Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проведение и руководство практическими работами по дисциплине




 

«Технология и оборудование ремонта автотранспорта»

Одним из основных звеньев, в результате чего у студента формируются практические умения и навыки. В условиях профессионально-педагогического учебного заведения эту задачу выполняет, прежде всего, профессиональное обучение. В процессе изучения общетехнических и специальных предметов задачи практического применения знаний наряду с упражнениями, системой повторения и самостоятельной работой студентов решаются также при проведении практических занятий. При этом знания закрепляются и совершенствуются, студенты приобретают умения творчески их использовать для решения учебных и практических задач. В ряде случаев практические работы служат источником новых знаний, способов деятельности, средством их расширения и углубления.

По задачам и месту в учебном процессе практические занятия по общетехническим и специальным предметам занимают промежуточное положение между теоретическим и практическим обучением и являются важным средством связи теории и практики. Все это в значительной степени влияет на определение вида, тематики и содержания практических занятий, сроков их проведения, методов и приемов руководства деятельностью студентов.

Дидактический анализ содержания общетехнических и специальных предметов позволяет выделить основные виды практических занятий, характерные для этих предметов. Эта классификация дает ориентиры для определения тематики практических занятий, включаемых в учебные программы.

Для более тесной увязки общеобразовательной и профессионально-технической подготовки проводятся практические занятия, имеющие межпредметный характер. При этом студенты приобретают и закрепляют умения применять на практике знания и по дисциплине «Технология и оборудование ремонта автотранспорта». Такие практические занятия главным образом проводят в тех случаях, когда аналогичный материал общеобразовательных и технических предметов изучается примерно в один и тот же период времени.

Если студенты выполняют работы по какому-либо уже из известному им вопросу, после того как преподавателем установлены определенные положения, сделаны выводы, раскрыты закономерности и причинно-следственные связи, проведены необходимые демонстрации, то эти работы являются иллюстрацией к уже изученному учебному материалу. Выполняя работы такого рода, учащиеся еще раз углубляются в изучение данного вопроса, охватывают его полнее и всесторонне.

Иной характер имеют работы, если результаты их студентам предварительно неизвестны и опытные исследования предшествуют тем выводам, которые даются в учебниках или на уроках. В этих случаях в результате практических занятий студенты подводятся к новым знаниям или даже самостоятельно усваивают их.

Многие практические занятия, предусмотренные учебными программами по общетехническим и специальным предметам, могут носить и иллюстративный, и исследовательский характер. Например, практические занятия «Виды ремонтов и их характеристика» при изучении данной темы необходимо получить основные теоретические сведения о:

Капитальном ремонте;

Определение основных технологических операций;

Диагностирование двигателя;

Замене головки блока цилиндров.

Работы исследовательского характера вызывают у студентов значительный интерес, способствует воспитанию у них наблюдательности, аккуратности, внимания, чувства ответственности за результаты работы. Знания, полученные студентами в процессе выполнения таких работ, - более глубокие и полные по объему.

Однако, чтобы ставить более или менее сложный эксперимент и делать выводы, нужны определенные знания и опыт. А у студентов к моменту проведения практических занятий часто ни того, ни другого нет в достаточной степени. Кроме того, проведение практических занятий исследовательского характера, как правило, требует значительно больше времени, чем иллюстративных. Сложные зависимости, характеристики, закономерности вообще нецелесообразно предлагать самостоятельно исследовать студентам даже при непосредственном руководстве преподавателя.

Поэтому в исследовательском плане обычно проводятся более простые по содержанию и выводам практических занятий. Их обычно планируют на более поздних этапах обучения, когда у студентов накопится определенный опыт проведения практических экспериментов. Иллюстративный или исследовательский характер практических занятий во многом определяет методику ее проведения: способы руководства деятельностью студентов со стороны преподавателя, содержание инструктивных указаний, сложность заданий, последовательность выполнения отдельных опытов и т.п.

