Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Два мира. Пришельцы




ДВА МИРА

Цель: помочь подросткам осознать особенности «мужского» и «женского» культурных миров, оп­ределиться в рамках собственного мира.

Ход упражнения: Группа делится на две части — мужскую и женскую. Подгруппы встают друг на­против друга и по очереди говорят друг другу:

Мне нравится быть женщиной (мужчиной), по­тому что...

Мне хочется быть мужчиной (женщиной), пото­му что...

Мне трудно быть женщиной (мужчиной), пото­му что...

Я горжусь тем, что я мужчина (женщина), по­тому что...

Я завидую мужчинам (женщинам), пото­му что...

Мне не нравится в мужчинах (женщинах)...

Хорошо быть мужчиной (женщиной), пото­му что...

Плохо быть мужчиной (женщиной), пото­му что...

3. 6. Профориентационые игры72

Отрочество — это период первичной, амбивален­тной оптации. В этом возрасте закладываются ос­новы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личност­ных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям.

Дифференцированное отношение к разным учеб­ным предметам, занятия в кружках художест­венного и технического творчества формируют у подростков учебно-профессиональные мечты. Эти ориентации способствуют появлению новых профес­сионально ориентированных мотивов учения, ини­циируют саморазвитие качеств, способностей, прису­щих представителям желаемых профессий.

Важнейшая задача ранней юности — выбор про­фессии. Это период реалистической оптации. Для старших подростков и для девушек и юношей акту­альным является учебно-профессиональное самоопре­деление — осознанный выбор путей профессиональ­ного образования и профессиональной подготовки.

В возрасте 16-23 лет подавляющее большин­ство девушек и юношей получают профессиональ­ное образование в учебных заведениях или про­фессиональную подготовку на предприятиях либо в учреждениях.

Общеобразовательная школа с ее романтическими устремлениями и профессионально ориентированны­ми мечтами осталась в прошлом. Желаемое буду­щее стало настоящим. Однако многие переживают неудовлетворенность и разочарование в сделанном выборе учебно-профессионального поля. Предпринимаются попытки внести коррективы в профес­сиональный старт.

У большинства же девушек и юношей в ходе профессионального обучения укрепляется уверен­ность в оправданности сделанного выбора. Идет неосознаваемый процесс кристаллизации профессио­нальной направленности личности. Постепенное ус­воение будущей социально-профессиональной роли способствует конституированию себя как представи­теля определенного профессионального сообщества.

На разных возрастных этапах профессиональное самоопределение выражено в различной степени. В связи с этим в управлении профориентацией школьников опора делается на ведущий вид дея­тельности в соответствии с возрастными особеннос­тями учащихся. Появляется реальная возможность последовательно и целенаправленно регулировать процесс их профессионального самоопределения.

____________________________

72 Пряжников Н. С. Профориентация в школе: игры, упражне­ния, опросники (8—11 классы). — М.: ВАКО, 2005. Форма прове­дения игр данного раздела — групповая.

Основным критерием эффективности работы по профориентации в школьный период является сформированность профессионального плана оптанта. Основная задача профконсультирования клиента в ситуации выбора профессии — помочь человеку от­ветить на 3 главных вопроса: что он хочет, выби­рая профессию, что может и что пользуется спро­сом на рынке труда.

Педагоги и психологи должны понимать, что подростничество — это время экспериментирования, пробы в разнообразных учебно-профессиональных выборах. Ограничивать подростка в таких выбо­рах очень недальновидно. Но хотя и допускается возможность смены профиля, для многих учащихся это сделать крайне сложно. Профконсультант, ис­пользуя специальные методики, должен либо под­твердить выбор, либо посоветовать молодому чело­веку реализовать себя в другой области с учетом его интересов, возможностей и потребностей рын­ка труда.

ПРИШЕЛЬЦЫ

Цель: помочь подростку в осознании труда как человеческой и общественной ценности.

