Сложная структура хозяйственных связей
предполагает участие в них посредников, число которых может быть различно. Такая структура хозяйственных связей менее эффективна, снижает оперативность управления процессом доведения товаров до потребителя, уменьшает эффективность воздействия на изготовителя по выпуску нужного ассортимента. Она целесообразна при поставках товаров, когда требуется накопление, подсортировка, преобразование ассортимента у посредника. По срокам действия заключенных договоров различают разовые, краткосрочные (до одного года) и длительные (более года) хозяйственные связи. По ведомственной принадлежности участников различают межсистемные и внутрисистемные хозяйственные связи. По продолжительности действия хозяйственные связи подразделяются на: § разовые; § краткосрочные; § длительные. Применительно к отраслевой структуре экономики все возникающие между поставщиками и потребителями хозяйственные связи можно подразделить на два основных типа: § межотраслевые (межсистемные); § внутриотраслевые. На основе территориального признака хозяйственные связи подразделяются на: § межрегиональные и региональные хозяйственные связи по поставкам и перепоставкам товаров; § территориальные хозяйственные связи по реализации излишков товаров. По формам организации поставок следует различать хозяйственные связи, организуемые при транзитной форме поставок, т.е. когда продвижение продукции происходит от изготовителей к потребителям, минуя какие-либо промежуточные посреднические звенья, и хозяйственные связи, организуемые при складской форме снабжения, т.е. через склады посреднических организаций.
18. Источники закупок и принципы, учитываемые при выборе поставщиков.
Источники товарного обеспечения определяются исходя из структуры конкретного рынка товаров, контингента покупателей, ассортимента, товарооборачиваемости и финансовых возможностей торгового предприятия. В настоящее время достаточно отчетливо прослеживаются растущие требования к рынку закупок, который представляют поставщики продукции. При рыночных отношениях соединено воедино приобретение нужного товара, требуемого качества, в установленные сроки поставки по приемлемой цене у надежного поставщика. Для оценки реальных и потенциальных возможностей поставщиков можно использовать след критерии: 1 характер деятельности и возможностей поставщика 2 конкурентное положение поставщика на рынке закупок товаров 3 процедура и порядок исполнения ком. Сделок 4вероятность обеспечения номенклатуры и объема продукции 5 условия, гарантирующие качества приобретаемых товаров 6 адекватное сочетание цены и потребительских свойств товаров 7 условия поставки товаров (стабильность, переодичность, сроки) 8 предусматриваемая форма платежа и способы расчетов
Анализ поставщиков по приведенным критериям позволяет установить, оправданные требования по закупке и доставки товаров в торг. Предприятие Рынок закупок товаров отражает ком. Интересы всех его участников, в связи с этим важное значение имеют расширение контактов и установление ком.связи между торговыми предприятиями и поставщиками. Суть их сводится к взаимовыгодным ком.сделкам и товарообменным операциям при купле-продажи товаров.
Изучив источники закупок товара и определив поставщиков ком.работники составляют на каждого поставщика специальные карточки (сгруппированные как правило по территориальному признаку) в которых указывают, данные о производственной мощности предприятия, о количестве и ассортименте выпуск продукции, о условиях поставки.
Многие западные и консалтинговые фирмы советуют при выборе партнера использовать правила 5 С: 1 характер (репутация компании в деловом мире, ее ответсвенность и готовность выполнять взятые на себя обязательства) 2 финансовые возможности (способность погасить взятый кредит, ссуду или др долги за счет текущих денежных поступлений или продажи индивидуальных активов) 3 имущество (величина и структура акционерного и условного капитала) 4 обеспечение (виды и стоимость активов 5 общие условия
19. Этапы закупок товаров.
