Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика аудитории онлайн




ОСОБЕННОСТИ АУДИТОРИИ ИНТЕРНЕТА

В 2005 году, по оценкам различных организаций, аудитория всемирной компьютерной сети превысила один миллиард человек. По данным исследования, проведенного «eMarketer», в мире регулярно пользуются Интернетом 845 млн. человек, что составляет 13 процентов от численности населения Земли. Лидером по количеству пользователей являются США – 175 млн. человек или 59 процентов американских граждан. В Европейском союзе насчитывается 233 млн. Интернет-пользователей, что составляет 50 процентов населения Евросоюза. В Китае Интернет есть почти у каждого десятого. Страны Латинской Америки, по данным проведенного исследования, являются лидерами по динамике роста численности Интернет-пользователей. Что касается наи- более популярных ресурсов, то три первых места занимают сайты компании «Microsoft», «Google» и «Yahoo!». По данным «Фонда общественного мнения», занимающегося регулярным исследованием аудитории Ин- тернета в нашей стране, к весне 2006 года пользователями Интернета стали 24,3 млн. россиян, что составляет 21 % населения страны. То есть за последние два года доля пользователей Интернета увеличилась в два раза.

Однако необходимо учитывать, что в определение пользователя сети попадает любой человек, который воспользовался Интернетом хотя бы раз за последние полгода. Тех, кто пользуется Интернетом не реже одного раза в месяц, неделю или день, так называемой месячной, недельной и суточной аудитории, намного меньше. Тех, кто пользовался Интернетом хотя бы раз за последний месяц – 20,6 млн. человек или 18 % жителей страны. Недельная аудитория составляет 15,6 млн. человек или 14 % жителей. Численность суточной аудитории составляет 8,5 млн. человек или 7 % населения России.

Распределение числа пользователей по регионам страны довольно неравномерно. Москва заметно опере- жает любой регион России по проценту пользователей от общего числа жителей и по опыту использования сети. 18 % от общего числа пользователей Интернета проживают в Москве. Каждый третий москвич старше 18 лет может назвать себя пользователем сети. Если же принимать в расчет аудиторию, которую составляют школьники, то число москвичей может составить даже больше трети от общего количества пользователей сети.

В России 56 % пользователей Интернета – мужчины и 44 % – женщины. Примерно половину (48 %) пользователей составляет возрастная группа 18 – 24 года. Тех, кому 25 – 34 года – 35 %, 35 – 44 года – 23 % и совсем мало пользователей Интернета в возрастной группе 45 лет и старше –16 %.

Кроме всего прочего, пользователи Интернета – люди образованные, 50 % имеют законченное высшее образование, 20 % – среднее специальное. Что касается тематических предпочтений пользователей сети, то по данным на март 2006 года, наиболь-

ший интерес вызывает компьютерная тематика (31 %), развлечения (24 %) и на третьем по популярности месте категория новости и СМИ – 8%. Таким образом, основную массу аудитории Интернета составляют обеспеченные, образованные люди в возрасте 25 – 35 лет, проживающие в Москве и крупных городах России.

 

Начиная с 1970-х годов в центре дискуссий о якобы «беспомощ­ной и пассивной» аудитории время от времени оказываются кон­цепции информационной перегрузки и болезненного пристрастия к ин­формации, причем эти явления, как доказывается, усугубляются с появлением каждой новой коммуникационной технологии.

Понятие «информационная перегрузка» связано с развитием технических средств, позволяющих невероятным образом ускорить циркуляцию информации, в результате чего складывается патоло­гический дисбаланс между тем объемом информации, который предлагается, и тем объемом, который может быть усвоен любым здравомыслящим индивидом. Сейчас на среднего служащего за­падного офиса ежедневно обрушивается 55 телефонных звонков, 16 голосовых и 16 факсовых сообщений, 25 электронных и 23 обыч­ных письма. Эти цифры получены на основе анализа деятельности 2000 компаний со штатом от 100 до 499 человек1. Сотрудники за­падных компаний теряют до 8% рабочего времени, потому что не могут справиться с поступающими со всех сторон сведениями. Объем информации, передаваемой по всем возможным каналам, растет день изо дня; причем мусор занимает в этом потоке все больше места. По данным America Online, крупнейшего интернет-провайдера в мире, к середине 2003 г. доля спама (коммерческой почты) в почтовом трафике компании превысила 50%. Пока решение не найдено — люди отказываются от информации: не подходят к те­лефону, не отвечают на письма, не включают телевизор.

Из-за этого у людей, занимающих ключевые позиции в компа­ниях и ответственных за принятие решений, может возникнуть внутренняя психическая травма и конфликт, чувство ухода от ре­альности, потеря ориентации и фрустрация. Например, опытным путем доказано, что человеческий мозг способен одновременно обрабатывать максимально семь факторов. Вероятно, повышение сложности и скорости принятия решений чревато нарушением этого психологического барьера. Действительно, наблюдения за коман­дирами на поле боя, руководителями производства, авиадиспет­черами подтверждает наличие существенных психологических па­тологий. Вместе с тем обычные потребители информационных и раз­влекательных масс-медиа находятся в прямо противоположном положении. Хотя порой и возникает социальная потребность быть в курсе событий или прочитать бестселлер и посмотреть популяр­ные программы, параллель с рабочей обстановкой явно натянута.