Практические занятия занимают различное место в учебном процессе. Они могут предшествовать изучению учебного материала на практических занятиях. В этом случае их задача накопить факты, на которые преподаватель и студенты могут опереться при дальнейшем рассмотрении вопросов. Это, как правило, практические занятия исследовательского характера. Практические занятия могут проводиться в непосредственной связи с изучением программного материала, облегчая студентам его усвоение. Наконец, они могут следовать за изучением материала практических занятиях и включать наблюдения и опыты, имеющие целью подтвердить сообщенные сведения, закрепить усвоенное, научить применять знания при решении конкретных профессиональных задач.

В зависимости от организации практических занятий могут быть фронтальным и нефронтальным. При фронтальных практических занятиях все студенты группы выполняют одинаковое задание; работая на однотипном оборудовании индивидуально или небольшими звеньями. Фронтально должны проводиться, прежде всего, практические занятия, предваряющие или сопровождающие изучение учебного материала на практических занятиях. Возможно, и желательно фронтальное проведение практических занятий, завершающих изучение соответствующего учебного материала.

Фронтальная организация практических занятий имеет ряд преимуществ: работы можно проводить непосредственно: после изучения соответствующей темы программы, переходя последовательно от простых к более сложным значительно облегчает руководство студентами и наблюдение за ходом выполнения работ; имеется возможность проводить групповой инструктаж. К недостаткам следует отнести необходимость большого количества одинакового оборудования в лаборатории.

При нефронтальной организации практических занятий студенты работают звеньями на различном оборудовании. Содержание практических занятий при этом различное для отдельных звеньев. Недостатком такой формы организации практических занятий является определенная сложность руководства ими, так как преподаватель лишен возможности проводить общий инструктаж всех студентов и коллективный разбор их итогов. Однако в большинстве случаев практические занятия при изучении общетехнических и специальных предметов проводятся нефронтально, так как это не требует лабораторного оборудования сразу для всех студентов.

Нефронтально проводятся главным образом практические занятия иллюстративного характера после изучения части курса. Обычно для них отводится время после прохождения нескольких тем. Группа разбивается на звенья в соответствии с количеством лабораторных рабочих мест, но не более чем по три человека в звене. Звенья обычно комплектуются таким образом, чтобы в них были включены примерно одинаковые по успеваемости студенты.

Руководство выполнением практической работы преподаватель осуществляет в форме текущего инструктирования в процессе обходов рабочих мест. При этом преподаватель контролирует ход работы, помогает студентам справиться с возникшими затруднениями и неполадками, отвечает на их вопросы. Иногда он сам задает вопросы, чтобы, проверить, насколько сознательно учащиеся выполняют работу. Преподаватель вмешивается в работу студентов только в тех случаях, если видит, что она пошла явно по неправильному пути или студент нарушает правила безопасности.

В процессе текущего инструктажа, оказывая помощь одному звену или студенту, преподавателю ни в коем случае не следует упускать из поля зрения остальных. Помощь студентам не должна превращаться в подсказку. Наблюдая за действиями студентов и не опекая по мелочам, преподаватель обязан обеспечить самостоятельность их работы: Если у студента возникли затруднения, необходимо путем наводящих вопросов добиться, чтобы он сам понял причины неполадок и определил пути их устранения. Если студент испытывает затруднения в обращении с приборами или инструментами, необходимо повторно показать ему соответствующие приемы предложить повторить их.

При выполнении сложных практических работ полезно проводить на определенном этапе промежуточный контроль выполненной студентами части работы. Так, при практических работах по ремонту авто преподаватель осуществляет промежуточный· контроль после сборки соответствующих заданию агрегатов.

Если практическая работа выполняется звеньями, необходимо следить, чтобы в работе принимали участие все члены звена. В звене работа должна быть распределена таким образом, чтобы у каждого были определенные обязанности. В ходе работы студенты меняются ролями, с тем, чтобы каждый выполнил все элементы задания.

Работа студента или звена начинается с анализа задания и изучения порядка его выполнения. Затем, подготовив все необходимое и тщательно организовав рабочее место, студенты приступают к выполнению отдельных этапов задания, производят необходимые, записи, формулируют выводы.

