Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жанры фотожурналистики, принципы выделения жанровых конструкций.




Архитектура полос и разворотов в связи с жанрами журналистики.

Иллюстрацией (или изобразительным рядом) в фотожурналистике называется фотоизображение, т.е. снимок или несколько снимков, сопровождающих статью. Фотографии обладают рядом уникальных функций, которые текст не может предложить читателю. Эти функции вытекают из свойств фотографии:

1) легкая декодируемость, т.е. понятность каждому, кто умеет создавать зрительные ассоциации;

2) достоверность, правдивость (ввиду своей «естественности» даже в случае искажения фото не может расцениваться как фальсификация!)

3) образность (образ способен вызывать более открытые и искренние чувства у читателя, вырабатывать отношение к статье, создавать впечатление о материале и об издании в целом, вызывать определенные ассоциации, пояснять материал).

В соответствии с этими свойствами в фотожурналистике выделяют информационные и публицистически е жанры. Это деление является общепринятым и основным, поэтому имеет смысл рассказать о каждом жанре в отдельности.

* Кстати, фотожанр нужно понимать как единство изображения и слова. Сама по себе фотография может жанра не иметь или менять жанровую форму в зависимости от текста.

 

Информационные жанры ставят задачу выхватить момент события, кратко пояснить основные проблемы, выделить эти проблемы, обратить внимание на определенные вещи. Эти жанры удачны для новостных изданий, информационных газет и журналов, дающих анализ различных волнующих общество тем. К таким жанрам относятся: в первую очередь фоторепортаж, фотоинформация и фотоиллюстрация.

Фоторепортаж является основной формой подачи изобразительного ряда в современной периодике. К нему близок публицистический жанр фотозарисовки. Важно, что фоторепортаж может выражаться как в серии фотографий, так и одной единственной работой.

Таким образом, для фоторепортажа и фотозарисовки характерны следующие условия материала: 1) обязательно актуальный новостной характер, 2) представление события в действии и динамике, 3) развитие события, 4) речевая организация текста с акцентами, доступный и доходчивый слог, поясняющий снимки.

Фоторепортаж, в отличие от других информационных жанров требует либо соединения со статьей, либо полного отсутствия текста, т.е. один зрительный ряд (возможна подпись или краткий комментарий). Третий вариант начал использоваться совсем недавно, но еще только проходит свое становление. В данном случае, очень важна верстка полосы (расположение фотографий в статье).

Фотоинформация показывает единичный факт, обращает внимание на оперативность информации в статье. По смыслу фотоинформация близка фоторепортажу, но имеет совершенно отличные от него функции. Чаще всего фотоинформация показывает одну фотографию, отображающую характерный момент. Если фоторепортаж волен запечатлеть любую из фаз события, то фотоинформация должна сплотить в себе как бы все фазы сразу, показать нечто цельное и структурно организованное. Важно: информация не может существовать без текста или какого-либо комментария, иначе она теряется визуально, усложняет процесс восприятия, она не самодостаточна, как фоторепортаж.

Фотоиллюстрация также не мыслится без текста. Обычно она отображает вторичный к тексту визуальный ряд, дающий зримый образ на момент осуществления вербального действия. Т.е. смысл фотоиллюстрации не может быть понятен без пояснения текстом. В отличие от фотоинформации, здесь важна тематика статьи, ее смысловой стержень. Говорит это о том, что комментария сама фотография не требует, изображенное дополняет статью, причем не всегда событийным материалом, как в репортаже и некоторых формах фотоинформации.

 

Существование публицистических жанров фотожурналистики обусловлено проникновением «глаза» объектива фотокамеры в жизнь, воздействием на эту жизнь и выбором удачной формы подачи социального материала статьи. Сюда относятся фотоочерк, фотозарисовка, фотоколлаж, фотомонтаж.