Большинство людей не испытывают перегрузку под воздействи­ем расширяющегося арсенала СМК. Напротив, они охотно прини­мают новые медиа и с энтузиазмом приветствуют расширение вы­бора. Медиаповедение — добровольное поведение, люди сами идут на контакт с медиа. Дело в том, что со временем у человека выраба­тывается так называемое избирательное внимание. Ежедневно каж­дый член аудитории подвергается воздействию в среднем 1600 рек­ламных объявлений, но реагирует — необязательно положитель­но — всего на 12. Мозг, по утверждению медиков, обладает замечательной способностью фильтровать сигналы. Осознанно он реагирует только на один раздражитель из миллиона, воздейству­ющих на органы чувств.

Более того, в среде менеджеров крепнет мнение, что информа­ция в онлайновом режиме, а также электронная почта и Интернет становятся самыми важными средствами преодоления информаци­онной перегрузки. Откуда следует, что новые коммуникационные технологии теперь воспринимаются не как негативные факторы, а как инструменты эффективного управления информацией.

Ограниченная способность типичного медиапотребителя вспом­нить большую часть информационного потока позволяет предполо­жить, что воздействие на него потоков сообщений не столько вели­ко. Сводные результаты систематических исследований не подтвер­ждают, что медиа действительно побуждают людей покупать товары, которые им не нужны, существенно менять свои убеждения или голосовать за сильно разрекламированных политических кандидатов. Хотя немало людей придерживается противоположной точки зрения.

Другая сторона информационной перегрузки — формирова­ние у людей болезненной зависимости или, говоря языком психо­логов, аддикции. Было бы ошибкой считать, что заболевания, вызванные действием информации, появились только сейчас и связаны с новыми масс-медиа. Заболевания, обусловленные сиг­нальным, т.е. информационным, значением раздражителя, отно­сятся к обратимым нарушениям нервной деятельности, спрово­цированным психическими травмами.

В настоящее время активно обсуждается и исследуется феномен «(нарко)зависимости от Интернета», или Интернет-аддикции (Internet Addiction Disorder, или IAD), когда люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от сво­ей «реальной» жизни, проводя большую часть дня в виртуальной реальности. Исследователи отмечают, что большая часть интернет-зависимых пользуются сервисами, связанными с общением именно благодаря возможности сохранить анонимность личности. Интернет является удобным средством ухода от действительности. Другую часть зависимых привлекают информационные сервисы сети.

Психологи, изучающие проблему зависимости от Интернета, выявили глубокую заинтересованность, бескорыстное любопыт­ство, гипермотивированность «аддикта», т.е. черты, характерные для субъекта, увлеченного процессом познания, испытания себя или творчества.

Типичных пользователей масс-медиа нельзя назвать пассивными и не так-то просто сбить с толку какими-либо сообщениями, чаще всего им недостает внимательности и настойчивости. Повседневное аккумулирование информации и идей из средств массовой инфор­мации — это обычный процесс, не требующий сосредоточенности. Люди включают компьютер, телевизор, радиоприемник, берут в руки газеты, не зная наверняка, что они захотят узнать и как это сделать. Во время привычного процесса чтения газет или просмотра ТВ и прослушивания радиопрограмм людям все равно, получат ли они информацию или развлечения. Таким образом, опасения относи­тельно информационной перегрузки, по крайней мере, в контексте массовых коммуникаций, по-видимому, преувеличены.

Как утверждают специалисты, на протяжении многих десят­ков лет в медиа наблюдаются две глобальные, иногда противоборствующие тенденции: «аудитория — объект манипуляции» и «аудитория — соучастник и партнер информационного процесса». Исторически наиболее продуктивной, перспективной видится вто­рая Своевременность теоретического осознания этого процесса яв­ляется необходимым условием цивилизованного развития как традиционных, так и новых медиа.

По данным службы Яндекс, 56% читателей новостей о последних событиях ищут информацию целенаправленно: самостоятельно заходят на сайт СМИ, задают к поисковым машинам новостные запросы, используя агрегаторы новостей, или ищут в каталогах интернет-издания. На страницы СМИ 29% читателей приходят через баннеры, которые размещены на агрегаторах трафика, в баннерообменных сетях, на страницах других интернет-изданий. Сложно сказать об остальных 15% читателей, является ли спонтанным или целенаправленным их интерес к новостям.
Портал "Информационное общество" www.isu.org.ua сообщает, что в последние годы аудитория российских Интернет-СМИ растет примерно стремительными темпами, что и общая аудитория Рунета. Однако имеют некоторые различия эти аудитории по социальной структуре.
Российские Интернет-СМИ, как и следовало, ожидать, чуть сильнее привлекают жителей России, чем жителей других стран: среди месячной аудитории новостных сайтов доля россиян составляет 62%, а в месячной аудитории Рунета доля россиян составляет 58%.
Поисковыми системами по-разному предлагаются сайты с новостями в результатах поиска. Больше других поисковиков Google предпочитает выдавать на страницах поиска новостные материалы.
От структуры аудитории всего Интернета, отличается эта аудитория.
Российские новостные сайты являются более привлекательными для людей старше 25 лет. Структура месячной аудитории (старше 18 лет) сайтов российских СМИ не имеет сильных отличий от структуры общей совершеннолетней аудитории Рунета, если рассматривать в разрезе показателей дохода и образования. Новостями в Интернете чуть больше интересуются люди с высоким доходом и высшим образованием.
Основным источником для большинства интернет-СМИ «непостоянной» аудитории остаются баннерные сети. В посещаемость интернет-изданий вклад баннеров может достигать 50%. Двумя другими заметными генераторами трафика являются новостные агрегаторы и каталоги. Те СМИ, которые попали на первую страницу каталога Rambler’s Top-100, обычно от этого каталога получают до 10% своего трафика.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...