В ходе практической работы необходимо следить за выполнением указаний, сделанных вовремя вводного инструктажа, соблюдением техники безопасности, организацией рабочего места. Особое внимание необходимо обращать на культуру труда студентов, которая проявляется прежде всего в безупречном выполнении правил поведения в лаборатории. Не сдерживая инициативы студентов, нужно приучить их работать, под руководством преподавателя,

Руководя ходом практических работ, необходимо добиваться выполнения каждой операции в намеченное время. Это обеспечит своевременное окончание всей работы. Часто, увлекаясь первыми операциями, студенты начинают спорить, выявлять причины неполадок и забывают о необходимости своевременного и тщательного выполнения основных операций, составляющих суть практической работы. В таких случаях необходимо быстро решить спорные вопросы и указать студентам на непроизводительную трату времени. Наблюдая за студентами, преподаватель накапливает данные для оценки их работы.

В передовых вузах лаборатории оборудованы пультами управления, связанными с рабочими местами студентов. Это обеспечивает более тесную обратную связь между студентами и преподавателем, позволяет ему следить за работой студентов и давать им необходимые текущие указания непосредственно со своего рабочего места.

После выполнения практической работы каждый студент или старший звена представляет преподавателю сделанные записи и расчеты, и, если они оказываются правильными, работа считается оконченной. Если записи и расчеты неправильны, студенты повторяют измерения и наблюдения.

После выполнения всеми студентами практических работ подводят их итоги. Особо важное значение имеет после проведения практических работ исследовательского характера. При этом в ходе беседы преподаватель совместно со студентами анализирует результаты эксперимента, делает сравнения, сопоставления, подводит студентов к определенным выводам. Сформулированные выводы, закономерности студентов записывают отчет о работе.

По итогам практической работы студентов как правило представляют письменный отчет, в котором указывается характер использованных материалов дается характеристика применяемых приборов и оборудования; приводится схема установки, цепи, процесса описываются порядок разборки, сборки, наладки, регулировки, результаты диагностики неисправностей машин и механизмов приводятся в строго установленном порядке все результаты измерений, наблюдений и произведенные расчеты даются ответы на вопросы задания-инструкции; формулируются выводы.

Отчеты выполняются частично на занятиях, частично в порядке домашней работы.

Практическая работа - педагогическая форма обучения в системе высшего профессионального образования обслуживает прикладную сторону профессионального обучения, содействует формированию и оснащению будущего специалиста системой необходимых профессиональных умений, позволяющих профессионалу достичь гарантированного конкурентоспособного успеха в работе.

Практическая работа - это система разработанных содержательно и методически обучающих занятий либо по отдельному научному вопросу, усвоение которого сопряжено с овладением умений и навыков, либо по целостному учебному курсу прикладного характера, который исследует прикладную сторону профессии.

Цель практических занятий - практическое освоение студентами научно-теоретических положений изучаемого предмета, овладение ими новейшей техникой экспериментирования в соответствующей отрасли науки, инструментализация полученных знаний, т.е. превращение их в средство для решения учебно-исследовательских, а затем реальных экспериментальных и практических задач, иными словами - установление связи теории с практикой.

Одно из преимуществ практических занятий в сравнении с другими видами аудиторной учебной работы состоит в том, что они интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера. Соприкосновение теории и опыта, осуществляющееся в учебной лаборатории, активизирует познавательную деятельность студентов, придает конкретный характер изучаемому на лекциях и в процессе самостоятельной работы теоретическому материалу, способствует детальному и прочному усвоению учебной информации. Работа в лабораториях требует от студента творческой инициативы, самостоятельности в принимаемых решениях, глубокого знания и понимания учебного материала.

Практические занятия активизируют работу студентов над изучаемым предметом. Общеизвестно, что наиболее интенсивная и ритмичная работа в течение семестра проводится студентами по тем дисциплинам, по которым имеются практические занятия.

Благодаря практическим занятиям студенты лучше усваивают программный материал, так как в процессе выполнения практических работ многие расчеты и формулы, казавшиеся отвлеченными, становятся вполне конкретными при этом выявляется, множество таких деталей, о которых студенты раньше не имели никакого представления, а между тем они содействуют уяснению сложных вопросов науки. Словом, соприкосновение теории и опыта, происходящее в лаборатории, не только содействует усвоению учебного материала, но и развивает определенным образом мышление, придавая ему активный характер. Кроме курсового и дипломного проектирования, ни одна из форм учебной работы не требует от студента такого проявления инициативы, как работа в лабораториях.