Фотоочерк призван показать человека, социальную действительность во всей полноте ее бытия и развития. Отсюда и важная функция фотоочерка – рассказ о людях и ситуациях, которые их окружают. Этот жанр фотопублицистики сегодня охватывает все слои социума. В советские годы фотоочерк «не снисходил» до маргинальных и бедных слоев общества – это было делом пропагандистского фоторепортажа. В современной России фотоочерк был переосмыслен и немного видоизменен. Теперь он больше походит на западную модель, с ее бесчисленными: эпатажем, насилием, эротическими темами и обращением к частной жизни (политиков, артистов и т.д.) В фотожурналистике очерк конкретизуется, выделяются аспекты рассматриваемых вопросов: портретный фотоочерк, проблемный фотоочерк и «путевой» фотоочерк. С портретным фотоочерком читатель встречается, пожалуй, чаще всего. И, тем не менее, например, проблемный фотоочерк свойственен муниципальной прессе, зависимой от организации, города или региона. Путевой фотоочерк базируется на предмете совершаемых путешествий. Чаще всего здесь мы имеем дело с фотографиями научно-популярного жанра, реже с так называемым «репортажем в дороге».

Фотозарисовка (см. выше) – форма изображения одной или нескольких примет современного мира; штрих к картине, а не сама картина. Фотозарисовка только обозначает тему. Отличается краткостью формы, лаконичностью отображения. Главное – фиксировать приметы современной жизни. Виды: информационно-познавательная, лирическая.

Фотоколлаж и фотомонтаж чаще всего рассматриваются вместе и являются основными жанрами фотопублицистики. Фотоколлаж – способ создания изображения путем совмещения графики и фотографической информации. Фотомонтаж пользуется только фотографиями и не прибегает к «искусственно» созданным образам. Оба этих жанра в настоящий момент приобретают особое значение. Важную роль в фотомонтаже играет вербальная структура (текст). Именно четкий и ясный материал статьи способен правильно ссылаться на фотомонтаж. В советское время фотоколлаж и фотомонтаж были основными жанрами подачи изобразительной информации пропагандистского толка. Так получил развитие фотоплакат -ныне возрождающееся явление.

Фотоколлаж сегодня используется в основном в журнальных издания и притом почти исключительно на обложках. Такой вид подачи фотоматериала заставляет читателя приобретать издание. Без интересного и, что важно, понятного фотоколлажа издание потеряет потенциальных читателей.

Границы между жанрами необыкновенно текучи: подборка фотозаметок может восприниматься как репортаж; порой трудноразличимы фотоинформация и фотопортрет... И хотя жанровая структура - явление устойчивое, ее видовые формы способны эволюционировать, меняться. Поэтому любая жанровая классификация не способна учесть все подвидовые деления, но должна предполагать взаимодействие, взаимопроникновение жанровых разновидностей и их подвидов.

 

В средствах массовой информации конкретный вид информации определяется её целями, а также средством коммуникации (например, фоторепортаж нельзя передать по радио). В соответствии с таким критерием, который определяется информационным носителем, можно выделить текстовые (передовица, интервью и т. д.), изобразительные (карикатура, фотоочерк, телерепортаж и т. д.), специальные (специфичные для того или иного информационного средства, например, радио), смешанные (текст+фото; текст+графика и т. д.), другие виды жаров.

 

Журналистский материал в периодике - это визуальная конструкция, которая может состоять как собственно из вербального сообщения, так и из более сложного симбиоза, каким является комплекс «изображение плюс текст». Но в любом случае читатель воспринимает эту конструкцию прежде всего визуально.

Задача любого журналистского текста есть донесение некой информации до читателя. По мере развития СМИ их создатели постоянно думали над оптимизацией этого процесса, над более адекватным способом передачи сообщения. Создание иллюстрированной периодики – один из первых шагов на этом пути.

Иллюстрация – один из способов создания у читателя визуального образа, помогающего зрительно представить событие или облик героя публикации, о котором идет речь в текстовом сообщении.

