Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результаты деятельности правоохранительных и контролирующих органов России




Территориальными органами Госстандарта России в первом полугодии 1998 г. проверено 12370 хозяйствующих субъектов. На 10367 из них выявлены различные нарушения требований государственных стандартов или правил обязательной сертификации. За указанные нарушения выданы постановления о наложении штрафов на сумму свыше 11 млн. рублей. Объем запрещенных к реализации продукции, работ и услуг в стоимостном выражении составил более 1,7 млрд. рублей.

Результаты проверок органов государственного санитарного надзора свидетельствуют о высоких уровнях загрязненности продуктов питания токсичными химическими соединениями, биологическими агентами и микроорганизмами и ухудшении качества по санитарно-гигиеническим показателям таких продуктов, как мясо птицы, молоко и молочные продукты, жиры и растительное масло, продукция детского питания, напитки и др.

В 1997 г. по сравнению с 1996 г. практически в 2 раза вырос уровень нестандартных санитарно-химическим показателям проб по птице и птицепродуктам, импортным безалкогольным напиткам и продукции детского питания. В 1,5 раза увеличилось количество проб, не отвечающих этим требованиям нормативов по импортным молочным продуктам, сахару и кондитерским изделиям, жировым продуктам, отечественному и импортному меду и продуктам пчеловодства. За девять месяцев 1998 г. органами госсанэпиднадзора России забраковано более 20 тыс. тонн пищевых продуктов. Этот показатель остается на уровне аналогичного периода 1997г. Только в 1997 г. предотвращены более двухсот тысяч случаев санитарных правонарушений, поставки на потребительский рынок страны продовольствия, опасного по своим санитарно-гигиеническим характеристикам, способного вызвать массовые заболевания и отравления людей. На 207 тысяч должностных лиц наложены штрафы, приостанавливалась эксплуатация десятков тысяч объектов. Только в первом полугодии 1997 г. органами санэпиднадзора забраковано 30,2 тыс. партий продуктов питания, в том числе 5,1 тыс. партий импортного продовольствия. Общий объем забракованной продукции составил 15,3 тыс. тонн, из них импортной – 5,2 тыс. тонн.

Минздравом России в Липецкой, Пензенской областях предотвращены групповые случаи заболевания людей, связанные с использованием мяса и субпродуктов от животных, больных сибирской язвой, в Иркутской области, Краснодарском крае – зараженных трихинеллезом.

Минсельхозпродом России в 1996 г. было подвергнуто ветеринарно-санитарной экспертизе 35,5 млн. проб. Почти в 76 тыс. случаях обнаружены заболевания сибирской язвой, туберкулезом, сальмонеллезом, лейкозом и др. В результате проверок забраковано и не допущено к реализации более 5 тыс. тонн пищевых продуктов и 6,4 млн. штук яиц.

Органами внутренних дел в 1996 г. снято с реализации недоброкачественных товаров на сумму свыше 400 млрд. рублей (1995 г. – 70,3 млрд. рублей). По фактам выпуска или продажи товаров, не отвечающих требованиям безопасности, возбуждено 1666 уголовных дел, что на треть больше, чем в 1995 г.

В первом полугодии 1998 г. изъято из оборота недоброкачественных потребительских товаров на сумму свыше 346 млн. руб., что в 6 раз больше, чем за аналогичный период 1997г. Выявлено на 64,5% больше лиц, совершивших преступления на потребительском рынке. Количество привлеченных к ответственности лиц возросло на 41,4%.

Таможенными органами в 1996 г. был предотвращен ввоз на территорию России некачественных и несоответствующих российским требованиям безопасности товаров на сумму 22 млн. долларов США. Данные товары были помещены под таможенный режим уничтожения или вывезены импортерами за пределы Российской Федерации. В отношении недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности было заведено 232 дела о нарушении таможенных правил.

Росгосхлебинспекцией в течение 1996 г. проверено качество более 2 млн. тонн муки, крупы, что составляет 31% от выработанной продукции. При этом забраковано 48 тыс. тонн или 2,4% от проверенной продукции. Наибольшее количество нестандартной продукции выявлено в Волгоградской, Самарской областях, Республике Дагестан. За первое полугодие 1997 г. проверено 1,2 млн. тонн муки или 35 % от выработанной продукции, в том числе забраковано 6,5 тыс. тонн, что составляет 0,6 % от проверенного объема.