Возраст: 14-16 лет (8-11 класс).

Материал: Бумага, ручки.

Ход игры: Время проведения — 45 минут. По желанию из класса выбираются 2-3 человека, кото­рые будут гостями с дальней планеты, неожиданно оказавшимися в данном городе и в данной школе. Предполагается, что из-за технических трудностей время пребывания на Земле ограничено 15 мину­тами. На срочно созванной пресс-конференции не­обходимо за это короткое время как можно лучше познакомиться с неизвестной цивилизацией, в жи­вом контакте постараться понять друг друга.

Гостям будет предоставлено короткое слово, где они сообщат главные сведения о своей планете, уровне развития культуры и производства, а так­же об основных занятиях ее жителей. После это­го журналисты (остальная часть класса) поста­раются задать наиболее важные вопросы. Через 15 минут гости исчезают, т. е. садятся на свои места в классе. Ведущий предлагает всем сроч­но написать сообщения в свои агентства о первых впечатлениях от встречи.

В течение 5-7 минут каждый журналист и каждый пришелец на отдельном листочке бумаги должны кратко написать:

• каков, по их мнению, общий уровень разви­тия новой для них цивилизации (пришельцы пи­шут о своих впечатлениях о жителях Земли);

• стоит ли иметь дело с новой цивилизацией, стоит ли развивать с ней сотрудничество (если сто­ит, то по каким линиям). Листочки с сообщениями быстро собираются и зачитываются перед классом.

Такое знакомство с различными мнениями участ­ников игры являете подготовкой к основному ее обсуждению. Затем происходит обсуждение.

ОСТРОВ

Цель: знакомство с потребностью народного хо­зяйства в кадрах, с проблемой непрестижных про­фессий и осознание учащимися своей гражданской зрелости. Игра позволяет лучше осознать роль тех или иных профессий в жизни общества, а также свою гражданскую, нравственную готовность к тем или иным профессиям.

Возраст: 13-14 лет (7-8 класс).

Материал: классная доска, где фиксируются вы­сказывания школьников, отражается результат груп­пового решения.

Ход игры: Время на игру — 40 минут. Ход са­мой игры следующий:

1. Классу объявляется название игры — «Остров» и зачитывается общая инструкция: «Представьте, что все мы «чудом» попали на заброшенный ос­тров где-то в южных широтах. Когда нас спасут, неизвестно. Перед нами стоят 2 задачи: 1 — вы­
жить, 2 — остаться при этом цивилизованными людьми. За 40 минут мы должны доказать самим себе, что способны решить эти задачи. Я, как стар­ший из вас, буду руководителем, но я сразу хочу установить в нашем сообществе демократию. Итак,
ваши предложения...

2. Школьники предлагают то, что необходимо для выживания (обычно это: постройка жилья, ор­ганизация питания и т. д. ), а ведущий записывает все предложения на доске в столбик.

3. Далее все предложения обсуждаются, в резуль­тате чего остаются наиболее важные. Все это отражается на классной доске. Желательно 2-3 этапы (вместе) закончить в течение 5-10 минут.

4. Когда установлен перечень «работ», необходи­мых для выживания, следует исходя из общего ко­личества играющих (в том числе и ведущего) оп­ределить, сколько человек необходимо для каждой «работы». Определяется это в ходе совместного об­суждения, а ведущий выписывает на доске против каждого вида «работ» названное количество «ра­ботников». Время на этап — 3-5 минут.

5. Далее ведущий предлагает поднять руки тем, кто хотел бы выполнять ту или иную работу (в соответствии со списком выделенных работ) и, независимо от требуемого количества, выписыва­ет число желающих на доске. Как правило, всег­да возникает некоторое несоответствие требуемого и желаемого.

Если времени на игру мало, после данного эта­па можно организовать обсуждение, связав его с темой «Несоответствие требуемых профессий и на­мерений школьников», но игру можно продолжать и дальше.