Появление фотографии не только расширило эти возможности, но и дополнило арсенал журналистики еще одним мощным документальным инструментом, однозначно свидетельствующим о факте произошедшего: снято – значит было. Эта способность фотографического изображения очень быстро продвинула фотографию с позиций иллюстрирования к собственно информированию о происходящем. Текст при этом стал выполнять подчиненную функцию, комментирующую. «Одна фотография, сопровожденная десятью словами, может сказать больше, чем десять тысяч слов,» – говорил знаменитый американский фотограф Эдвард Стейхен. Комплекс «фотоизображение плюс текст» стал широко распространенной разновидностью журналистского текста. Фотография - лучше запоминается и лучше привлекает внимание, на привлечение внимания работает комплекс: заголовок-фото-подпись к фото. Например, считается, что у каждой фото должна быть подпись, т.к. читатели всегда их читают, это возможность "завлечь" читателя + другие возможности, типа языковой игры и добавления других смыслов. И если не ставить подпись, то вы теряете очень много.

 

Еще больше повествовательные функции изображения стали реализовывать себя в различных сюжетно-серийных жанрах фотожурналистики (фоторепортаж, фотосерия, фотоочерк). Как справедливо заметил французский исследователь Метц, переход от одного изображения к нескольким есть переход от изображения к речи. Дополненный кратким словесным комментарием фоторяд является повествованием, доступным самой широкой аудитории, более того, он часто не нуждается в подписи и м.б. понятен людям разных языковых культур.

Говоря об иллюстрациях в периодических изданиях, мы говорим об информационном материале, основным жанром, конечно, остается фотография (и такие жанры фотожурналистики, как фотопортрет, фоторепортаж, фотосерия, фотоочерк). Фотография должна соответствовать содержанию полосы, быть профессиональной по качеству оформления, технического исполнения. Но не менее часто используется графика (рисунки, карикатуры)

В прессе существует себе еще одна разновидность иллюстрации – инфографика – всевозможные рисованные иллюстрации-схемы, схемы, диаграммы, карты облегчающие представление «технологии» происшедшего. Пространственно реконструированный механизм события позволяет читателю-зрителю максимально точно и максимально быстро разобраться в ситуации, например в аварии самолета, ограблении банка, реконструкции здания и т.п. Инфографика переводит на язык зрительных образов и делает наглядными самые сложные ситуации, объяснение которых практически невозможно одними лишь словами.

Внедрение в редакционную практику компьютеров и спец программ для изображения значительно облегчило эту задачу журналистам, позволило самые сложные схемы-конструкции рисовать максимально быстро, что крайне необходимо при оперативной передаче информации.

Таким образом сегодня можно говорить о трех наиболее распространенных разновидностях «журналистского текста» в печатных СМИ:

собственно словесное изображение

комплекс «фотоизображение плюс комментарий»

инфографика – комплекс «схема плюс комментарий»

 

Учитывая специфические способности каждой разновидности, можно создавать синтетические сообщения, состоящие из этих трех компонентов, что дает возможность наиболее адекватно информировать читателя о событиях, происходящих в окружающем нас мире.

О Фотоочерке и о фоторепортаже

Одной из важнейших характеристик серийных фотографических жанров, в т.ч. фотоочерка и фоторепортажа – явл единая тематическая сюжетная связь. Чтобы она появилась, необходимо знать архитектонику тех или иных жанров, в основе которых лежит композиционный монтаж фотографий, с помощью которого устанавливаются структурные, смысловые, эмоциональные и эстетические связи. Монтаж начинается с процесса отбора фото для печати, отобрав наиболее удачные, автор несет их бильдредактору. Фотографии редко бывают равнозначными – одни более существенны для реализации заданной идеи, другие выполняют вспомогательную роль.

В процессе выбора метода иллюстрирования печатного издания, а следовательно, и монтажа фотографий в целом, решают в основном два вопроса: во-первых, можно ли использовать данные фото в данном издании, во-вторых, нужно ли включать их в данный конкретный номер.

 

ДОП. ИНФОРМАЦИЯ

 

 

!!!!! Фотография имеет двоякую природу. С одной стороны она – достаточно объективное свидетельство реально происходящих фактов и явлений, с другой – свидетельство субъективной оценки этих самых фактов и явлений собственно фотографом. Привычное же деление снимков на документальные и художественные имеет смысл лишь тогда, когда мы по каким- то причинам хотим отметить явное преобладание лишь одного из этих начал (документальное заключено в том ЧТО изображено, а художественное КАК это сделано). Для фотоочерка характерны эмоциональная насыщенность, тесное взаимодействие документального и художественного начал.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...