Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интернег журналистика в контексте культуры и технологии.




Интернет-журналистика – это качественно новый культурный и цивилизационный феномен, представляющий собой деятельность по формированию и представлению информационных образов актуальности, причем носителями этих образов могут быть не только слово, но и картинка, фотография, кино, видео, звук, веб-страница – любой объект, способный выступать в роли носителя информации или текста в широком смысле этого слова.

Реальность все в большей степени предстает в своей коммуникативной и информационной ипостаси. Интернет-журналистика или та форма коммуникации, которая придет к ней на смену, становится системообразующим элементом отрасли в целом. Компьютер не просто переносит в какую-то другую точку того же самого пространства-времени, а позволяет войти в иное пространство, и не только войти, но и пересоздать его, построить новый обитаемый мир – виртуальный мир.

Этот мир приобретает черты информационного общества.

Само понятие информационное общество было введено профессором Токийского технологического института Ю. Хаяши. Информационное общество характеризуется следующими чертами:

• переориентацией экономики от товаропроизводства к сервису;

• детерминированием интеллектуальных технологий в технологической и производственной сферах;

• уменьшением значимости и фундаментальности материальной собственности в системе ценностей;

• повышением значимости знания как основы технологической и социально-политической структур общества;

• смещением семантических и аксиологических акцентов в структуре социальной организации;

• реорганизацией культурной сферы, подразумевающей императивную ориентацию на приоритеты интеллектуализма и трансформацию этики и нравственности личности, самоопределяющейся через осознание себя как производителя знаний;

• возникновением доминанты «университет» (образование, наука) как системогенерирующего общественного фактора.

Так как информационное общество – это общество индустрии образов и знаний, то его особенности оказывают влияние на целевые установки журналистской деятельности.

Журналистика ответственна за формирование социальной среды, представляющей собой комплекс подпространств (слоев, полей, уровней и т.п.), где актуализируется та или иная человеческая деятельность.

Социальная среда формируется и актуализируется как коммуникативное пространство, функционирование которого обеспечивает координацию человеческой деятельности посредством механизмов коммуникации, трансляции или передачи информации.

Инструментами формирования отдельных сообществ и общества в целом являются различные коммуникационные средства: речь, знаковые системы, средства информации, информационно-коммуникативные технологии, порождающие виртуальную реальность[[1][1]].

Несмотря на сравнительно недолгий период работы с виртуальными реальностями, уже появилось осознание, что они суть особый тип реальности, требующий философского, культурологического, социологического и психологического анализа.

Виртуал может быть рассмотрен как коммуникатор, обеспечивающий рождение новых связей, в результате чего происходит трансформация реальности.

Нет необходимости доказывать, что предметом деятельности журналистики как раз и является виртуал-коммуникация как в локальном (виртуальные реальности отдельных коммуникаций), так и в глобальном (полионтологическая картина мира) плане.

Средства массовой информации, или массмедиа, считаются важнейшим функциональным компонентом коммуникативного пространства.

Интернет преобразовал СМИ в СМК фактом своего рождения. Принципы, лежащие в основе функционирования интернета, начали трансформировать и саму структуру СМИ.

Эффективное решение многих актуальных задач, лежащих в сфере журналистики, уже невозможно исключительно информационным (вещательным) путем, а необходимо их коммуникационное решение.

Таким образом, современные массмедиа – это система, которая объединяет традиционные средства массовой информации, глобальные телекоммуникационные средства (сеть) и сумму технологий работы с массовой аудиторией и тем самым порождает виртуальные реальности информационных пространств.

Интернет, а вместе с ним и массмедиа можно рассматривать как ядро цивилизационного развития и как феномен культуры. Интернет-культура (или киберкультура) начинается тогда, когда сеть создает в себе новые формы культурного бытия и транслирует их в нашу повседневную жизнь.

Таким образом, интернет претендует на всеобщую потенциальную связность.

Сеть и журналистская деятельность в сети являются сложнейшими явлениями, которые необходимо рассматривать в контексте глобального цивилизационного и культурного процесса.

Понятие «массовая коммуникация» соединяет в себе смыслы понятий «коммуникация» и «масса», являющихся предметом исследований в психологии и социологии. Первоначально исследования массовой коммуникации носили преимущественно бихевиористский характер. Сегодня же речь идет уже о проникновении и слиянии традиционных направлений изучения массмедиа с такими на первый взгляд достаточно далекими от массмедиа направлениями, как кибернетика и информатика.

Попытки охарактеризовать как единое целое этот достаточно пестрый и, на первый взгляд, внутренне противоречивый конгломерат методологических подходов к исследованию массовых коммуникаций приводят к современной постмодернистской методологии. В этой связи русское слово «со-общение», понимаемое чаще как передача информации, на самом деле расшифровывается как совместное общение, что более подходит к смыслу слова «коммуникация».

Именно это позволяет исследовать современное телекоммуникационное пространство, интерактивное по своей сущности, как массовую коммуникацию.