6. Ведущий объявляет, что «его поразила неиз­вестная болезнь, и через 3 минуты он умрет». За это время необходимо срочно создать из школь­ников Совет, который будет организовывать даль­нейшее выживание. Тут же решается вопрос о количественном составе Совета и о конкретных кандидатурах.

7. «Умирая», ведущий заявляет, что превраща­ется в «злого духа», который абсолютно неуязвим, но может принести немало бед и трудностей для дальнейшего выживания группы. Сказав это, веду­щий предлагает Совету организовывать дальнейшее выживание, решить нерешенные вопросы, а сам уходит на последние парты и некоторое время не вмешивается в игру.

8. Совет учащихся пытается организовать вы­живание (добиться соответствия требуемого и же­лаемого числа работников, организовать «работу» в конкретных рабочих группах в виде обсуждения предстоящих дел и т. д. ). В зависимости от ус­пешности работы Совета ведущий может несколь­ко осложнять его работу в виде следующих вме­шательств:

• с помощью тропических болезней нейтра­лизовать наиболее активных школьников (вызвать необходимость медицинской помощи);

• с помощью ветров, ливней осложнять работу некоторых рабочих групп;

• пригрозив эпидемией, подсказать необходи­мость сооружения санитарно-гигиенических объек­тов (выход на непрестижные профессии) и т. д.

Если Совет плохо справляется со своими обя­занностями, вмешательства ведущего могут и не потребоваться.

9. За 5-7 минут до конца урока ведущий объ­являет о прекращении игры.

Обсуждение игры. Если обсуждение не удается организовать на этом уроке, можно перенести его на другое занятие. Начинается обсуждение с во­проса: «Удалось ли нам выжить? » и «Остались ли мы цивилизованными людьми? ». Отвечая, школь­ники должны кратко обосновать свое мнение. Ве­дущий может также и сам ответить на эти во­просы. Обращаясь к теме «Потребности народного хозяйства в кадрах», целесообразно использовать ту таблицу (требуемого количества и желающих по разным видам работ), которая возникла в хо­де игры. Наглядность таблицы позволяет ведуще­му почти не комментировать ее. Так как в игре фактически моделируется общество, можно лег­ко перейти к проблемам, характерным для обще­ства. Примечательно, что иногда в игре образуют­ся группы, принципиально не участвующие ни в каких работах.

Диагностические возможности игры. Игра поз­воляет дать ориентировочную оценку готовности школьников подчинить себя решению общей зада­чи, их понимание необходимости выполнять разные, даже непрестижные работы.

Типичные трудности. Данная игра достаточно богата по своим возможностям, поэтому есть риск увлечься каким-либо аспектом игры (обсуждение конкретных работ, увлечение географическими де­талями острова, борьба с «тунеядцами» и т. д. ) и потерять главную линию игры — обеспечение кон­кретных потребностей для выживания. Поскольку многие вопросы выживания решаются коллективно, ведущий должен следить за дисциплиной и ввести правила обсуждения: хочешь сказать — подними руку, один говорит — все молчат, время высказы­вания — не более 15-20 секунд. Чтобы меньше стоять спиной к классу, многочисленные записи на доске можно делать одному из учащихся.

Перспективы использования игры. Следует заме­тить, что независимо от данной игры существуют игры, построенные на аналогичном принципе: ор­ганизация взаимодействия на необитаемом острове, организация создания театра, музея, предприятия... Вариациями данной игры могут быть дополнитель­ные усложнения инструкции: «... на острове сущес­твует дикое племя, с которым необходимо поддер­живать контакт», «... случайно обнаруженные на ос­трове орудия труда и механизмы, которые нужно наиболее эффективно использовать» и т. д. При наличии большего времени в ходе игры можно обсуждать соответствие качеств учащихся требуемым работам и даже организовывать игровые группы «подготовки кадров».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...