По поручению Правительства Российской Федерации Росгосхлебинспекция в 1996 г. в порядке эксперимента организовала, контроль технологии производства и качества хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий на предприятиях в ряде субъектов Российской Федерации. Всего было проверено 4236 тонн готовой продукции и сырья, забраковано в среднем 8%. В то же время в Москве забраковано 42,5%, в Республике Калмыкия и Белгородской области – 20%. В первом полугодии 1997 г. на 865 хлебопекарнях проверено 340 тонн готовой продукции, из них забраковано 95,2 тонны или 5,8% к проверенной продукции.

Органами Госторгинспекции МВЭС России в 1996 г в 74% проверок выявлены нарушения, в 1998 г. – 80% проверок выявили нарушения соблюдения правил торговли и качества потребительских товаров. Наиболее распространены нарушения:

· правил торговли – 60% случаев;

  • обмана (обмер, обвес, обсчет) потребителей – 14% случаев;
  • продажи товаров ненадлежащего качества или продажу с нарушением санитарных правил – 14% случаев;
  • продажа товаров без документов, подтверждающих их происхождение – 11% случаев.

Увеличились забраковки кофе, коньяка, крупы и бобовых изделий, рыбы и рыбопродуктов, макаронных изделий, сахара, тканей всех видов, резиновой обуви, холодильников и др. товаров. За этот период органами Госторгинспекции наложено штрафов на сумму более 243 млн. рублей, к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности привлечено более 140 тыс. человек.

Государственной ветеринарной службой Минсельхозпрода России за первое полугодие 1998 г. было проведено 115,8 млн. экспертиз продовольственного сырья и пищевых продуктов. В результате экспертизы мяса, например, выявлены случаи болезней: туберкулеза – 8594, сальмонеллеза – 787, сибирской язвы – 2, лейкоза крупного рогатого скота – 2561, лейкоза птицы – 58058 и др. Задерживались партии импортного мяса-сырья, поступившего из Польши, Дании, Китая, Бельгии, Украины (по микробиологическим, физико-химическим и др. показателям).

В настоящее время такое положение с качеством и безопасностью потребительских товаров и услуг, обусловлено тем, что рыночный механизм обеспечения качества и безопасности через конкуренцию хозяйствующих субъектов в Российской Федерации еще не в полной мере задействован, платежеспособность основной части населения низка, что приводит к большому спросу на дешевые, а значит, и менее качественные товары.

В целях обеспечения эффективной защиты прав потребителей, необходимы законодательное подкрепление по вопросам обеспечения качества и безопасности товаров (работ, услуг), усиленная ответственность контрольно-надзорных органов, а также изготовителей, исполнителей, продавцов за выпускаемую и реализуемую ими продукцию и услуги, создание условий для развития добросовестной конкуренции на потребительском рынке.

Государственная система обеспечения безопасности и качества товаров (работ, услуг) и направления ее совершенствования

Система обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) включает законодательную и нормативную базу, которой определяются требования к безопасности продукции и услуг, федеральные органы исполнительной власти, наделенные законодательством полномочиями по осуществлению государственного контроля и надзора за безопасностью и качеством продукции и услуг, объекты государственного контроля и надзора, формы и методы контроля, взаимодействия уполномоченных органов в этой сфере государственного регулирования.

Стратегической целью государственной политики по обеспечению безопасности и качества продукции и услуг является применение исчерпывающих мер по предотвращению возможностей производства и обращения на потребительском рынке опасной и недоброкачественной продукции. В Российской Федерации полномочиями по государственному надзору и контролю за безопасностью товаров (работ, услуг) наделено около 20 федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с п. 3 ст. 42 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" Госстандарт России обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), а также организацию и проведение работ по обязательной сертификации продукции и услуг.

Минздрав России обеспечивает надзор за соблюдением санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, а также за реализацией мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Минторг России осуществляет государственный контроль за соблюдением правил торговли и общественного питания, применением цен по отдельным группам товаров, пресекает обсчеты, обмеры и обвесы покупателей.

Минсельхозпрод России обеспечивает контроль за соблюдением ветеринарных и фитосанитарных правил при заготовке, производстве, переработке, транспортировке, хранении и реализации продукции животного и растительного происхождения.

МАП России и его территориальные органы осуществляют государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих договорные отношения в области защиты прав потребителей.

Государственная хлебная инспекция при Правительстве Российской Федерации осуществляет контроль за качеством, сохранностью, рациональным использованием и безопасностью зерна и семян, продуктов их переработки.