Реализуя функции экспериментального подтверждения и разъяснения теоретических положений учебного курса, практическая работа по учебному предмету должен быть тесно связан с лекциями и семинарскими занятиями, служить их активной творческой иллюстрацией. Задача принципиального значения: обеспечение единства всех практикумов и отдельных практических работ по научному уровню, методологии, используемой аппаратуре и приборам, исследовательскому характеру. В решении этой задачи следует идти по пути создания унифицированных лабораторных комплексов, концентрирующих новейшую аппаратуру и ее модели, отвечающих современным требованиям к методике и технике эксперимента, рассчитанных на применение ПЭВМ и обеспечивающих овладение студентами приемами автоматизации исследований и новейшими методами обработки экспериментальных данных. Таким образом, главное направление совершенствования практических работ в высшей профессиональной школе определяется необходимостью создания целой системы занятий, обеспечивающей формирование в стенах вуза специалиста, владеющего исследовательским аппаратом в соответствующей практической сфере.

В современной высшей профессиональной школе практические занятия так же, как и все другие виды аудиторной практической учебной работы, во все большей мере приобретают характер учебно-исследовательской деятельности. Это означает, что, помимо практической отработки изучаемого материала, занятия развивают творческую инициативу студентов, активизируют их познавательную деятельность, формируют устойчивые профессиональные интересы. Ориентация практической подготовки студентов в указанном направлении тесно связана с моделированием реальной производственной деятельности будущих специалистов, с реализацией в методическом построении практических занятий принципов проблемного обучения. В итоге создаются условия для воспроизведения в ходе занятия сложных управленческих ситуаций, которые современный высококвалифицированный специалист должен решать эффективно в условиях острого дефицита времени.

Практические занятия по разным учебным предметам имеют различное назначение и различный характер. Особенности их постановки применительно к каждому учебному предмету, естественно, могут быть учтены только при разработке методик преподавания соответствующих предметов, методик руководства практическими занятиями. Здесь же представляется возможным и целесообразным сделать попытку выявить только самые общие, наиболее распространенные особенности практических занятий общепедагогического характера, свойственные большинству требующих экспериментов предметов.

Большое значение имеет правильная организация практических занятий, причем успех дела нередко зависит от выработавшейся в вузе системы организации, установившихся требований и положительных учебных традиций, которые обычно присутствуют в практических занятиях. Сама обстановка занятий должна организованно действовать на студентов и вызывать у них желание творчески работать.

Психологически очень важно создать для студентов и такие условия, в которых совершенно нет места беспокойству и тревоге за возможные неудачи экспериментирования. В лаборатории всегда должен действовать здоровый стимул, поддерживаемый руководителем занятий, который бы непрерывно направлял студентов на поиски наилучших решений поставленной задачи. Студенту всегда должна сопутствовать уверенность в успешном выполнении работы, подкрепляемая его собственной инициативой, желанием творчески трудиться, находчивостью и сообразительностью в соединении с хорошей предварительной теоретической подготовкой.

Так как в организации занятий принимает участие учебно-вспомогательный персонал, он не только должен знать технику дела, но и обладать определенной педагогической подготовкой. Каждый лаборант и препаратор должен понимать, чем, когда и как следует помочь студенту и в каких случаях «помощь» может принести вред.

В самом деле, если, например, лаборант предоставит в распоряжение студента одну из ранее выполненных схем проведения эксперимента, в то время как основной его задачей является самостоятельная разработка такой схемы, - естественно, это будет не помощь, а явный вред для студента. Правильное отношение учебно-вспомогательного персонала к практической работе достигается настойчиво проводимой преподавателями воспитательной работы среди лаборантов, препараторов и других сотрудников.