Другим аспектом, делающим постмодернизм удобным теоретико-методологическим инструментом для исследования массовых коммуникаций, является его особое отношение к понятию «текст». Постмодернизм первым заявил о том, что текст не отображает реальность, а творит новую реальность, точнее создает множество реальностей. Текст порождает полионтологическую конструкцию – гипертекст.

Понятие гипертекст является ключевым в исследовании телекоммуникационных средств, что хорошо видно на примере истории развития интернета, обсуждаемой в следующих главах.

 

Было бы очень просто определить интернет-журналистику[[2][2]] лишь как журналистику, использующую новые технологические возможности. Однако есть веские основания предполагать, что в образе интернет-журналистики мы имеем дело с качественно новым культурным и цивилизационным феноменом. Этот вывод напрашивается хотя бы из того, что интернет вначале породил интернет-журналистику де-факто, а уже потом журналистика стала осваивать интернет как среду своей профессиональной деятельности и признала Web-журналистику де-юре[

Иными словами, журналистика – это деятельность по формированию и представлению информационных образов актуальности, причем носителями этих образов может быть не только слово, но и картинка, фотография, кино, видео, звук, веб-страница – любой объект, способный выступать в роли носителя информации или текста, в широком смысле этого слова[[3][5]].

В журналистике, следовательно, объединяется авторская креативность (так как для построения образа, пусть даже только информационного, требуется личная креативная, то есть творческая, энергия) и выполнение технологического по своей сути социального заказа.

Журнал лишь на втором этапе развития профессиональной журналистики стал для нее корневым понятием. Первоначально таким понятием была газета, а журналистов называли газетчиками. До XVII в. в употреблении было немецкое слово «Tagzeitbuch», соответствующее газете, в задачу которой входило публичное распространение собранных и прошедших тщательную обработку всех новостей конкретного дня, а работников газеты называли «Zeitungsschreiber» (газетописаки)[[4][6]]. Газетчики готовили репортажи (от фр. reportage, англ. report – сообщать), т.е. оперативные отчеты о событиях, свидетелями которых являлись, и корреспонденции (фр. correspondant / лат. correspondere – отвечать, осведомлять), отчеты о событиях, происшедших в некотором отдалении от места выпуска газеты.

Впоследствии газета как орган быстрого информационного реагирования ушла терминологически на второй план. На первый план выдвинулось понятие «журнал», отличающееся от газеты прежде всего меньшей оперативностью и, как следствие, возможностью включения аналитических и обзорных работ. Едва появившись, журнал достаточно быстро стал центром социокультурной реальности и лабораторией эстетических и политических идей. Достаточно вспомнить журнальные войны демократических и консервативных изданий в России, начавшиеся в XIX в. и докатившиеся до конца XX.

Однако с появлением интернет-изданий родовые различия журнальной и газетной форм работы изменились. Интернет позволяет оставаться актуальным, оперативно реагируя на события. И главное, новость может быть вставлена в быстро подготовленный аналитический обзор, который посредством гипертекстовых ссылок связывается с другими материалами. Новость, таким образом, автоматически порождает смысловой контекст и становится центром кристаллизации новой темы. Жанровые различия между репортажем и очерком, новостью и аналитическим обзором стираются и это далеко не все особенности интернет-журналистики.

Журналистика не без оснований претендует на древность своей профессии. Формы допечатной журналистики хорошо известны. Это глашатаи, гонцы, маги, советники, прорицатели и тому подобные специалисты по информационным коммуникациям. Уже тогда применялись самые разные носители информации, среди которых словесная форма, письменная или устная, была отнюдь не главной. Уже тогда существовало то, что сегодня именуется «цифровой разрыв», т.е. зависимость доступности информации, в смысле потенциальной возможности принять сообщение, от социокультурного уровня и имущественного положения коммуниканта.

Вот почему так широко использовался тогда язык архетипических символов, затрагивающий глубинные уровни мировосприятия и позволявший передавать не факты и данные, а непосредственно общепонятные смыслы и отношения. Письменность и главным образом печатный станок сместили информационные коммуникации в зону фактологии. Новость превратилась в повседневный атрибут существования представителя цивилизованного общества, даже в тех случаях, когда эта новость не могла никоим образом изменить что-либо в их жизни. Новость подавалась без отношения, информация отрывалась от коммуникации, приучая публику к самоценности новостных потоков. И эта ситуация в связи с развитием интернета стремительно меняется. Новостей стало слишком много, и они обесценились, а вот отношения, напротив, поднялись в цене, так как стали дефицитом. Наблюдается явная тенденция к свертыванию информационных потоков в клипы и формирование из этих клипов новых символогических структур. Здесь также прослеживается влияние интернета с его фрагментарной, клиповой формой подачи информации.

Несмотря на существенные исторические метаморфозы журналистской деятельности, в ней на любом этапе выделяются следующие компоненты:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...