательным получением других, в том числе и через заключение в принудительном порядке договора добровольного страхования и др.). 4. Невыдача потребителям документов, подтверждающих прием наличных денег за оказываемую услугу: · не выдается никакого документа – 7% (такое нарушение было выявлено в медицинских учреждениях только частной формы собственности);
5. Предоставление платных медицинских услуг без лицензии:
· не имеют лицензий 8,6% проверенных медицинских учреждений;
В ходе обследования были выявлены случаи оказания платных медицинских услуг лицами, длительное время не проходившими повышения квалификации, предоставление платных медицинских услуг работниками лечебных учреждений в основное рабочее время, предусмотренное для ведения бесплатного приема больных в рамках обязательного медицинского страхования. Потребителю весьма сложно отстоять свои права, в том числе и в суде, поскольку высока стоимость проведения экспертизы оказанной услуги, не всегда бывает объективным экспертное заключение в силу высокой корпоративности медицинских работников. Возникают большие трудности в доказательстве причинной связи между врачебным воздействием и наступившими последствиями. Основными нарушениями при оказании услуг телефонной связи являются: · предоставление телефонной связи по спаренной схеме без согласия пользователя или с применением систем уплотнения;
Почти во всех регионах России при проверке торговых организаций снимались с реализации технически сложные товары бытового назначения из-за отсутствия сертификатов соответствия, подтверждающих безопасность изделий, а также предъявления незаверенных копий сертификатов. Торговые организации продавали указанные товары без технических паспортов и инструкций по их эксплуатации, в том числе и без перевода на русский язык. Отмечены случаи реализации товаров без гарантийных обязательств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|