Государственная противопожарная служба МВД России обеспечивает государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечение их нарушений.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют указанные полномочия в соответствии с законодательством о стандартизации и сертификации продукции и услуг, санитарно – эпидемиологическом благополучии населения, защите прав потребителей и др., а также на основе системы нормативных актов, включающей государственные стандарты, медико-биологические требования, санитарные и ветеринарные нормы и правила, строительные нормы и правила и т. д.

Кроме того, в нормативно-правовую базу входят правила торгового, бытового и иных видов обслуживания, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации. Они конкретизируют компетенцию соответствующих федеральных органов исполнительной власти в сфере контроля и надзора, устанавливают процедуры государственного нормирования, регистрации, сертификации товаров и услуг и др.

В российской практике утвердился принцип, согласно которому федеральный орган исполнительной власти, который разрабатывает нормы, правила и требования в уполномоченной сфере обеспечения безопасности и качества товаров, работ, услуг, как правило, и осуществляет контроль и надзор за их соблюдением. Так, например, Минздрав России и центры госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации, разрабатывая и утверждая санитарно-гигиенические и противоэпидемические нормы и правила, осуществляют надзор за их применением. Органы государственного ветеринарного надзора разрабатывают и контролируют соблюдение ветеринарных норм и правил и т. д. Такая схема разграничения полномочий и осуществления контроля, позволяет в основном обеспечивать безопасность и качество продукции и услуг, но при обязательном условии наличия упорядоченной законодательной и нормативной базы, свободной от смешения и дублирования прав, функций и сфер контроля.

На протяжении последних лет прослеживается тенденция к расширению полномочий по контролю за безопасностью и качеством продукции и услуг отдельных федеральных органов исполнительной власти и закреплению их в положениях об этих органах, что приводит к непомерному расширению функций и сферы контроля, трансформации ответственности государственного контроля и надзора, дублированию полномочий министерств и ведомств.

Отдельные федеральные органы исполнительной власти принимают ведомственные нормативные акты, в которых расширяют свои полномочия по сравнению с законодательством.

При проверках контролирующих органов объектом нередко становится одно и то же: наличие сертификата соответствия, необходимой и достоверной информации, накладных на товары, соблюдение установленных сроков годности и т. п. Эффективность таких проверок низка. Имеют место факты, когда контрольные закупки с целью выявления фактов обвеса и обсчета проводили, например, специалисты органов санэпиднадзора (Саратовская обл.). Информация об итогах проверок до органов исполнительной власти, имеющих законодательные полномочия по устранению определенных нарушений, доводится несвоевременно или обмен оперативной информацией отсутствует.

В работе федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля и надзора за безопасностью потребительских товаров на региональной уровне, наметилась неблагоприятная тенденция, когда отдельные из них, не получая должного финансирования своей деятельности, ищут способы выживания за счет оказания платных услуг хозяйствующим субъектам. Такие действия дискредитируют суть государственного контроля и надзора, создают дополнительные трудности в осуществлении предпринимательской деятельности, а также предпосылки для злоупотреблений и коррупции.

Расширение государственного контроля на платной основе еще более ухудшает экономическое положение как отечественных предпринимателей, так и российских потребителей. В результате в стране действует большое количество органов исполнительной власти, обладающих обширными полномочиями по выявлению и пресечению правонарушений в сфере безопасности и качества продукции и услуг, которые в ряде случаев не оформлены законодательно.

По мнению ГАК России, Минздрава России, Госстандарта России проблема решения повышения эффективности контроля и надзора за безопасностью и качеством товаров, работ, услуг лежит не в плоскости изменения фундаментальных принципов построения государственной системы контроля в указанной сфере, а в упорядочении и разграничении полномочий соответствующих федеральных органов исполнительной власти, координации их действий по обеспечению безопасности и качества продукции и услуг на основе федеральных законов и принимаемых в их развитие других правовых актов, содержащих конкретные формы и методы реализации законодательно установленных полномочий и требований, а также в перенесении ответственности за отсутствие сертификата на ответственность за безопасность продукции.

Примечания

1. Под потребителем в соответствии с Законом о защите прав потребителей от 7 февраля 1992 г. с изменениями и дополнениями от 9 января 1996 г. понимается гражданин, имеющего намерение заказать или приобрести либо заказывающего, приобретающего или использующего товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

  1. Жалинский А.Э. Комментарий к Уголовному Кодексу РФ (ст. 182).
  2. Жулье. 13 способов обвеса и обмера // http://blef.ic.ru/.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...