Специалисты службы закупок предприятия отвечают за закупку продукции в соответствии со спецификациями, полученными от внутренних потребителей. Внутренними потребителями являются другие функциональные подразделения предприятия, которым требуется продукция. Внутри самого отдела закупок функции часто подвергаются дальнейшей специализации и развитию профессионализма как результата специализации. В небольшой компании, где отдел закупок представлен одним человеком, вероятно, никакого разделения функций не будет. Но в более крупной организации, осуществляющей закупки, обычное разделение функций происходит по четырем специальным направлениям. Организация процесса закупок имеет определенные этапы: 1. Определение потребности в материальных ресурсах. 2. Определение нужных характеристик и количества товаров и услуг. 3. Анализ и определение возможных источников снабжения. 4. Определение цены и условий закупок. 5. Подготовка и размещение заказа на закупку. 6. Контроль выполнения заказа и/или экспедирование. 7. Получение и проверка товаров. 8. Обработка счета и оплата. 9. Учет поступлений материальных ресурсов. Любая закупка начинается с определения общей потребности компании и индивидуальных потребностей каждого ее подразделения. Имея такую информацию, можно получить материальные ресурсы со склада либо путем перемещения избытка товаров из другого подразделения, либо покупая новые товары. Кроме того, необходимо иметь точное описание потребности, артикула товара или услуги, которые запрашиваются. Для этого в отделе закупок ведется, список (каталог) постоянно закупаемых предметов, что способствует ведению правильного бухгалтерского учета и процедуре хранения их на складе.
Размещение заказа на закупку включает заполнение формы заказа, если в качестве альтернативы не используется соглашение поставщиком на продажу товара или поставка товара на оснований общего заказа. Важным требованием любой формы заказа на закупку должно быть наличие серийного номера, даты заполнения, названия и адреса поставщиков, количества и описания заказанный товаров, требуемой даты доставки, указаний по отгрузке, условий; оплаты и условий После того, как заказ на закупку отправлен поставщику, покупатель может контролировать ход его выполнения и/или ускорят выполнение заказа. Эти функции возложены на отдел контроля экспедирования. Функция контроля выполнения заказа - стандартная функция, контролирующая способность поставщика выполнят свои обязательства по срокам доставки. Экспедирование заказа это своего рода давление на поставщика с тем, чтобы он выполнял свои обязательства по доставке товара, доставлял его с опережением графика или ускорил доставку в случае отставания от графика. В качестве стимула может применяться угроза аннулирования заказа или прекращения деловых отношений в будущем, если поставщик не может выполнить условия соглашения. Важный этап - оприходование (получение) материальных ресурсов и готовой продукции. Основными целями функции получения и контроля материальных ресурсов являются: гарантия получения заказа; проверка качества; подтверждение получения заказанного количества материальных ресурсов; отправка их далее к месту назначения (на склад, ОТК и т. д.); регистрация необходимой документации на получение материальных ресурсов. Счет на оплату налагает обязательства на покупателя, обычно выписывается в двух экземплярах и включает номер заказа, стоимость изделия, общую сумму к оплате по каждому виду.
20. Коммерческий риск: понятие, виды.
Под термином «коммерческий риск» подразумевается риск, связанный с хозяйственной деятельностью предприятия и с ее конечным финансовым результатом. Другими словами, коммерческий риск — это угроза того, что предприниматель понесет возможный ущерб или убытки (потери) в виде дополнительных расходов или получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал. Коммерческий риск возникает как следствие рискованной коммерческой сделки. Кроме того, можетбыть риск, связанный с действиями конкурентов; риск, связанный с изменением цены; риск, связанныйс непредвиденными политическими событиями, имеющими тяжелые последствия для торгового бизне-са. Помимо этого в практике торгового бизнеса могут возникнуть: -риск потери товара от пожара и других стихийных бедствий; -риск уничтожения или порчи груза при транспортировке; -риск потери товара от небрежности работников предприятия (бой); -риск от вероятной нечестности служащих; -риск невыполнения договорных обязательств партнера; -риск приостановки деловой активности предприятия. По степени риска выделяют: - допустимый риск – вероятность потери прибыли; - критический – вероятность потери прибыли и недополучения части дохода; - катастрофический – возможность банкротства. Практика показала, что для определения степени риска надежнее всего использовать комбинациюстатистического и экспертного методов. Основные виды рисков в коммерческой деятельности: Также выделяют риски:
§ неизбежные, которые можно заранее учесть и переложить на страховые компании, заключив с ними договоры страхования (риски от аварий, хищений, транспортировки товаров, риски от стихийных бедствий, от нарушений обязательств партнеров — «боны гарантии», риски потерь от нечестности и небрежности работников — «боны честности», риски потерь от болезни сотрудников); § риски, связанные с неизбежной неопределенностью (риск потерь от непредсказуемого изменения спроса, изменение конъюнктуры акций и ценных бумаг, изменения моды, достижения научно-технического прогресса и т.д.). Основными принципами классификации возможных рисков являются фактор и источник их возникновения, а также возможный результат. По фактору возникновения риски делятся на три большие группы: § природно-климатическиесвязаны с проявлением стихийных сил природы, таких как землетрясение, наводнение, буря, эпидемия и т.п.; § политические — связаны с политической ситуацией в стране и деятельностью государства; § хозяйственные. Хозяйственные риски связаны с деятельностью отдельного предприятия. К ним относятся: § риск случайной гибели имущества связан с возможной потерей имущества предприятия (зданий, сооружений, оборудования, запасов товаров и др.) в результате аварии, пожара, кражи, несоблюдения условий хранения, диверсии. Как правило, перечисленные причины приводят к значительным потерям, что указывает на высокую значимость этого вида в общем перечне возможных хозяйственных рисков;
§ риск невыполнения договорных обязательств определяется недобросовестностью коммерческих партнеров, несоблюдением ими взятых на себя обязательств или их неплатежеспособностью. В современных условиях практически каждое коммерческое предприятие сталкивается с проявлением этого вида риска; § экономический риск возникает в результате нарушения хода экономической деятельности предприятия и недостижения запланированных экономических показателей (например, объема реализации товаров или прибыли). Он может быть связан с изменением ситуации на рынке, а также с экономическими просчетами менеджеров самого предприятия. Этот вид риска является наиболее распространенным в деятельности предприятия; § ценовой риск - это один из наиболее опасных видов риска, так как непосредственно и в значительной степени влияет на возможность потери доходов и прибыли коммерческого предприятия. Он проявляется в повышении уровня отпускных цен производителей товаров, оптовых цен посреднических организаций, повышении цен и тарифов на услуги других организаций (например, на энергоносители, транспортные тарифы, арендную плату и т.п.), увеличении стоимости оборудования. Ценовой риск постоянно сопровождает хозяйственную деятельность предприятия; § маркетинговый риск представляет собой риск выбора ошибочной стратегии поведения на рынке. Это могут быть неправильная ориентация на потребителя товаров, ошибки в выборе ассортимента, неправильная оценка конкурентов и т.д.; Для того, чтобы уменьшить степень вероятного риска и одновременно обеспечить достижение за-данных уровней рентабельности, необходимо: - искать партнеров, располагающих информацией о рынке и достаточными финансовыми средст-вами. В случае успеха с ними придется разделить часть прибыли; - обращаться к услугам внешних консультантов-экспертов, например, для проведения научнообоснованных прогнозов изменения цен, спроса, действий конкурентов; - образовывать специальный резервный фонд за счет части прибыли для самострахования; - передавать часть риска другим лицам и организациям путем страхования торгового бизнеса. В России в настоящее время работает масса частных страховых компаний (частично создана зако-нодательная база), страхующих коммерческие операции (коммерческий риск), перевозки грузов. Крометого, имеется страхование от пожаров, грабежей и других случаев, в результате которых происходитпотеря материальных ценностей. В рыночной экономике распространенным способом снижения риска является хеджирование. Вшироком смысле под хеджированием понимают создание встречных требований и обязательств (ва-лютного, коммерческого или кредитного характера). Для того, чтобы уменьшить коммерческий риск от какой-либо финансовой операции, компания за-ключает множество других контрактов, степень риска которых минимальна. Таким образом, общийриск компании снижается. Другими методами снижения коммерческого риска являются сбор дополнительной информации иразработка на ее основе достоверного прогноза поведения экономической системы в будущем; дивер-сификация производства (например, наряду с новыми товарами выпуск традиционных товаров, дающихстабильный доход); ограничение потерь (при росте потерь сверх какой-то заранее запланированнойсуммы коммерческая операция автоматически прерывается).