Практические работы могут выполняться после прохождения всего теоретического курса (последовательный метод) или одновременно с его изучением (параллельный метод). Организационно они могут быть формальными (когда все студенты выполняют одну и ту же работу) или групповыми (когда студенты разделены на небольшие группы из 2-5 человек, выполняющие разные работы), для выбора метода и организационных форм проведения практических работ следует провести всесторонний анализ их достоинств с учетом конкретных возможностей данного учебного заведения.

Вопросы планирования и организации работы учебной лаборатории имеют самостоятельное значение и должны тесно увязываться с учебным процессом и перспективами развития лаборатории. Успешное планирование возможно, когда учебная лаборатория создана как самостоятельная единица по дисциплине или по двум-трем дисциплинам, например, по технической механике, включая при этом теоретическую механику, теорию машин и механизмов, детали машин, подъемно-транспортные машины. В случае объединения предметов при правильном подходе можно достигнуть положительного эффекта, так как концентрация имеющегося оборудования позволит более полно использовать его в учебном процессе вместе с отведенными под лабораторию помещениями. Наличие самостоятельной учебной лаборатории повышает научный уровень практических работ, а также позволяет содержать оборудование всегда в состоянии полной готовности к проведению занятий.

Практические работы необходимо постоянно совершенствовать и модернизировать, а иногда и заменять новыми, более полезными, интересными и современными. Введение новых практических работ, модернизация старых установок, методик проведения занятий в лаборатории, успехи и неудачи студентов на практических занятиях должны обсуждаться на заседаниях кафедры.

Содержание и внешний вид лаборатории должны соответствовать требованиям технической эстетики. Необходимо тщательно и красиво оформить установки и рабочие места (это воспитывает у студентов культуру работы). Можно использовать так называемую методическую раскраску установок очень полезно разработать к каждой лабораторной установке наглядный, методический плакат, на котором были бы образно изложены суть работы, ее идея, методы реализации и ожидаемые результаты, т.е. цель и задачи.

Таковы общепринятые подходы к организации практических занятий. Далее вниманию читателей предлагается реализация отдельных изложенных выше идей на примере общетехнического курса, читаемого автором данной работы. Тематика практических работ по этому курсу условно включает в себя три направления (уровня).

Ознакомительные практические работы имеющие целью изучение образцов конструкций редукторов, разработку сборку и регулировку элементов зацеплений и подшипников, измерение отдельных деталей и определение основных параметров редукторов. И сравнение их со стандартами. При ознакомлении с реальными промышленными образцами редукторов студенты усваивают конструкции объектов для будущего проектирования, что обеспечивает сравнимость проектировочных расчетов с прототипом промышленного изделия.

• Экспериментальные практические работы, цель которых определение отдельных характеристик;

•Проблемно-поисковые практические работы, направленные на формирование и развитие самостоятельности и технического творческого мышления студентов.

Помощь со стороны преподавателя должна заключаться в разъяснении некоторых положений в условии задачи и постановке наводящих вопросов, направляющих ход мысли обучаемых в нужное русло. Реализовать изложенные выше положения можно через групповую формы обучения, при которой учебная группа делится на три подгруппы с учетом уровня интеллектуального развития обучаемых. В первую подгруппу могут быть объединены обучаемые с высоким уровнем развития, во вторую - со средним уровнем, в третью - с низким уровнем развития.

Во-вторых, предложенные подходы организации практических занятий отвечают внедряющейся многоуровневой системе обучения в высшей профессиональной школе. Здесь следует остановиться на работе, авторы которой в независимом варианте выступают с той же идеей, но предлагают два уровня. Первый уровень - это традиционные практические работы, выполняемые для данной дисциплины в строгом соответствии с рабочей программой курса на учебном оборудовании, специально предназначенном для этих целей. Такая форма обучения может лежать в основе подготовки бакалавра техники. Второй уровень - учебно-исследовательские работы, цель которых научить студентов проводить самостоятельную работу по той или иной тематике научных методов теоретического и экспериментального исследований. Этот метод обучения, не исключая возможности его использования в бакалавриате, наиболее эффективен на более высоких ступенях обучения (при подготовке магистров, инженеров-исследователей, а также при переподготовке специалистов). Практические работы второго уровня сложности могут проводиться в несколько занятий, и оценка им дается по совокупности всех этапов их выполнения.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...