Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовка медиапродукта для конвергентной журналистики.




В последнее время среди представителей медиасообщества все чаще звучит новое словосочетание – "конвергентная журналистика". Разным аспектам этой темы посвящаются встречи, семинары, конференции, где диалог ведут не только российские профи медиарынка, но и их зарубежные коллеги. Вот и на исходе 2010 года эта проблематика стала предметом бурной дискуссии, развернувшейся на круглом столе "Конвергентная журналистика: вопросы обучения и подготовки кадров", организованном ИПК работников ТВ и РВ при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Участвовали в ней как теоретики, анализирующие и обосновывающие процессы реформ в индустрии электронных СМИ –ученые, преподаватели, аспиранты института-организатора, других вузов, так и практики – представители профобъединений, российских телеканалов, известных компаний-интеграторов профессионального оборудования.

Среди множества вопросов, звучавших во время обсуждения, стоит выделить несколько. Что означает понятие "конвергентная журналистика", и какое значение она имеет для нынешних реформ, охвативших отечественный медиарынок? Какова роль процессов конвергенции в расширении информационного пространства, и какое воздействие они оказывают на медиабизнес?

Что собой представляет мультимедийный информационный продукт, и как он способствует привлечению потенциальной аудитории СМИ? В чем роль современной журналистики, и какими профессиональными навыками должен обладать журналист, работающий в различных медийных средах? Обширность поставленных вопросов очевидна, однако, забегая вперед, стоит сказать, что и этот спектр не получил (да и не мог получить!) каких-то окончательных однозначных выводов – уж слишком неоднозначной оказалась заявленная тема, а это означает, что дискуссия будет продолжена.

Так что же такое конвергентная журналистика?

Для понимания сначала разберемся с термином "конвергенция", в большей степени знакомым техническим специалистам, нежели гуманитариям. Начиная с 1970-х годов он активно используется для интеграции информационных и коммуникационных технологических устройств – компьютеров, телефонов, телевизоров, а ныне характеризует процесс слияния новых технологий. Собственно, конвергенция (от лат. convergere –приближаться, сходиться) и означает "схождение", "сближение", что в контексте медийных реформ обеспечивает разным СМИ новое концептуально-стратегическое взаимодействие с учетом их организационно-структурного сближения или полного слияния, включая формирование новых управленческих методик для оперативного создания оригинального информационного продукта с целью его размещения в различных медийных средах и захвата внимания потенциальной аудитории. Сегодня ни для кого не секрет, что внедрение цифровых технологий (компьютерных, вещательных, телекоммуникационных) повлекло засобой и масштабные преобразования как медийных структур, так и медиарынка в целом, где ведущими становятся процессы конвергенции и интеграции.

Чтобы выжить в конкурентной среде, различающиеся по своей специфике медиа (интернет - СМИ, печатные периодические издания, радио, телевидение) начинают организационно-структурно объединяться, соединяя банки данных и создавая единый медийный архив с целью массового производства мультивариативного информационного продукта, завладения вниманием разных сегментов потенциальной аудитории. Это позволяет медийным бизнес-структурам активнее конкурировать на рынке, укреплять свою капитализацию. Процессы эти уже находят отражение на практике, в России и за рубежом. Создание конвергентных редакций, объединяющих несколько типов СМИ – интернет-СМИ, телевидение, радио, периодику, мобильную связь – становится сегодня нормой. К этому их подталкивает сменяющаяся мономедийная среда, в которой прежде действовали традиционные СМИ (печатные, электронные – телевидение, радио, информационные агентства), на среду цифровую мультимедийную, где "соседствуют" и конкурируют традиционные СМИ и новые медиа (интернет-издания, IPTV, интернет-вещание, мобильное ТВ) с учетом ускорения ритма жизни, оперативного обновления событийной информации. Собственно, и сами СМИ отныне изменяют свое квалификационное название, теперь их все чаще называют средства массовой коммуникации (СМК), а их основными свойствами становятся скорость, мобильность, мультимедийность, универсальность, интерактивность.