21. Роль договора во взаимоотношениях продавцов и покупателей.
22. Классификация договоров.
Правовые аспекты взаимоотношений субъектов коммерческой деятельности определены Гражданским кодексом Российской Федерации. В нем содержатся общие положения о договоре, а также нормы, регулирующие отдельные его виды. Договор - это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Сторонами договора могут быть как граждане, так и юридические лица. Условия договора стороны определяют самостоятельно, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано действующим законодательством.
С принятым действующим ГК РФ введено много новых видов договора, в том числе используемых и в КД. Их принято классифицировать по следующим основаниям:
Сторонами договора могут быть как граждане, так и юридические лица. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, действующим в момент его заключения. Такие правила могут быть установлены законными или иными правовыми актами.
Основными видами договоров, применяемых в торговле, являются: > договор купли-продажи; > договор розничной купли-продажи; > договор поставки; > договор складского хранения; > договор комиссии; > трудовой договор. Кроме перечисленных, между субъектами коммерческой деятельности возможно заключение других договоров (аренды, перевозки груза, на рекламу и т.д.), в том числе и смешанных, т.е. содержащих элементы различных договоров, предусмотренных законом. По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Договор розничной купли-продажи является публичным договором. Публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. По договору складского хранения товарный склад (хранитель) обязуется за вознаграждение хранить товары, переданные ему товаровладельцем (поклажедателем), и возвратить эти товары в сохранности. По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Трудовой договор - это соглашение между работником и работодателем (физическим либо юридическим лицом), по которому работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель (физическое либо юридическое лицо) обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.
23. Прямые хозяйственные связи, их сущность и преимущества.
прямые хозяйственные связи непосредственные производственные, научно-технические либо непроизводственные связи между предприятиями и организациями различных стран. Как правило, такая форма сотрудничества устанавливается объединениями, предприятиями и организациями, являющимися юридическими лицами и имеющими право осуществлять международную производственную кооперацию, оказывать услуги в области строительства, реконструкции, модернизации и обслуживания объектов, обмена производственным и научным опытом. Реализуются прямые хозяйственные связи на основе заключаемых контрактов, хозяйственных договоров, в которых предусматриваются: технико-экономические обоснования варианта установления прямых связей; вид сотрудничества (производство, услуги и т.п.), его объемы и сроки; технико-экономические и финансовые условия, включая рынки сбыта, условия продаж, цены; внешнеторговые особенности сотрудничества (условия поставок, условия перевозки и т.п.); правовые условия прямых связей. Развитие прямых хозяйственных связей можно рассматривать как этап перехода к созданию международных совместных предприятий и совместных торгово-промышленных объединений
Под прямыми договорными связями подразумеваются непосредственные договорные взаимоотношения между изготовителями и покупателями товаров без участия других коммерческих посредников. При этом современное российское законодательство определяет, что изготовитель — предприятие, организация, учреждение или гражданин-предприниматель, производящий товары для реализации, а покупатель — торговое предприятие, организация, учреждение или гражданин-предприниматель, реализующий товары оптом или в розницу.
Розничная торговля при установлении прямых договорных связей с изготовителями товаров получает более высокие доходы, чем при поставке товаров через оптовое звено, за счет закупки товаров по более низким ценам в результате сокращения числа посредников, участвующих в торговом обороте, а следовательно, и уменьшения величины торговых надбавок, устанавливаемых каждым посредником. Организация прямых договорных связей розничных торговых предприятий с производственными предприятиями по поставкам товаров простого ассортимента (хлебобулочных изделий, пива, безалкогольных напитков, муки, крупы, винно-водочных изделий, молочных продуктов, овощей, фруктов и др.) представляет собой наиболее рациональную и экономически целесообразную форму организации хозяйственных связей.
