Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.5.1. Упражнения на развитие позитивного Я-образа




3. 5. 1. Упражнения на развитие позитивного Я-образа

КТО Я?

Цель: способствовать самоанализу подростков, развивать самораскрытие, самопознание, прояснение Я-концепции, умение анализировать и определять психологические характеристики, — свои и окру­жающих людей.

Материал: лист бумаги и ручка для каждого участника.

Ход упражнения: У каждого человека есть соб­ственная теория о том, что делает его уникальным, отличает от других людей. При этом воз­никает вопрос: «Разделяют ли другие мою точку зрения? » Детям группы предлагается разделить лист бумаги на три графы по вертикали: в 1-й графе ответить на вопрос: «Кто я? » Для этого быстро написать 10 слов-эпитетов, писать следует в том порядке, в каком они приходят в голову. Во 2-й графе написать, как на этот же вопрос ответи­ли бы ваши родители, знакомые (любой значимый другой). В 3-й графе на тот же вопрос отвечает кто-то из группы. Для этого все кладут свои под­писанные листочки на стол, они перемешиваются, затем каждый, не глядя, берет листочек со стола и пишет о том человеке, чей листочек ему попал­ся. Затем листочки снова складываются на стол, и каждый забирает свой.

При обсуждении результатов данной процедуры можно обратить внимание на следующие аспекты:

• повторяется ли какое-либо качество, слово во всех трех графах;

• о чем это может говорить (например, об от­крытости человека в общении);

• насколько хорошо человек сам себя знает (количество слов в 1-й графе);

• отношение к самому себе (соотношение по­зитивных и негативных эпитетов);

• совпадают или не совпадают Я-концепция и представления других об этом человеке;

• из чего складываются представления других о человеке (здесь возможно обсуждение вопроса от­ветственности человека за презентацию себя дру­гим людям) и т. д.

 

ЛАСКОВОЕ СЛОВО

Цель: способствовать самоанализу подростков, развивать самораскрытие, самопознание, прояснение Я-концепции, умение анализировать и определять психологические характеристики — свои и окру­жающих людей.

Ход упражнения: Вспомните и запишите, каки­ми ласковыми словами вы называете своих родных, близких, знакомых.

Задумайтесь, в каких случаях вы это делаете чаще?

Когда вам что-то требуется и вы обращаетесь с просьбой к этому человеку?

Или когда у вас хорошее настроение?

Часто ли вы делаете это?

Если нет, то почему?

Что мешает вам проявлять теплые чувства по отношению к людям?

Что вы испытываете, когда называете людей лас­ковыми именами?

А люди, к которым вы так обращаетесь, как они реагируют на ваше ласковое обращение?

 

МОЙ ПОРТРЕТ В ЛУЧАХ СОЛНЦА

Цель: способствовать углублению процессов са­мораскрытия, учить находить в себе главные инди­видуальные особенности, определять свои личност­ные особенности.

Форма проведения: групповая (не исключается и индивидуальная).

Возраст: 12-16 лет.

Материал: лист бумаги и ручка или карандаши для каждого участника.

Ход упражнения: — Нарисуйте солнце, в цент­ре солнечного круга напишите свое, имя или на­рисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напи­шите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы было как мож­но больше лучей.

Это будет ответ на вопрос: «Почему я заслужи­ваю уважения? »

ВСЕ МЫ

Цель: способствовать углублению процессов са­мораскрытия, учить находить в себе главные инди­видуальные особенности, определять свои личност­ные особенности.

Ход упражнения: «Все мы» — это ассоциативно-ролевой портрет участников, всех тех, кто собрался в группе. Он покажет, как каждый видит себя.

Один участник выходит. Психолог просит каждо­го участника сказать об ушедшем что-нибудь при­ятное. Это записывается. Затем участник входит. Психолог говорит, например: «Пока вы отсутство­вали, мы случайно завели о вас разговор. Не по­верите, как много приятного о вас было сказано. Один сказал... » Участник должен отгадать, кто что сказал ипочему.

НИКТО НЕ ЗНАЕТ...

Цель: активизация процесса самопознания.

Ход упражнения: Участники сидят в кругу. У психолога в руках мяч.

— Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу «Ник­то из вас не знает, что я (или у меня)... »

Будьте внимательны и сделайте так, чтобы каж­дый принял участие в выполнении задания. У каж­дого мяч должен побывать много раз.

САМЫЙСАМЫЙ

Цель: углубление процессов самораскрытия, полу­чение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов, познание себя при помощи группы.

Ход упражнения: — Каждый человек — уникаль­ная личность. В чем-то он совершенно неподражаем и вне всякой конкуренции. Но именно из-за того, что не все это видят, человек может быть неудов­летворен тем, как окружающие к нему относятся. Давайте же исправим это. Пусть внутри каждой команды участники расскажут о своих достоин­ствах, которыми они могут соперничать с другими. Итак, задумайтесь и все по очереди внутри коман­ды расскажите о своих достоинствах и подтвердите их фактами. На подготовку отводится одна минута. А теперь просим вас рассказать о своих достоин­ствах с подтверждающими это фактами. Пожалуй­ста. Заканчиваем. Давайте теперь подведем итоги и внутри каждой команды выделим «самого-самого» по тем показателям, которые здесь обсуждались. Например, самый-самый высокий, самый-самый ве­селый, самый-самый находчивый и т. д. Просим вас. Заканчиваем. Теперь нам остается определить «самого-самого» из всех команд. Давайте органи­зуем конкурсы «самых-самых». Например, самых веселых или находчивых из числа присутствующих во всем зале. На подготовку и организацию кон­курса отводится одна минута. В заключение поап­лодируем «самым-самым».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...