Что, казалось бы, может объединять СМИ, различающиеся по своей специфике? Оказывается, признаки для такого сближения и интерграции существуют. Это тематика медийного продукта, сбор информации (формирование объединенного тематического банка данных); потребность в мультивариативных формах информационного продукта (расширение сетевого обслуживания). Общими для всех СМИ являются и принципы привлечения внимания аудитории (PR- и маркетинговые структуры); новые методы распространения рекламного продукта с учетом увеличения рекламной площади и рекламных объемов (кроссмедийная реклама); стремление к росту капитализации медийной структуры при сокращении издержек (кросспромоушн медийной организации конвергентного типа). Нетрудно представить, что оригинально созданные и различающиеся по специфике материалы одного и того же события, обнародованные в разных СМИ, получают больший промоушн и позволяют конвергентной редакции как объединенной структуре привлечь разные сегменты аудитории, увеличить ее общий объем. А это, в свою очередь, приводит к наибольшему привлечению рекламодателей (кроссмедийная реклама). Больше рекламы – больший приток финансовых средств, для медиа бизнеса это аксиома. А сокращение издержек достигается за счет привлечения в штат так называемых универсальных журналистов, способных оперативно работать в интернете, готовить материалы для радио, телевидения, периодики. Если журналист обладает такими универсальными профессиональными навыками, то его ценность как работника многократно увеличивается, медиа-структура, создав команду из журналистов нового поколения, может чувствовать себя устойчиво, несмотря на увеличивающуюся конкуренцию. А помогают журналистам в оперативном создании разнообразного информпродукта как современные системы ньюсрум (newsroom), так и цифровая техника, например, фото- и видеокамеры, технологические устройства, а также разные программные обеспечения (ПО). Во время круглого стола, в частности, отмечалось, что универсальный журналист должен знать особенности технической базы и новейших цифровых технологий, применяемых в печати, на телевидении и радио, в интернет-СМИ, мобильных медиа. Он должен уметь использовать в профессиональной деятельности цифровые IT-технологии, цифровую технику – видеокамеру, микрофоны, иную цифровую технику, пользоваться основными операционными системами, ПО для создания и обработки текстов, визуальной и удиовизуальной информации, цифровыми устройствами ввода текстовой, графической, аудиовизуальной информации и т.д. Важно, разумеется, при этом иметь широкий кругозор, уметь писать оригинальные и качественные тексты – основа журналистской деятельности, быть способным к анализу события, но обладать при этом и технической грамотностью, поскольку ньюсруминструмент, предназначенный для повышения эффективности бизнеса, извлечения максимальной прибыли от создания конвергентного новостного контента в любой редакции, и надо уметь грамотно и оперативно пользоваться им. И раз в центре начавшихся реформ медиарынка находится журналист как создатель разнообразного и оригинального мультимедийного информационного продукта, то и конвергентная журналистика обращена к его личности, способной креативно и неординарно мыслить, а также приобретать новые профессиональные навыки.

Именно журналист как первичная ячейка медийной структуры, незыблемая ее основа способен, мобилизуя свой творческий потенциал, находить новые решения при создании оригинального образа медийного продукта, используя, кроме текста, различные виды инфографики (рисунки, схемы, графики), статистические данные и т.д. Пока идет только становление конвергентной журналистики как новой формы приобретения журналистами профессиональных навыков, диктуемых цифровым временем. И в ИПК работников ТВ и РВ многие работники центральных и региональных телерадиоканалов, печатной периодики уже проходят переподготовку. Однако этот процесс только в начале пути, так как для эффективно работающей конвергентной редакции нужны и иная методика управления медиабизнесом, и обновленный бизнес-план, а главное – принципиально новая концепция деятельности конвергентной редакции, нацеленная на устойчивое и стратегическое развитие. А это означает, что пришло время и топ-менеджменту проходить переподготовку, учиться мыслить и управлять по-новому, поскольку без современных методик управления конвергентная редакция не сможет успешно конкурировать.

Дальше нагнать про то как готовится новостной репортаж конвергентным журналистом. Как он должен взять с собой на интервью или место репортажа фотоаппарат, видеокамеру и диктофон, всё это использовать, обработать всё это в фото и видеоредакторах, одновременно написав статью и разместить всё это на сайте в порядке интереса для зрителя (видео, затем аудио, затем текст - и особенность текста – чтоб не многабукаф и самое главное – выделить лидом в левом верхнем углу где оно легче воспринимается всё такое…)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...