Организация же таких связей по поставкам товаров сложного ассортимента (тканей, швейных товаров, трикотажа, чулочно-носочных изделий, обуви, галантереи, культтоваров и др.) чрезвычайно затруднена в силу действия многих организационно-экономических, торговых, транспортных и других факторов (необходимость подсортировки изделий на оптовых складах, поставка товаров большими партиями, сужение ассортимента, величина розничного товарооборота, удаленность поставщиков от розничной сети и т. д.). По- этому роль оптовых звеньев в снабжении товарами сложного ассортимента розничных торговых предприятий остается и в рыночной экономике достаточно большой
По товарам сложного ассортимента важной задачей оптовых предприятий является установление прямых договорных связей с предприятиями-изготовителями, поскольку в отличие от розничных предприятий оптовые предприятия, имеющие более значительные объемы товарооборота, чем розничные, и располагающие необходимыми складскими площадями, могут получать товары от поставщиков и изготовителей в размерах транзитных отгрузок с необходимой частотой для комплектования широкого торгового ассортимента и регулярного снабжения товарами розничной торговой сети
24. Сущность, роль и содержание закупочной работы Закупочная работа является основой коммерческой деятельности в торговле. С нее по существу начинается коммерческая работа. Чтобы продать товар покупателю и получить прибыль, необходимо рас-полагать (владеть) товаром. Правильно организованные оптовые закупки дают возможность сформировать необходимый ассортимент товаров розничной торговой сети для снабжения населения, осуществлять воздействие на производителей товаров в соответствии с требованиями покупательского спроса, а также обеспечиваютэффективную работу торгового предприятия. Коммерческая работа по оптовым закупкам складывается из следующих этапов: - изучение и прогнозирование покупательского спроса; -выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров; -организация рациональных хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработкуи заключение договоров поставки, представление заказов и заявок поставщикам; -организация и технология закупок непосредственно у производителей товаров, посредников, натоварных биржах, у импортеров и других поставщиков; -организация учета и контроля за оптовыми закупками. Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров должна базироваться на принципах и методахсовременного маркетинга, с помощью которых коммерческие работники получают необходимую ин-формацию о том, какие изделия и почему хотят покупать потребители, о ценах, которые потребителиготовы заплатить, о том, в каких регионах спрос на данные изделия (т.е. емкость рынка) наиболее высо-кий, где сбыт или закупка продукции может принести наибольшую прибыль. Изучение и прогнозирование покупательского спроса является необходимым условием для успеш-ной коммерческой работы по закупкам товаров. Теория и практика маркетинга выработали целый арсе-нал средств и способов изучения и прогнозирования покупательского спроса, которые необходимо ис-пользовать при организации оптовых закупок товаров.К ним относят оперативный учет продажи товаров и движение товарных запасов за истекший период,изучение и обобщение заявок и заказов покупателей на приобретение и поставку товаров, учет и анализнеудовлетворенного спроса оптовых покупателей, проведение ассортиментных и конъюнктурных со-вещаний с покупателями, экономико-математические методы прогнозирования спроса и др. Для изучения и прогнозирования спроса на крупных и средних торговых предприятиях создаютсямаркетинговые службы (отделы), одной из основных функций которых является изучение как общегообъема спроса (емкости рынка), так и внутригрупповой структуры спроса на закупаемые товары.
25. Организация и технология закупок товаров у поставщиков
Закупка товаров - составная часть коммерческой деятельности торгового предприятия, включающая в себя: Под каналами распределения понимаются посредники, с помощью которых происходит перепродажа товаров при их движении к местам потребления. Распределение товаров является существенной стороной рынка. Каналы распределения характеризуются числом посредников, занятых доведением товаров до потребителя. По этому признаку они подразделяются на: одноуровневые (один посредник - розничное звено); двухуровневые (два посредника - оптовое и розничное звенья); трехуровневые (три посредника - крупный оптовик, мелкий оптовик, розничное звено). Выбор варианта каналов распределения зависит от величины товарных потоков и минимума приведенных затрат.
Правильно организованная закупочная работа способствует удовлетворению потребительского спроса, позволяет уменьшить вероятность коммерческого риска, связанного с отсутствием сбыта товаров. Достичь этого можно выполнением ряда операций. Она указывается в контракте и не подлежит изменениям при расчете. Скользящая цена - это цена, исчисленная в период исполнения сделки в результате принятия в расчет переменных рыночных величин при пересмотре договорной цены в стороны повышения или понижения. Ее использование предусматривается при сделках с длительными сроками поставок товаров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|